<b>Помним</b>
    ❖ ❦ ❥ ❖ ❧ ❤
<b>
  Сергей Есенин
</b>
Вокруг его имени и его стихов вот уже девять десятилетий не
смолкает шум. И кажется, что это продолжает шуметь он сам - уникальная фигура в
истории ХХ столетия.
 ﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌
<i>
Голубая кофта.
Синие глаза.
Никакой я
правды милой не сказал.
Милая спросила:
"Крутит ли метель?
Затопить бы
печку, постелить постель".
Я ответил
милой: "Нынче с высоты
Кто-то осыпает
белые цветы.
Затопи ты
печку, постели постель,
У меня на
сердце без тебя метель".
❖ ❦ ❥ ❖
Сергей
Александрович Есенин родился в селе Константинове Рязанской губернии (21
сентября по старому стилю). Вскоре отец Есенина уехал в Москву, устроился
работать там приказчиком и поэтому Есенина отдали на воспитание в семью деда по
матери. У деда было трое взрослых неженатых сыновей.
Сергей Есенин
потом писал: “Мои дяди (трое неженатые сыновья деда) были озорными братьями.
Когда мне было три с половиной года они посадили меня на лошадь без седла и
пустили в галоп. Ещё меня учили плавать: сажали в лодку, плыли на середину
озера и бросали в воду. Когда мне исполнилось восемь лет, я заменял одному
своему дяде охотничью собаку, плавал по воде за подстреленными утками.”
В 1904 году
Сергея Есенина повели в Константиновскую земскую школу, где он учился пять лет,
хотя по плану Сергей должен был получать образование в течении четырех лет
(т.к. в Константиновской земской школе было четыре класса образования), но
из-за плохого поведения Сергея Есенина оставили на второй год. В 1909 году
Сергей Александрович Есенин окончил Константиновскую земскую школу, и родители
определили Сергея в церковно-приходскую школу в селе Спас-Клепики, в 30 км от
Константинова.
В 1912 году
Сергей Александрович Есенин, окончив Спас-Клепиковскую учительскую школу,
переехал в Москву и поселился у отца в общежитии для приказчиков. Отец устроил
Сергея работать в контору, но вскоре Есенин ушёл оттуда и устроился работать в
типографию И.Сытина в качестве подчитчика (помощника корректора). Там он
познакомился с Анной Романовной Изрядновой и вступил с ней в гражданский брак.
1 декабря (3 января по новому стилю) 1914 года у Анны Изрядновой и Сергея
Есенина родился сын Юрий.
В Москве Есенин
опубликовал своё первое стихотворение “Береза”, которое было напечатано в
Московском детском журнале “Мирок”. Вступил в литературно-музыкальный кружок
имени крестьянского поэта И.Сурикова. В этот кружок входили начинающий писатели
и поэты из рабоче-крестьянской среды.
Однако
литературная ситуация Москвы казалась юному поэту недостаточно насыщенной, он
полагал, что добиться успеха можно в Петрограде. В 1915 году С.А. Есенин
покидает Москву. Прибыв в северную столицу, поэт отправляется к Александру
Блоку, надеясь на его поддержку. Встреча двух поэтов состоялась 15 марта 1915
года и оставила глубокий след в жизни каждого. В автобиографии 1925 года С.А.
Есенин писал: «Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый
раз видел живого поэта» (т. 7, с. 19).
А.А. Блок оставил положительный отзыв о стихах
С.А. Есенина: «Стихи свежие, чистые, голосистые». Блок ввел молодого поэта в
литературную среду Петрограда, познакомив его с известными поэтами (С.М.
Городецким, Н.А. Клюев, З.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковский и др.), издателями.
Стихи С.А. Есенина публикуются в петербургских журналах («Голос жизни»,
«Ежемесячный журнал», «Летопись»), поэта приглашают в литературные салоны.
Особенно важным и радостным событием для поэта становится издание его первого
сборника стихов «Радуница» (1916).
Своим
восторженным впечатлением об Есенине с TVC.RU поделилась президент Славянского
фонда России Галина Боголюбова.
"Он
действительно был очень талантлив, вышел из народа и как ему удалось стать
таким выдающимся поэтом - это только дар, который дан от природы. Потому что
человек абсолютно был малограмотный, писал с ошибками, запятые нигде не ставил.
Но то, что это бунтарь по натуре, - это да. То, что его поддержали чекисты в
своё время - это тоже, потому что нужно было показывать не только истеблишмент
и богему того периода - декадентскую богему - это Блок, это Хлебников, это
Волошин, - а надо было показать того, кто вышел из пролетариев, из деревни, -
вот он наш мужик. А наш мужик действительно был очень талантлив, но со своим
талантом, со своим буйным темпераментом он не смог справиться и влиться в эту
систему, которая всё контролировала. Его заставляли работать подконтрольно, а
он не мог, потому что он не получил специального образования, он ещё не
понимал, что происходит. Поэтому и писал "я не могу, задрав штаны, бежать
за комсомолом". Это не его вообще, как можно представить Есенина с
комсомольским значком. А система уже начала упорядочивать поэтов, писателей,
приводить их в норму.
