<i><b>
░ Евгений Клячкин
</i></b>
<i>
Байки
о Клячкине от Владимира Ланцберга
Маленький
гигант...
Рассказывает
Валентин Вихорев:
-
Это было в 1965-м. Делегация от Ленинграда (на Брестском патриотическом слете
"Дорогами отцов-героев" - В.Л.) была от горкома комсомола. За месяц
объявили, что мы туда поедем, пошили нам форму по специальному фасону для всей
команды...
Нас
было четверо из бардов - Саша Городницкий, Женя Клячкин, Боря Полоскин и я.
Ехали
поездом, в купированных вагонах, и впервые тогда научили Женьку пить спирт,
закусывая салом. Сало принес Борька Полоскин, а спирт - Городницкий: он был с
экспедициями связан, и с этим делом у него было просто.
Едем
в поезде, такие экспедиционные волки: Сашка - начальник геопартии, Борька
Полоскин - мастер по туризму, я тоже какое-то отношение к лесным делам имел...
А Женька Клячкин настолько был городской, выглядел по-городскому, что поневоле
напрашивался на всякие розыгрыши.
Не
помню уж, кто предложил... "Стюардесса" заходила к нам в купе время
от времени, по-моему, даже чаще, чем надо... В то время на бардов по-другому
смотрели, чем сейчас. Да и молодые мы были все... И Женя на одну девушку глаз
положил.
Мы
перемигнулись, все трое вышли. Она заходит со стаканчиком чая, мы дружно встаем
и уходим. Что вы думаете? Женька за нами так спокойно дверь закрыл... Ну, один
перегон сидим, в окошко глядим в коридоре, второй перегон... Минут сорок
прошло. Сашка Городницкий первый не выдержал, стучит. Дверь открывается, и
Женька говорит:
-
Что, вы не можете еще погулять, что ли?
После
этого мы Женьку так зауважали...
Ладно,
приезжаем в Брест. А там нас поселили не в городе, а в самой крепости. Перед
этим ходили минеры и действительно находили еще мины в самой крепости - там же
бои шли. И палатки, шатровые, армейские, стояли прямо на территории самой
крепости. У нас на четверых была одна большая палатка с кроватями. Каждый день
полы ее задирали, кровати выдергивались, такая получалась сцена. И с утра до
вечера песни пели. Тогда и появилась эта байка про Арика Круппа из Минска. Он у
нас все время находился.
Сидели,
пели. А маршал Конев (как это называется теперь? Спонсор был всего этого. Ходил
в фуражке, такой здоровый мужик, с ним - адъютанты) подошел, послушал... Арик
пел как раз "Десять звезд над головой"... Он так встал:
-
Хорошая песня! Без мата!
Мы
стоим благоговейно.
Он:
-
Как фамилия?
-
Крупп.
-
Ка-ак!?
-
Крупп!
-
Гхм! - и пошел, больше ни слова.
На
следующий день все делегации построились в каре - клятву давать. Не помню, чему
клялись, но какая-то клятва была. Торжественная такая.
А
допинг какой-то нужен был: целыми днями петь, и не только днями, но и ночами...
Эпидемия была! Пели с утра и до утра. Не с утра до ночи, а с утра и до утра.
Без допинга... Я понимаю, почему сейчас вся попса колется, ширяется: тяжело
нормальному человеку столько петь, на таком энтузиазме. Надо чем-то
возбуждаться. А возбуждаться... Там до города километров десять или пятнадцать
- до ларьков и магазинов. А транспорта у нас нет никакого и выход перекрыт из
этой Петропавловской крепости, то бишь, Брестской, но это одно и то же. Но служебному
транспорту можно было выезжать.
А
к нам прикрепили мотоцикл с коляской. Он всегда ехал впереди нашей делегации и
вез Вечный огонь. Здоровенный такой факел сделан декоративный, наверху -
горелочка, и зажигался такой нормальный огонь. Самый опытный из нас был Сашка
Городницкий, начальник экспедиции...
-
Саш, надо же!..
-
Щас, мужики!
А
у нас были фирменные шапочки в виде армейских пилоток. Шапочку по кругу,
авоську... И вот через окопы вылетает этот мотоцикл с коляской, с факелом...
Правда, факел погашен. Как дунул - и нету! А нас построили в каре. Стоим.
Зачитывают там какие-то слова... А к Женьке приехала делегация в гости. Мы даже
глаз на нее положили. Двенадцать женщин... Была одна в купе, а тут двенадцать!
Все разодетые, красивые тетки такие, в теле...
А
Женина, как мы ее прозвали, "бортпроводница", была в бархате. В 60-е
годы в моде атлас был - это вообще что-то! И в обтяжку, все формы... Все
делегации смотрят туда, где что-то говорят, а наша косяка давит. Парча немецкая
с отливом... Ну, ладно. Надо вставать на колено, целовать знамя. Опускаемся - и
тут такой треск откровенный:
-
Др-р-р-р!
Наша
делегация куда смотрела, туда и осталась смотреть. Думаем: как же она теперь
встанет? Ниже спины все это шелковое великолепие...
