5 сент. 2016 г.

      ○        ●   
     
&emsp;    <b>  Да здравствует всё то, благодаря чему мы, несмотря ни на что!   </b>  
                                                                                   
         &emsp ҈ ҈  ҈  ๑๑
&emsp;  &emsp ҈
 &emsp;  &emsp;  
&emsp;  &emsp;  
<i>
&nbsp; &nbsp; Солнечный и тёплый день был вчера, сегодняшний предполагает быть таким же.

Всем любимым и дорогим, всем друзьям и просто хорошим людям, здравствуйте!
</i>
..╗╗
»
.(.¯. )
.Ƹ̵̡Ӝ̵Ʒ<i>   – задумчивый
</i>
<b> q ɯ ɐҺvоw ɯǝʎɓǝvɔ wоɯ о 'qɯиdоʚоɹ онжоwεоʚǝн wǝҺ о </b>

        ✷◗                              

<b> Проразное  </b>
 
<i>
<u> Игра слов</u>

Нас чаще спасают не железные нервы, а резиновое терпение.
С сайта©
</i>ܢ

̯͡
<b>
Вероника Долина
</b>
<b> Памяти Новеллы Матвеевой</b>
<i>
Удалось же прожить без цепей, без замков-
Что то вроде деревни детей рыбаков,
Где родители тискали нас на бегу-
Ну ,и ждать всех оставили на берегу.
Мы, мне кажется, дети таких рыбаков-
Что работали яростно, без дураков.
Потому что стихия несла и несла-
Хоть слепые, глухие, совсем без весла.
Никаких вы в Москве не найдете морей-
Кроме песен тягучих с душком лагерей.
Далеко океаны. Во тьме острова.
Но в напеве -забава , забава -слова.
И рыбацкие дети с одним фонарем
Разучили вот эти " споем- не умрем".
Их магнолии кличут -белее свечи.
Им дельфины курлычут- как птицы в ночи.
Ожидают родных. К сироте сирота.
С ними бабушка. Тоже- сама простота.
Сочиняет им песенку. Лоб осиян.
И приходит в Москву мировой океан.
</i>

☸ ✉
<i>
<b>
Еврейская мама
</b>
&emsp;&emsp;&emsp;<b> Генадий Хазанов: Я хочу вам прочесть письмо, которое я получил от одной женщины:
</b>
▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬    

   «Здравствуйте Геннадий, пишет вам незнакомая женщина, и у меня убедительная просьба, дочитайте это письмо до конца… Жизнь меня не обидела, судьба мне многое дала. И молодость была, и здоровье было и хороший муж, пусть земля ему будет пухом… Одного лишь счастья я не знала, не дал мне Бог детей. Так получилось…

…Тогда я сказала себе: «Фира, в чём проблема: ты хочешь детей — пойди в Детский дом и возьми себе ребёнка. Ты сделаешь счастливыми сразу двух человек: себя и ребёнка. Всё: сказано — сделано, я не привыкла долго рассусоливать. Меня ещё в молодости называли «Фира-огонь». Я собралась и пошла в Детский дом. Так вот, Геннадий: если вы никогда не бывали в Детском доме, вы не знаете, что такое настоящее несчастье. Когда ты видишь эти глаза, ты невольно начинаешь плакать…Каждый ребенок смотрит на тебя и думает:»Вот наконец-то пришла моя мама, сейчас она заберет меня домой!»

Короче, я себе сказала: Фира, у тебя двухкомнатная квартира, пару копеек на старость ты себе отложила, так возьми уже двух детей. Где один — там и двое. И вместе им будет веселее.. Я скажу вам честно, Мне всё равно, какой они национальности — ведь когда ребёнок рождается, у него нет национальности. Но, между нами говоря, я подумала, что если я уже беру двух детей, пусть один из них будет еврейский… Мне так захотелось… и вы знаете, что выяснилось? В этом доме нет еврейских детей! Вообще ни одного… оказывается евреи не бросают своих детей! Я потом уже анализировала и поняла, евреи, они же не дураки. Они точно знают, что из ребенка получится или крупный ученый, или знаменитый скрипач… Кто будет бросать такое богатсво??? Только мишигинэ (сумасшедший)

