28 мар. 2021 г.

 ✔✔

❚█══█❚

Есть книги, которые из любого возраста возвращают нас в детство, — в них запах летнего вечера, скрип велосипедных колес по гравию, звонкий дружеский смех и радость первых открытий. «Денискины рассказы» Виктора Драгунского — именно такая книга. Она моментально превращает взрослых серьезных дяденек и тетенек в беззаботных мальчишек и девчонок.
<i>
20 цитат из «Денискиных рассказов» Виктора Драгунского

1. И к нам вошел какой-то дяденька. Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду.
2. Там народу было видимо-невидимо, и все в костюмах. Одних гномов было человек 50. И еще было очень много белых «снежинок». Это такой костюм, когда вокруг много белой марли, а в середине торчит какая-нибудь девочка.
3. – А теперь идите – учитесь хорошо! И мы пошли учиться. Но я сидел и плохо учился.
4. Я хорошо пел, наверное, даже было слышно на другой улице.
5. Когда Аленка меня увидела, она сразу заорала: “Дениска пришел! Ого-го!” Я вежливо сказал: “Здравствуйте! Чего орешь, как дура?”
6. – Ну что ты, мама, – сказал я, – какое может быть сравнение? Серые мышки – это как простые, а белые – вроде диетические, понимаешь?
7. – А разве бывают хорошие болезни? – Ого, – сказал я, – сколько хочешь! Ветрянка, например. Очень хорошая, интересная болезнь. Я когда болел, мне все тело, каждую болячку отдельно зеленкой мазали. Я был похож на леопарда. Что, плохо разве?

===== 2
<i>
8. Я выбежал в коридор прямо в чем мать родила, в одних трусиках.
9. Меня даже досада взяла. Вот в кои-то веки захотел быть рыцарем, так денег нет!
10. Утром я ничего не мог есть. Только выпил две чашки чаю с хлебом и маслом, с картошкой и сосиской. Потом пошел в школу.
11. Два часа! Каких-нибудь пять минут поиграли, а уже два часа!
12. И я теперь дал клятву, что буду учить уроки всегда. До глубокой старости.
13. Я остановился и внятно сказал: “Никакие не сыски. Никакие не хыхки, а коротко и ясно: фыфки! Вот и все!”
14. Мама посмотрела мне в глаза. Она смотрела долго-долго и потом спросила: “Ты это запомнил на всю жизнь?” И я ответил: “Да”.
15. Однажды мы с папой пошли в зоопарк, и я скакал вокруг него на улице, и он спросил:
— Ты что скачешь?
А я сказал:
— Я скачу, что ты мой папа!
Он понял!
16. — Вот, папа, послушай, какую я Мишке задам задачу: вот у меня есть два яблока, а нас трое, как разделить их среди нас поровну?
— Сдаюсь!
Я сказал:
— Чтобы мы все получили поровну, надо из этих яблок сварить компот.
17. Но я пел только громко, я не хотел петь потише, потому что настоящее пение — это именно когда громко!
18. И я сел на подоконник и принялся ничего не делать.
19. Я люблю посмеяться... Иногда мне нисколько не хочется смеяться, но я себя заставляю, выдавливаю из себя смех — смотришь, через пять минут и вправду становится смешно.
20. Федька к нам приехал по делу - чай пить.

✔✔

<b>

</b>

<i> 

 О Путине сказать могу

немало добрых фраз.
Он противостоит врагу,
что окружает нас.
Мы этот факт ценить должны.
Тем более, при нём
растет число врагов страны
буквально с каждым днём.

 ( ´•` ) ()

<b>

</b> 
<i>

Было это так. Сашка сказал: «А у нас сегодня по телевизору будут показывать “Белоснежку и семь гномов”». — «А вот и врешь! — сказал я, — это у нас будут показывать “Белоснежку”». — «Нет, у нас!» — «Нет, у нас!» И началось то самое, что пришлось разнимать всем двором.

