<i><b>
░ Пётр ЧААДАЕВ
</i></b>
◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌
"Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее, только бы ее не обманывать."
"Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами... Я полагаю, что мы пришли после других для того, чтобы делать лучше их, чтобы не впадать в их ошибки, в их заблуждения и суеверия."
<i>
Философ, публицист.
Участник Отечественной войны 1812 года. Отказался от карьеры
личного адъютанта императора Александра I, заявив, что не желает быть “шутом”
при монархе. В 1821 году был принят в Северное Общество декабристов. В 1823-26
годах за границей. Философско-исторические взгляды Чаадаева сложились под
влиянием идей католического провиденциализма и социального христианства
(Ф.Ламенне и др).
В главном сочинении – “Философические письма” (написаны в
1829-31 годах) высказывал мысли об отлученности России от всемирной истории, о
духовном застое и национальном самодовольстве, препятствующих осознанию и
исполнению ею предначертанной свыше исторической миссии. За публикацию первого
письма (1836) был закрыт журнал “Телескоп” был закрыт, а Чаадаев “высочайшим
повелением” был объявлен сумасшедшим. В “Апологии сумасшедшего” (1837),
написанной в ответ на обвинения, выразил веру в историческую будущность России.
Философские произведения Чаадаева оказалось возможным
публиковать только после Манифеста 17 октября 1905 года. Они вышли в очень
сокращенном виде только в издательстве “Путь” в 1913-14 годах.
Попытки опубликовать сочинения Чаадаева в 20-х-30-х годах не
увенчались успехом: для советской власти они были столь же неприемлемыми, как и
для царской.
Первые публикации некоторых сочинений и писем Чаадаева
появились в середине 80-х годов. И только в 1991 году Издательство “Наука”
выпустило двухтомное полное собрание сочинений и писем в 2-х томах. До этого
отдельные фрагменты ходили в самиздате.
◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌
◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌
След, оставленный Чаадаевым в сознании русского
общества, — такой глубокий и неизгладимый, что невольно возникает вопрос: уж не
алмазом ли проведен он по стеклу? Это тем более замечательно, что Чаадаев не
был деятелем: профессиональным писателем или трибуном. По всему своему складу
он был «частный» человек, что называется «рrivatier»*. Но, как бы сознавая, что
его личность не принадлежит ему, а должна перейти в потомство, он относился к
ней с некоторым смирением: что бы он ни делал — казалось, что он служил,
священнодействовал.
* «Частное лицо» (фр.).
О.Мандельштам
◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌
◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌
"...Всегда мудрец, а иногда мечтатель"
Петр Чаадаев в 1815 году, 21 год ...Он три часа по
крайней мере
Пред зеркалами проводил
И из уборной выходил
Подобный ветреной Венере,
Когда, надев мужской наряд,
Богиня едет в маскарад.
Такой портрет своего приятеля Петра Яковлевича
Чаадаева дает в первой главе "Евгения Онегина" Александр Сергеевич
Пушкин. Не приходится удивляться, что прозвище Богиня тут же привязалось к
Чаадаеву и не оставляло его до конца жизни. Когда из покосившегося обветшалого
флигеля дома на Новой Басманной в Москве он по-прежнему выезжал настоящим
франтом, чтобы блистать в свете...
◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌
◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌
П.Чаадаев
“Болезнь одна лишь заразительна, здоровье - нет; то
же самое с заблуждением и истиной. Вот почему заблуждения распространяются быстро,
а истина так медленно.”
“В крови у нас есть нечто, отвергающее всякий
настоящий прогресс.”
“Прочь себялюбие, прочь эгоизм. Они-то и убивают
счастье. Жить для других значит жить для себя. Доброжелательность, бесконечная
любовь к себе подобным - вот, поверьте мне, истинное блаженство; иного нет.”
“Библия есть драгоценнейшее сокровище человечества;
она - источник всякой моральной истины; она пролила на мир потоки света, она
утвердила человеческий разум и обосновала общество.”
“Надеяться на Бога есть единственный способ в него
верить, и потому кто не молится, тот не верит.”
“Без общения с другими существами мы бы мирно щипали
травку.”
“В России все носит печать рабства - нравы,
стремления, образование и даже вплоть до самой свободы, если только последняя
может существовать в этой среде.”
“Тщеславие порождает дурака, надменность - злобу.”
≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
http://antology.igrunov.ru/authors/chaadaev/
≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
❐ Картинки
и портреты
https://www.google.ru/search?q=%D0%BF%D0%B5%D1%82%D1%80+%D1%87%D0%B0%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%B5%D0%B2+%D1%86%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8B&newwindow=1&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ei=eQ6SU7zWDKiA4gSB4oDADA&ved=0CAYQ_AUoAQ&biw=1067&bih=517
</i>