16 окт. 2016 г.

☸ ✉
<i>
<b>
Михаил Жванецкий
</b>
▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬  
...
Он проводит рукой по тебе.
И там, где кончаешься ты, начинается шум, новости, вокзал, рынок, литературные склоки, болезни, рецепты и вся это сволочная жизнь...

...
Зачем ты его ведёшь в кино?
Там зажжётся экран - и каждая лучше тебя.
Веди его в парк.
</i>
☞ ▰ﻩﻩ▣▱ ☜
۵ﻩ▣ •
שﻩ
۵


&emsp;[]]]
<i>
 ЗАЯВЛЕНИЕ
«Как вы меня все…» (зачеркнуто)
«Да не пошли бы вы все…» (зачеркнуто)
«Прошу предоставить очередной отпуск…»
</i>                    


&emsp; []]]
<i>
 - А вы-то сами откуда будете?
- Да откуда угодно, хоть из рюмок, хоть из стаканов. Вы наливайте!
</i>                    


&emsp; []]]
<i>
 — Человек подавился! Здесь есть врач?
— Врач? Откуда у врача деньги на ресторан?
</i>


      &emsp;[]]]  
<i>
 Самая большая привилегия, которая дана человеку свыше -
быть причиной добрых перемен в чьей-то жизни.
</i>                    
<b>Блез Паскаль
&emsp;  &emsp;  &emsp;<b>Помним</b>

&emsp;  &emsp;  
<b>
Алиса Коонен

Автор Роберт Тальсон
</b>
&emsp;﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌
<i>
В начале семидесятых годов прошлого века в московском драматическом театре имени Пушкина еще играли актеры, помнившие Станиславского и Мейерхольда.
Никто не вечен, и нередко в театре происходила гражданская панихида. В конце траурной церемонии к театральному подъезду выходила пожилая женщина в черной вуали.
Все присутствующие знали ее.

Ее звали Алиса Коонен. Она была дочерью бельгийского подданного, и с рождения носила имя, звучное, как актерский псевдоним. На маленькую Алису незабываемое впечатление производило любое театральное представление – даже новогодняя елка у богатых соседей. «Я долго не могла прийти в себя, и дома бесконечно кружилась, а потом кланялась, кланялась воображаемой публике…»

Мама Алисы, полька по происхождению, была на ее стороне, и вовсе не считала профессию актрисы непрестижной.
Будучи знакома с самим Станиславским, она привела к нему на просмотр юную Алису.

«Вы могли бы уйти в монастырь? – для начала спросил знаменитый режиссер, - Театр – тот же монастырь… работа с полной отдачей себя, отречение от многого».
Завистники решили, что Алиса попала в театр по знакомству. Но вскоре всем стало ясно, что из нее вырастет актриса первой величины. Актерское мастерство было для нее способом самопознания.
«Я не буду проституткой, не буду матерью семейства, не буду разбойницей… Кто же я?» – спрашивала себя Алиса.
Вскоре она получает главные роли. Говорят, у нее был «голос, раскаленный, как магма, без усилий заполнявший пространство тысячных залов».

Но не только голос поражал зрителей. Актриса Павла Вульф вспоминает:

«Никогда не видела актрисы, которая так гениально молчала…. Я видела Коонен в спектакле, где она сидела на подоконнике и молчала. Но такой силы был ее внутренний монолог, что он звучал как слова, полные горечи, боли…»

Станиславский ставит ее игру в пример всей труппе – вот она может, а Вы нет… Но легендарная система Станиславского, постичь которую мечтали все актеры того времени, вызывает у Алисы большие сомнения.
«Это мелкое, кропотливое царапанье ролей, какая-то толчея на месте кажется бесцельной, и главное - ничто не согрето радостью искусства, желаньем гореть, подняться на крыльях. Я не могу так работать».
Великий режиссер был страшно удивлен и раздосадован, когда Алиса объявила о своем уходе из театра.

