<b>Помним</b>
 
    ❖❦ ❥❖❧◥❤
<b>
 
    Елена Булгакова
</b>
День рождения: 02.11.1893 года
Дата смерти: 18.07.1970 года
  ﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌
<u>
СУДЬБА МАРГАРИТЫ</u>
Автор: Сергей Шиловский
<i>
Елене Сергеевне рассказывает ее внук, президент Фонда М.А.
Булгакова Сергей ШИЛОВСКИЙ.
...Маргарита была женою очень крупного специалиста, к тому
же сделавшего важнейшее открытие государственного значения. Муж ее был молод,
красив, добр, честен и обожал свою жену..."
М. Булгаков, "Мастер и Маргарита"
<b>
- О том, что Елена Сергеевна Булгакова была прообразом
Маргариты, знают решительно все. Некоторые слышали и о том, что до этого она
была замужем за видным военным ученым, генералом Шиловским. А вот о том, что
первым браком она была замужем за сыном последнего великого русского трагика и
вождя анархистов Мамонта Дальского, известно немногим...
</b>
- Я о первой, ранней любви Елены Сергеевны тоже почти ничего
не знаю: она прошла и не оставила следа. Мой дед был штабс-капитаном царской
армии, потом он перешел к красным и стал командармом, а первый муж бабушки
являлся его подчиненным. Уводить жену у младшего по званию дурной тон, но дед
очень сильно влюбился - и Елена Сергеевна оставила мужа. Они переехали в
Москву, у нее родился сын, потом второй, бабушка ушла в заботы о детях. Дед
считался видным военспецом, занимал высокий пост и был очень обеспеченным
человеком. А Елена Сергеевна стала одной из самых ярких светских дам советской
Москвы. Для этого у нее были все основания.
Бабушка родом из Риги, ее девичья фамилия Нюренберг. Ее
родители немецких кровей: мать до революция была домохозяйкой, отец - служащим.
Они дали дочери прекрасное образование: Елена Сергеевна в совершенстве владела
тремя языками и была великолепно воспитана. К тому же она была человеком
совершенно необыкновенного обаяния. Ее жизни могли бы позавидовать многие -
дом, где жила вся верхушка РККА, от Уборевича до Тухачевского, приемы, успешная
карьера деда...
<b>
- Он ведь был заместителем начальника Академии Генштаба?
</b>
- Он был и ее начальником, а перед войной некоторое время
возглавлял Генеральный штаб.
Но важнее, мне кажется, другое - дед был доброжелательным и
очень порядочным человеком. У него со всеми были очень хорошие отношения, он
старался никому не причинять вреда. В конце войны он носил погоны
генерал-лейтенанта, а ему присвоили генерал-полковника и назначили на
должность, где он был должен подписывать смертные приговоры. Дед отказался, был
разжалован в генерал-майоры, отстранен от военной оперативной работы и отправлен
преподавать в Академию Генерального штаба. Там он опять получил
генерал-лейтенанта и проработал в Академии всю оставшуюся жизнь.
Вы только представьте: двадцатые годы, молодой красный
генерал планирует войну против мирового капитала, а в Рязанской губернии стоит
его бывшая усадьба, и в доме висит княжеский герб! После войны Евгений
Александрович приехал в имение вместе с моим отцом (просто так, посмотреть, что
там происходит), и колхозники начали ломать шапки:
- Молодой барин приехал!
Их брак был удачен, но произошло невероятное: Елена
Сергеевна бросает семью и идет на все условия дедушки. Они делят детей -
старший остается с ним, младший, мой отец, у Елены Сергеевны. А детей она
любила фанатически - я сужу об этом по тому, что часть этой любви перешла на
меня.
С восьмилетним ребенком она уходит к бедняку, не имеющему
даже своей квартиры.
"Любовь выскочила перед нами, как из-под земли
выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!
Так поражает молния, так поражает финский нож!"