Нам просто и в голову не могла прийти такая глупость, что в двух разных телевизорах может быть одно и то же. Так, видимо, проявляла себя наша страсть к уникальности, к неповторимости. Тотальная унификация, нужда в мимикрии и постыдная склонность к конформизму настигли нас позже, уже в школе. И мы уже никогда не удивлялись тому, что всё везде одно и то же. А вот смирялись мы с этим или нет, то это уже — кто как.

✔✔

 ( ´・・)(._.`)

<i><b>

Игорь Иртеньев

</b> 

Человек на 80 % состоит из воды,
На 30 – из детских воспоминаний,
На 70 – из отрывочных знаний
И на остальные 40 – из какой-то совсем уж бессмысленной ерунды.

Пользы от него, если разобраться, никакой,
Как, впрочем, и вреда особенно нет никакого,
Так стоит ли удивляться, что Бог в какой-то момент махнул на него рукой
И взял обратно данное когда-то Слово.

 ✔✔

 

<b> 

Маленькие истории

</b> <i>

28 марта 1941 года Вирджиния Вулф, мучимая затяжной депрессией, надела пальто, наполнила карманы камнями и вошла в реку, неподалёку от своего дома в Сассексе. Так добровольно покинула этот мир знаменитая английская писательница, книги которой называют классическими произведениями «потока сознания». Смерть родителей стала большой психологической травмой для юной Вирджинии: головные боли, голоса, видения не оставляли ее до конца жизни, несколько раз она пыталась покончить с собой. С началом Второй Мировой войны непроходящий страх за мужа, который был евреем, привел к обострению приступов, с которыми Вирджиния уже не сумела совладать. Последней ее книгой стал роман "Между актов", опубликованный посмертно.

"Не лучше ли принять за данность, что существует Дух, который объемлет, животворит, путеводит и проникает..."

 

✔✔

  ........... (\_/)

      ...  ,((((^`\

         ((((  (6  \

         ,((((( ,,     \

         ,((((    /"._--,'

"'"'"'"'""((((     (             

<i><b>Илья Сельвинский </b>

КАЗАЧЬЯ ШУТОЧНАЯ

Черноглазая казачка
Подковала мне коня,
Серебро с меня спросила,
Труд не дорого ценя.

- Как зовут тебя, молодка?
А молодка говорит:
- Имя ты мое почуешь
Из-под топота копыт.

Я по улице поехал,
По дороге поскакал,
По тропинке между бурых,
Между бурых между скал:

Маша? Зина? Даша? Нина?
Все как будто не она...
"Ка-тя! Ка-тя!" - высекают
Мне подковы скакуна.

С той поры,- хоть шагом еду,
Хоть галопом поскачу,-
"Катя! Катя! Катерина!" -
Неотвязно я шепчу.

Что за бестолочь такая?
У меня ж другая есть.
Но уж Катю, будто песню,
Из души, брат, не известь:

Черноокая казачка
Подковала мне коня,
Заодно уж мимоходом
Приковала и меня.
1943

✔✔ Анна Кирьянова


┈┈┈┈╱╲▂▂╱╲
┈┈▕▔┈┈┈┈┈┈▔▏
┈▕▔╱▔▔╮╭▔▔╲▔▏
┈╱╲╲▏▉┆┆▉▕╱╱╲
┈▔▂╱▏╭╯╰╮▕╲▂▔
┈╱▕▔╲▕▅▅▏╱▔▏╲
┈▔╱╱▕▏▕▏▕▏╲╲▔
┈┈▔╲▏╲╱╲╱▕╱▔
┈┈┈┈╲╭╯╰╮╱

<b> 

Почему император Тиберий отпустил и льва, и раба. 

История про благодарность</b> 

<i>

Это было в Древнем Риме, две тысячи лет назад.

Один раб по имени Андрокл посмел сбежать от своего жестокого хозяина. Он скитался в пустыне, погибая от голода и жажды. Забрёл в пещеру и там увидел льва. Лев тоже погибал – он не мог ходить. В лапу его вонзилась большая заноза.