Вы только не думайте, что среди евреев нет сволочей, еще как есть… Сволочи, как новорожденные, они вообще не имеют национальности… Вообще, будь я главой правительства, я бы отменила в паспорте национальность… Я просто бы указывала, сволочь или нет! Пятая графа — СВОЛОЧЬ! Все, никаких вопросов… Словом, сколько мне пришлось собирать справок, это отдельный разговор: какая у меня жилплощадь, какое материальное положение. Не состою ли я на учете в психдиспансере… Короче этих бумаг набралось полное сочинение Льва Толстого… по моему действительно уже легче родить… Но я собрала! Так вот, я себе выбрала двоих, мальчика и девочку… Моему мальчику ровно 8, зовут его Тарас, он украинец. Девочка на 2 года моложе Цеала, она — грузинка! Цеала и Тарас Рубинштейн… По моему звучит…

Вот так мы и зажили втроем, пусть не богато, я же не миллионерша, я не могу им подарить по мерседесу, но все что у нас есть мы делим на троих. Я никогда не думала, что я такая хорошая мать, даже слишком хорошая… На своего ребенка можно и прикрикнуть, и ударить по попе, но когда ты знаешь, что этот ребенок не совсем твой, плюс он уже в жизни видел столько несчастий, что рука не поднимается… Да, я университетов конечно не кончала, но что — то про эту жизнь я понимаю…

Люди часто спорят, что же такое счастье? Но только теперь я понимаю… Я это поняла тогда, когда Тарас в первый раз назвал меня мамой… Я проплакала всю ночь, хотя казалось бы что здесь такого? Но я выяснила, что именно этого слова ждала всю свою жизнь… Я была уверена, что с моими детьми я не буду знать горя, я не предполагала, что люди могут быть такими злыми…

К моей девочке ходила подружка, Светлана из соседнего подъезда. Они прекрасно играли, наряжали кукол, шушукались, но вдруг вижу, она к нам не ходит… День, два, три нет… Я спрашиваю: «Цеала, где Света?» И она, с полными слёз глазами, мне отвечает: «Ее папа не разрешает со мной играть» Я иду в соседний подъезд, нахожу этого папу, вы бы его видели — маленький, плешивый, нос пуговкой… Я ему так небрежно:

— Петр Иваныч, что случилось?
— Ничего, ответил он мне, — просто я не хочу, чтобы моя дочь дружила с еврейкой!
— Во первых, да будет вам известно, Цеала не еврейка.
— А кто она???, посмотрите на ее нос, за км видно.
— Петр Иваныч, причем тут нос? Нос еще не определяет национальность… У вас вообще нет носа, так я же не говорю, что вы русский, может быть вы просто сифилитик??»

Словом я ему сказала, все что думала и про него, и про его жену, и про всех родственников до 7 колена, Вообще когда я открываю рот, его не может закрыть даже милиция… Я хорошо разрядилась, а потом всю ночь пила валидол и думала: «Фира, ну чего ты добилась?? Ты объяснила мерзавцу, что он мерзавец! А как ты будешь объяснять дочке, что в дружбе главное ни душа, ни сердце, а величина носа!»…

Только Цеала успокоилась, так тут новое несчастье с Тарасом. Т.е. началось все хорошо, у него нашли дивный голос, голосистый как у ангела.. не знаю от кого, но точно не от меня. В общем хоровой ансамбль где он пел выдвинул его на международный конкурс. Я его одела, причесала и отправила… К вечеру он возвращается мрачнее тучи и говорит:

— Я больше туда никогда не пойду!
— Почему, что случилось?
Он молчит. Всю ночь я не спала, а на утро поехала в это жюри, нашла председателя, говорю:
— Здравствуйте, я мама Тараса Рубинштейна, объясните что случилось?
— Ваш сын выбрал не тот репертуар!
— То есть???
— Ну вы понимаете, он приготовил песню: АИДИШЕ МАМЭ
— А разве это плохая песня?
— Ну не в этом дело, вы понимаете, он представляет нашу страну и в этом смысле, песня на еврейском выглядит достаточно странно…
— Скажите, а если бы он пел про украинскую маму?
— О, ну это было бы лучше
— Т.е. про ту маму, которая его бросила он петь может, а про ту, кто в нем души не чает, кто его вырастила нет??»

