22 окт. 2020 г.

 ✔✔

░░|░░|️░░|░░|░░|░░|░░|░░|
<b>Anatoly Golovkov

ВЕЛИКОМУ БУНИНУ — 150.
</b>
░░|<i>Фигура неохватная, и такого масштаба, что вы предпочтете, наверное, заметки профессиональных филологов.

Для меня же Бунин — академия русского языка, как инструмента, которым он владел в совершенстве. Проза, которую можно пить и наслаждаться ею веками. Подражать бесполезно. А еще и прекрасная поэзия…
У Нагибина есть рассказ «Учитель словесности» с неожиданной концовкой.
Учитель гимназии зовет домой ученика, который часто спорил с ним на уроках. Чай с баранками. Учитель читает свой роман. Послушав текст, ученик догрыз баранку и молвил: вот вы пишете, что чернозем черный, а он синий… В таком духе. Вечер был испорчен. Учитель намеревается отомстить: утром при всех поставить строптивца на место. И произносит в классе финальную фразу: «Бунин Иван! К доске!»

Вот из «Темных аллей» рассказ Бунина «Речной трактир».
Слушайте!

«В «Праге» сверкали люстры, играл среди обеденного шума и говора струнный португальский оркестр, не было ни одного свободного места. Я постоял, оглядываясь, и уже хотел уходить, как увидел знакомого военного доктора, который тотчас пригласил меня к своему столику возле окна, открытого на весеннюю теплую ночь, на гремящий трамваями Арбат. Пообедали вместе, порядочно выпив водки и кахетинского, разговаривая о недавно созванной Государственной думе, спросили кофе.

Доктор вынул старый серебряный портсигар, предложил мне свою асмоловскую «пушку» и, закуривая, сказал:

— Да, все Дума да Дума... Не выпить ли нам коньяку? Грустно что-то».
А дальше вот здесь, всего пару страничек, не откажите себе в наслаждении!

С юбилеем, Иван Алексеевич! </i>|░░

░░|░░|️░░|░░|░░|░░|░░|░░|
<b>Anatoly Golovkov
</b>
░░|<i></i>|░░

 ✔✔

<b

Роман Якобсон </b

 Родился 23 октября 1896 124 года назад


Видный лингвист и литературовед, занимавшийся многими аспектами русского языка, - Роман Якобсон был выдающимся языковедом, филологом, родоначальником русского структурализма. Он оказал влияние на развитие гуманитарных наук не только своими новаторскими идеями, но и активной организаторской работой. Известны его труды по общей теории языка, фонологии, морфологии, грамматике, русскому языку, русской литературе, поэтике, славистике и многим другим областям гуманитарного знания.

 

<i>

Как-то Маяковский сказал мне, что у русских нет настоящего юмора. Настоящий юмор у украинцев, редкостный юмор — это Гоголь, с его украинским и мировым юмором. И если взять русских писателей, то все, которые так или иначе связаны с Украиной, - это юмористы. Пусть это будет Аверченко или Бурлюк, пусть это будет ростовец Чехов. Всё время эти украинские черточки проявляются. А у русских не юмор, а сатира — это Салтыков-Щедрин, и что-то совсем другое. А у него, Маяковского, по его словам, юмор тоже украинский, и он напоминал что его дед — сечевик, и так далее. Он говорил, что у него совсем не русский юмор, что русский юмор злее и угрюмее.

Маяковский никогда не был счастлив, даже в период поэмы "Люблю" - там тоже есть тема времени: 


Женщина мажется.

 Мужчина по Мюллеру мельницей машется.

 Но поздно. Морщинами множится кожица.

 Любовь поцветёт, 

поцветёт — 

и скукожится.


 Он был очень тяжёлый и глубоко несчастный человек, это чувствовалось. Иногда, подвыпивши, он умел немножко своим остроумием... У него было действительно какое-то вечное отрочество, какое-то недожитое созревание. Хлебников был другой, он не был несчастным, он был эпическим, принимал жизнь, как она есть. 

===== 2

<i>

Маяковский был лириком больших полотен, и он действительно верил, что будет всё время возвращаться к лирике. 