Андрокл преодолел страх и вытащил занозу из лапы. Поддался состраданию, которое тогда редко встречалось. Как и сейчас…

А потом раба поймали и приговорили к казни. Его на арене для увеселения толпы должны были растерзать хищники. Тогда такое было развлечение по выходным. Даже император Тиберий пришёл немного развеяться и отвлечься от тягот правления.

Андрокл стоял на арене. Ему, наверное, было очень страшно и тоскливо. Зрители улюлюкают, свистят, веселятся. Как и сейчас.

Выбежал голодный лев, его специально морили голодом, чтобы он стал свирепей.

Лев побежал к Андрокл и начал ласкаться к нему. Это был тот самый лев из пещеры, которого спас раб… Он узнал своего спасителя и проявил благодарность. Хотя толпа разочарованно выла и орала на трибунах…

Император почему-то заинтересовался странным случаем. И приказал Андроклу рассказать, в чем дело. Почему это лев отказывается его есть?

Узнав историю, тиран-император отпустил и льва, и Андрокла. Толпа, конечно, выла и свистела от негодования, но номер заменили ещё более интересным, так что представление все равно удалось на славу.

===== 2

<i>

Император Тиберий был окружен доносчиками и интриганами. Клеветниками и предателями. Предыдущий император заставил его развестись с любимой женой и жениться на своей дочери, которая его терпеть не могла и писала на мужа доносы.

А любимую первую жену Тиберию запретили даже видеть; он слишком страдал и печалился. А это неприемлемо! Пришлось подчиниться; жить-то хочется. Иначе казнили бы и его, и его любимую первую жену. И родственников заодно, и ребёнка.

Жить-то хочется, вот и пришлось отречься от любимой. И потом стать правителем огромной империи. Ложь, заговоры, доносы, войны, – вот выйдешь иногда немного развлечься, на казни посмотреть…

И тут такое произошло. Необычное. Лев отказался есть человека, который его спас. Под страхом смерти, наплевав на вопли и науськивание толпы…

Император отпустил этих двоих. Идите, сказал, отсюда. Я бы и сам ушёл, да не могу. Я один…

Андрокл и лев ушли. И, знаете, ничего так жили, нормально. Лев показывал разные фокусы, а люди давали за это мелкие монетки. И этого вполне хватало на жизнь. Для жизни не так уж много надо, если есть хоть один настоящий друг и способность любить…

Так все хорошо закончилось с Андроклом и львом. Животные часто благодарнее и добрее некоторых людей.

А император Тиберий тоже ещё довольно долго правил прежде чем заболел. А потом его задушили придворные, когда он ослаб и не мог сопротивляться. Так иногда происходит с императорами.

Но запомнился император вот этой историей; он отпустил раба и льва. Он понял. И этот поступок пережил века. Эта история о благодарности и дружбе, которые так редко встречались в истории. Как и сейчас…

<b>  

Анна Кирьянова

✔✔

 ⌐■-■  ⛆⛆⛆   

Интеллигент вшивый

<b>

#ДР #Марио_Варгас_Льоса (1936)

 </b>  <i>В пять лет я научился читать. Ничего более важного в моей жизни так и не произошло.

✔✔

عمر خیام

<i> 

 Никогда не стоит никому ничего объяснять. Тот, кто не хочет слушать, не услышит и не поверит, а тот, кто верит и понимает, не нуждается в объяснениях.

<b>
Омар Хайям

 ✔✔

࿄࿄

&emsp;  ࿄

&ensp; &emsp;  ࿄࿄ 

࿄࿄&emsp;  ࿄࿄࿄࿄

&emsp;  &emsp;  ࿄࿄

&emsp;

 &emsp;   <b>Анекдот о женской логике, рассказанный историком академиком Е.В. Тарле на одном ученом заседании</b>

<i> 

Одна богатая дама отправилась в Монте-Карло. Придя в игорный зал, она поставила крупную сумму на число 27 и выиграла. Не снимая выигрыша, она вторично поставила на 27. Хотя вероятность второго выигрыша была минимальной, она снова выиграла. И тогда она в третий раз поставила весь выигрыш на 27. Все завсегдатаи рулетки сгрудились возле необычайного игрока. Владелец заведения стоял тут же, бледный и с трясущимися руками. Третий выигрыш таинственной дамы мог его разорить. И она выиграла в третий раз.