М. Булгаков, "Мастер и Маргарита"
<b>
- Рассказывали ли в семье, как познакомились Елена Сергеевна
и Михаил Афанасьевич?
</b>
- Есть несколько версий. По одной они познакомились на
Масленице, у совершенно чужих людей. По другой - у близких знакомых на блинах.
Есть и третья версия, связанная с определенной датой, - и та не попадает ни на
блины, ни на Масленицу.
У них были общие знакомые. Во МХАТе шли "Дни
Турбиных", а сестра Елены Сергеевны была секретарем Немировича-Данченко, и
бабушка знала, что Булгаков начинающий, но популярный писатель.
Они познакомились, буквально через день поехали кататься на
лыжах - и завязался роман. Муж об этом узнал и потребовал, чтобы их встречи
прекратились. Они расстались, встретились только через полтора года - и поняли,
что жить друг без друга не могут.
<b>
- Сейчас мы знаем, что Михаил Афанасьевич гений, но в
двадцатые годы об этом можно было только догадываться. А у мужа было решительно
все - и прекрасная внешность, и ум, и положение. Чем Булгаков побил эту карту?
Как он ухаживал? Каким он был?
</b>
- Дело, по-моему, в том, что Елена Сергеевна почувствовала
его гениальность. А как он за ней ухаживал... Он ее веселил. Это продолжалось
всю жизнь - Михаил Афанасьевич писал ей уморительные записочки, рисовал
карикатуры, вырезал из газет фотографии, переклеивал их и комбинировал со
смешными комментариями. Он замечательно рассказывал анекдоты и умел быть душой
компании - к ним постоянно приходили гости. Сначала был стол-фуршет, затем
Булгакова просили почитать. И все сидели полночи, слушая то, что он сегодня написал.
<b>
- Все это было потом - а на блинах (или на Масленице)
советская гранд-дама встретилась с нищим писателем - и у обоих переломилась
жизнь...
</b>
- Дело в том, что любовь рациональному объяснению не
подлежит.
Елена Сергеевна ушла от мужа - и ей стало очень непросто
жить. Бабушке пришлось заниматься бытом, и она свыклась с этим так, что
служение Михаилу Афанасьевичу стало смыслом ее жизни.
</i>
<b>
- Ходили истории об объяснении вашего дедушки и Булгакова, о
вынутом револьвере, о том, что выстрелить Евгению Александровичу Шиловскому
помешало только то, что Елена Сергеевна была рядом, за деревьями...
</b>
- Елена Сергеевна рассказывала, что муж сказал ей: "Я
убью его". За это и уцепились. И стали додумывать то, чего на самом деле
не было. По одной версии при этих словах якобы он достал револьвер. По другой
Елена Сергеевна бросилась на револьвер с криком: "Не надо!" Однако я
точно знаю, что они продолжали общаться и после развода, ее старший сын все
время был в доме Булгакова, с мамой. Когда в тридцатые-сороковые годы отец
познакомился с моей будущей матерью, ее представляли Шиловскому. Он и на
свадьбе был.
<b>
- Согласно легенде, умирающий Булгаков говорил жене:
"Скажи Евгению, чтобы он дал мне револьвер".
</b>
- Так оно и было. Но с дедом он не общался: Булгаков ничего
против него не имел, зато тот не простил обиды. Речь шла не столько о
револьвере Шиловского, сколько о револьвере вообще - он просил Елену Сергеевну
прекратить его муки.
"...Мастер и незнакомка полюбили друг друга так крепко,
что стали совершенно неразлучны".
М. Булгаков, "Мастер и Маргарита"
<b>
- Со стороны кажется, что Булгаков и Елена Сергеевна прожили
вместе всю жизнь. А ведь это не так - их брак был короток...