Я это от него слышал десятки раз. Он был очень откровенен со мной - он знал, что это останется глубоко между нами, пока он жив. И он многое говорил очень открыто. Но он сломался. Сломался он, я думаю, в год встречи с Татьяной Яковлевой. Мне Эльза тогда подробно писала - вот, говорит, какую глупость наделала, познакомила с девушкой, думала, что у него будет приятная встреча, а он возьми и влюбись, и так серьёзно. А это было в тот момент, когда ему стало жить одному уже совершенно невтерпёж и когда ему нужно было что-то глубоко переменить. Маяковский бы не сделал ничего больше. Он был в слишком большом отчаянии. Всё это были нерешимые задачи. То, что он написал в своём прощальном письме, - "у меня выходов нет" - это была правда. Он всё равно погиб бы, что бы ни было, где бы он ни был, в России, в Швеции или в Америке. Этот человек был абсолютно не приспособлен для жизни.


В Главтопе давали случайные пайки, и раз нам дали маринованные грибы. Тогда мы порешили: как хотите, но мы дадим дома только половину (я дал своей хозяйке), а из остального сделаем выпивку! Мы собрались в лингвистическом кружке. Я раздобыл спирт по знакомству, через Маяковского. Продаже алкоголя была строго запрещена, каралась смертной казнью. Но были продавцы — кавказцы, грузины. Маяковский с ними говорил по-грузински, и они ему доверяли. Называли их Спирташвили. У такого Спирташвили я купил спирт, и в складчину мы устроили вечеринку: эти маринованные грибы, какие-то сухарики (хлеба не получали) и водка.
<b

Роман Якобсон

 ✔✔

┏◢◣┓

◢┛┗◣

◥┓┏◤

◥◤┛ &emsp;  <b> <u> 23 октября - ЭТОТ ДЕНЬ В ИСТОРИИ</u></b>

  [ ]--["""""|"""""|"""""|"""""|]>----------  ( ̲̅:̲̅:̲̅:̲̅[̲̅ ̲̅:̲̅:̲̅:̲̅ ) ┣▇▇▇═

&emsp; ¦̵̱ ̵̱ ̵̱ ̵̱ ̵̱(̢ ̡͇̅└͇̅┘͇̅ (8כ−◦  &ensp  ( ̲̅:̲̅:̲̅:̲̅[̲̅ ̲̅:̲̅:̲̅:̲̅ )  &emsp;  23 октября 1814 г. 206 лет назад 

<b>

В Лондоне хирург Джозеф Карпю провел первую в Европе пластическую операцию

</b>

Операции, подобные современным операциям пластической хирургии, выполняли еще за 600 лет до нашей эры, когда в Индии Сушата Сам–гита восстанавливал поврежденные носы. В книге А. Бэшем «Чудо, которым была Индия» отмечалось: <i> «Особого внимания заслуживают пластические операции древних индийских врачей – они умели восстанавливать носы, уши и губы, потерянные или искалеченные в бою или по приговору суда. В этой области индийская хирургия опережала европейскую вплоть до 18 века, когда хирурги Ост–Индийской компании не сочли для себя унизительным учиться у индийцев искусству ринопластики». </i>

 

Способ ринопластики, подробно описанный Сушрутой, вошел в историю под названием «индийского» метода. Кожный лоскут для формирования будущего носа вырезался на сосудистой ножке из кожи лба или щеки.

 

Далее следы развития пластической хирургии отсутствуют до конца 15 века. В это время сицилианец Антони Бранка использовал ткань с руки для восстановления поврежденных ушей и губ.

 

Хирург Джозеф Карпю 23 октября 1814 года в Лондоне впервые в Европе выполнил ринопластику по «индийскому» методу. Она прошла успешно, и когда он снял повязку через три дня после операции, то воскликнул: <i> «Бог мой, да это же нос!». </i>

С этого момента пластическая хирургия стала быстро развиваться.