 

Дама прекратила игру. Слуги были посланы, чтобы купить чемоданы и мешки. В них ссыпали золото и уложили банкноты, и дама собралась уезжать. Но тут ее обступила толпа игроков и стала умолять открыть свой секрет игры. Дама ответила: «У меня нет никаких секретов!». — «Но почему же вы ставили три раза на 27?» — «А я немного суеверный человек. Когда я приехала в Ниццу и получила ключ от седьмого номера, я обрадовалась, так как верю, что семь — счастливое число. Отправляясь в Монте-Карло, я оказалась в карете тоже под номером семь, и это меня сильно взволновало. Когда же я пошла в гостиницу в Монте-Карло и мне снова вручили ключ от седьмого номера, я поняла, что это рука судьбы. Я быстро помножила 7 на 3 — получила 27 и потому играла на это число».

 

Шапиро А.Л. Мои встречи с Е.В. Тарле

 ✔✔

▌█▉▇▆▅▄▃▂

<b> Александр Ширвиндт:</b>  «Я никогда не начинал жизнь с чистого листа, потому что у меня его никогда не было…»

<i>
Я могу набросать портрет поколения. Но зачем?

Мне кажется, сегодня наш опыт мешает.
В словарях типа Даля написано, что «на сто лет считают три людские поколенья». Так что у меня идёт конец третьего поколения. Мы — моё и предыдущее поколение — как жили? Мы не знали, что такое деньги. Была зарплата и сберкнижки. На этих сберкнижках лежали мистические сбережения, в основном на чёрный день или похороны. Старички и старушки копили, чтобы их похоронили по-человечески.
То, что я ел при дефиците, я ем и сейчас (когда в магазинах всё есть). И считаю: носить нужно только то, что хочется, и старое. Деньги появились в моей жизни уже в конце второго поколения… Гениальный математик Перельман с авоськой молока и хлеба отказался от миллиона долларов не потому, что дебил, а потому, что вокруг дебилы.
У нас всегда было тёмное прошлое, жуткое настоящее, светлое будущее… Светлое будущее — где-то на горизонте, а он, как известно, удаляется по мере приближения.
Со времён Нерона, инквизиции, французской буржуазной революции или Великой депрессии мы ждём чего-то неслыханного и делаем вид, что стало лучше. Помню, как на телевидении снимали спектакль Театра сатиры «Безумный день, или Женитьба Фигаро» — милый, изящный, бездумно-музыкально-танцевальный спектакль о треугольнике любви, где Бомарше позволил себе в конце монолога Фигаро сказать: «Все вокруг хапали, а честности требовали от меня одного». Эту фразу вымарали на всякий случай, потому что могут подумать…
Не то Карякин, не то Афанасьев ( я их очень любил и дружил с ними) сказал, что история с «шестидесятниками», все их прекрасные порывы — это было ускорение внутри прыжка. Очень образное и точное определение состояния того времени.

===== 2
<i>
 А сегодня, когда все давно уже приземлились, народишко пытается ускориться после прыжка — тупик и бессмыслица.
Я очень устал от этой страны. Но, во-первых, я её целиком заслужил, а во-вторых, другой уже не предвидится.

Каждые полвека — ветер перемен. Обычно ветер перемен порывистый и мощный. Но ходить до ветру сегодняшних перемен надо дозированно и по возрасту. А «пысать» против ветра перемен старческой струёй — чревато.

