5 февр. 2021 г.

✔✔

 ~.~   -。  

<b>  
Владимир Высоцкий
</b>  <i>

Маски


Смеюсь навзрыд среди кривых зеркал,

Меня, должно быть, ловко разыграли:
Крючки носов и до ушей оскал —
Как на венецианском карнавале

Что делать мне? Бежать, да поскорей?
А может, вместе с ними веселиться?
Надеюсь я — под маскою зверей
У многих человеческие лица.

Все в масках, париках — все, как один.
Кто сказочен, а кто — литературен.
Сосед мой справа — грустный арлекин,
Другой палач, а каждый третий — дурень.

Я в хоровод вступаю хохоча,
Но все-таки мне неспокойно с ними, —
А вдруг кому-то маска палача
Понравится, и он ее не снимет?

Вдруг арлекин навеки загрустит,
Любуясь сам своим лицом печальным?
Что, если дурень свой дурацкий вид
Так и забудет на лице нормальном?

Вокруг меня смыкается кольцо,
Меня хватают, вовлекают в пляску.
Так-так, мое обычное лицо
Все остальные приняли за маску.

Петарды, конфетти! Но все не так…
И маски на меня глядят с укором.
Они кричат, что я опять не в такт,
Что наступаю на ноги партнерам.

Смеются злые маски надо мной,
Веселые — те начинают злиться,
За маской пряча, словно за стеной,
Свои людские подлинные лица.

За музами гоняюсь по пятам,
Но ни одну не попрошу открыться:
Что, если маски сброшены, а там
Все те же полумаски-полулица?

Я в тайну масок все-таки проник.
Уверен я, что мой анализ точен:
И маска равнодушья у иных —
Защита от плевков и от пощечин.

Но если был без маски подлецом,
Носи ее. А вы? У вас все ясно.
Зачем скрываться под чужим лицом,
Когда свое, воистину, прекрасно?

Как доброго лица не прозевать,
Как честных угадать наверняка мне?
Они решили маски надевать,
Чтоб не разбить свое лицо о камни.

1971 г.


 ✔✔

❖ ❦ ❥ ❖

<b>  

</b>  

Не стало Татьяны Иваненко - Таты, как называл ее Владимир Высоцкий.

Актрису нашли мертвой в ее квартире в Коньково.
Ей было 79 лет, по информации, она умерла еще пять дней назад, но тело обнаружили только сегодня…
Что мы знаем об одной из самых красивых девушек тех лет?
То, что она была возлюбленной нашего великого барда в период их работы в театре на Таганке.
То, что после его смерти никому не давала интервью.
То, что никогда не выходила замуж.
То, что родила дочь – Анастасию Владимировну.
И то, что теперь ушла еще одна легенда и унесла с собой тайну, которую знали только двое – Он и Она.
А нам остались лишь стихи-посвящение, в которых, может быть и есть ключ к разгадке…

<i>

Как всё, как это было:
И в кулисах, и у вокзала
Ты, как будто бы банное мыло,
Устранялась и ускользала.
Перепутаны все мои думы
И замотаны паутиной.
Лезу я, словно нищие в сумы,
За полтиной и за рутиной.
Ох вы, думушки, ох, мыслишки,
Ох вы, кумушки и невесты!
Не везло нам с тобой и в наслышках,
Не поверилось - экий бес ты!
Только вербы и льны, только бани,
Только светлые дни или луны…
Есть прибежище твоё, Таня,
Так пропойте ей аллилуйю.
Так пропойтесь ей, злые песни,
Отзвучите ей, все кантаты!
Гимны добрые или вести,
Чаще в голову лезьте для Таты.

В.Высоцкий, 1971 год.

 ✔✔Именины

┌─┐┌──┐

└─███─┘

┌─███─┐

└─┘┼└─┘

───┼───&emsp; <b>  Именины </b> 6 февраля

▪Герасим ▪ («Уважаемый»),

▪Денис ▪ («Посвященный богу Дионису»),

▪Иван▪ («Яхве (Бог) смилостивился»),

▪Ксения ▪ («Иностранка»),

▪ Николай▪ («Победитель народов»),

▪Павел▪ («Маленький»),

▪Тимофей ▪ («Почитающий Бога»).