</b>
- Они жили вместе около восьми лет. Познакомились в тысяча
девятьсот двадцать восьмом - двадцать девятом, поженились в тридцать втором, а
в сороковом году он умер. Это был самый насыщенный период в жизни бабушки:
Булгаков писал, а всем остальным - переговорами с театрами, редактурой, печатанием
- занималась она. Благодаря этому Михаил Афанасьевич освободился от рутинной
работы, которой терпеть не мог.
Булгаков был не только гениальным писателем, но и хорошим
врачом. Он прекрасно понимал, что с ним сделает гипертония. Михаил Афанасьевич
практически предугадал дату своей смерти и подробно описал бабушке то, что с
ним будет дальше:
- Готовься, ты со мной будешь мучиться. Сначала у меня
пропадет зрение, затем начнутся провалы в сознании...
Потом были страшные тридцать девятый и сороковой годы. Он
умирал, впадал в беспамятство, снова приходил в себя и в минуту просветления
сказал, что все, что он написал, было сделано ради Елены Сергеевны:
- Я жалею только о том, что мои книги никто не прочтет.
И она ответила:
- Я обещаю тебе, что твои произведения будут напечатаны.
Это казалось совершенно несбыточным ей самой. Булгаков
находился под запретом, даже самые близкие люди говорили, что его никогда не
будут печатать.
<b>
- Но обещание тем не менее сбылось.
</b>
- Сбылось благодаря Елене Сергеевне.
Она посвятила свою жизнь тому, чтобы произведения Булгакова
увидели свет, а как ей это удалось, не знает никто. Я помню длительные
переговоры, встречи, обещания. Немного надежды - и провал. А затем все
начинается снова.
В ее доме бывал весь МХАТ, от Качалова до Софьи
Станиславовны Пилявской - с ней она дружила до последних лет жизни. Здесь
бывали Паустовский, Симонов, Ахматова, Раневская, Рихтеры, Солженицын, Лакшин.
Все они потихонечку ей помогали -- и в шестидесятые годы вышел первый
булгаковский сборник. Более счастливого человека, чем Елена Сергеевна,
невозможно было найти. У нас дома оказалась чуть ли не половина тиража - она
надписывала книги и рассылала их друзьям.
А в шестьдесят шестом году случилось невероятное - удалось
напечатать "Мастера и Маргариту" в журнале "Москва".
Я тогда жил у Елены Сергеевны - она была больна и не
вставала с постели. Под вечер нам привезли мокрые гранки, их нужно было срочно
отредактировать и подписать. Елена Сергеевна лежала с очень высокой
температурой, временами впадая в беспамятство, но мои родители куда-то уехали,
и вся работа по сверке текста легла на наши плечи. Она заняла сутки: я читал
гранки вслух, в силу своего малого возраста путаясь в библейских именах, а
Елена Сергеевна редактировала "Мастера и Маргариту". Для этого ей не
были нужны рукописи Михаила Афанасьевича - она знала роман наизусть.
"Москва" почти не поступала в киоски, а то, что в
них попало, читающая публика моментально смела. Люди искали номера с
"Мастером" по всему городу, по рукам ходили фотокопии, вскоре
появился и журнал с вклеенными в него цензорскими купюрами. А полный текст
книги вышел только в семидесятые.
В шестьдесят девятом Елене Сергеевне впервые разрешили
выехать за границу. К этому моменту Булгакова уже издали и в Германии, и во
Франции - причем без ее разрешения. Как это произошло, осталось неясным.
Дело в том, что приходить к ней и читать произведения
Булгакова разрешалось всем, но никто не мог вынести из дома хотя бы страницу
текста. Изучающий творчество Михаила Афанасьевича студент мог сидеть у нее двое
суток (его к тому же поили и кормили). А выпускать из дома рукописи она
отказывалась - до тех пор, пока те не будут напечатаны.
<b>
- На что же Елена Сергеевна жила?