Перемены… Сейчас спи с кем хочешь, мужикам даже венчаться можно друг с другом. А раньше люди сидели за это десятилетиями в тюряге. Помню, возвращаюсь в «Красной стреле» из Ленинграда и попадаю в СВ с актёром Фимой Копеляном. Сразу коньячок, начинаем трепаться — редко видимся. В коридоре стоят два стройных мальчика, один в одном конце вагона, другой — в другом. Стоят, в окошко смотрят, друг с другом незнакомы. Поезд трогается, они ныряют в одно купе, закрываются. Мы пьём, дружим. Я говорю: «Фима, подумай — люди предаются этой пагубной страсти, рискуя свободой. Фимочка, живём один раз. Надо успеть попробовать». Он говорит: «Шура, я не смогу, я очень смешливый».

Вчера тебя сажали в тюрьму за валюту, сегодня — пожалуйста, держи миллиардные долларовые счета. Вчера нельзя было купить и перепродать — сегодня на этом строится весь наш бизнес. Но как жить без идеологии, без чёткого государственного устройства? После того как мы решили освободиться от советского прошлого, мы ничего не создали, кроме эфемерных надежд. А вектора-то нет! И нет корней, потому что их всё время выкорчевывают. А теперешние саженцы крайне подозрительны.

Смысл нашей жизни заключался в том, чтобы не потерять себя в определённом узком кругу знакомых, близких, друзей. Этот узкий круг был один. Сейчас время диктует корпоративную дружбу, ведомственную. Тусовки стали синонимом дружбы.

===== 3
<i>
Я никогда не начинал жизнь с чистого листа, потому что у меня его никогда не было. Всё время на листе было уже что-то напачкано, и приходилось начинать с середины. А это трудно. Кроме того, в том, чтобы каждый раз начинать с чистого листа, есть колоссальный эгоцентризм: всё отмести и начать сначала. А шлейф предыдущих испоганенных листов куда деть? Выбросить? Это надо иметь большую силу воли. Утомительная цельность — выгодное, но очень скучное существование.

Как говорил кто-то у Чехова все болезни от нервов. А нервы — это что? Нервы — это стрессы. А стрессы — это что? А стрессы — это жизнь. Поэтому я всю жизнь стараюсь себя обезопасить иронией. Но всё-таки с годами накапливается огромный запасник негатива. Поневоле что-то остаётся в осадке и уже не вымывается ни иронией, ни юмором, ни скепсисом, ни цинизмом. Это превращается в такую корку, которую не размочишь ничем.

«Боже! Как я от себя устал». Выбрал лимит вожделений, надежд и мечт.
Люблю своих детей и внуков. Правда, не хватило мне мужества, чтобы быть им душевно необходимым. Они относятся ко мне как к физиологической данности, а хотелось бы иного.

Сегодня счастье для меня — это суммарное ощущение сиюсекундного относительного благополучия. Знаешь, где находятся внуки в данную секунду — ура! Коленка не болит — победа! На сцену идти не надо — радость! Скоро на рыбалку, уже есть путёвка на Валдай — виват! И когда всё это соединяется вместе, думаешь: хорошо.

Ещё счастье — это когда возвращаешься после спектакля домой, ноги совершенно не ходят (в театре-то бегаешь — прикидываешься), выпиваешь пятьдесят шесть граммов, снимаешь все атрибуты, плюхаешься на кровать, вытягиваешься и — я высчитал — шесть секунд полного кайфа.

===== 4
<i>
Так что всё время хочется дойти, раздеться, лечь и вытянуть ноги (слава богу, пока не протянуть). Вернее, так: доехать или дойти и лечь, доиграть и лечь, допить, доесть и лечь, договорить и лечь, долюбить и уснуть. Вообще лежать в ногу со временем.
Никак не могу сформулировать для себя смысл земного пребывания. И кто этот смысл запрограммировал?