 ✔✔Международный день бармена

──────────────────────

────────────▄▀────────

───────█▀▀▀█▀█────────

────────▀▄░▄▀─────────

──────────█───────────

────────▄▄█▄▄─────────&ensp; <b>   Международный день бармена</b>


Международный день бармена (International Bartender's Day) — профессиональный праздник, который отмечается во многих странах 6 февраля.

 

Дата праздника выбрана не случайно — 6 февраля отмечается День святого Аманда (St. Amand или Amandus, ок. 600 - ок. 676-684), одного из великих христианских апостолов, который считается покровителем виноделов, пивоваров, торговцев, а также рестораторов и барменов (bartenders).

ﻩﻩﻩ  ﻩﻩﻩ  ﻩﻩﻩ  

<i> 

Никогда не знаешь, что выпил лишнюю рюмку, пока не выпил ее.

 ﻩﻩﻩ         Жорж Куртелин


Наблюдая за парой, сидящей за столиком ресторана, по длине пауз в их разговоре можно судить о том, как давно они живут вместе.


Алкоголь - это анестезия, позволяющая перенести операцию под названием жизнь.
ﻩﻩﻩДжордж Бернард Шоу
Если кто уверяет, что выпил шесть или восемь бутылок вина за один присест, то из одного только милосердия я буду считать его лжецом, не то мне придется думать, что он – скотина.
ﻩﻩﻩ  Ф.Честерфилд
Можно утопить горе в вине, если много вина и мало горя.
ﻩﻩﻩ  В.М.Хочинс
Я извлек из выпивки больше, чем выпивка из меня.
 ﻩﻩﻩ Уинстон Черчилль
Не зря я пью вино на склоне дня,
заслужена его глухая власть;
вино меня уводит в глубь меня,
туда, куда мне трезвым не попасть.
 ﻩﻩﻩ И.М.Губерман
Вино - самый здоровый и гигиеничный из напитков.
ﻩﻩﻩЛуи Пастер

 Анна Кирьянова

  ﻩﻩﻩﻩﻩﻩ ␥

<i> 

Картошка невкусная.

Но это ты заелся, разборчивый стал. Подавай тебе устрицы и ананасы! Картошка как картошка. Все едят и ты ешь.
Знаете, картошка на самом деле стала невкусная. Но я это поняла, когда мы в деревне испекли картофель в духовке. Он вкусный. Он настоящий.
Это действительно что-то не так с той картошкой, которую мы перестали покупать в городе.
И воздух свежий. Настоящий. Это не от капризов воздух в городе казался тяжелым и неприятным. Теперь это ясно, когда дышишь чистым воздухом.
И вода совсем другая. Чистая, свежая. Та, что течёт из крана в городе, противная. Ее неприятно пить, - и невкусно.
Так с отношениями, с людьми, с работой. Человеку внушают, что он заелся и капризничает. Все так живут. Нормальные отношения, нормальная работа, нормальные люди. Это ты вечно недоволен и чего-то ожидаешь сверхъестественного. И капризничаешь, мол, невкусно тебе и плохо.
Понять, что вы в ненормальных, плохих отношениях с плохими людьми можно только на свежем воздухе, в окружении нормальных хороших людей.
И понять, что вы убиваете себя токсичной тяжелой работой можно только попав в нормальный коллектив, на нормальную работу.
Чистая вода отличается от той, которая течёт из крана. И картошка настоящая совсем другая на вкус. И настоящая любовь не имеет ничего общего с тягостными, выматывающими и холодными отношениями.
Вы все правильно чувствуете. Это не вы слишком требовательный, это вам подсовывают плохое, невкусное, нечистое. И обвиняют, если не хотите это есть и этим дышать. Или вы сами себя обвиняете привычно.
Настоящее есть. Его все меньше и меньше, это так. Но пока оно есть, надо его искать и стремиться к нему. К настоящей любви, к настоящей работе, к настоящим людям и к чистому воздуху. Пока мы ещё есть, пока мы способны отличить настоящее от плохого или поддельного…
<b> 
Анна Кирьянова

