<b>Помним</b>
    ❖ ❦ ❥ ❖ ❧ ❤
  <b>
Ролан Быков
</b>
  ﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌
<i><b> Немного о любимом актёре</b>
Отец Ролана
Семен Кардановский был беспризорником, во время Первой мировой войны попал на
фронт, воевал с австрийцами, был в плену, из которого бежал и взял себе позже
псевдоним Антон Быков. Во время Гражданской войны он сражался в Первой конной
армии у Буденного в должности эскадронного командира, тогда же встретил свою
будущую супругу Ольгу Матвеевну — красавицу с безупречными манерами, однако
женитьба на девушке из интеллигентной семьи не изменила нрав бесшабашного
кавалериста, и Ролан Быков позже вспоминал, что мама не раз называла
неугомонного папу пушкинскими словами — «ужас мира, стыд природы». Как
следствие, бойцовским характером Ролан напоминал отца, а тягу к искусству
унаследовал от матери.
После окончания
Гражданской войны отец Ролана стал слушателем военной академии, но из—за
конфликта с начальством был отчислен и получил поручение заниматься сельским
хозяйством. Его отправили в Туркмению, где он попал в крайнюю южную точку СССР
- Кушку, став директором овцеводческого совхоза. Совхоз регулярно подвергался
набегам басмачей, которые угоняли овец, и когда при очередном набеге совхоз
вновь лишился отары, Антону Быкову грозило обвинение в бесхозяйственности и
вредительстве, что могло повлечь за собой расстрел. Бывший конармеец не
растерялся - собрал отряд, вооружил подчиненных, перешел границу, догнал банду
и отбил похищенный скот. Из—за частых переводов семья Быковых часто переезжала,
и поэтому их младший сын Ролан родился в Киеве. Это случилось 12 октября 1929
года.
Новорожденному
дали имя в честь французского писателя Ромена Роллана. Правда, мама мальчика
Ольга Матвеевна напутала, решив, что Роллан — это имя писателя. На этом
путаница не закончилась — в паспорте Быкова позже неточно были указаны дата
рождения, имя и отчество. Быков родился в октябре, и в метрике было написано
по—украински «жовтень», а в милиции, выдавая паспорт, решили, что «жовтенева
революция» празднуется в ноябре, и «жовтень» — это ноябрь. И указали дату
рождения 12 ноября, исказив к тому же имя и отчество, написав «Роланд Анатольевич».
Позже в интервью Ролан Быков рассказывал: «Времена были такие… Мне еще повезло.
Мою сокурсницу звали Диалектический Материализм Ивановна, так у нее было в
паспорте написано. Сокращенно ее звали Диамата, а мы — просто Мата. А со мной
вот как получилось. Отец привез матери в роддом книгу Ромена Роллана, которая
ей очень понравилась, и мать даже не разобралась, что Роллан — это фамилия:
просто ей понравилось звучание».
В конце 1930—х
годов семья Быковых вернулась в Москву, где Ролан с 1939 года некоторое время
занимался в театральной студии «Родник» под руководством Ольги Лариной. Отец
Ролана был назначен на партийный пост, с которого, однако, очень быстро был
снят за нарушение партийной дисциплины - после того как во время дискуссии
бросил стулом в первого секретаря Московского горкома. Последствием инцидента
стало то, что Антона Быкова понизили до директора завода, а когда началась
Отечественная война, Быков—старший, отправив заводское хозяйство в тыл, ушел
добровольцем на фронт.
В Йошкар—Оле,
где семья Быковых жила в эвакуации, бабушка Ролана подрабатывала гаданием на
картах, и мальчик также решил попробовать свои силы в этом ремесле. Он нагадал
соседке, что через три дня вернется с войны ее муж, и тот, действительно,
вернулся. К чудо—ребенку начали обращаться новые просители, и гонорары Ролана
скоро стали основной статьей семейного дохода, но зимой 1943 года Быковым
пришлось до окончания эвакуации срочно переехать в Москву. Тем временем у
Ролана после многочисленных сеансов гаданий начали случаться нервные припадки,
что привело к лечению в психиатрической лечебнице имени Кащенко.