Вот я вам все это пишу, а сама не знаю, как жить, что делать? Мне очень жалко моих детей. ну ладно мы евреи, всю жизнь страдаем, хотя я тоже не понимаю за что… Но они ведь даже не евреи! За что они должны кушать этот компот??

Все чаще и чаще я думаю, может мне их увезти в Израиль, они записаны на мое имя! Но поймите Геннадий, я не могу решать их судьбу. Я не знаю что они скажут когда вырастут..: — «Фира, зачем вы нас сюда привезли, когда мы совершенно не евреи?» А, если не увезешь, они потом смогут сказать: — «Мама, что ты наделала???!» Просто голова раскалывается. Я не имела права брать этих детей, на что я рассчитывала? Но что сделано, то сделано, и я сама себе выбрала эту должность ЕВРЕЙСКОЙ МАМЫ…, и поняла, что еврейская мама это гораздо больше, чем герой Советского Союза, потому что Героями надо быть один раз, а еврейской мамой — всю жизнь! Каждый день я молюсь богу за своих детей, я знаю что такой молитвы нет, но я уверена, что он меня услышит:

«Господи, сделай так, чтобы мои дети не знали горя. Я старая, я уже не доживу, но пусть когда они вырастут, даже через переводчика, не смогут понять, что такое АРМЯШКА или ХОХОЛ, КАЦАП или ЧУРКА, и пусть никто и никогда не скажет им — ЖИДОВСКАЯ МОРДА, которую пока еще из приличия здесь называют лицо еврейской национальности…
</i>
☞ http://isralove.org/load/23-1-0-171

☞ ▰ﻩﻩ▣▱ ☜
۵ﻩ▣ •
שﻩ
۵

<b>ВИКТОР ШЕНДЕРОВИЧ. ПО ВЫБОРАМ
</b> <i> 
Видимо, стоит еще раз уточнить свою позицию по выборам.
Я не пойду голосовать не потому что мне противен N. из Яблока или M. из Парнаса, а потому, что по-прежнему считаю, что предрешенные результаты этих «выборов» больше послужат укреплению (легитимизации) власти, чем ее расшатыванию в результате того, что на Охотном ряду появится несколько приличных людей.
Несколько приличных людей не смогут остановить «бешеный принтер», а Путин и Ко, подпитанные новой легитимностью (взамен фактически утерянной в 2011 году), устроят нам уже в октябре новый сеанс ада. А вся энергия сопротивления выплеснется к тому времени в предвыборной кампании...
Поэтому, при всей симпатии к Шлосбергу, Гудкову, Зубову, Вишневскому Кара-Мурзе, Галяминой и еще нескольким людям из «Парнаса» и «Яблока», - я просто не могу призывать к участию в этом сценарии.
И (еще раз, по следам провокативного вопроса Оли Журавлевой на Эхе) - я абсолютно не считаю себя нравственнее тех, кто пойдет голосовать.
Это просто другой анализ позиции на доске.</i>
<i> <b>Игорь Яковенко </b>  


понедельник, 5 сентября 2016 г.


ЗА ЧТО ДМИТРИЙ КИСЕЛЕВ ПОЗИТИВНО ОТМЕТИЛ ОЛЕГА КАШИНА

В «Вестях недели» от 4.09.2016 произошло нечто довольно любопытное и непривычное: лидер российского официоза Дмитрий Киселев сослался для подкрепления своей позиции на статью независимого журналиста Олега Кашина в интернет-издании Slon.ru.