 ✔✔

⌐■-■  ⛆⛆⛆   

Интеллигент вшивый

<b>#ДС #Илья_Кормильцев (1959 — 2007) </b>  <i>

Для того чтобы манипулировать человеком, надо превратить его из субъекта в объект. Нужно как-то его обозначить: фашист, коммунист, патриот, поэт, политик, актёр. Чтобы можно было в любой момент эту идентификацию ему налепить, а потом манипулировать ею по законам, присущим данному жанру...


***
Переставляя символы прошлого в надежде получить нечто новое, мы обречены бесконечно разыгрывать одну и ту же шахматную партию. Настоящие перемены наступают, когда с доски сбрасываются все фигуры.

***
Но мысль, что всё можно изменить какой-то революцией, восстанием, это глупость. Потому что поле боя в конечном счёте – сам человек. Должен быть изменён сам человек.

 ✔✔

. .)

. ( (

████╗*

████║ .*¨*

████╝.¸.*¨&nbsp;  <b>Сергей Плотов</b>

<i>

Оруэлл наливает Кафке полный стакан.
С горкой. Молча. Потом наливает стакан себе.
Словно старые рельсы, травой зарастает строка.
Сказано всё. Дальше можно молчать о судьбе,

Пожимать плечами, отстукивать пальцами марш,
Запустить в камин второй или третий том.
Ибо дело одно – сочинить отличный кошмар,
И совсем другое – зависнуть в кошмаре том.

Франц и Джордж сидят, вспоминая былой уют -
И здоровье было покрепче, и взгляд лукав.
Тостов нет, потому что за будущее не пьют,
А за настоящее – лишь не чокаясь, под рукав.

Джордж пропивает остатки наивных dreams.
Франц не стирает слёзы с небритых щёк.
Возвращаются Гоголь и Салтыков-Щедрин.
Ларёк работал. Они принесли ещё.

 ✔✔

⁌⁍ ⁍⁌⁍

<b> 

Корней Чуковский. «О Чехове».

</b> <i>

Приехал Чехов как-то с артистом Свободиным и с компанией других приятелей в маленький городишко Ахтырку. Остановились в гостинице. Свободин, талантливый характерный актер, стал разыгрывать важного графа, заставляя трепетать всю гостиницу, а Чехов взял на себя роль его лакея и создал такой художественно убедительный образ балованного графского холуя, что люди, бывшие свидетелями этой игры, и через сорок лет, вспоминая о ней, не могли удержаться от смеха.
Или едет он в поезде с матерью, сестрой и виолончелистом Семашко. В вагоне вместе с ними находится популярный московский шекспировед Стороженко. Так как сестра Чехова была еще недавно курсисткой, она благоговела перед своим любимым профессором. «Маша, —рассказывает Чехов в письме, — во всю дорогу делала вид, что незнакома со мной и с Семашко... Чтобы наказать такую мелочность, я громко рассказывал о том, как я служил поваром у графини Келлер и какие у меня были добрые господа; прежде чем выпить, я всякий раз кланялся матери и желал ей поскорее найти в Москве хорошее место (прислуги. — К. Ч.). Семашко изображал камердинера».

===== 2
<i>
В эти импровизации Чехов вовлекал и других. Когда ему приходила охота представить зубного врача, его брат Михаил надевал женское платье, превращался в смазливую горничную, открывавшую дверь пациентам, а в качестве пациентов выступали пять или шесть человек из обитателей Бабкина. До той поры эти люди, должно быть, и не подозревали в себе артистических склонностей, но Чехов заразил их своим импровизаторским творчеством, и они охотно примкнули к игре. Когда в числе его пациентов бывал его брат Александр, Чехов совал ему в рот огромные щипцы для углей, и начиналась «хирургия», при виде которой, по словам Сергеенко, присутствующие покатывались от смеха. «Но вот венец всего. Наука торжествует. Антон вытаскивает изо рта ревущего благим матом «пациента» огромный больной зуб (пробку) и показывает его публике».
Так и видишь его в это время: высокий, изящный, гибкий, очень подвижной, со светло-карими веселыми глазами, магнетически влекущий к себе всех.