Пока отец
Ролана Быкова воевал на фронте, его мама, когда—то учившаяся в театральном,
пыталась привить двум своим сыновьям любовь к сценическим искусствам. И если
старший сын Герман больше интересовался наукой, то у младшего задатки будущего
актера были налицо. Однажды подруга привела Ролана на прослушивание в
самодеятельный коллектив, где его спросили:
— Что умеешь?
— Ничего.
— А зачем
пришел?
— Хочу кино
бесплатно смотреть!
Ролан так
ответил, потому что подруга утверждала, что в самодеятельность принимают всех
желающих смотреть кино «на халяву». Оказавшись на сцене, Быков, запинаясь и
путаясь, прочел стихи про волны, корабли и морских волков. Кто такие «морские
волки», он не знал, поэтому слова проиллюстрировал рычанием. Зрители в зале
зааплодировали. «Кланяйся», — советовали ему из—за кулис. «Не буду!» — гордо
отвечал Быков. «Надо!» — приказала подруга. И тогда Ролан упал на колени, как
бабушка перед иконой, ударившись лбом об пол. Зал ликовал.
В квартире, где
во время войны жили Быковы, было 43 комнаты, и в каждой после истории с
самодеятельностью Ролана стали называть «Артист». Так как Быковы жили в районе
Зацепского рынка, Ролану доводилось часто участвовать в местных пацанских
разборках. Из—за маленького роста Быкову отводилась роль «малышки»: он шел
перед компанией и задирал взрослых. Когда кто—то собирался проучить задиралу,
появлялась вся честная компания… Как вспоминал Ролан Антонович, у него всегда
был шанс схлопотать по шее.
В 1947 году
Быков окончил школу и подал документы одновременно во ВГИК, в ГИТИС и в
Школу—студию МХАТ. В одном месте ему отказали из—за маленького роста, в другом
— из—за дикции. Ролан был в отчаянии, но по совету знакомого подал документы в
театральное училище имени Щукина при театре Вахтангова и был успешно туда
принят. Позже он имел на курсе самую высокую «производительность труда» — во
время учебы сыграл почти пятьдесят ролей. Больше, чем у него, было лишь у
другого трудоголика — Михаила Ульянова.
</i>
◄╝
   
❖ ❦
❥
<b>
Ролан Быков и
Елена Санаева
</b>
Они познакомились
в 1972 году, когда дочь известного артиста Всеволода Санаева Елену утвердили на
роль фильм «Докер». Ролан Быков, также исполнявший роль в этой картине,
позвонил будущей партнерше, чтобы договориться о времени отлета на съемки. На
Санаева ему ответила: «Я самолетами не летаю, поеду поездом». Быков, с
подозрением относившийся к детям известных родителей, вспылил и заставил
режиссера заменить незнакомую артистку Санаеву на Майю Булгакову, с которой
давно мечтал поработать.
Когда Санаева
приехала на съемки, смущенный режиссер фильма подошел к ней с извинениями.
«Играть эту роль буду я», — ответила ему Санаева и направилась в павильон, где
Быков осматривал декорации. «Это кто?» — спросил Ролан, глядя на Елену. «Это
Санаева, вместо которой Булгакова», — ответил режиссер. И Быков сказал, что
играть должна, конечно же, Санаева. На съемках первого же эпизода Быков
придумал поцелуй, хотя в сценарии его не было. «И как впился в меня, —
вспоминала потом Санаева, — аж губа вспухла». «Что же нам теперь делать?» —
спросил Быков. «Что делать, что делать… Кино снимать!» — ответила его будущая
супруга. Официальное предложение руки и сердца последовало от Быкова через
полгода во время съемок на другой картине. Елена Санаева в интервью
рассказывала: «Наше знакомство я бы не назвала увлечением — думаю, здесь была
предопределенность. Он недавно расстался со своей первой женой, прекрасной
актрисой Лидией Николаевной Князевой. Расстались они потому, что эти отношения
исчерпали себя. А он уже тогда был человек известный, обладал мощной харизмой и
нравился женщинам, выбор у него был. Но вспомним о его психологическом
состоянии в тот момент. Закрыты картины, где он сыграл две из своих лучших
ролей, — «Операция «С Новым годом» Алексея Германа, которая много лет спустя
вышла под названием «Проверка на дорогах», и «Комиссар» Александра Аскольдова.