Ему казалось, что она купилась на обещания больших гонораров, но Алиса ушла в только что организованный Свободный театр Марджанова исключительно ради поисков нового сценического языка. В этом театре была волшебная атмосфера – Алиса любила вспоминать, как после спектакля «Синяя птица» все актеры обнимались, целовались, смеялись и плакали.

Но, к нескрываемой  радости Станиславского, Свободный театр просуществовал только один год.

Несмотря на все неудачи, Марджанов не отчаивается. За помощью он идет к приятелю, режиссеру Александру Таирову. Тот, искренне разочаровавшись в театре, в тот момент заканчивал юридический факультет. Но пламенные речи Марджанова имели успех -  Таиров бросает юриспруденцию и с головой погружается в организацию нового театра.

Как говорится в пьесе Островского «Лес»: для того, чтобы создать труппу, нужна, прежде всего, актриса.
- И она у меня есть! – сказал Марджанов, подводя к Таирову Алису Коонен.

Режиссер видел ее далеко не в первый раз – он посещал все ее премьеры в театре Станиславского.
Вечером, садясь в такси, Алиса обнаружила, что на заднем сиденье ее поджидает Таиров.
- Вам опасно ездить одной в поздний час, - это всё, что он мог сказать в свое оправдание.

Говорят, что здание для Камерного театра выбрала именно Алиса Коонен. Она, прогуливаясь под ручку с Александром по Тверскому бульвару, неожиданно показала пальчиком на особняк :
- Вот бы театр был здесь!
Таиров навел справки – и о чудо – владельцы особняка как раз собирались перестраивать его с учетом зрительного зала на 500 мест. Таиров решил назвать театр «Камерным».
"Мы хотели иметь небольшую камерную аудиторию своих зрителей, таких же неудовлетворенных и ищущих, как и мы, мы хотели сразу сказать расплодившемуся театральному обывателю, что мы не ищем его дружбы, и мы не хотим его послеобеденных визитов".

Отношения Коонен и Таирова закрепились романтической поездкой в Париж. С момента их возвращения вся театральная тусовка воспринимала их как одно целое. Про них говорили:
«У Таирова была Коонен, у Коонен – Таиров, а их ребенком был театр.»

На открытии театра давали «Сакунталу» с Алисой Коонен в главной роли. Коонен и Таиров, не имея средств на рекламу, заманивали на улице случайных прохожих, чтобы набрать хотя бы пол зала. 
Вспоминают, с какой самоотдачей относилась Алиса к своей работе. Такая спокойная и элегантная в жизни, перед выходом на сцену она перерождалась – иногда она бегала кругами по двору, перепрыгивая через препятствия, и так входила в образ. Зал взрывался аплодисментами в первый же миг ее появления на сцене.


«Широко поставленные аквамариновые глаза с подрагивающими ресницами, имевшие привычку смотреть поверх партнера, избегая заглядывать в его глаза. Походка – всегда победа над пространством, триумфальный выход победительницы…» - писали газеты.
Театр счастливо существовал с 1914 года и до Октябрьской революции. В 1917 театр закрыли, но ненадолго – Нарком Луначарский пожелал спасти детище Таирова.
Возродившись, Камерный с блеском гастролировал по Европе. Коонен предлагали остаться в любой стране, обещая славу и богатство. Ей пророчили славу звезды кинематографа.
Но она ни за что не согласилась бы оставить Камерный театр.

Одной из прекрасных черт Камерного было родственное, дружеское отношение в коллективе.
Восхищаясь душевными качествами Таирова и Коонен, Фаина Раневская пишет о них– «Боже мой, как я стара, я еще помню порядочных людей.»
Она вспоминает, что Камерный был первым московским театром, который согласился дать ей роль, и именно Таирову и Коонен она обязана началу своей карьеры.