✔✔

 ░░|░░|░░|░░|░░|░░|░░|░░|

 <b>Anatoly Golovkov

</b>

 ░░|  <i>Ходики жизни

ЧЕТВЕРТАЯ КОМНАТА НАПРАВО

Здесь, как у моей бабушки Анны на Большой Калужской в пятидесятые годы.
На столике для машинки Singer — альбомы с фотографиями.
На полке — достопочтенные слоники, мал мала меньше.
Их продавали на Серпуховке в посуде, но может и где-то еще.
Помимо слонов люди покупали с получки фарфорового пионера с горном.
Или пограничника Карацупу с собакой Индусом.
Или трех балерин из «Лебединого озера».
Тикали ходики.
Мебель, как на этом снимке, иногда стояла вычурная — с гермами, купидонами, арабесками, плетенками, ух, вот как… А бабушкин шкаф был двадцатых годов, еще когда они в Лефортово жили, вполне себе советский, без «излишеств», но стекло с алмазными гранями.
Москва была такой очень московской — со своими цветами и запахами, которых нынче почти нет.

===== 2
<i>
Как пахло в лифте? Лаком, ацетоном, резиной? А как в метро? Неповторимо. И с оттенком обещания какого-то скорого волшебства.
В квартирах витал дух паркета. Его скоблили, полировали, натирали воском. Была и такая профессия: полотёры. Помните, в фильме «Я шагаю по Москве» полотёра играет неповторимый Басов?
В нашей ванной пахло бельем и чуточку карболкой.
Там мерцала колонка. Повернешь ручку, откроешь кран, раздается «Пых!», а потом гудение и горячая вода. Во дворе метель, а тут магия, ей-богу!
На кухне пахло куриным бульоном, чесноком. А если пекли, мне нравился запах корицы.
Когда дед уходил на работу, — вечно ища то галстук, то ремень, — по динамику, обтянутому красным шелком, после фанфар бодро объявлялось: здравствуйте ребята! Слушайте пионерскую зорьку!
В восьмидесятых гениальный и лохматый Аронов, норовя попасть в такт с аккордами, отбивал ботинком ритм и пел под мою гитару:
Ком-му-нальная квартира,
коридорная система,
четвертая комната направо!
Зачем я об этом?
Сам не знаю.
Просто смотрю на снимок, подперев ладонью башку, глажу кота.
И будто чище на душе: ни ОМОНа, ни кардамона, ни пирамидона, Лемешев по радио.

И это, конечно, еще далеко не всё о комнате — «где проживает ересь с богами наравне». </i>|░░



░░|░░|░░|░░|░░|░░|░░|░░|

 <b>Anatoly Golovkov

</b>

 ░░|<i></i>|░░

✔✔ Михаил Пришвин

⊙ 
℺℺

<b>  

</b>  
<i>

Помним это имя еще из начальной школы - рассказы о природе. В средней его описания часто служат диктантами. Образ благообразного старичка, эдакого всесоюзного старосты от литературы, писавшего советские записки охотника; все знают - почти никто толком не читал, — таким сложился образ благообразного старичка, «певца русской природы», и как же он далек от реальности!