Так же, как
Блок, вдруг этот утончённый, абсолютно интеллигентный человек, как он мог
написать поэму "Двенадцать". Просто форменные бандиты ходят,
размахивают, поют блатные песни и говорят "ах ты, Катя, моя Катя,
толстоморденькая... У тебя на шее, Катя, шрам не зажил от ножа". И "в
белом венчике из роз - впереди - Иисус Христос" - полная пошлость.
Вообще-то Христос носил белый венчик не из роз, а терновый венец. А здесь демонстрируется
желание подчеркнуть эту пошлость, потому что отрицание религии тогда полностью
доминировало. Этот период был очень сложным для творческих людей. Казалось бы,
полная свобода для крестьянина, для рабочего, для люмпена. И в то же время эта
свобода обернулась несвободой, Есенин не хотел подчиняться, поэтому его и
убили", - считает Галина Боголюбова.
"Быть
поэтом — это значит то же,
Если правды
жизни не нарушить,
Рубцевать себя
по нежной коже,
Кровью чувств
ласкать чужие души".
В конце 1918
года Есенин некоторое время провёл в Туле, спасаясь от московского голода.
Каждый вечер в доме, где он жил, собиралась богемная публика, и Есенин
декламировал свои стихи, которые он помнил наизусть — все до единого.
Декламацию Есенин сопровождал очень выразительной жестикуляцией, что придавало
его стихам особую живительную выразительность и силу. Есенин любил имитировать
Блока и Белого. При этом стихи Блока он читал серьёзно и с должным уважением, а
стихи Белого — с издёвкой и пародией.
Одной из самых
прелестных женщин в жизни Есенина была известная актриса Зинаида Райх. Она была
настолько хороша, что поэт просто не мог не влюбиться. Они поженились в 1917
году, Зинаида родила двух детей — Татьяну и Константина, но Есенин никогда не
отличался верностью. Райх терпела три года, после чего они расстались.
В начале 20-х
годов Есенин вёл праздную жизнь: выпивал, скандалил в кабаках, легко относился
к случайным связям, пока не встретил её — известную американскую танцовщицу
Айседору Дункан. Дункан была старше поэта на 18 лет, не знала русского языка, а
Есенин не говорил по-английски. Сразу после свадьбы Есенин сопровождал Дункан в
турах по Европе - Германия, Бельгия, Франция, Италия и США.
"Пой же,
пой. На проклятой гитаре
Пальцы пляшут
твои вполукруг.
Захлебнуться бы
в этом угаре,
Мой последний,
единственный друг.
Не гляди на ее
запястья
И с плечей ее
льющийся шелк.
Я искал в этой
женщине счастья,
А нечаянно
гибель нашел.
Я не знал, что
любовь — зараза,
Я не знал, что
любовь — чума.
Подошла и
прищуренным глазом
Хулигана свела
с ума".
Эта страница
жизни Есенина — самая сумбурная, с бесконечными любовными ссорами, склоками и
скандалами. Они много раз расходились и снова сходились, но в конце концов
разорвали отношения. Брак с Дункан
распался вскоре после их возвращения из-за границы. Именно этой страсти
посвящено знаменитое стихотворение Есенина "Сыпь, гармоника! Скука…
Скука…".
Айседора
трагически погибла спустя два года после смерти Есенина, удушившись собственным
шарфом.
После
возвращения из зарубежной поездки и разрыва с Айседорой Дункан Есенин поселился
у секретарши, подруги и любовницы Галины Бениславской на её квартире в Брюсовом
переулке, здесь же жили и его сестры – Катя и Шура. Летом 1925 года Есенин
порвал отношения с Галиной. Она тяжело переживала это, лечилась от нервного расстройства.
В ночь на 4 декабря 1926 года она покончила с собой на могиле Есенина на
Ваганьковском кладбище, оставив предсмертную записку: "3 декабря 1926
года. Самоубилась здесь, хотя и знаю, что после этого еще больше собак будут
вешать на Есенина… Но и ему, и мне это всё равно. В этой могиле для меня всё
самое дорогое…"
Миф о взаимной
ненависти Сергея Есенина и Владимира Маяковского — один из самых известных в
истории литературных направлений ХХ века. Поэты на самом деле являлись
непримиримыми идейными противниками и частенько публично поливали друг друга
грязью. Однако оба прекрасно отдавали себе отчёт в силе таланта другого. Есенин
прекрасно понимал значение творчества Маяковского и выделял его из всех
футуристов: "Что ни говори, а Маяковского не выкинешь. Ляжет в литературе
бревном, и многие о него споткнутся". Поэт не раз читал отрывки из стихов
Маяковского. Тот же, в свою очередь, однозначно оценил Есенина: "Чертовски
талантлив!" - однако тщательно скрывал своё мнение.
