<i> <b>
░   Мария
Вениаминовна Юдина
</i> </b>
▪ ** ▪ ◦ ◦ ▪ ** ▪ ◦ ◦ ▪ ** ▪ ◦ ◦ ▪
** ▪ ◦ ◦ ▪ ** ▪ ◦ ◦ ▪ ** ▪ ◦ ◦ ▪ ** ▪ ◦ ◦ ▪ ** ▪ ◦ ◦ ▪
<i>
✎ Современники
обычно редко знают гениев, с которыми живут рядом, — исторические, почившие в
бозе знаменитости гораздо понятнее и милее. О них уже составлено мнение, они
уже мирно заняли свою нишу в здании человеческой культуры, их авторитет
незыблем. Иное дело — те, кто ушёл от нас недавно и в силу этого мало известен
широкой публике. О них ещё нужно спорить, их имена ещё ждут своей очереди у
иерархической лестницы. Однако есть среди претендентов в гении бесспорные
личности. К таким необсуждаемым великим принадлежит и Мария Юдина.
✎ Юдина
выделялась во всём. По своему формировала репертуар, одевалась не так, как
другие, по своему держалась на сцене, отличалась интерпретацией классиков,
иначе обращалась с роялем. Игру Марии Вениаминовны характеризовали крайности.
Она любила предельные темпы, вела медленные места медленнее, быстрые — быстрее
обычных. Она могла иной раз начать «гвоздить» какой нибудь музыкальный эпизод с
таким беспощадным, не признающим меры упорством, которое отпугивало даже
преданных её почитателей. Некоторые принимали это за оригинальничание, не беря
в толк, что гениям оригинальность присуща по определению, как когда то метко
заметил один русский поэт, если бы кошка в зоопарке увидела кенгуру, то ни за
что бы не поверила, что такое возможно, и решила бы, что это обыкновенная
кошка, которая нарочно притворяется.
/////////////////2
<i>
Возможно, свою незаурядность Мария
унаследовала от отца, который, несмотря на отчаянную бедность своего семейства,
закончил медицинский факультет у Склифосовского, а вернувшись в родной город
Невель, стал одним из самых уважаемых и известных врачей захолустной еврейской
провинции. Вениамин Гаврилович представлял тот тип земского врача, который
описан в русской литературе как образец настоящего интеллигента. Он не только
лечил, но и беспрестанно хлопотал об общественной пользе — участвовал в
открытии школ и больниц, строил артезианские колодцы, читал лекции. Энергией он
обладал неумеренной, бескомпромиссность его не знала пределов — самого
губернатора он однажды спустил с лестницы. Но если характером Мария вышла в
отца, то музыкальные способности передались ей от матери. Одна из учениц Антона
Рубинштейна, жившая тогда в Витебске, заметила талант Маруси и предложила свои
услуги по обучению девочки. Эта блестящая пианистка — женщина обеспеченная —
никогда не брала учеников и сделала исключение только для неё.
/////////////////////////////////////3
<i>
✎ Она совершенно равнодушно относилась к
материальному благополучию, раздавала страждущим свои гонорары, ссужала деньги
на отправку в лагеря и ссылки, во время войны за счёт её пайка питалось несколько
семей; бывало, не задумываясь, она занимала, чтобы этими взятыми в долг
деньгами распоряжаться так, как ей подсказывало сердце. Она оделяла ими
попавших в беду и лишения. Художница А. Порет рассказывала, что однажды Юдина
пришла к ней, ведя за руку существо с чёрными глазами, и, наскоро объявив, что
девочке негде жить, — родители уехали в Сибирь — попросила оставить ребёнка на
шесть дней. Шесть дней превратились в шесть лет.
О пренебрежении Юдиной к одежде и быту ходят легенды.
Зимой и летом Мария Вениаминовна носила кеды, что приводило в ужас окружающих;
в самую холодную погоду Юдина неизменно появлялась в лёгком, стареньком плаще.
Нормальная же сезонная обувь немедленно дарилась. Купленная для неё
митрополитом Ленинградским Антонием шуба принадлежала Марии Вениаминовне всего
три часа.
Однажды она явилась на ответственный концерт в
домашних меховых тапочках. Известный немецкий дирижёр Штидри выпучил глаза и
долго смотрел то на лик, то на ноги пианистки, потом воскликнул: «Но фрау
Юдина!» Пришлось на два часа выпросить приличные туфли у кассирши. До глубокой
старости прославленная пианистка не имела своего угла. В снимаемых комнатах она
обычно не уживалась. Платила хозяевам, переезжала, перевозила рояль и через три
дня покидала квартиру. Жила в прихожих у друзей, спала, в буквальном смысле, в
ванной. Она объясняла свою бездомность тем, что не желала мешать другим, у
чужих ей неудобно было играть по ночам. Но её скитальчество объяснялось
необъяснимым для простых смертных образом жизни гения.
/////////////////////////////////////4
<i>
✎ Как и некоторые избранные, Юдина избежала
преследований. В ней, по видимому, была сконцентрирована та степень духовности,
которая даже такое чудовище, как Сталин, приводила в замешательство. В связи с
этим рассказывают почти фантастическую, но тем не менее правдивую историю о
том, что вождь, услышав однажды по радио пианистку Марию Юдину, пожелал иметь
запись этой передачи у себя. Поставленный в известность руководитель радио
решил сделать Сталину сюрприз. Поздним вечером того же дня в студии были
собраны симфонический оркестр и Мария Юдина. Под утро запись была готова, а уже
в час дня пластинка лежала на приёмнике у Сталина. Вождь написал Юдиной записку
с благодарностью за её игру и распорядился вложить в конверт 10000 рублей (по
тем временам — деньги огромные). Конверт направили адресату с фельдъегерской
почтой, а попросту говоря — с тремя офицерами НКВД. Мария Вениаминовна
незамедлительно написала ответ, в котором тоже благодарила вождя за внимание и
сообщала, что деньги передала православной церкви с просьбой помолиться за его,
Сталина, грехи… Как на эту дерзость, вы думаете, прореагировал тиран? Никак… Он
поразмыслил и оставил Юдину в покое.
Подруга Юдиной, Екатерина Крашенникова, в своих
воспоминаниях написала так: «Говорят, беспросветные были годы. Какие же
„беспросветные“, когда жили и творили в них такие светочи, как Мария
Вениаминовна Юдина?»
► http://www.loveorigami.info/story.php?aut=440
</i>