Смысл — остаться в веках? Или хотя бы в пятилетке после конца? Напротив Большого театра стоит памятник Марксу. Его голова, как засранная голубятня, олицетворяет относительность бессмертия. Но к чему оно? Всё равно не узнаешь ТАМ. Да и что это за бессмертие, когда ты сдох? А если ТАМ что-то и кто-то есть и ты будешь иметь возможность из-за черты новой оседлости наблюдать за земным бытом и услышишь, как вдруг о тебе разочек вспомнили после панихиды и, не дай бог, повесили над подъездом дома табличку, что ты здесь был и даже делал вид, что жил, — как воспользоваться этим триумфом, не имея возможности лично скромно поклониться и положить два цветочка на открытии своей доски? А если ТАМ ничего нет и ты этого не узнаешь, тогда вообще зачем?
Старикам иногда по утрам мерещится хорошее настроение. И они надеются на искренность. К вечеру эти надежды рассеиваются. Нынче существует жёсткий регламент скорби — от минуты молчания до вечного огня. Так что, если о себе сам не позаботишься, пиши пропало. Планета Земля в начале XXI века живёт в стиле гламурно-кровавого шоу, поэтому уходить с неё надо радостно и с блеском. Ростки этого «жанра» возникли давно, аж в 50-х годах прошлого века. Был такой дико элегантный, красивый, знаменитый чтец Всеволод Аксёнов. Он сам написал подробный сценарий своих похорон. Панихида в Концертном зале имени Чайковского имела огромный успех…

===== 5
<i>
Умер Алеша Баталов. «Что имеем — не храним, потерявши — плачем» — вечный исторически-менталитетный лозунг нашей родины.
Материалы об ушедшем Баталове на денёчек вытеснили из всевозможных СМИ очередную фотосессию раскляченной в шпагате балерины на пляже в Майами. В газетах ханжески-слезливо умилялись дачей Баталова в Переделкине.

Ищем всем миром деньги на памятник Тане Самойловой. Несколько лет играли благотворительные концерты и спектакли, чтобы воздвигнуть на кладбище памятник Лёвочке Дурову.

Конечно, умирать надо вовремя, но как высчитать в наш меркантильно-прагматичный век, когда это вовремя, чтобы «благодарные» потомки тоже вовремя спохватились и поняли, кого они потеряли? Доски на стенах жилья, памятники на кладбище, названия улиц, пароходов, самолётов, огромное количество музеев-квартир и книги, книги, книги…

Мне, например, не хотелось бы, чтобы где-нибудь на окраине Сызрани вдруг возник Ширвиндтовский тупик.
Я прожил жизнь под девизом: «Мы можем всё, нас могут все». В промежутках между этими призывами мы пытались оставаться людьми.

 ✔✔Именины

┌─┐┌──┐

└─███─┘

┌─███─┐

└─┘┼└─┘

───┼───&emsp; <b>  Именины </b> 29 марта


Александр▪ («Защитник людей»)

▪Денис▪ («Посвященный богу Дионису»)

▪Трофим▪ («Кормилец»)

     ✔✔

    ҈҉ѽ✡♥✡

<b> <I>Всех причастных и примкнувших к причастным поздравляю с Праздником - Песах!</I></b> 

&emsp;  &emsp;  &emsp;  &emsp;  אני מברך את כל המעורבים והצטרפו למי שהשתתף בחג - פסח!

(¯`O´¯)

*./ | \*. *

*./ | \ .*♥*. .

(¸¸.*♥˚*ˏֶ.♥˚ *&emsp;<i> <b> Борис Шапиро-Тулин

</b>


 ВЫШЛИ МЫ ВСЕ ИЗ ЕГИПТА - ДЕТИ СЕМЬИ ТРУДОВОЙ...

Краткая предъистория праздника:
Если бы Моисей заполнял анкету, ему пришлось бы написать, что после убийства надсмотрщика, издевавшегося над рабом-евреем, он бежал из Египта, нашел пристанище у мадиамского жреца Иофора, женился на его дочери, родил двух детей, пас овец и был вполне доволен своей жизнью. Но…