«Первый гвоздь в крышку нашего гроба был забит в 1936 году» – вспоминала Алиса Коонен. Именно тогда к таировскому театру присоединили Реалистический театр Охлопкова. Но Камерный театр упорно продолжал работу – даже во время войны, в эвакуации, в маленьком зальчике города Балхаш.

После победы казалось, что все пойдет гораздо лучше. Власть ослабила свое давление на театр. Таиров получил правительственную награду.

Камерный театр убили зависть и интриги отпетых карьеристов… Сталинский лауреат Василий Ванин мечтал заполучить собственный театр. Его жадный глаз упал на беззащитного детище Таирова и Коонен.
В 1949 году последний раз в Камерном давали «Адриенну Лекуврёр».

«Театр, мое сердце не будет больше биться от волнения успеха. О, как я любила театр... Искусство! И ничего от меня не останется, ничего, кроме воспоминаний...»

Алиса Коонен играла эту роль двадцать девятый сезон. Зрители аплодировали стоя, двадцать девять раз вызывая ее на сцену. Переполненный зал не отпускал актрису. Таиров приказал опустить железный противопожарный занавес. На следующий день создатели Камерного были уволены.

Новая вывеска гласила -  театр имени Пушкина.

Дальнейшая история Алисы Коонен достойна Шекспировской трагедии.
Квартира Коонен и Таирова находилась через лестничную площадку от театральных помещений. Недаром, Алиса признавалась, что ей всегда трудно было определить, где кончается театр и начинается жизнь.  Она жила прямо в театре. И этот театр больше ей не принадлежал… Таиров стал сходить с ума на глазах у Алисы – он сутками переставлял игрушечных актеров среди картонных декораций. Из театра доносился запах борща, ненавидимый Таировым.
- Театр кончился - там пахнет борщом! – резюмировал режиссер.
Алиса Коонен принципиально не переступала порог театра.
А Таиров иногда не выдерживал и врывался посмотреть на репетицию. Там ставили скучные пьесы в стиле соцреализма.
Домой Таиров возвращался еще более подавленным.
У него развился рак мозга. Великий режиссер умер в клинике неврозов.

Мужем и женой их объявили уже после его смерти. Алисе в суде пришлось доказывать, что они были вместе с 1914 года.

Фаина Раневская вспоминает:
«Когда мы после этой процедуры шли обратно, она долго плакала, уткнувшись мне в плечо. Она сказала:
Нас обвенчали после его смерти…
У нее отняли все – Таирова, Театр, Жизнь…»

Но Алиса проявила отчаянную гордость. Она ни у кого ничего не просила, ни перед кем не унижалась. Ее единственной радостью стали поэтические вечера. Аудиозаписи ее выступлений являются образцом сценической речи. Ее прекрасная книга «Страницы жизни» сейчас переиздается большими тиражами.
В театре имени Пушкина висит мемориальная доска Коонен и Таирова. На первом этаже находится их мемориальный музей. Настоящая квартира Кооонен и Таирова была полностью разорена.
<u> </u>
Полностью читать    https://www.proza.ru/2011/04/13/448
</i>

      
&emsp;  &emsp;  &emsp;<b>Помним</b>

&emsp; &emsp; &emsp;   ❖  
<b>
&emsp; &emsp; &emsp;  Артур Миллер

Человек, повлиявший на Мэрилин Монро
</b>
&emsp;  ﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌
<i>
Артура Миллера относят к одним из самых знаменитых драматургов современности. Расцвет его творчества пришелся на период 'холодной войны', поэтому советские зрители были мало знакомы с пьесами Миллера и с фильмами, поставленными по его сценариям для них он был известен, прежде всего, как последний муж Мэрилин Монро.