***



  ,^==¬¬¬¬,,____/|_

)_,.--'''[ µ"\_\****”””””””””   &emsp;  25 октября 1922 г. 98 лет назад

<b>

В Советской России завершилась Гражданская война

</b>

Осенью 1922 года в России шёл последний этап Гражданской войны, вооружённого конфликта, развернувшегося в масштабах всей страны между советскими и антибольшевистскими вооружёнными силами. К началу 1920 года большевики захватили власть на основной части территории бывшей Российской империи. С марта 1920 года основная борьба между «красными» и «белыми» происходила на окраинах страны.

 

В ноябре 1921 года началось наступление Белоповстанческой армии из Приморья на север. 22 декабря белогвардейские войска заняли Хабаровск и продвинулись на запад до станции Волочаевка Амурской железной дороги.

 

С 4 по 25 октября 1922 года была осуществлена Приморская операция – последняя крупная операция Гражданской войны. Отразив наступление белогвардейской Земской рати под командованием генерал-лейтенанта Дитерихса в начале октября, войска Красной армии под командованием Уборевича перешли в контрнаступление.

 

24 октября японское командование было вынуждено заключить соглашение с правительством Дальневосточной республики о выводе своих войск с Дальнего Востока.

 

В четыре часа дня 25 октября 1922 года части Народно-революционной армии Дальневосточной республики (НРА ДВР) под командованием И.Уборевича вошли во Владивосток. Суда с остатками японских и белогвардейских войск покинули город за два часа до вступления в город «красных». В стране завершилась Гражданская война. Через три недели Дальний Восток стал составной частью Советской республики.


✔✔

◚◛ ◚◛

<i>

ИСЧЕЗАЮЩИЕ СЛОВА...

"— Еще сто лет назад в словаре русского языка было 287 слов, начинающихся с «благо». Почти все эти слова исчезли из нашей речи, а те, что остались, обрели более приземленный смысл. К примеру, слово «благонадежный» означало «исполненный надежды», «ободрившийся»…
— Слова исчезли вместе с явлениями. Часто ли мы слышим «милосердие», «доброжелательность»?
Этого нет в жизни, поэтому нет и в языке.
— Или вот - «порядочность». Николай Калинникович Гудзий меня всегда поражал — о ком бы я ни заговорил, он спрашивал: «А он порядочный человек?»
Это означало, что человек не доносчик, не украдет из статьи своего товарища, не выступит с его разоблачением, не "зачитает" книгу, не обидит женщину, не нарушит слова.
— А «любезность»?
«Вы оказали мне любезность».
Это добрая услуга, не оскорбляющая своим покровительством лицо, которому оказывается.
«Любезный человек».
— Целый ряд слов исчезли с понятиями. Скажем, «воспитанный человек».
Он - воспитанный человек.
Это, прежде всего, раньше говорилось о человеке, которого хотели похвалить. Понятие воспитанности сейчас отсутствует, его даже не поймут."
<b>
Дмитрий Сергеевич ЛИХАЧЁВ

✔✔

<b>

23 октября 100 лет со дня рождения Джанни Родари!

</b>

Потрясающая биография: духовная семинария, фашистская партия, потом коммунистическая.
Вот, что значит духовные искания и активная жизненная позиция. (Ну, то, что крайности сходятся, умным понятно давно. Те, кто хорошо сдавал научный атеизм, так же легко встали со свечками).
В фашизме разочаровался, когда погибли два друга, а брат оказался в концлагере. Сделать выводы о коммунизме на чужом опыте не смог. Почему даже неглупые, талантливые люди не экстраполируют на себя судьбы других, так глухи к чужим страданиям?.. (Ответ понятен – когнитивный диссонанс. Игнорировать неудобные факты легче, чем пересматривать удобное мировоззрение).
Считал себя учителем “никудышным, но не скучным”, т.е детский писатель по призванию.
Как можно было столько лет обличать капитализм, вырасти на сказках Родари и построить у себя мир принца Лимона?
Как дети, обожавшие борца Чиполлино, воспитанные на примерах революционеров, выросли в безропотных Тыкв или злобных сеньоров Помидоров? (А уж чем больше уроков мужества, которые проводят самые трусливые и подлые, тем этого мужества меньше:)
«Приключения Чиполлино» входит в список вредоносной литературы, которая не рекомендуется в России для прочтения детьми до 12 лет согласно Федеральному закону РФ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (2012).
<b>
Вера Соколинская

===== 2
<i>
Все игрушки мира не стоят одного друга...