4 февраля 148 лет назад родился Михаил Пришвин.
Студент философского факультета немецкого университета и химического — рижского, агроном, поклонник Вагнера и антисемит, бесконечно верующий и кавалер Ордена Трудового Красного знамени; друг Мережковского и враг Маршака, учитель и путешественник, автомобилист и фотограф, писатель, очень талантливый и неоднозначный человек.
Долгая жизнь: ровесник Ленина, ему было 44 в революцию, пережил Сталина; две мировые, красный и Большой террор. Всю жизнь вел дневники, которые тщательно прятал, как и свою религиозность (о дневниках надо сказать отдельно).
Из купцов-старообрядцев (из этой среды вышли почти все меценаты, но почти никто из писателей).
Его учителем в гимназии был Василий Розанов; тем самым «за дерзость” которому, Пришвин был отчислен с «волчьим билетом».
Как тесен мир! Отец Дзержинского преподавал Чехову, Анненский — Гумилеву, Розанов — Пришвину, Хаксли — Оруэллу.
Вот никогда бы не подумала о Розанове, что он мог так упрямо испортить жизнь талантливому мальчику. А тот потом напишет о нем, как о писателе и философе, без личной обиды: «Розанов — послесловие русской литературы, я — бесплатное приложение. - и добавит самонадеянно - И всё…»

===== 2
<i>
Талант, сдал экстерном все экзамены за курс классической гимназии. Университет, и отнюдь не гуманитарий - химфак.
В 24 года за участие в марксистском кружке год сидит в тюрьме– полгода в одиночке!.. Студентом — в одиночке, полгода — вот такие университеты, у выгнанного из гимназии.
Ссылка, отчисление, надзор полиции. Опять учится самостоятельно.
Потом уезжает учиться в Германию. И учится в немецком университете не только по специальности (в лаборатории будущего Нобелевского лауреата), но и слушает лекции по философии. Знакомится с марксизмом, фрейдизмом и ницшеанством в оригинале.
Возвращается с дипломом инженера-землеустроителя.
В 30 лет, поварившийся в бурных политических и философских спорах, студент философского факультета Лейпцигского университета - агрономом на хуторе (Тоже своеобразная одиночка). Пишет «Как удобрять поля и луга», «О разведении раков» и увесистый фолиант«Картофель в огородной и полевой культуре»!
Нетривиальный путь в литературу! (И характер, и образование, и багаж жизненный - будь здоров).
В 33 года первый детский рассказ. А дальше — работа корреспондентом. Из деревни — в столицу, из затворничества — в круговорот редакционной кутерьмы.
В 1912-ом по протекции Горького первое собрание сочинений! Ему 39, с первого литературного опыта до собрания — 6 лет.
Военный корреспондент на 1-ой мировой… (А ведь получит еще медаль «За доблестный труд в Вов»).
Революция застала Пришвина журналистом эссеровской газеты, ярым противником большевиков. Очерк о Ленине назывался красноречиво «Убивец!» (кто бы мог подумать, что он переживет не только Ленина, но и Сталина!)

===== 3
<i>
И взгляд на революцию у него был своеобразный: «старая государственная власть была делом зверя во имя Божие, новая власть является делом того же зверя во имя Человека. Насилие над обществом совершается в одинаковой мере, только меняются принципы, имена...» Он оказался из того меньшинства, которое не идеализировало монархию (сажавшую студентов в одиночку), не хотело вернуть все, как было, но и такого «нового мира» принять не могло. Он надеялся, что Ленина за октябрьский переворот будет судить избранное народом Учредительное собрание. (Мы после столетия крови опять на этой развилке).
Пришвин не из дворян, которые пошли в белые, не из низов, составивших оплот красных.
Власти новой не принял, но и не эмигрировал.
Мы как-то привыкли думать, что только Ахматова, единственная, живая ниточка из Серебряного века в сталинский, отнюдь.
В 1918-ом он 2 недели просит в ЧК. Потом в письме к Горькому напишет, что «у стенки стоял». А потом уедет в свое имение, пахать и сеять, благо не помещик — агроном.
Во время гражданской и красного террора погибает вся его семья: три брата, сестра, мать — остается в живых он один.
В самое страшное время работает сельским учителем. В 1925 выйдет сборник его детских рассказов.
Когда знаешь контекст, понятно, что уходил в природу как в спасение; бежал в лес с собакой, как Тургенев, от злобы дня и ужаса. Слыл эдаким старичком-охотником, автором пейзажных зарисовок (которые так скучны бедным школьникам). Спасался природой и размышлениями сам, этот путь предлагал и другим.