Как и большое число американских знаменитостей, Артур Миллер является потомком иммигрантов - его семья перебралась в США из Австрии (по другим данным, из Польши). Артур, второй из троих детей Исидоры и Августа Миллеров, родился 17 октября 1915 года в Гарлеме, одном из самых бедных кварталов Нью-Йорка. Однако за несколько лет Артур Миллер, владелец швейной фабрики, сумел добиться успеха – семья переехала в престижное жилье на Манхэттене, приобрела бунгало на Лонг-Айленде и автомобиль с личным водителем – однако все это было потеряно во время кризиса 1929 года. Артур помогал семье тем, что до начала школьных занятий разносил хлеб, и при этом усердно учился, чтобы получить хорошее образование.

В 1938 году Артур Миллер окончил Университет Мичигана и начал работать в доках Бруклина, где тогда проживала его семья. Одновременно он мечтал о литературной славе, писал материалы для радиопередач, начинал сотрудничать с театрами. Еще в студенческие года Артур написал свою первую пьесу 'Не злодей', которую затем несколько раз перерабатывал под разными названиями ('И они восстали', 'Трава еще растет', 'Почести на рассвете').

После начала Второй мировой войны Миллер стал военным корреспондентом – из-за детской травмы колена в армию его не призвали. Собранный им в это время материал позднее лег в основу фильма 'История рядового Джо'. В это время Артур Миллер написал еще несколько пьес, одна из которых, 'Все мои сыновья' (1947), рассказывающая о семье преуспевшего путем обмана промышленника, до сих пор идет на сценах многих театров.
Но настоящим триумфом драматурга стала пьеса 'Смерть коммивояжера', написанная им всего за шесть недель.

Артур Миллер стал знаменитостью в артистических кругах. Этому не помешал даже судебный процесс против его пьесы 'Салемские ведьмы' (1953), в которой была усмотрена критика политики маккартизма, тем более, что впоследствии постановки этой пьесы получили премии 'Тони' и другие.
К этому же времени относится и начало близких отношений драматурга с Мэрилин Монро.

29 июня 1956 пара заключила официальный брак, а через два дня провела свадебную церемонию по иудейскому обряду.
Семейная жизнь знаменитостей редко бывает безоблачной. Мэрилин, которая называла 'папочками' всех своих мужей, показалось, что она наконец-то обрела мудрого отца. Артур увидел, что под блеском Мэрилин скрывается 'самая грустная девушка на свете' Норма Джин. Кинозвезда с упоением занималась домашним хозяйством, изучала историю и литературу, однако все попытки пары вести уединенный образ жизни разбивались о назойливость прессы и папарацци. Ситуацию усугубила неудачная беременность Мэрилин, после которой она стала злоупотреблять успокоительными средствами. Специально для жены, которой хотелось выйти за рамки навязанного ей экранного образа, Миллер написал сценарий фильма 'Неприкаянные', который вышел на экран в 1961, однако первая попытка сыграть серьезную роль для Мэрилин Монро оказалась провальной. Крах семьи стал предопределенным, и в 1961 году последовал развод.

Через год драматург женился на фотохудожнице Ингеборге Морат. На момент смерти Мэрилин Монро Ингеборга была на последнем месяце беременности, и Миллер отказался присутствовать на похоронах бывшей жены.

Артур Миллер продолжал оставаться успешным драматургом и сценаристом, его последняя пьеса 'Заканчивая картину' была написана в 2005 году. Он прожил долгую жизнь и скончался в 2005 году от сердечной недостаточности.
</i>
Полностью читать http://www.peoples.ru/art/theatre/dramatist/arthur_miller/◄╝

&emsp; &emsp;   
<i>
Унижать других — гораздо худший вид гордости, чем превозносить себя не по заслугам.

Человек не может уйти так же, как он пришёл, человек должен что-то после себя оставить.

Я не сразу прихожусь по душе.

О Мерилин Монро:
Она была наполовину королевой, наполовину брошенным ребенком

Эпоху можно считать законченной, когда истощились ее основополагающие иллюзии.

Там, где начинается выбор, кончается рай и невинность.

Хорошая газета — это нация, разговаривающая сама с собой.

