5 февр. 2021 г.

 ✔✔

៚៚

<i><b>  

Николай Гоголь боготворил Пушкина. </b> Учась в Полтавской гимназии, он зачитывался его произведениями, разлетавшимися в то время уже по всей стране.

Переехав в Петербург, Гоголь набрался смелости и отправился с визитом к Пушкину: «Подойдя к дверям его дома, Николай Гоголь сразу оробел. Тогда он решил заглянуть в кондитерскую и выпить там рюмочку ликера для храбрости. После этого он решается пойти на приступ. На звонок вышел лакей. Открыв дверь, он сказал, что хозяин не может его принять. «Он отдыхает», – сказал слуга. «Ну, конечно же, Пушкин работал всю ночь!», – нервно пробормотал Николай Гоголь. «Ну, как же! – пробубнил слуга. – Они всю ночь играли в карты!»
Наконец, судьба свела их на одном из светских вечеров. Пушкин оценил талант своего юного поклонника, и между ними даже завязалась дружба. «Как Пушкин добр, он занимается приручением строптивого хохла», – писала в своем дневнике их общая знакомая, светская львица Александра Осиповна Россет. Когда Александра Осиповна решила пожурить Гоголя за то, что тот всегда появляется унылым «в виде нездорового солнца», Пушкин со свойственным ему остроумием ответил, что лето на севере – это карикатура зимы на юге.
Пушкин не раз дарил Гоголю идеи произведений. Так появился замысел «Мертвых душ». Пушкин рассказал, что подобный случай произошел неподалёку от Михайловского: некий мошенник, воспользовавшись тем, что многие крестьяне умирали между официальными переписями, выкупил за бесценок души покойных и заложил их по высокой цене в Земельный Кредит, предоставив акт о передаче имущества. Пушкин сам подумывал написать об этом, но отдал идею пришедшему в восторг Гоголю.

===== 2
<i>
Он хлопотал о постановке его пьес, выводил Гоголя в свет и пытался привлечь к нему внимание широкой аудитории. Сам же Гоголь беспрекословно выполнял советы Пушкина, прислушивался к его мнению и «ни одну строку не писал без того, чтобы не воображал его перед собою».
19 октября в 1835 году (7 октября по ст. ст.) Гоголь в письме просит у Пушкина сюжет для комедии: «Сделайте милость, дайте сюжет, духом это будет комедия из пяти действий и, клянусь, будет смешнее черта». В ответ Пушкин отдал Гоголю сюжет, который живо интересовал его самого. К концу января Гоголь закончит работу над «Ревизором».
Пушкин, заходя к Гоголю и не заставая его, с досадою рылся в его бумагах, желая знать, что он написал нового.
Он с любовью следил за развитием Гоголя и все твердил ему: «Пишите, пишите», а от его повестей хохотал и уходил от Гоголя всегда весёлый и в духе.
Они плодотворно общались до смерти поэта, которая стала для Гоголя ударом, застав его в Италии во время карнавала. «Никакой вести хуже нельзя было получить из России, – писал Гоголь Петру Плетневу. – Все наслаждение моей жизни, все мое высшее наслаждение исчезло вместе с ним. Ничего не предпринимал я без его совета. Ни одна строка не писалась без того, чтобы я не воображал его перед собою. Что скажет он, что заметит он, чему посмеется, чему изречет неразрушимое и вечное одобрение свое – вот что меня только занимало и одушевляло мои силы. Тайный трепет невкушаемого на земле удовольствия обнимал мою душу… Боже! Нынешний труд мой, внушенный им, его создание… Я не в силах продолжать его. Несколько раз принимался я за перо – и перо падало из рук моих. Невыразимая тоска».

===== 3
<i>
"Узнав, в 1837 году, о смерти Пушкина, слуга Гоголя Яким Нимченко неутешно плакал в передней.
– О чём ты плачешь, Яким? – спросил его кто-то из знакомых.
– Как же мне не плакать… Пушкин умер.
– Да тебе-то что? Разве ты его знал?
– Как что? И знал, и жалко. Помилуйте, они так любили барина. Бывало, снег, дождь и слякоть в Петербурге, а они в своей шинельке бегут с Мойки, от Полицейского моста, сюда, в Мещанскую. По целым ночам у барина просиживали, слушая, как наш-то читал им свои сочинения, либо читая ему свои стихи".
Николай Гоголь тяжело переживал смерть наставника и друга. Его знакомые отмечали, что писатель выглядел невероятно удрученным, долго не мог возобновить работу над «Мертвыми душами», которые писал как раз в 1837 году. В письме своему другу Александру Данилевскому Гоголь написал: «Ты знаешь, как я люблю свою мать; но если б я потерял даже ее, я не мог бы быть так огорчен, как теперь: Пушкин в этом мире не существует больше».
Николай Васильевич Гоголь. (из письма П. А. Плетневу 27 сентября 1839 г., из Москвы): "Как странно! Боже, как странно. Россия без Пушкина. Я приеду в П<етер>бург, и Пушкина нет. Я увижу вас – и Пушкина нет".
Лев Иванович Арнольди:
"Гоголь много беседовал со мной; мы говорили о русской литературе, о Пушкине, в котором он любил удивительно доброго и снисходительного человека и умного, великого поэта".
Павел Васильевич Анненков:
"Таково было обаяние личности Пушкина, что когда за три месяца до смерти Гоголя я напомнил ему о Пушкине, то мог видеть, как переменилась, просветлела и оживилась его физиономия".

Комментариев нет:

Отправить комментарий