Он хотел выдать себя за хитреца, хотел скрыть свое доброе сердце. Кто знает, почему люди с добрым сердцем всегда стараются скрыть это от других?

"....-Как же мне учиться? Книжек у меня нет, да и купить их не на что. - Не беда, жизнь научит. Только гляди в оба - старайся видеть насквозь всяких плутов и мошенников, особенно тех, которые имеют власть."

Есть индейская пословица, которая гласит: "Тот,кто молчит,знает в два раза больше,чем болтун."

«...Первый мальчик сказал: "Какой сегодня чудесный  день!" А другой ответил: "Завтра будет еще лучше!"»

Он пошел, куда глаза глядят и, должно быть, выбрал верную дорогу.


К тому же, по счастью, вчерашняя боль
Гораздо слабей настоящей.
Вчерашние слезы утратили соль
И нынче нам кажутся слаще.
<b>
Джанни Родари

░ ░ ░ ░

<i><b>

Вера Полозкова </b>

 И когда вдруг ему казалось, что ей стало больше лет,

Что она вдруг неразговорчива за обедом,
Он умел сгрести ее всю в охапку и пожалеть,
Хоть она никогда не просила его об этом.

Он едет сейчас в такси, ему надо успеть к шести.
Чтобы поймать улыбку ее мадонью ,
Он любил ее пальцы своими переплести
И укрыть их другой ладонью.

Он не мог себе объяснить, что его влечет
В этой безлюдной женщине; километром
Раньше она клала ему голову на плечо,
Он не удерживался, торопливо и горячо
Целовал ее в темя.
Волосы пахли ветром.

 ✔✔

╰◕╰◕╰◕

<i><b>

ДУРАК

</b>

Жил-был на свете дурак.
Долгое время он жил припеваючи; но понемногу стали доходить до него слухи, что он всюду слывет за безмозглого пошлеца.
Смутился дурак и начал печалиться о том, как бы прекратить те неприятные слухи?
Внезапная мысль озарила наконец его темный умишко... И он, нимало не медля, привел ее в исполнение.
Встретился ему на улице знакомый — и принялся хвалить известного живописца...
— Помилуйте! — воскликнул дурак. — Живописец этот давно сдан в архив... Вы этого не знаете? Я от вас этого не ожидал... Вы — отсталый человек.
Знакомый испугался — и тотчас согласился с дураком.
— Какую прекрасную книгу я прочел сегодня! — говорил ему другой знакомый.
— Помилуйте! — воскликнул дурак. — Как вам не стыдно? Никуда эта книга не годится; все на нее давно махнули рукою. Вы этого не знаете? Вы — отсталый человек.
И этот знакомый испугался — и согласился с дураком.
— Что за чудесный человек мой друг N. N.! — говорил дураку третий знакомый. — Вот истинно благородное существо!
— Помилуйте! — воскликнул дурак. — N. N. — заведомый подлец! Родню всю ограбил. Кто ж этого не знает? Вы — отсталый человек!
Третий знакомый тоже испугался — и согласился с дураком, отступился от друга.

===== 2

<i>

И кого бы, что бы ни хвалили при дураке — у него на всё была одна отповедь.
Разве иногда прибавит с укоризной:
— А вы всё еще верите в авторитеты?
— Злюка! Желчевик! — начинали толковать о дураке его знакомые. — Но какая голова!
— И какой язык! — прибавляли другие. — О, да он талант!
Кончилось тем, что издатель одной газеты предложил дураку заведовать у него критическим отделом.
И дурак стал критиковать всё и всех, нисколько не меняя ни манеры своей, ни своих восклицаний.
Теперь он, кричавший некогда против авторитетов, — сам авторитет — и юноши перед ним благоговеют и боятся его.
Да и как им быть, бедным юношам? Хоть и не следует, вообще говоря, благоговеть... но тут, поди, не возблагоговей — в отсталые люди попадаешь!
Житье дуракам между трусами.
Апрель, 1878

<b>

Иван Тургенев


 ✔✔Дина Рубина

-----{---( 。 

<i> 

 А все-таки, знаете, — надо любить!

