<b> Помним</b>
❖ ❦ ❥ ❖ ❧
❤
<b> Маргарет Митчелл</b>
♥
ღ ♥
Родилась: 8 ноября 1900 г., Атланта, Джорджия, США
Умерла: 16 августа 1949 г.
<b> Сергей Борисов
Почему сожгли ее архив?
</b>
<i>
Маргарет Митчелл считают автором одной книги. Но что это за
книга! Общий тираж "Унесенных ветром" уступает только Библии Маргарет
Митчелл считают автором одной книги. Но что это за книга! Общий тираж
"Унесенных ветром" уступает только Библии.
<b>Смерть под колесами </b>
Маргарет Митчелл и Джон Марш оставили машину на стоянке и
направились к кинотеатру. Для супругов это было традицией -- проводить один-два
вечера в неделю в темном зале перед киноэкраном. Надо было перейти Персиковую
улицу, ставшую самой знаменитой улицей Атланты после выхода романа
"Унесенные ветром", а более того -- после снятого по книге фильма. До
тротуара было несколько метров, но тут из-за угла, нарушая все правила, на
бешеной скорости выскочило такси.
Машину бросало из
стороны в сторону, заскрипели тормоза, но было поздно... Искалеченную Маргарет
отправили в больницу, где пять дней спустя, 16 августа 1949 года, она
скончалась.
Писательницу
похоронили на Оуклендском кладбище в Атланте рядом с могилами ее родителей и
умершего в детстве брата. В мае 1952 года там же был похоронен скончавшийся от
сердечного приступа Джон Марш. Незадолго до смерти он выполнил волю супруги,
уничтожив почти весь ее архив. Секретарша Митчелл и дворник больше часа кидали
в топку бойлерной тысячи и тысячи страниц черновиков, картонные папки и связки
писем.
А пьяного водителя
такси чуть не линчевали на месте преступления. Как того требовали законы Южных
штатов, прошлое которых с такой любовью воспроизвела Митчелл в романе
"Унесенные ветром".
•
<b> Кто написал
роман </b>
Почему был сожжен архив писательницы? Почему в
неприкосновенности остались лишь образцы рукописей и подготовительный материал
к "Унесенным ветром"? Более десяти лет Маргарет Митчелл отбивалась от
критиков и развенчивала мифы. Уже 29 сентября 1936 года, то есть через два
месяца после выхода романа, "Вашингтон Пост" утверждала, что книга
написана в соавторстве с Джоном Маршем.
Другая, не менее солидная, газета уверяла, что супруга тут
вовсе ни при чем, а все от первого до последнего слова написано Маршем. Дальше
-- больше.
Третья газета
автором книги называла старшего брата Митчелл -- Стивенса. Четвертая отдавала
предпочтение нобелевскому лауреатуСинклеру Льюису, которому Маргарет якобы
заплатила, чтобы он написал книгу за нее.
Пятая пыталась
доказать, что Митчелл просто переписала дневники своей бабушки. Шестая убеждала
читателей, что львиную долю в создание книги внесли литературные редакторы
издательства "Макмиллан", и даже своим названием роман обязан им.
Все эти обвинения
больно ранили писательницу, которая больше всего на свете боялась обвинения в
нечестности и плагиате. Когда-то именно за это 9летнюю Маргарет строго, если не
сказать жестоко, наказал отец, поставив в вину домашний спектакль на сюжет
дидактического романа Томаса Диксона "Предатель". Отец сказал:
"Запомни, Маргарет, плагиат -- это в точности то же, что и
воровство". Девочка запомнила. Она пронесла эти слова через всю жизнь и
потому распорядилась в завещании сохранить лишь те материалы, которые неопровержимо
доказывают, что "Унесенные ветром" написаны ею и только ею.
</i>
♥
• ღ • ♥
<b> Буцефал споткнулся </b>
<i>
Слухи множились. Говорили, что у Митчелл деревянная нога;
что, закованная в гипс, она пишет, лежа в кровати при свете керосиновой лампы;
что девочкой она жила в Глазго, а сейчас прячется на норковой ферме на Аляске;
что она злоупотребляет спиртным и не стесняется появляться на людях в изрядном
подпитии; что поместье Тара из романа -- это поместье ее прадедушки Филиппа
Фицджеральда неподалеку от Джонсборо, где ныне живет ее дядя, который
показывает поместье зевакам, убеждая всех, будто он сын Скарлетт О'Хары;
наконец, прошел слух, что Митчелл написала дополнительную главу к
"Унесенным ветром" и что "Макмиллан" вышлет эту главу
каждому желающему, приславшему по адресу издательства один доллар.
Что из этого хотя
бы отчасти правда? Маргарет Митчелл носила ортопедическую обувь. В детстве она
очень любила верховую езду и прогулки на любимом Буцефале по ферме незамужних
тетушек Мэри и Сары, которая действительно была расположена недалеко от
Джонсборо. Однажды Маргарет захотела показать старшему брату, какая она ловкая
наездница, пришпорила лошадь, но Буцефал споткнулся и упал, придавив своим
телом девочку. Левая нога Маргарет была сильно повреждена, и с тех пор Маргарет
носила специальные ботинки. Нет сомнений, что это событие заставило
писательницу ввести в ткань будущего романа смерть Джеральда О'Хара и маленькой
дочки Скарлетт и Батлера Бонни, которые погибли, когда пытались перепрыгнуть
(он -- на лошади, она -- на пони) через барьер.
