<i><b>
✑ Крылатые
слова. И выражения тоже крылатые. ✈
</i></b>
<i>
СтароеЪ, староеЪ… и не только московскоеЪ
</i>
<b>
❏ На
сон грядущий
</b>
<i>
Первоисточник — многие православные молитвенники, в которых
имеется раздел молитв «на сон грядущим». Имеются в виду молитвы, которые
вечером читают те, кто идет (по-церковно-славянски — грядет) спать.
Впоследствии эта фраза стала употребляться в несколько ином
смысле: субъектом движения стал не человек, а сон, который «грядет».
Так, у А. С. Пушкина в «Капитанской дочке» (гл. 8): «Ну,
братцы, — сказал Пугачев. — Затянем-ка на сон, грядущий мою любимую песенку».
Такое переосмысление встречается уже в XVIII в., например, в книге «Сказки
русские» (1787), которые были собраны, по словам издателя Петра Тимофеева, для
чтения «на сон, грядущий». 1 В изначальной форме это выражение встречается
весьма редко, например, в стихотворении П, А. Вяземского «Эсмеральда»:
Хотелось на сон нам грядущим
На дремлющий Лидо взглянуть.
Иносказательно: на ночь, перед сном, отходя ко. сну.
</i>
•••
<b>
❏ На
штыки можно опираться, но сидеть на них нельзя
</b>
<i>
С французского: On pent tout fairs avec les baionettes exceptc s у asseoir.
В оригинале: Штыки годятся для всего (со штыками можно
делать все, что угодно), только сидеть на них нельзя.
Поскольку в русский язык это выражение пришло из французской
литературы, оно ошибочно приписывается известным историческим деятелям Франции
— Талейрану, Наполеону и т. д.
На самом деле это испанская народная пословица.
Смысл выражения: военная сила хороша только для военных
целей (разгрома врага, вооруженного переворота и т. п.), но для собственно
управления страной нужно нечто гораздо большее, нежели просто сила, — нужны
интеллект, идеи, объединяющие общество, общественное согласие, общая воля и т.
д.
</i>
•••
<b>
❏ Наготовить,
как на Маланьину свадьбу
</b>
<i>
Русская народная поговорка, означающая обильное застолье.
Но, в отличие от иных анонимных поговорок, у нее есть точная
и документально подтвержденная история. Она была представлена на специальной
выставке, открывшейся в 1998 г. в архитектурном музее-заповеднике города
Старочеркасска (бывшей столице донского казачества), на подворье атаманов
Ефремовых (Независимая газета. 1998. 1 сент.).
Главные герои этой истории — донской казак Степан Данилович
Ефремов, атаман Войска Донского, и юная казачка Меланья (Маланья). Степан,
который был уже ранее дважды женат, полюбил эту казачку, торговавшую на базаре
бубликами и тем содержавшую всю свою многочисленную и бедную семью. После
долгих уговоров Степан добился руки Меланьи. Это было в 1753 г.
На радостях Степан Ефремов решил устроить свадьбу, какой еще
в станице не было: столы со всевозможным угощением — пирогами, поросятами,
бычьими боками, осетрами, стерлядями, белугами и прочим — были выставлены по
всей длине главной улицы донской столицы, а специально назначенные казаки
следили, чтобы на этом празднике, который длился неделю, не было трезвых. Такая
свадьба, конечно, не могла не войти в историю Донского края.
Что касается самой Меланьи Ефремовой, то она, став женой
атамана, быстро освоила грамоту, придворный этикет и была представлена ко двору
Екатерины II.
Но в 1772 г. Степан Данилович был уличен во взяточничестве,
за что его приговорили к смертной казни, замененной на вечную ссылку, а все
имущество бывшего атамана взяли в казну. Вновь познав нужду, Меланья Ефремова
тем не менее смогла достойно, воспитать всех своих четверых детей от Степана:
дочерей выдала замуж, сыновей определила на военную службу.
Умерла Меланья Ефремова в 1804 г., пережив мужа на 20 лет,
став свидетельницей того, как эта поговорка — напоминание о начале ее семейной
жизни — входит в русскую разговорную речь не только Дона, но и иных областей
России.
Иносказательно: накрыть обильный стол со множеством самых
разных блюд и закусок, «как на свадьбу», в данном случае свадьбу Меланьину или
«Маланьину» (разг.).
</i>
≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