22 окт. 2020 г.


☰ ☲ ☱ ☴ 

<i> 

 "Пришла в 11 часов Клара Лозовская, моя секретарша, и, прыгая от восторга, сообщила мне, что Пастернаку присуждена премия, {...} я с Люшей бросился к нему и поздравил его. Он был счастлив, опьянен своей победой и рассказывал, что ночью у него был Всеволод Иванов, тоже поздравляя его. Я обнял Б. Л. и расцеловал его от души. Оказалось, что сегодня день рождения его жены. Я поднял бокал за ее здоровье. Тут только я заметил, что рядом с русским фотографом есть два иностранных. Русский фотограф Александр Васильевич Морозов был от Министерства иностранных дел. Он сделал множество снимков. Тут же находилась вдова Тициана Табидзе, которая приехала из Тбилиси, чтобы Б. Л. помог ей продвинуть, осуществить русское издание стихов ее мужа. Она привезла неск. бутылок чудесного грузинского вина. Зин. Ник. об­суждала с Табидзе, в каком платье она поедет с Борей в Сток­гольм получать Нобелевскую премию. Никто не предвидел, что нависла катастрофа..."

<b>
Из дневника К.И.Чуковского
</b>
☵ ☶ ☳ ☷
<i> 
* * *
"Я стоял в комнате, которая изображена на фотографии, которую мне подарил Корней Иванович Чуковский. Я написал стихотворение "Памяти Пастернака" - песню памяти Пастернака, и первый, кому я прочел ее, был Корней Иванович Чуковский. Он сказал: "Ну вот, теперь я вам подарю одну фотографию, она пока еще почти никому не известна". И он принес мне фотографию. На этой фотографии изображен улыбающийся Борис Леонидович с бокалом вина в руке, и к нему склонился Корней Иванович Чуковский и чокается с ним этим бокалом. А Борис Леонидович - у него очень веселая и даже какая-то хитрая улыбка на губах. Я спросил: "Что это за фотография, Корней Иванович?". Он мне сказал: "Это примечательная фотография. Эта фотография снята в тот день, когда было сообщено о том, что Борис Леонидович получил Нобелевскую премию. И вот я пришел его поздравить, а он смеется, потому что я ему, который всю жизнь свою ходил в каком-то таком странном парусиновом рабочем костюме, я ему рассказывал о том, что ему теперь придется шить фрак, потому что Нобелевскую премию надо получать во фраке, когда представляешься королю".

===== 2
<i> 
И вот в эту фотографию, в эту сцену, через десять минут войдет Федин и скажет, что у него на даче сидит Поликарпов и что они просят Бориса Леонидовича туда прийти. И Поликарпов сообщит ему, что советское правительство предлагает ему отказаться от Нобелевской премии. Но это случится через десять минут. А на этой фотографии, в это мгновение Борис Леонидович еще счастлив, смеется, и на столе стоят фрукты, которые привезла вдова Табидзе. Ей очень много помогал Пастернак, поддерживал ее все годы после гибели ее мужа. Она прилетела из Тбилиси, привезла фрукты, осенние фрукты и цветы, чтобы поздравить Бориса Леонидовича.
И вы знаете, всякий раз, когда я смотрю на фотографию, я вспоминаю другое, тоже связанное с именем великого поэта. Все, кто помнит воспоминания друзей, знакомых Пушкина, помнят, вероятно, что в один из последних дней его жизни, после уже дуэли, была такая минута, было такое мгновенье, когда доктор Аренд сказал: "Ему лучше. Он, вероятно, выживет". Я помню, что я в детстве, да, собственно, и сейчас - я закрываю книгу воспоминаний на этом месте. Я говорю себе: "Слава Богу, ему лучше. Слава Богу, есть надежда, что он будет жить. А может быть, так и произойдет, может быть, случится чудо".
И когда я смотрю на эту фотографию, у меня тоже всегда ощущение - а может быть, случится чудо, может, не войдет сюда через десять минут функционер, бывший когда-то писателем, - Федин, и не скажет, что приехал Поликарпов и что Борису Леонидовичу надо отказаться от Нобелевской премии.
Впрочем, это не имеет значения. Пастернак будет жить вечно."
<b>
Александр Галич
</b>

Комментариев нет:

Отправить комментарий