Не будь антисемитизма, я бы не думал о себе как о еврее.
</i>
&emsp;  &emsp;  &emsp; &emsp;  <b> • ❖ • </b>


<u>Из ФБ</u> 


<b>Сергей Пархоменко </b>  

   <i>О. Интересно. У Павла Семеновича Лунгина, кажется, что-то встает.
Может быть, он начинает о чем-то догадываться? Два с половиной года спустя? В сущности, не долго.
http://izvestia.ru/news/567299 

//////////////////

Первую ссылку раскрываю

<b>

«Встает вопрос, что, Россия обезумела?»

Режиссер Павел Лунгин — об открытии первого памятника Ивану Грозному </b>  



О Грозном известно уже почти все. Он был сыноубийцей, женоубийцей, внукоубийцей. Лично принимал участие в пытках. Прерывал молитву, и диктовал — кого и как надо пытать. Известно, что этот человек был настоящим злодеем. 
Более того, известно, что он проиграл все войны за 20 последних лет правления. И результатом его правления стал один из мрачнейших периодов в истории России. Он разделил страну на своих и чужих. Все вылилось в Смутное время, которое по сути было Гражданской войной.
Встает вопрос, что, Россия обезумела? Почему через пять веков хочет возвеличивать злодея?
На этот вопрос обычно отвечают: «А вот посмотри. Знаменитый Генрих Восьмой в Англии. Тоже тиран и женоубийца». Но это была правда и особенности другого времени. Нам же интересно говорить не про Грозного — про нас.
<b>«Это как бы мечта о Сталине»</b>
Не представляю себе, чтобы Англия покрылась вдруг памятниками Генриху Восьмому. Или во Франции вдруг, как грибы, вырастали памятники Карлу Девятому, и на них бы писалось: «Спасибо за Варфоломеевскую ночь и истребление гугенотов». 
Это вопросы к нам. Эти вопросы о нас. Как мы оцениваем свое прошлое и настоящее.
И тогда мы понимаем, что на самом деле, речь идет не о Грозном. Это все эвфемизмы в так и не разрешенных спорах о Сталине.
И Грозного, с легкой руки Эйзенштейна используют как метафору оценки правления Сталина. Это как бы мечта о нем.
Значит есть определенная часть людей в нашем обществе, которые хотели бы разделить страну на своих и чужих, на палачей и на жертв.
Почему-то они свято уверены, что они-то будут среди палачей.

Окажутся среди опричников с собачьей головой у седла, или, как Сорокин гениально описывал: «С собачьей головой на радиаторе «Мерседеса».
Просто хотелось бы предупредить, что история гораздо непредсказуемей, сложнее. Напрасно они считают, что будущее палачей им уготовано.
Пусть все-таки подумают о своей жизни, своих детей, о жизни современников.
Хочется предостеречь: «Не вызывайте дух злодея. Не играйте с огнем, это опасная игра, жертвами которой вы сами можете стать».

<b>Павел Лунгин</i>  </b>


<i> <b>Историк Евгений Анисимов: "Поставить памятник Ивану Грозному – настоящее кощунство" </b>

Евгений Викторович Анисимов (род. 1947) – доктор исторических наук, профессор, специалист по политической истории России XVII–XVIII веков. Автор первых в России научных биографий императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. С 2012 года преподает в НИУ ВШЭ на факультете истории. Участвует в просветительской деятельности на телевидении. Автор и ведущий программ по истории «Дворцовые тайны» (50 передач, 2000–2003) и «Кабинет истории» (с 2005) на телеканале «Культура». Ниже приведена заметка Евгения Анисимова об открытии памятника Ивану Грозному в Орле, написанная специально для регионального информационного агентства "Свежий ветер".