Небывальщина случилась во вполне омерзительном сюжете «Вестей недели» под названием «Деградация».  Именно так Дмитрий Киселев квалифицировал гибель журналиста Александра Щетинина, основателя интернет-издания «Новый регион». И в качестве подтверждения основной идеи своего мерзкого сюжета Киселев цитирует статью в Slon.ru, в которой Олег Кашин пишет: «Лучше мыть посуду в Нью-Йорке, чем писать статьи в Киеве». Дальше Киселев, ссылаясь на Кашина, объясняет, «почему русским из России там (в Украине – И.Я.) так хреново».

Чем Олег Кашин, имеющий репутацию независимого журналиста, публикующегося в либеральных изданиях, заслужил одобрительные ссылки в одном из наиболее мракобесных путинских СМИ? 
Колонка Олега Кашина на Slon.ru от 29.08.2016 называется: «Русские эмигранты на Украине: почему ничем хорошим это не кончится». Информационный повод – гибель Александра Щетинина. К погибшему коллеге Кашин суров и пренебрежителен. И издание «Новый регион», который он основал, было, оказывается,  «не из первого ряда», да и сам Александр Щетинин «никогда не был суперзвездой – его имя попадало в новости только дважды: когда он уехал жить на Украину и когда его нашли мертвым». Конец цитаты. Не вполне понятно, зачем нужно было с таким презрением отзываться о покойном: ведь для целей статьи в этом не было никакой необходимости. Что же касается «суперзвездности» и попадания в новости, как этой «суперзвездности» критерий, то «звезды», а тем более «суперзвезды» в России сегодня зажигают на федеральных каналах и делают это киселевы-соловьевы. А для нормального журналиста шансов попасть в новость сегодня два: стать жертвой преступления или сделать какую-то заметную подлость. Собственно, сам Олег Кашин на себе испытал обе эти возможности. Первый раз он стал героем федеральных новостей в 2010 году, когда его до полусмерти избили. Теперь вот сейчас, когда написал данную статью.

«Эмиграция и смерть – две точки, через которые легко провести прямую линию», - к такому глубочайшему философско-геометрическому выводу Кашина привели впечатления, которые он скопил за 2,5 года наблюдений за «антипутинскими россиянами на антипутинской Украине».
«Россиян на Украину за эти два с половиной года уехало много, но каких-то ярких и заметных примеров благополучно сложившихся судеб нет в принципе. Как будто надпись «ничем хорошим это не кончится» идет титром и в ролике с одетой в вышиванку Марией Гайдар, читающей по-украински стихи Шевченко, и в войне российско-американского журналиста Сергея Лойко против фотографа Минобороны Украины Дмитрия Муравского…». Конец цитаты.

После этого Кашин пускается в не очень внятные рассуждения о специфических «законах социальной гравитации на Украине», которые по какому-то роковому стечению обстоятельств оказываются крайне неблагоприятными для русских из России. К этой «загадке», которую Кашин объясняет некой «беспощадной логикой развития молодого государства», в котором «и украинцам-то не хватает места, не то, что россиянам» мы еще вернемся.

А теперь то самое место у Кашина, на которое тут же прилетел Киселев как навозная муха на свежее дерьмо: «Да, лучше мыть посуду в Нью-Йорке, чем писать статьи в Киеве. Да, лучше торговать кебабом в Хельсинки, чем заседать в администрации в Одессе. Да, лучше носить ватник, чем вышиванку».

Дело вкуса и соответствия. Кому-то ватник, действительно, больше идет, чем вышиванка. Тут спор вообще неуместен. Дискуссии возможны, когда речь заходит о конкретных фактах, событиях и процессах. Кашин дважды сочувственно помянул Марию Гайдар, явно соболезнуя ее кошмарной судьбе: то ей приходится в вышиванке читать стихи Шевченко по-украински, то вообще в одесской администрации заседать. Сетуя о перечисленных выше муках, которые испытывает Мария Гайдар в ужасной Украине в качестве сначала заместителя, а затем советника Саакашвили, Олег Кашин, видимо, полагает, что останься Мария Гайдар заместителем Белыха, ее судьба была бы намного веселее. Дело, опять-таки вкуса…Что же касается мест, смертельно опасных для эмигрантов из России, то «две точки, через которые можно провести прямую смертельную линию» можно обнаружить где угодно, например, в Лондоне…