===== 4
<i>
Когда вокруг гремели первые пятилетки, у него - «Календарь природы» (1935), «Дорогие звери» и т.п. Даже в 1943-м (!!!) - “Лесная капель” (какая капель?!? в разгар страшнейшей войны! А в блокадном Ленинграде Лихачева спасал интерес к древнерусским летописям).
Внутренняя эмиграция не обязательно затворничество, Пришвин вот в 1930-е годы учился автоделу на Горьковском автозаводе, купил фургон, путешествовал на нем по стране.
Еще одним порталом ухода была музыка. Страстный поклонник Вагнера (еще с учебы в Германии), друг Шаляпина и Мравинского — вот тебе и охотник-лесовик.
И при этом на первом съезде Союза писателей избран в члены правления! (Видимо, в пылу борьбы и интриг полагали его безобидным старичком- бытописателем природы).
Для меня непостижимо, как он умудрился так закапсулироваться в своих, почти глумовских, дневниках!
Ездил на Соловки и строительство Беломорканала, все видел — почти ничего не мог сказать. Как на Беломорканале фотографировал природу (ой, как за ним смотрели!), а в край кадра попадало такое, про что читать жутко. Не предал ожиданий, как Горький, не благословил концлагерь; сам в него не попал; только на его «безобидных» пейзажах и зафиксированы жуткие детали.
80 лет — 8 томов сочинений. И полстолетия вел дневники – по объему больше, чем собрание сочинений. Когда горел его дом, со всем имуществом и библиотекой, он вынес из огня только свои тетрадки дневников и радовался, что "слова его не сгорели"

✔✔

 .

¸.•*¨) ¸.•*¨)

(¸.•

С█▓  &emsp; <b> Вадим Жук </b>

<i>

Я мальчиком останусь навсегда,

Пока текучая и пёстрая вода
полуприкрытых глаз струится мимо.
Пока слетают с плеч концы платка,
А бледная и тонкая рука
Тепла и неостановима.
Пока под снегом нежатся дома,
Пока на полке сжатые тома
Друг к другу прижимаются. Покуда,
Ведут неинтересный разговор
Помятый чайник и вороний двор,
И сине-белая дрожит в шкафу посуда.
3 февраля 21

 ✔✔

៚៚

<i><b>  

Николай Гоголь боготворил Пушкина. </b> Учась в Полтавской гимназии, он зачитывался его произведениями, разлетавшимися в то время уже по всей стране.

Переехав в Петербург, Гоголь набрался смелости и отправился с визитом к Пушкину: «Подойдя к дверям его дома, Николай Гоголь сразу оробел. Тогда он решил заглянуть в кондитерскую и выпить там рюмочку ликера для храбрости. После этого он решается пойти на приступ. На звонок вышел лакей. Открыв дверь, он сказал, что хозяин не может его принять. «Он отдыхает», – сказал слуга. «Ну, конечно же, Пушкин работал всю ночь!», – нервно пробормотал Николай Гоголь. «Ну, как же! – пробубнил слуга. – Они всю ночь играли в карты!»
Наконец, судьба свела их на одном из светских вечеров. Пушкин оценил талант своего юного поклонника, и между ними даже завязалась дружба. «Как Пушкин добр, он занимается приручением строптивого хохла», – писала в своем дневнике их общая знакомая, светская львица Александра Осиповна Россет. Когда Александра Осиповна решила пожурить Гоголя за то, что тот всегда появляется унылым «в виде нездорового солнца», Пушкин со свойственным ему остроумием ответил, что лето на севере – это карикатура зимы на юге.
Пушкин не раз дарил Гоголю идеи произведений. Так появился замысел «Мертвых душ». Пушкин рассказал, что подобный случай произошел неподалёку от Михайловского: некий мошенник, воспользовавшись тем, что многие крестьяне умирали между официальными переписями, выкупил за бесценок души покойных и заложил их по высокой цене в Земельный Кредит, предоставив акт о передаче имущества. Пушкин сам подумывал написать об этом, но отдал идею пришедшему в восторг Гоголю.