О себе Есенин
очень точно подметил: "Прокатилась дурная слава, что похабник я и
скандалист". Поэт в пьяном угаре любил развлекать публику сочинениями
весьма скабрезного содержания, однако матерные стихи рождались у него спонтанно
и моментально забывались.
"Мне
осталась одна забава:
Пальцы в рот -
и веселый свист.
Прокатилась
дурная слава,
Что похабник я
и скандалист".
Так, в 1924
году Есенина буквально "затравили": в газетах стали появляться резко
критические статьи о нём, обвиняющие его в пьянстве, дебошах, драках и прочих
антисоциальных поступках, хотя поэт своим поведением, особенно в последние годы
жизни, зачастую сам сознательно давал основание для подобающей критики. Против
Есенина было возбуждено несколько уголовных дел, в основном, по обвинениям в
хулиганстве; известно также Дело четырёх поэтов, связанное с обвинением Есенина
и его друзей в антисемитских высказываниях.
Советская
власть якобы беспокоилась о состоянии здоровья Есенина. Так, в письме
Раковского к Дзержинскому от 25 октября 1925 года Раковский просит "спасти
жизнь известного поэта Есенина — несомненно самого талантливого в нашем
Союзе", предлагая: "пригласите его к себе, проборите хорошо и
отправьте вместе с ним в санаториум товарища из ГПУ, который не давал бы ему
пьянствовать…" На письме резолюция Дзержинского, адресованная его близкому
товарищу, секретарю, управляющему делами ГПУ В. Д. Герсону: "Может быть,
Вы могли бы заняться?" Рядом пометка Герсона: "Звонил неоднократно —
найти Есенина не мог".
Любопытно, что,
согласно воспоминаниям товарища Есенина по Константинову и первым годам жизни в
Москве Николая Сардановского и письмам поэта, Есенин какое-то время был
вегетарианцем.
В начале 1925
года Есенин познакомился с внучкой Льва Толстого Софьей. Она была моложе
Есенина на пять лет. Поэт до дрожи в коленях робел перед её аристократизмом.
Однако в браке с последней женой Есенин не обрёл счастья. Встретив приятеля,
поэт, отвечая на вопрос "Как жизнь?" - сказал: "Готовлю собрание
сочинений в трёх томах и живу с нелюбимой женщиной". Вскоре Софье
Андреевне предстояло стать вдовой поэта.
В конце ноября
1925 года Софья Толстая договорилась с директором платной психоневрологической
клиники Московского университета профессором П. Б. Ганнушкиным о госпитализации
поэта в его клинику. Об этом знало только несколько близких поэту людей. 21
декабря 1925 года Есенин покинул клинику, аннулировал в Госиздате все
доверенности, снял со сберкнижки почти все деньги и через день уехал в
Ленинград, где остановился в № 5 ленинградской гостиницы "Англетер".
28 декабря 1925
года 30-летнего Есенина нашли мёртвым в "Англетере". Последнее его
стихотворение — "До свиданья, друг мой, до свиданья…", — по
свидетельству Вольфа Эрлиха, было передано ему накануне: Есенин жаловался, что
в номере нет чернил, и он вынужден был писать своей кровью.
"До
свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у
меня в груди.
Предназначенное
расставанье
Обещает встречу
впереди.
До свиданья,
друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не
печаль бровей, —
В этой жизни
умирать не ново,
Но и жить,
конечно, не новей".
Тайна гибели
поэта до сих пор остаётся загадкой. Официальной общепринятой версией является
то, что поэт в состоянии депрессии - через неделю после лечения в
психоневрологической клинике - покончил жизнь самоубийством через повешение.
Однако
существует также и другая версия, что Есенин был устранён из политических
соображений сотрудниками ОГПУ, а суицид стал лишь инсценировкой. В ней
указывается на множество нестыковок известных фактов с официальными выводами
комиссии. Высота, на которой висел Есенин, не позволяла малорослому поэту
осуществить самоповешение, не объяснены многочисленные гематомы и ссадины на
теле поэта, причины, приведшие к разрыву элементов одежды.
"Вот за
это веселие мути,
Отправляясь с
ней в край иной,
Я хочу при
последней минуте
Попросить тех,
кто будет со мной,-
Чтоб за все за
грехи мои тяжкие,
За неверие в
благодать
Положили меня в
русской рубашке
Под иконами
умирать".
После
гражданской панихиды в Союзе поэтов в Ленинграде тело Есенина было перевезено
на поезде в Москву, где в Доме печати также было устроено прощание. Похоронен
31 декабря 1925 года на Ваганьковском кладбище столицы. Похороны были
грандиозные. По свидетельству современников, так не хоронили ни одного русского
поэта.
"Седые
вербы у плетня
Нежнее головы
наклонят.
И необмытого меня
Под лай собачий
похоронят.
А месяц будет
плыть и плыть,
Роняя весла по
озерам...
И Русь все так
же будет жить,
Плясать и
плакать у забора".
http://esenin-museum.ru/portfolios/esenin
</i>
❦ ❦ ❦
❦ ❦
❦