Теперь о главном. О тех неведомых Кашину «законах украинской социальной гравитации», которые почему-то оказываются неблагоприятны для русских из России. Такое впечатление, что Кашин не в курсе, что Россия украла у Украины Крым, оккупировала часть украинской территории и продолжает вести агрессивную войну, на которой продолжают гибнуть граждане Украины. Не приходило в голову, что именно это обстоятельство может быть главной причиной той  «неблагоприятной гравитации», которая встречает в Украине любого гражданина России? Может быть, Кашин знает народ, который во время оккупации части своей территории и агрессии, без всякого предубеждения относился бы к гражданам страны-агрессора?

Свой сайт Олег Кашин назвал «Кашин.гуру» и снабдил подзаголовком: «Для новой русской интеллигенции».  Тут все прекрасно: и назначение себя «гуру» и определение целевой аудитории. Кто такие «новые русские», более-менее понятно. Словом «интеллигенция» кого только не обзывали. В диапазоне от Васисуалия Лоханкина до Чехова с Сахаровым и Лихачевым. Возможно, «новая русская интеллигенция» - это какая-то группа мутировавших новых русских? В таком случае «гуру» правильно определил свою паству. Для обычных читателей его тексты следовало бы снабдить титром: «осторожно – Кашин!».


http://yakovenkoigor.blogspot.ru/2016/09/blog-post_5.html

http:http://yakovenkoigor.blogspot.ru/2016/09/blog-post_5.html//yakovenkoigor.blogspot.ru/2016/09/blog-post_5.html

</i>  
&emsp;
<i>
 - Я вам не стодолларовая банкнота, чтобы всем нравиться, - любил говорить Бенджамин Франклин. Но как он ошибался!

</i>                    



&emsp;
<i>
 Наушники — в уши, но музыку не включайте.
Есть шанс услышать про себя много нового и интересного...
</i>                    



&emsp;
<i>
 После того, как матерные слова стали заменять звездочками, меня начал напрягать коньяк... Что там, за этими звездочками?
</i>                    


&emsp;
<i>
 Общение с иным партнером подобно химиотерапии: либо он убивает в тебе все плохое, либо все вообще.
</i>    
  <b>Авессалом Подводный
 </b> 
               
&emsp;  &emsp;<b>Помним</b>

&emsp;  &emsp; &emsp;  ❖    

&emsp;  &emsp;  &emsp; <b> Геннадий Шпаликов
</b>
&emsp;  &emsp;﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌
<i>
Он родился в семье военного инженера. Отец маленького Гены погиб в 1944-м при освобождении Польши, и мальчика на льготных условиях устроили в суворовское училище. Дослужившись до командира отделения, Шпаликов получил во время учений серьезную травму колена и был вынужден отказаться военной карьеры. В результате он без труда поступил во ВГИК.

Попав в творческую среду, Шпаликов начал вести богемный образ жизни. По воспоминаниям друзей, он не пил во время шумных студенческих вечеринок, однако, когда его однокурсники повзрослели и остепенились, он, напротив, «слетел с тормозов». Эксперименты с алкоголем не влияли на его работоспособность: когда все однокурсники отключались, Шпаликов преспокойно садился за стол и благополучно работал над очередным сценарием до утра. Эта роковая особенность и сгубила в итоге кинематографиста.

Первый фильм, снятый по сценарию Шпаликова, «Застава Ильича» был воспринят в штыки. Создателей ленты во граве с режиссером Марленом Хуциевым обвинили в появлении непозволительного легкомыслия при решении серьезных молодежных проблем и в низкопоклонничестве перед западным авангардным кино. «Заставу Ильича» подверг разгрому сам Никита Сергеевич Хрущев в 1963 году. Затем на трибуну вышел Хуциев и обратился к президиуму с покаянной речью.
Вслед за ним буквально вбежал 25-летний Шпаликов. То, что он затем сказал, привело аппаратчиков в еще больший гнев. Сценарист заявил, что настанет время, когда кинематографисты будут пользоваться в стране такой же славой, как и герои-космонавты, что он убежден в своем праве на ошибку и просит присутствующих не судить их картину слишком строго.