Инициатива орловских властей привела меня, историка древней России и гражданина современной России, в состояние шока и изумления. Поставить памятник Ивану Грозному – настоящее кощунство, нарушение всех мыслимых этических норм и традиций России. Когда 1850-х годах, при императоре Александре II, обсуждались кандидатуры исторических государственных и общественных деятелей, которых нужно отразить на памятнике «Тысячелетие России» (его предполагали установить в Великом Новгороде), в кругах интеллигенции и в придворной среде развернулись жаркие споры о многих исторических персонажах. И только в одном все были единодушны: персона Ивана Грозного не должна ни в каком виде быть на памятнике, ибо это позор и несчастье России. В ее истории никогда не было такого омерзительного злодея, каким был этот первый царь России. И это было сказано при самодержавии!

Можно говорить о реках крови, которые пролил Иван в собственной стране, о чудовищных, жесточайших репрессиях, которым он подвергал своих подданных. Речь идет о тысячах и тысячах людей. Напомню лишь одну абсолютно достоверную историю боярина и главы Боярской думы, авторитетнейшего Ивана Петровича Федорова-Челяднина. Грозный обвинил его в несуществовавшем заговоре с целью захвата власти, заставил боярина надеть царские одежды, посадил на свой трон и, глумясь над стариком… вырезал у него ножом сердце. Тело несчастного было брошено в навозную кучу, и его раздирали бездомные собаки.

Но царю этого было мало: началась дикая расправа с родственниками и слугами Федорова. Как писал современник, «умертвив таким образом Иоанна, его семейство и всех граждан, тиран, сев на коня, почти год объезжал с толпой убийц его поместья, деревни (Федоров был богат), производя повсюду истребление, опустошение и убийства. Захватив в плен его воинов и данников, тиран велел обнажить их, запереть в клетку и, насыпав туда серы и пороху, зажечь, так что трупы несчастных, поднятые силой взрыва, казались летающими в воздухе. Тиран очень забавлялся этим обстоятельством. Весь крупный и мелкий скот и лошадей, собранных в одном месте, тиран приказал рассечь на куски, а некоторых и пронзить стрелами, так что он не пожелал оставить живым в каком-либо месте даже и маленького зверька. Поместья и скирды хлеба он зажигал и обращал в пепел. Он приказывал убийцам насиловать у него на глазах жен и детей тех, кого он убивал, и обращаться с ними по своему произволу, а затем умерщвлять. Что же касается жен крестьян, то он приказал обнажать их и угонять в леса, как скот, причем там тайно были расположены засады из убийц, чтобы мучить, убивать и рассекать этих женщин, бродивших по лесам. Таким образом уничтожил он род и все семейство столь великого мужа, не оставляя в живых совершенно ни одного его свойственника или родственника…».

Во время зверств в вотчинах Федорова царь особенно издевался над женщинами: «Женщин и девушек раздевали донага и в таком виде заставляли ловить по полю кур». Воспоминания подтверждаются записями самого Грозного, который в преклонные годы, чтобы вымолить у Бога прощение, завел «Синодик (поминальник) опальных» – убитых и замученных им лично людей за всю свою жизнь. К самым жестоким расправам применялся весьма любопытный глагол – «отделать» (о людях Федорова там сказано: «В Бежецком Верху отделано Ивановых 65 человек, да 12 человек ручным сечением»). Значит, последние 12 человек из людей Ивана Петровича приняли еще легкую смерть от меча или топора, в сравнении с первыми, которые были как-то особо «отделаны» – сожжены, утоплены, распилены и т.д. Всего было казнено таким образом более трехсот людей Федорова.

«Синодик опальных», который вел сам Грозный, включал только за пять лет около 3,5 тысячи человек, начиная с ближних родственников царя, выдающихся полководцев, иерархов церкви и кончая простыми крестьянами и пленными крепостей, взятых его армией. Сам царь задумывал зверские казни и сидел, наслаждаясь тем, как живых людей варили в котле, взрывали на бочке с порохом, устраивали из них «шашлык», вращая на вертеле над медленным огнем, сдирали кожу, сажали на кол, причем – чтобы усугубить мучения – на глазах медленно умиравших людей опричники Грозного насиловали жен, дочерей, матерей казнимых. И все это не басни, не сказки, а реальные истории, зафиксированные во множестве документов и признаний порой самого впадавшего иногда в раскаяние царя.