Надо влюбляться, сходить с ума, назначать свидания, задыхаться, тряся грудью, бежать к метро! Да — возраст, да — недостаток кальция, фтора, чего там еще… у каждого своя гормональная история. Но душе-то все равно пятнадцать лет!

…если женщина умна, то она страшнее умного мужчины: ведь обычная проницательность обретает тогда ещё и эмоциональную, поистине звериную чуткость, улавливает — по верху, по тяге, — то, что никакой логикой не одолеешь.

Крест судьбы каждому изготовляют по росту ещё до рождения.

Жаль, что людей нельзя отреставрировать, словно картины.

<b>

Дина Рубина

 ✔✔

☁ ☁

☁&emsp;Тучкины штучки

Плыли по небу тучки.
Тучек — четыре штучки:
от первой до третьей — люди,
четвертая была верблюдик.
К ним, любопытством объятая,
по дороге пристала пятая,
от нее в небосинем лоне
разбежались за слоником слоник.
И, не знаю, спугнула шестая ли,
тучки взяли все — и растаяли.
И следом за ними, гонясь и сжирав,
солнце погналось — желтый жираф.
<b>
Владимир Маяковский
1917-1918

 ✔✔

░░|░░|️░░|░░|░░|░░|░░|░░|
<b>Anatoly Golovkov

Ходики жизни

БЕРСЕНЕВКА
</b>
░░|<i>Дом правительства, «Дом на набережной» заселили людьми, которых потом и уничтожили. Как мусор после стройки.

Их семьи оказались разорены, судьбы разрушены.
Но в детстве мы еще ничего об этом не знали. И любили это место, которое старые москвичи называли настоящим именем: Болотный остров.
Туда мы и пилили пёхом от Калужской заставы по Якиманке.
А всё из-за «Ударника»!

Там давали картины смешные и трагические, типа «Стрекозы».
Работал буфет, да не про наши карманы: мороженое в вафельных кульках, — ох! — шоколадки от «Рот Фронта», вишневое ситро!

Перед сеансами играл оркестр.
Выходила певица с копной на голове, в темном платье с декольте, где сверкали стразы. Она пела, протянув руки в сторону стульев, «Не уезжай, ты мой голубчик».
После слова «голубчик» немалый бюст ее вздымался, как сугроб.

Женщины в крепдешине и босоножках, утирая слезы, искали ладони своих мужчин. Понятно: «голубчики» к ним едва вернулись, но запросто могли уехать.
Мужчины строго курили, держа «Казбек» в углу рта.

=====
<i>
Когда певица важно уносила свой бюст за кулису, на сцену поднимался седой трубач с красным лицом. Следом еврей со скрипкой, худощавый, похожий на знак вопроса.
Они по очереди играли «Чардаш» Монти.
То, что еврей выделывал на скрипке, казалось невероятным повторить на трубе. Но седой повторял. А в паузах важно утирал мундштук белейшим платком. Как Луи Армстронг.

Звенел звонок.

Билетёрша строго говорила: такой-то ряд, места такие-то. Только смотрите, не балуйте, не шуршите обертками от шоколада.
Да не было у нас на шоколад!

Ах, если бы кино «Ударник» был машиной времени! Мы могли войти в 55-м, а выйти перед войною. И увидеть, что все живы. И на площади перед серейшим домом в стиле позднего конструктивизма ходят трамваи. И как заправляют авто.
Литр бензина стоил 5 копеек.

Говорят, здесь заправлялся Маяковский.
Он купил «Рено» на свои кровные, катать Лилю Брик.
Маяковский вставлял наконечник шланга в горловину бака и наблюдал искоса, узнают его или нет.
Узнавали. </i>|░░

░░|░░|️░░|░░|░░|░░|░░|░░|
<b>Anatoly Golovkov
</b>
░░|<i></i>|░░