Следующий фильм по сценарию Шпаликова «Я шагаю по Москве» тоже подвергся цензурным сокращениям. Это не помешало снискать картине всенародную любовь, а заглавная песня шпаликовского авторства стала воистину народной. Некоторые песни Геннадия Федоровича до сих пор исполняет режиссер Петр Тодоровский в дуэте с Гариком Сукачевым.

В 70-е Геннадий Шпаликов страдал от невостребованности, его фильмы («Ты и я» и др.) проходили незамеченными. Биографическая лента о Сергее Есенине «Пой песню, поэт» (1973)стала для него роковой. Согласившись работать с режиссером Сергеем Урусевским над сценарием, Шпаликов надеялся поправить свое плачевное материальное положение. Однако он жестоко просчитался: фильм выпустили всего в 16-ти копиях, из-за чего гонорары авторам оказались мизерными. В этот период Шпаликов перебивается временным жильем, странствует по друзьям и знакомым, много пьет, утрачивяа свою былую энергетику.

«Меня пугает равнодушие времени и чужие люди, чем дальше, тем больше чужих, и некому поклониться и не с кем быть. Велика Россия, а позвонить некому. Я понимаю, что это заблуждение, но совершенно искреннее. Я не знаю, зачем жить дальше», - написал незадолго до своей смерти в дневнике Геннадий Шпаликов.

В 1974 году сценарист резко бросил пить и засел за новый сценарий, который назвал «Девочка Надя, чего тебе надо?». Сценарий был изначально орбречен, и на что рассчитывал Шпаликов, непонятно до сих пор. Речь в нем шла о передовице производства, токаре одного из волжских заводов Наде, которая волею судьбы становится депутатом Верховного Совета СССР. Все в ее жизни до определенного момента развивается хорошо, но затем удача поворачивается к ней спиной. В конце концов, девушка доходит до крайнего предела: она идет на городскую свалку и там публично сжигает себя на костре.

Завершив сценарий, Шпаликов отправил его в Госкино, но ответа, разумеется, не получил. 1 ноября 1973 года он отправился на Новодевичье кладбище, где как раз открывали памятник Михаилу рому, хотел произнести поминальную речь, но его не пустили на трибуну. Окончательно раздосадованный Шпаликов занял у друга Григория Горина несколько рублей, купил бутылку дешевого вина, отправился на дачу в Переделкино и повесился на собственном шарфе. Спустя 19 лет вслед за ним добровольно последовала и его вторая жена – актриса Инна Гулая.

Как некое завещание остались нам строки из стихотворения Геннадия Шпаликова «Хоронят писателей мертвых»:

Мне дух панихид неприятен,
Я в окна спокойно гляжу
И думаю — вот мой приятель,
Вот я в этом зале лежу.

Не сделавший и половины
Того, что мне сделать должно,
Ногами направлен к камину,
Оплакан детьми и женой.

Ровесники друга выносят,
Суровость на лицах храня,
А это — выносят, выносят, —
Ребята выносят меня!

Гусиным или не гусиным
Бумагу до смерти марать,
Но только бы не грустили
И не научились хворать.

Но только бы мы не теряли
Живыми людей дорогих,
Обидами в них не стреляли,
Живыми любили бы их.


&emsp;  &emsp;<b> Геночка
</b>
Москва, июль печет в разгаре,
Жар, как рубашка к зданиям прилип.
Я у фонтана, на Тверском бульваре
Сижу под жидковатой тенью лип.
Девчонки рядом с малышом крикливым,
Малыш ревет, затаскан по рукам,
А девочки довольны и счастливы
Столь благодатной ролью юных мам.
И, вытирая слезы с мокрой рожи,
Дают ему игрушки и мячи:
«Ну, Геночка, ну перестань, хороший,
Одну минутку, милый, помолчи».
Ты помолчи, девчонки будут рады,
Им не узнать, что, радостью залит,
Твой тезка на скамейке рядом
С тобою, мальчуган, сидит.
И пусть давным-давно он не ребенок,
Но так приятно, нечего скрывать,
Что хоть тебя устами тех девчонок
Сумели милым, Геночкой назвать...