</i>
♥
ღ ♥
<b>Домохозяйке
-- Пулицеровскую премию </b>
<i>
В конце концов большинство сплетен, связанных с именем
Маргарет Митчелл, канули в Лету. Но одна "удержалась на плаву",
благополучно кочуя из монографии в монографию, из предисловия в предисловие.
Мол, это настоящее
чудо, что малообразованная домохозяйка смогла сделать то, что полагали
невозможным писатели и критики: создать эпическое произведение, посвященное
войне Севера и Юга, удержавшись от дешевой беллетристики и не скатившись в
сухое занудство.
Да, Маргарет
Маннерлин Митчелл, родившаяся 9 ноября 1900 года, была домохозяйкой, но не по
призванию, а по требованию супруга. И образования ей хватало! Иначе и быть не
могло. Разве ее отец, Юджин Митчелл, известнейший в Атланте юрист, эксперт по
недвижимости, в юности мечтавший стать писателем, мог позволить такое? После
средней школы Маргарет училась в семинарии им. Вашингтона, по ее окончании
почти год занималась в колледже Смита в Нортгемптоне (штат Массачусетс), мечтая
поехать в Австрию на стажировку к самому Зигмунду Фрейду. Но в январе 1919 года
от гриппа скончалась ее мать, и Маргарет стала ухаживать за больным отцом.
За год до этого от
ран, полученных во Франции в битве на реке Мез, умер ее жених Клиффорд Генри
(всю жизнь Маргарет в день его смерти будет посылать цветы его матери). Она
вышла замуж за Реда Апшоу, но брак был столь неудачным, что Маргарет не
расставалась с пистолетом, опасаясь за свою жизнь. В 1925 году Митчелл
разводится (вскоре первый муж будет найден убитым в городишке на Среднем
Западе) и выходит замуж за Джона Марша.
К этому времени
Митчелл уже три года работает репортером и эссеистом в газете "Атланта
Джорнэл". Ко времени свадьбы с Маршем она -- "золотое перо"
газеты -- специализировалась на исторических очерках.
Оставив
журналистику, она, по настоянию мужа, села за "ремингтон", чтобы
написать "что-нибудь художественное", тем более что у нее был опыт из
неоконченного романа и нескольких пьес.
Сначала появилась
повесть о несчастной любви белой девушки и мулата, но она получилась слишком
сентиментальной. Тогда Митчелл взялась за роман из времен Гражданской войны,
начав с того, что написала главную фразу последней главы: "Она не сумела
понять ни одного из двух мужчин, которых любила, и вот теперь потеряла обоих".
Этому роману и суждено было стать "Унесенными ветром". В декабре 1935
года Митчелл написала окончательный (60-й!) вариант первой главы, и рукопись
была отослана в издательство.
Через год
"Унесенные ветром" стали национальным бестселлером, еще через год
Маргарет Митчелл получила за книгу престижнейшую Пулицеровскую премию, а еще
через год, когда продюсер Дэвид Селзник выпустил фильм с Кларком Гейблом и
Вивьен Ли в главных ролях, писательница стала национальным достоянием.
</i>
•
<b>
Капсула для потомков </b>
<i>
При закрытии
Всемирной выставки в Нью-Йорке в 1939 году роман "Унесенные ветром"
был помещен вместе с другими реалиями быта в так называемую "временную
капсулу", которую закопали на территории выставки для потомков, жителей
6939 года. Кроме книги, капсула содержала американские газеты и журналы за 1939
год, молитву "Отче наш" на нескольких языках, документальный фильм о
Франклине Д. Рузвельте, а также ряд бытовых предметов: телефон, наручные часы,
женскую шляпу, сигареты... Считалось, что, найдя эту капсулу, люди будущего
получат полное представление об Америке ХХ века.
Сама Митчелл к этой акции отнеслась с
иронией. А к фантастическому успеху фильма -- сдержанно. Она была на премьере,
она своими глазами видела, как зрители чуть не разнесли в щепки кинотеатр, она
расточала похвалы актерам и создателям фильма, но каким-то образом ухитрялась
оставаться в тени.
Такой она и оставалась до самой смерти:
педантичной, ответственной (буквально -- ей приходили тысячи писем, и на каждое
она считала долгом ответить) и скромной. Она писала: "Несмотря на длину
романа и множество деталей, это, в сущности, простая история об абсолютно
простых людях. Здесь нет изысканного стиля, нет философии, минимум описания,
нет грандиозных мыслей, нет скрытых значений, никакой символики, ничего
сенсационного -- словом, ничего из того, что делало другие романы
бестселлерами".
"Зато в нем есть душа", --
отвечали ей.
К этому нечего добавить.
</i>
➯ http://samlib.ru/b/borisow_s_j/mitchel.shtml
ღ ♥ ღ
♥ ღ ♥