Фрагмент КНИГИ ПЕРВОЙ из цикла «ТАЙНЫ ВЕТХОГО ЗАВЕТА»
<I>
«…Однажды провел он (Моисей - авт.) стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией Хориву. (Исх. 3 1)А дальше случилась невероятная история с кустом терновника. Куст внезапно воспламенился, но странным образом пламя не тронуло ни единой его ветки. Заинтригованный Моисей, оставив овец, осторожно приблизился к полыхающему кусту, и вдруг оттуда из самой сердцевины огненного вихря прозвучал Голос. Так состоялась первая встреча беглеца из страны Египет с Господом Богом, которая перевернет не только его личную судьбу, но и судьбы множества народов, вписанных в историческую летопись мира.
Всевышний делает Моисею странное, на первый взгляд, предложение: вернуться в Египет, чтобы вывести оттуда сынов Израиля, находящихся в унизительном рабстве. Моисей взвешивает все «за» и «против». С одной стороны – почему он должен подчиниться тому невидимому, кто обращается к нему с этой диковинной просьбой, а с другой - поверят ли ему, пойдут ли за ним те, кого он должен сделать свободными людьми. Моисей делится сомнениями с голосом, говорящим из пламенеющего куста: Вот я приду к сынам Израилевым и скажу им: «Бог отцов ваших послал меня к вам». А они скажут мне: «Как его имя?». (Исх. 3 13)
Вопрос не праздный.

===== 2
<I>
В древнейших поверьях считалось, что имя – это сокровенная суть всех вещей мира. Адам дает в Эдеме имена всем животным вовсе не для того, чтобы заносить их потом в справочники по биологии или в Красную Книгу. Назвать кого-либо, значит получить над ним определенную власть. Особенно это касалось имени человека. У представителей многих народов имелось второе, тайное имя, и считалось, что, завладев им, можно подчинить его обладателя своей воле.
В древнем Египте существовало поверье: если правильно произнести сакральное имя божества, то при помощи открывшихся при этом магических сил человек начинал управлять стихиями, в том числе превращать неживую материю в живую. Не отсюда ли ведет свою родословную легендарный Голем, который расхаживал по средневековой Европе, защищая сынов Израиля от всяческих напастей.
Итак, Моисей спросил: «Как твое имя?». Открытие его означало бы особое доверие и свидетельство серьезных намерений говорящего из куста терновника. Мы не знаем, как долго раздумывал Всевышний прежде, чем обозначил Себя. Библия лишь зафиксировала Его слова: Я есмь сущий (ЯГВЕ). (Исх. 2 14)

===== 3
<I>
Здесь впервые применительно к Божеству появляется личное местоимение «Я». Оно подтверждает личность Бога, и истинность откровения, предъявленного Моисею. А для того, чтобы он почувствовал себя по-настоящему избранным, в дальнейшем тексте Пятикнижия появляется любопытный пассаж: Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Бог Всемогущий»; а с именем Моим: Господь (ЯГВЕ) не открылся им. (Исх. 6 3)
На самом деле личное имя Бога появляется в Библии гораздо раньше, чем в диалоге Всевышнего с Моисеем. В книге «Бытие» говорится: И создал Господь Бог человека из праха земного… (Быт. 2 7) Господь Бог – в оригинале звучит как ЯГВЕ ЭЛОГИМ. Здесь впервые два имени поставлены рядом. ЭЛОГИМ – это создатель Вселенной, ЯГВЕ – другой Его аспект. Он источник и творец жизни, но при этом и - «сама жизнь», личность, наделенная многими человеческими качествами, личность, с которой можно общаться как с собеседником.
Исследователи Священного Учения склоны обозначать ЭЛОГИМ, как Закон, данный небом. Но для того, чтобы этот закон не потерял смысл, - уверяют они, - кто-то же должен был следить за его выполнением. Один аспект Божества – ЭЛОГИМ, сотворив Вселенную, очевидно, удалился решать какие-то иные неизвестные человечеству задачи. Другой Его аспект – ЯГВЕ остался, так сказать, на хозяйстве, чтобы присматривать за порядком, исправлять погрешности, поощрять или наказывать своих подопечных.
И вот теперь ЯГВЕ предлагал Моисею трудную почти невыполнимую задачу…»
Ну а дальше случились все те события, которые привели, в том числе, к сегодняшнему празднику.