1954

&emsp;  &emsp;<b> Жила с сумасшедшим поэтом
</b>
Жила с сумасшедшим поэтом,
Отпитым давно и отпетым.
И то никого не касалось,
Что девочке горем казалось.
О нежная та безнадежность,
Когда все так просто и сложно,
Когда за самой простотою —
Несчастья верста за верстою.
Несчастья? Какие несчастья,—
То было обычное счастье,
Но счастье и тем непривычно,
Что выглядит очень обычно.
И рвано и полуголодно,
И солнечно или холодно,
Когда разрывалось на части
То самое славное счастье.
То самое славное время,
Когда мы не с теми — а с теми,
Когда по дороге потерей
Еще потеряться не верим.
А кто потерялся — им легче,
Они все далече, далече.

Январь 1974
 </i>

&emsp;  &emsp; &emsp;  <b> • ❖ • </b> 
<i> <b>

Мариэтта Чудакова: "Повернуть Россию назад никому не удастся"

 </b>  
Мариэтта Чудакова — профессор Литературного института, член Европейской Академии, доктор филологических наук, председатель Всероссийского булгаковского фонда дала небольшое интервью Павлу Соколову, главному редактору сайта eksmo.ru. Чудакова - автор таких литературоведческих работ, как «Мастерство Юрия Олеши», «Поэтика Михаила Зощенко» и «Жизнеописание Михаила Булгакова». Также она написала ряд книг для детей и подростков ( «Дела и ужасы Жени Осинкиной», «Егор»).
<b>
- Вы ездите по всей стране и выступаете в библиотеках с лекциями, устраиваете интеллектуальные викторины для детей и подростков. Не могли бы поделиться Вашими впечатлениями о подрастающем поколении?
</b>
С подрастающим поколением — все в порядке. Дело в нас, а не в них. Когда мы не отравляем их сознание нынешней «философией», усвоенной многими родителями («Берет — и ты бы на его месте брал!», «Сталин убивал кого надо!..», «Американцы и украинцы — наши враги!» и т. п.), — они сохраняют чистый и ясный взгляд на вещи. Тянутся к знаниям — и отталкиваются (до поры до времени!) от лжи.
<b>
- Сильны ли различия в подготовке школьников по регионам?
</b>
Помню очень хорошее впечатление от школ в Гатчине. В викторине по русской литературе худшие результаты были в одном московском педагогическом колледже — ни одна из 19-ти девиц не смогла назвать имя Капитанской дочки... В викторине по русскому языку лучшие по России результаты — у школьников селений Хив и Хучни в Южном Дагестане. Подтвердилась моя давняя гипотеза: ко второму родному языку люди более внимательны, чем к первому, который достается нам даром, из уст матери...
<b>
- Как, на Ваш взгляд, нужно организовывать преподавание литературы в школе?
</b>
У меня есть небольшая книжка, адресованная непосредственно коллегам — словесникам (я в школе преподавала): «Литература в школе: читаем или проходим? » (2013) — как вдоль забора. Я напоминаю в ней рецепт, данный одним из лучших российских филологов ХХ века, Б. М. Эйхенбаумом, еще в 1915 году!.. Столетие минуло, а мы по лености своей никак ему не последуем: из 45 минут урока 30 минут — читать классику вслух!!
<b>
- Какие книги Вы бы посоветовали почитать российским подросткам? 
</b>
У меня выходили три книжки подряд на эту тему: «Не для взрослых. Время читать!» — Полка первая, вторая и третья (2009 — 2011). Потом издательство «Время» объединило их в один том. Там около восьмидесяти книжек золотой полки мировой литературы — те, что надо непременно успеть прочитать до 16-ти лет — от Марка Твена и Дефо до Льва Толстого («Кавказский пленник»), Бориса Житкова, Юрия Олеши («Три толстяка»)... А в конце этой книги Маша Чудакова, выпускница романо-германского отделения филфака МГУ, по нашему общему с ней решению, коротко и внятно рассказала о тех, кого можно читать в любом возрасте, но очень стоит начать читать именно в школе — Мопассан, Флобер, Джек Лондон... Мой совет — прочитать до конца школы все книги, которые я там упоминаю.
<b>
- Каких современных российских писателей Вы хотели бы особо отметить?
</b>
У нас в России сегодня — очень хорошая проза и потрясающая поэзия. Такого взлета русской поэзии не было давно — десятки первоклассных поэтов, среди них, увы, и рано ушедших, как Борис Рыжий и Денис Новиков... Рекомендую первоклассных русских прозаиков — Нобелевского лауреата Светлану Алексиевич (я читала, конечно, все ее замечательные книги, но начните с последней — «Время сэконд хэнд»), Пелевина (любые его книги), Андрея Дмитриева («Крестьянин и тинэйджер» и другие), Майю Кучерскую — любимая моя книга «Современный патерик» (в очень внятном предисловии Чупринина объяснено название), Сергея Гандлевского — прекрасный поэт, прозаик и эссеист...