Но
Женька - он у нас всю жизнь был джентльменом - нам пошили такие хорошие
костюмчики цвета маренго... С его плеча пиджачок на эту женщину... Она смогла
только спереди рукава завязать. А сзади маренго болталось просто так. Зато вся
прелесть того розового, что было под маренго, оказалась скрадена.
И
в самый торжественный момент, когда мы должны были проходить парадом вокруг
этой самодельной трибуны, появляется мотоцикл с коляской. Трещит на всю
крепость. Этот мужик с факелом - через окопы и сзади нашей делегации делает
финт: поднимая коляску, совершает левый поворот. Коляска по воздуху описывает
дугу в 180 градусов и останавливается.
Шеф
выходит, у него какая-то куртка через руку, под курткой еще что-то. Он
крадется, а мы все четверо - в первых рядах. Слышу сзади:
-
Михалыч, Михалыч!
Михалыч,
не глядя, руку за спину, ему в руку дают авоську, и он так стоит. А там бутылок
восемь. А идти же парадом - как с авоськой Сашка пойдет? Он:
-
Мужики!
И
мы - по карманам, по карманам, по маренго растолкали все это и пошли. Идем мимо
трибуны, красиво одетые... У всех костюмы одинаковые, белые рубашки, финский
нейлон, галстучки... Идем, а сзади - делегация деповских женщин. Все прилично
одеты, но одна - рукава вот здесь затянуты, а сзади пиджак висит. Но так гордо
шла, что ни у кого не хватило совести... да не то, что совести, - умысла
посмеяться над этим! Такие вот женщины! Но они и дальше продолжали вести
себя... По отношению к Женьке постоянство у них было стабильное.
Когда
мы уезжали обратно... А мотоцикл еще несколько раз ездил в город... Мы остались
вообще на нулях, не на что было ехать. А мы заняли какое-то место на конкурсе
авторской песни, единственная делегация, которая... Когда на трибуну выходили,
Сашку вперед вытолкнули, он говорит:
-
Мы от Ленинграда выступаем четверо, нас, пожалуйста, судите одной командой. Не
надо нам ни первых, ни вторых, ни третьих мест. Если что-то из нашего
репертуара понравится, судите целиком всю команду.
Но
все получилось, как всегда, хотя хотели, как лучше. Первое место заняли
Френкель с Таничем за песню про Брестскую крепость, взяли приз - магнитофон и
улетели в Москву. Второе место занял Боря Вахнюк с какой-то песней тоже о
Брестской крепости (он тогда был корреспондентом радиостанции
"Юность"), тоже получил приз и уехал. А нам дали сувениры - расписные
ложки и сразу о нас забыли. Мы сделали свое дело - заняли место, сфотографировались
с Коневым и космонавтами, и все на этом кончилось.
Московские
делегации едут на автобусе, а нам в Ленинград добираться - ничего не идет,
только поезд. Даже Сашка сидит задумчивый.
-
Сань, - спрашиваем, - как добираться-то будем?
Он
подумал-подумал:
-
Так у нас же свой бортпроводник есть!
И
мы идем на вокзал. Раньше мы ходили как? Впереди Сашка, сзади - мы трое. А
теперь впереди - Женька Клячкин, мы трое - сзади. Он:
-
Мужики, стойте здесь!
Был
такой мальчик городской, а теперь - "стойте здесь!". Мы стоим, а он
пошел в депо, по каким-то складам, конторам... Возвращается с двумя женщинами. Те нас пересчитали:
-
Мальчики, придется ехать в плацкартном вагоне, жестком. Мы:
-
Ну, нам всего четыре места...
-
Нет, вам - три.
Едем
в плацкартном трое. Ни выпить, ни поесть, а ехать полтора дня! Вдруг появляется
какая-то женщина:
-
Вас просили зайти в 12-й вагон, купе такое-то. Приходим. Сидит Евгений
Исаакович в двухместном купе для проводников, красиво отделанное... Столик. На столе ломится от еды, от выпивки...
-
Ну, садитесь, мужики! Только недолго: у меня тут дела кое-какие...
Мы
все быстро пометали, выпили.
-
Ну, ребята, вы же понимаете, уж извините...
-
Ладно, ладно, мы пошли.
Он
заболел, бедолага. Якобы. А может, и действительно заболел: от этого заболеешь
ведь... На следующий день приходим - лежит на верхней полочке, томный такой,
бледный. Вокруг него суетятся, носят что-то, отпаивают... В Ленинград приехали,
три дня прошло, звонит:
-
Слушай, ты мне не поможешь?
- Что такое?
-
Надо на Витебский вокзал коробочку небольшую отвезти.
- Ну, какие проблемы!
С
работы отпросился, приехал к нему... В полстола - здоровенная коробка
стирального порошка. Химкомбинат у нас какой-то только освоил производство.
Едва дотащили. С тех пор мы с Женькой... не то, что подружились, - не то слово,
во всяком случае, разыгрывать перестали.
₰
♥ ♬ ♫ ♥ ♪♪ ♪ ♥
▓ Евгений Клячкин,
"Не гляди назад"
Евгений
Клячкин полный концерт + за кулисами в ДК МЭИ
http://www.youtube.com/watch?v=vXLjt8EkoKI
</i>