Его сняли с
главной роли в «Повести об Искремасе» Александра Митты — фильм потом вышел под
названием «Гори, гори, моя звезда». В недавнем интервью Митта признался: «Я его
предал!» Был 1968 год, советские войска вошли в Прагу. И Митта рассказывает,
что испугался, решил делать что—то более светлое. Судя по дневникам и фото,
Быков играл пассионарную, очень талантливую личность. Было снято метров
шестьсот, когда его заменили Олегом Табаковым, и тот сыграл прекрасно, но —
другое. И самый большой удар — закрытие спектакля «Медная бабушка» во МХАТе,
где Быков играл Пушкина. По словам драматурга Леонида Зорина, играл гениально.
Играл Поэта, что само по себе чрезвычайно трудно. Вот в такой момент мы
соединились. Меня тогда многое поражало. В юбилей советского кино актеров и
режиссеров принимали в Кремлевском дворце, сделав из них огромную массовку, и
Быкова, при всей его популярности, засунули куда—то в пятидесятый ряд. Мне это
было чудно: ведь уже состоялись и «Шинель», и «Служили два товарища», и
«Айболит—66», и «Мертвый сезон»… А он был любимцем публики.
Мы приехали выступать в Харьков, и когда я
увидела в афишах свое имя, напечатанное такими же буквами, как имя Быкова, у
меня ноги подкосились: Господи, думаю, только бы ничего не испортить. Что
изумительно: никому и в голову не приходило, что он всего только заслуженный
артист, и в афишах писали уверенно: «Народный артист СССР». В Горьком нам
неожиданно предложили выступить для сотрудников КГБ. Ролан сказал, что у него
все время расписано. «Ну а какое время у Вас есть?» — спросил начальник.
«Только в восемь утра!» — «Ничего, — ответил начальник, — я соберу народ к
восьми. По учебной тревоге». И собрал. А потом за чашкой чая начальник, который
никакой крамолы в текстах так и не услышал (а Ролан был не из трусливых людей и
всегда говорил, что думал), поинтересовался: а что ты натворил—то? Быков
ответил: «Не знаю».
Ему тяжко было плыть в серной кислоте и при
этом ставить мировые рекорды. А ведь чем крупнее художник, тем больше он спорит
со смертью. Выиграть этот спор невозможно, но бросить ей вызов было необходимо.
Для этого нужны силы, нужна поддержка. И рядом должна была быть женщина,
которая его абсолютно понимает. Он мне сказал: «Нет, Лена, я без любви жить не
согласен, я умру без любви». Он сам так щедро источал любовь, что ему нужна
была подпитка. Он ее получал, и в этом, думаю, был счастливым человеком. Хотя…
Я прочитала у Достоевского фразу: «Он любил ее до ненависти, и нет ничего сильнее
этой любви». Кто понимает это, тот сохраняет свою любовь до смерти. Бывают же
ситуации, когда мать чувствует ненависть к своему ребенку, мужчина чувствует
ненависть к любимой женщине. И вот если они эту ненависть могут преодолеть,
тогда только смерть может разлучить этих людей. Так я думаю.
А из увлечений?