Неслучайно РПЦ даже не рассматривала недавно внесенное предложение о канонизации Грозного – он безжалостно приказал убить сотни монахов и священников. Посмотрите в Интернете информацию о трагической судьбе главы церкви того времени Филиппа Колычева, задушенного подручным царя Малютой Скуратовым. Новгородского архиепископа царь приказал зашить в медвежью шкуру и затравил собаками. Великий Новгород особенно пострадал от злодея в 1570 году. Тысячи его жителей, включая женщин и детей, были казнены страшными казнями, утоплены в Волхове. И опричники Грозного на лодках добивали топорами тех, кто всплывал на поверхность. Он совершил страшное святотатство: разграбил величайшую русскую святыню – Святую Софию – храм, который до него стоял нетронутым 500 лет. Следующими грабителями храма были в 1941 году немецкие и испанские фашисты. Грозный был настоящий насильник и садист – он сам хвастался, что изнасиловал за свою жизнь тысячу девушек. Важно заметить, что он не был больным, сумасшедшим – он прекрасно осознавал, что он творит, и порой ужас божеской кары пугал его, и тогда царь начинал каяться, записывать свои грехи и преступления, чтобы потом опять убивать и насиловать.

Если же все сказанное мало волнует читателя-державника, то подчеркну, что как государственный деятель он был полным ничтожеством: провалил все добрые начинания начала царствования, проиграл все войны, какие вел, утратил все первоначальные завоевания, был бездарен и труслив как полководец, но любил копьем добивать связанных пленных. В итоге он поставил Россию на грань разорения. Его царствование закончилось полным крахом: военным, политическим, экономическим. Прежде цветущая страна запустела – до сих пор археологи на северо-западе России находят множество навсегда погибших, запустевших именно во времена Грозного деревень и починков.

То, что нам известно как Смута, когда Россия подверглась нападению врагов и гражданской войне, было прямым результатом правления Грозного. Тогда на какое-то время Россия погрузилась в небытие и даже исчезла с карты мира, и только простые люди, пережившие ад Иванова царствования, под знаменем Минина и Пожарского спасли Россию и для нас тоже. При этом можно поражаться покорности и терпению русского народа-мученика. Как писал историк начала XIX века Н.М. Карамзин, Россия «двадцать четыре года сносила губителя, вооружаясь единственно молитвою и терпением… В смирении великодушном страдальцы умирали на лобном месте, как греки в Фермопилах за Отечество, за Веру и Верность, не имея и мысли о бунте… Тигр упивался кровию агнцев – и жертвы, издыхая в невинности, последним взором на бедственную землю требовали справедливости, умильного воспоминания от современников и потомков».

Это мы – их потомки! Что же получается – их жертва была напрасна? Что же – их кровь не такая, как наша, а водица? Если мы живем, значит цепочка наших предков уходит и в эпоху Ивана. А сколько таких цепочек царь-убийца прервал! Убиенные Грозным – такие же люди, как и мы. И мы должны уважать их память. Памятник Грозному – это кощунство над их безымянными могилами. Все эти невинные жертвы злодея, несомненно, взыщут с нас когда-нибудь за это кощунство – установку памятника величайшему злодею русской истории. Орлу это не пройдет даром!

Известно, что к концу жизни царь гнил заживо, издавая отвратительный запах. Бесспорно, Господь не допустил, чтобы Грозный избежал ада: в последнюю минуту его пытались постричь в монахи – тогда считали, что это верный способ спасти душу. Но нет! Иноческий убор возложили уже на коченеющий труп злодея, и нет сомнений, что он – в преисподней, там, где ему и место, а не на площади чудесного, замечательного, светлого города России.
</i>
http://philologist.livejournal.com/8781146.html