<i><b>
░ Памяти
МИХАИЛА ВРУБЕЛЯ
</i></b>
▤ ▰ ▦ ▱ ▧ ▰ ▨ ▱ ▩ ▰ ▤ ▰ ▦ ▱ ▧ ▰ ▨ ▱ ▩ ▰ ▤ ▰ ▦ ▱ ▧ ▰ ▨ ▱ ▩ ▰ ▤ ▰ ▦ ▱ ▧ ▰ ▨ ▱ ▩
<i>
Любой
человек, серьезно интересующийся русской культурой и искусством, не может не
заметить поразительную духовную и творческую взаимосвязь двух великих русских
гениев XIX века - поэта Михаила Лермонтова и художника Михаила Врубеля.
Трагические жизненные пути обоих постоянно перекликались в образах их
искусства, творческих муках и озарениях. Одной из центральных тем в творчестве
обоих художников стала тема Демона - падшего ангела, в гордом одиночестве
блуждающего по просторам вселенной. Гениальная поэма Лермонтова
"Демон" и поразительные врубелевские рисунки к ней стали вершинами в
творчестве обоих мастеров.
▪▪▪▪▪▪
Бывают
в жизни странные совпадения событий, непостижимые стечения обстоятельств,
знаменательных дат, которые как будто ничем не связаны между собой и могут
казаться чудесными, как проявление высшей воли или таинственного
предопределения. Но проходят десятилетия, века, и то, что казалось странным,
чудесным, становится доступным пониманию явлением необходимой преемственности в
истории культуры. В 1856 году в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое
издание поэмы «Демон» бывшего поручика Тенгинского полка Михаила Юрьевича
Лермонтова, и в том же году в Омске, в семье штабс-капитана того же Тенгинского
пехотного полка Александра Михайловича Врубеля родился сын - будущий художник
Михаил Врубель, жизнь которого сложилась так, что будто бы к его колыбели
прилетал лермонтовский Демон, избравший новорожденного своим новым пророком.
Все,
кто знал Врубеля при жизни, и все, кто потом писал о его характере и творчестве,
не могли не задуматься о существе очевидной глубокой связи и духовном родстве
необыкновенного, ничем не похожего на других русского художника конца XIX века
и великого русского поэта тридцатых годов прошлого столетия. Иллюстрации
Врубеля к поэзии и прозе Лермонтова, рисунки и картины художника, напоминающие
замыслы и образы поэта, приводили некоторых литературоведов к мысли о
конгениальности образов обоих великих творцов и даже к неверному утверждению,
будто Врубель был просто иллюстратором Лермонтова. Конечно, здесь прежде всего
имели в виду «Демона», который был программным образом-символом, художественной
формой философского мировосприятия и лирическим героем многих произведений
обоих художников.
▪▪▪▪▪▪
В их детстве были схожие черты: и тот и другой рано
лишились матерей, от которых наследовали душевную хрупкость и одновременно затаенную
пылкость; обоих зачаровывала музыка, которую они могли слушать часами, оба
предпочитали всем другим театрализованные игры с переодеваниями в героев сказок
и романов. Подруга детских игр Врубеля В.Д.Александрова вспоминала: «Игры наши
были всегда в высшей степени романтичны и носили на себе яркий отпечаток
влияния тогдашней ходовой детской литературы - Купера, Майн-Рида и т. п., но
много было в них Мишиной выдумки; его фантазия была неистощима. Премьером,
героем всех приключений на суше и на море, конечно, всегда был Миша». В них
рано проснулось и росло ненасытное воображение; они становились настоящими
героями вымышленных историй и, отдаваясь со всей пылкой страстью игре, которая
для них была совсем не игрой, а скорее детской поэзией, творчеством, увлекали
за собой сверстников, покоряли их силой своей фантазии. Но нередко они впадали
в мечтательность и тогда покидали всех для уединения: Лермонтов убегал в
беседку с акациями в саду, Врубель незаметно уходил в свою комнату или в
дедовскую библиотеку. Внезапная отрешенность и задумчивость, молчаливость и
стремление к одиночеству, возникавшие независимо от условий и обстоятельств,
когда пылкое воображение вдруг захватывает сознание человека Целиком и
переносит его в иной мир,- все это было и у поэта, и у художника еще в годы
детства как следствие сходной наследственности их романтических натур.
Нельзя не обратить внимания на черты сходства и
различия в том, как происходило воспитание будущих великих художников:
Лермонтов был окружен в доме своей бабушки сверстниками, с которыми учился,
играл и которыми верховодил; домашнее воспитание Врубеля шло под наблюдением
отца и мачехи - хорошей пианистки. Разумеется, в крупном имении Столыпиных
Тарханы Лермонтов был слишком ласкаем бабушкой, а в многодетной семье небогатого
офицера, в казенных квартирах в Омске, Астрахани, Саратове, Одессе, куда служба
отца перемещала семью, Врубель не мог быть так балован. И, все же, и Врубель
был верховодом братьев, сестер и товарищей домашних игр, хотя старшей из детей
в семье была его сестра Анна Александровна, посвятившая потом всю свою жизнь
брату-художнику. Еще в детские годы и Лермонтов, и Врубель могли почувствовать
широту мира благодаря поездкам и путешествиям: с Урала в Москву и на Кавказ -
Лермонтов; из Сибири в приволжские города, в Петербург и Одессу - Врубель.
Потом художник много ездил и по своей стране, и за границей, он жил в Германии,
Италии, Франции, видел Грецию, путешествовал по Средиземноморью, и хотя мало
писал чисто пейзажных картин, но природу он любил и понимал не менее глубоко,
чем поэт.
И Лермонтов, и Врубель получили основательное
образование, но художник имел возможность учиться больше и разностороннее в
гимназии, университете, Академии художеств. И все же, при всех различиях эпох и
классовых привилегий, имущественного положения, их обучение, их интересы имели
много сходного: домашние учителя, увлечение историей и литературой -
античностью, средневековьем, эпосом, одни и те же любимые произведения и
авторы: Данте, Шекспир, Гёте, Байрон и Вальтер Скотт. Пушкин был кумиром обоих,
но у Врубеля были еще Лермонтов, Тургенев, Толстой и Достоевский.
Оба с детства с увлечением рисовали и писали
красками, однако это увлечение не исключало других; их огромные дарования вовсе
не проявлялись в любви к чему-либо одному - литературе или живописи, они живо
вникали в науки.
▪▪▪▪▪▪
Уникальная,
не имеющую аналогов в рунете, подборка рисунков Врубеля к произведениям
Лермонтова, в первую очередь, к поэме "Демон".
▤ ▰ ▦ Картины
Русские
художники. ВРУБЕЛЬ М.А. - 188 работ.
http://www.youtube.com/watch?v=ar4vA8T0pm8