Увлечение у него было одно: потрепаться. Он был замечательный собеседник и умел
хорошо слушать. Мог ехать в такси и рассказывать шоферу о замысле новой
картины. Я его спросила: «А зачем ты водителю—то рассказываешь?» Он ответил: «Я
пеленгуюсь. Я должен понимать, в каких я широтах». И продолжал всем
рассказывать о замыслах и ролях. Но было немного таких, с кем он мог
разговаривать на своем уровне. Как говорил Зорин, талантливых людей хватает, но
талантливые и умные — большая редкость. В нем это счастливое сочетание было».
Поначалу Быкову
очень не нравилась разница в возрасте между ним и молодой супругой. Он часто
слышал: «Ой, какая у вас взрослая дочка, Ролан Антонович!» «Лена, купи себе
что—нибудь солидное, не смотрись девчонкой!» — предлагал он в ответ своей
молодой супруге. Но саму Лену волновало другое. «Я — хозяйство непростое и
беспокойное», — предупреждал ее Быков накануне свадьбы. Так и случилось. Не
имевший серьезного семейного опыта, он продолжал жить привычной холостяцкой
жизнью, часто забывая о семье. В середине семидесятых ему не давали писать
сценарии, не запускали фильмы… «Выпить я в свое время уважал, — говорил о том
периоде сам Быков, — семь лет пил по—черному. А Лена пережила все это вместе со
мной…» Однажды Санаева нашла Быкова на ипподроме. Быков рассказывал: «И тут я
понял: не брошу пить — потеряю семью. Поклялся себе и завязал!» А Елена Санаева
рассказывала о продолжении этой истории. Когда сели в такси, Ролан уткнулся ей
в плечо и сказал: «Мать, я все понял. Ты — Родина! А Родину не бросают!»
После того как в
стране была объявлена перестройка, Быков выполнял огромное количество
общественных, творческих и административных обязанностей — он был секретарем
Союза кинематографистов, народным депутатом, президентом Международного фонда
развития кино и ТВ для детей и юношества, членом совета Генеральной ассамблеи
по проблемам детского кино при ЮНЕСКО. У Быкова также была режиссерская
мастерская на Высших курсах сценаристов и режиссеров, он много работал на радио
и телевидении и был почетным профессором МГУ. Одно время он даже возглавлял
банк. О своей коммерческой деятельности Быков рассказывал: «Безумно интересно!
Это игра, которая требует тебя целиком, так же, как искусство. Помню, на какое—то
время я оставил все свои роли, книжки и все остальное. Поверьте мне, занятие
деньгами — это занятие творческое. Но в России это пока сопряжено с известными
трудностями… Словом, я вовремя ушел из банка».
В начале 1996 года
Ролану Быкову удалили опухоль в легком, после чего он прожил еще два года. В
1998 году, снова попав в больницу, продолжая работать над последним фильмом
«Портрет Неизвестного солдата», Быков говорил своей супруге Елене Санаевой: «Я
не боюсь умирать. Я научил тебя ремеслу, ты не пропадешь. И потом, у тебя не
будет времени горевать. Тебе придется доделывать то, что я не успел».
Елена Санаева
рассказывала: «Он был очень верным. Когда его не стало, его однокурсники мне
сказали: для нас рухнула стена! Мы всегда знали: позвоним - и он, как бы ни был
занят или нездоров, обязательно выполнит просьбу. Ролан был надежный человек.
Конечно, с возрастом становилось труднее. И в последние лет восемь его больше
тянуло к столу. Поспит часа два — и тут же садится за свой ноутбук строчить
статьи. Уже часа три ночи, я его зову спать, подношу то сердечное, то чайку
горячего, а он все пишет… Писал много — программу «Дети, экран, культура»,
множество сценариев, из которых ни один не был поставлен».
Ролан Быков умер 6
октября 1998 года.
Похоронен на
Новодевичьем кладбище.
<i>
Полностью
читать http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=46 ◄╝
</i>
    <b> ❖ • ❖ • ❖</b>