.
. .`҉҉´- . -*
-`҉҉´-¸.*-`҉҉
@══════@
.║……….…║
.║ …………║
@══════@
*.-`҉҉´-*´ ¸*-`҉҉
¸.*.-`҉҉    <b>Александр Генис. Картинки с выставки
Алфавит Шагала /отрывок/
</b> <i>
Оксюморон, — сказал Эпштейн, когда мы с ним подходили к Еврейскому музею
Нью-Йорка, — такого, в сущности, не может быть.
— Конечно, — согласился я, — музей нарушает вторую заповедь: «Не сотвори
себе кумира».
— Поэтому, — неожиданно заключил Миша, — среди мастеров авангарда столько
еврейских художников.
Борясь с ортодоксальным подсознанием, они не решались изображать мир
таким, каким он создан, чтобы не вступать в конкуренцию с Богом. Отсюда
деформации видимых образов, которые, собственно, и отличают авангард от реализма.
— Искажая реальность, — обрадовался я мысли, — художник словно просит у
нее прощения за свое кощунственное ремесло. Вот так благочестивые евреи
пропускают из благоговения букву в слове «Б-г».
Шагал, однако, благоговел громко, не стесняясь своего богоборческого
искусства. Его картины живут озвученными: они кричат и поют. Не зря работы
художника украшают оперные театры — и нью-йоркский, и парижский. Побывав в
последнем, Солоухин брезгливо пожаловался на то, что французы смешали высокое
искусство с местечковым. По-своему он был прав. Шагал хотел вместить мир в
родной штетл и научил всех говорить на его языке.
Накануне ХХI века лучше всех приспособленный к ретроспективам музей
Гуггенхайма устроил смотр искусству уходящего века. Обойдя внутри гениальной
спирали все школы и направления — от раннего Пикассо до позднего, — я
восхищался всеми, но жить бы хотел только с картинами Шагала. В них тепло,
уютно, до земли недалеко, но и к небу ближе.
===== 2
<i>
Неудивительно, что каждый раз, когда в Нью-Йорке устраивают его выставки,
приходят толпы. На этот раз экспозиция покрывала самые трудные годы — военные.
Сперва Шагал надеялся отсидеться в Провансе, но вскоре пришлось бежать в
Нью-Йорк, откуда он перебрался в Катскильские горы. Жил в маленьком городке
Крэнберри-Лэйк (и правда — озеро, я в нем ловил рыбу). Там художника никто не
знал. Однажды Шагал хотел расплатиться за визит к местному доктору своим
рисунком. Сельский врач предпочел два доллара, чего ему так и не простили
наследники.
Все бы ничего, но в Америке внезапно умерла его жена и муза —
возлюбленная Белла. Горюя, Шагал перестал работать. Беспокоясь об отце, дочь
нашла ему компаньонку (племянницу, не могу не сказать, того самого Хаггарда,
что написал «Копи царя Соломона»). Шагал на ней женился и снова стал писать
свадьбы, цветы и ангелов. После войны вернулся во Францию и умер в лифте,
поднимаясь в мастерскую. Ему было девяносто семь. Но все главное в этой
растянувшейся почти на век жизни произошло в самом начале. В сущности, Шагал
всю жизнь писал свое детство, когда он, как Адам, открыл мир и назвал его
по-своему. В Париже, считая мастерскую Эдемом, он писал картины голым.