===== 2
<i>
Он хлопотал о постановке его пьес, выводил Гоголя в свет и пытался привлечь к нему внимание широкой аудитории. Сам же Гоголь беспрекословно выполнял советы Пушкина, прислушивался к его мнению и «ни одну строку не писал без того, чтобы не воображал его перед собою».
19 октября в 1835 году (7 октября по ст. ст.) Гоголь в письме просит у Пушкина сюжет для комедии: «Сделайте милость, дайте сюжет, духом это будет комедия из пяти действий и, клянусь, будет смешнее черта». В ответ Пушкин отдал Гоголю сюжет, который живо интересовал его самого. К концу января Гоголь закончит работу над «Ревизором».
Пушкин, заходя к Гоголю и не заставая его, с досадою рылся в его бумагах, желая знать, что он написал нового.
Он с любовью следил за развитием Гоголя и все твердил ему: «Пишите, пишите», а от его повестей хохотал и уходил от Гоголя всегда весёлый и в духе.
Они плодотворно общались до смерти поэта, которая стала для Гоголя ударом, застав его в Италии во время карнавала. «Никакой вести хуже нельзя было получить из России, – писал Гоголь Петру Плетневу. – Все наслаждение моей жизни, все мое высшее наслаждение исчезло вместе с ним. Ничего не предпринимал я без его совета. Ни одна строка не писалась без того, чтобы я не воображал его перед собою. Что скажет он, что заметит он, чему посмеется, чему изречет неразрушимое и вечное одобрение свое – вот что меня только занимало и одушевляло мои силы. Тайный трепет невкушаемого на земле удовольствия обнимал мою душу… Боже! Нынешний труд мой, внушенный им, его создание… Я не в силах продолжать его. Несколько раз принимался я за перо – и перо падало из рук моих. Невыразимая тоска».

===== 3
<i>
"Узнав, в 1837 году, о смерти Пушкина, слуга Гоголя Яким Нимченко неутешно плакал в передней.
– О чём ты плачешь, Яким? – спросил его кто-то из знакомых.
– Как же мне не плакать… Пушкин умер.
– Да тебе-то что? Разве ты его знал?
– Как что? И знал, и жалко. Помилуйте, они так любили барина. Бывало, снег, дождь и слякоть в Петербурге, а они в своей шинельке бегут с Мойки, от Полицейского моста, сюда, в Мещанскую. По целым ночам у барина просиживали, слушая, как наш-то читал им свои сочинения, либо читая ему свои стихи".
Николай Гоголь тяжело переживал смерть наставника и друга. Его знакомые отмечали, что писатель выглядел невероятно удрученным, долго не мог возобновить работу над «Мертвыми душами», которые писал как раз в 1837 году. В письме своему другу Александру Данилевскому Гоголь написал: «Ты знаешь, как я люблю свою мать; но если б я потерял даже ее, я не мог бы быть так огорчен, как теперь: Пушкин в этом мире не существует больше».
Николай Васильевич Гоголь. (из письма П. А. Плетневу 27 сентября 1839 г., из Москвы): "Как странно! Боже, как странно. Россия без Пушкина. Я приеду в П<етер>бург, и Пушкина нет. Я увижу вас – и Пушкина нет".
Лев Иванович Арнольди:
"Гоголь много беседовал со мной; мы говорили о русской литературе, о Пушкине, в котором он любил удивительно доброго и снисходительного человека и умного, великого поэта".
Павел Васильевич Анненков:
"Таково было обаяние личности Пушкина, что когда за три месяца до смерти Гоголя я напомнил ему о Пушкине, то мог видеть, как переменилась, просветлела и оживилась его физиономия".