Только что прочитала не отрываясь книгу из шорт-листа премии «Большая книга» — Саша Филипенко, «Травля»: беспощадная картина современных нравов. Точно так, не отрываясь, прочла в последний год два фантастических романа — «Будущее в подарок» и «Своя вселенная», причем не о фантастических странах, а о современной России! — генерального директора едва ли не лучшего российского журнала «Знание — сила», астрофизика по образованию Игоря Харичева. Еще рекомендую роман победительницы «Большой книги-2015» года Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза». И четыре книги Георгия Демидова (к трем я писала предисловия). Гениальный (без преувеличения) физик и инженер, отправленный тов. Сталиным на Колыму, после долгих страшных лет каторги стал замечательным прозаиком...
<b>
- Кого бы из позднесоветских писателей вы бы посоветовали перечитать?
</b>
Писала недавно статью о прозе Оттепели — и перечитала с большим удовольствием не только грандиозный роман «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана, но и лучшее, что написал Юрий Бондарев, — роман «Тишина» (1962), и поразительный рассказ Эммануила Казакевича «Приезд отца к сыну в гости». Всем советую.
<b>
- Недавно была годовщина Путча. Прошло уже четверть века с того знакового события. Выросло целое поколение, для которого Путч — это история. По Вашему мнению, что он значил для современной России?
</b>
Август 1991 года (пишу с большой буквы — как писали Октябрь) — важнейшая веха в истории России. Без помощи оккупационных армий (в отличие от Германии и Японии в середине ХХ века) — исключительно внутренними ресурсами, и без Гражданской войны! — мы покончили с самым жестоким и длительным режимом ХХ века. Есть чем гордиться. Путч — поневоле помог. Армия не пошла против своего народа.
<b>
- С какой эпохой можно сравнить нынешнее время в нашей стране?
</b>
Только с Веймарской республикой в Германии 1920-х годов! Бесплодные, но очень опасные мечты о возвращении потерянной советской империи.
<b>
- И последний вопрос, в 2017-ом году будет годовщина сразу двух Революций, к чему мы пришли за эти сто лет?
</b>
В 1917 году мы очень много потеряли. Россия после Великой реформы полвека запрягала — и наконец начала свой потрясающий заезд. Тут Ленин, находившийся в плену ложной идеи о неминуемости мировой революции, вместе с пошедшими за ним большевиками схватил ее под уздцы и свернул с исторического пути — в историческое стойло. Оказалось — на 70 с лишним лет. В 1991 году мы получили потрясающий исторический шанс — начать строить «нормальную», без следов тоталитаризма страну. Многое удалось сделать, но далеко не все. В последние 15 лет заметно пятимся к советскому времени. Но ХХI—й стремительный век возьмет свое. Повернуть Россию назад никому не удастся. Надеюсь, мы увидим это уже в 2017 году.
</i>