</b>
- Жить ей было не на что. Она работала машинисткой, выйдя на
пенсию, занималась переводами. В серии "Классики мировой литературы"
был напечатан роман Жорж Санд - его переводила она. По действовавшему тогда
наследственному праву авторский гонорар можно было получать в течение двадцати
пяти лет после смерти писателя. Булгаков умер в сороковом, издавать его стали в
середине шестидесятых.
В ее доме не было особого достатка, но не проходило дня,
чтобы у нее не гостил кто-то, изучающий творчество Булгакова. И у гостей
складывалось впечатление, что они попали в очень зажиточный дом - более хлебосольного
(и хорошо готовившего) человека было не сыскать.
<b>
- У Елены Сергеевны были какие-нибудь пристрастия?
</b>
- Она очень любила театр. На мхатовские "Мертвые
души", инсценировку для которых написал Булгаков, мы ходили чуть ли не
каждую неделю.
<b>
- Михаил Афанасьевич и сам был талантливым актером.
</b>
- Да, это так. Когда заболел артист, игравший судью в
"Пиквикском клубе", он его заменил. Сидевший в зале Станиславский не
узнал Булгакова. "Кто это? Какой хороший актер!" - воскликнул он.
Но и Елена Сергеевна была очень талантливой актрисой. Все ее
истории были разыграны по ролям, она абсолютно точно и остро воспроизводила
чужие интонации.
"...Я позволю себе смелость посоветовать вам, Маргарита
Николаевна, никогда и ничего не бояться".
М. Булгаков, "Мастер и Маргарита"
<b>
- Многие считали, что в Елене Сергеевне было то же
мистическое начало, что и в булгаковской Маргарите...
</b>
- Лакшин вспоминал, как он позвонил ей по телефону ранним
утром, боясь разбудить, и сказал, что бабушке надо срочно прийти в издательство
- есть возможность напечатать какую-то из вещей Михаила Афанасьевича. Он
положил трубку, и через пятнадцать минут Елена Сергеевна появилась у него в
кабинете - накрашенная и свежая.
- Как же вы так быстро до меня добрались?
- На метле.
Бабушка шутила - но в то, что у нее есть прямой контакт с
покойным Михаилом Афанасьевичем, она верила свято. По вечерам Елена Сергеевна
рассказывала ему о том, что сделала за день, какие были новости, чего она ждет
от будущего. Спрашивала у него советов - и считала, что получает ответы. Самое
удивительное то, что они часто сбывались.
Елена Сергеевна считала, что зло наказуемо - и с людьми,
обращавшимися к наследию Михаила Афанасьевича с нечистыми намерениями,
действительно происходили странные вещи. У них пропадали рукописи, они
проезжали те остановки, где у них были назначены важные встречи. Это
продолжается и по сей день.
<b>
- А как Елена Сергеевна относилась к экранизациям Булгакова?
</b>
- Очень скептически. Ей не нравилось, что кто-то будет
вторгаться в его произведения, изменять текст. "Мастера и Маргариту"
хотели снимать и Алов с Наумовым, и Таланкин, и Климов. Она брала в руки
сценарий, и я видел, как у нее вытягивается лицо.
- Ты еще не прочла, а тебе уже не нравится!
- Если бы Миша хотел написать пьесу или сценарий, он бы их и
написал.
А что с ней произошло сначала, когда она прочитала сценарий
фильма "Бег" режиссеров Алова и Наумова и увидела мудрого и
благородного Фрунзе! (Создатели ленты оказались в безвыходном положении - без
Фрунзе не было бы фильма.)
Эфросовский "Мольер", где играл Любимов, считается
шедевром - а Елене Сергеевне телеспектакль совсем не понравился...
Вы обратили внимание, что я постоянно называю ее Еленой
Сергеевной? Дело в том, что в доме к ней обращались именно так, и я никогда не
называл свою бабушку бабушкой. Она была похожа не на бабушку, а на друга - и
поможет, и расскажет, и денег подбросит, а если надо - одернет...
У Елены Сергеевны было домашнее имя Тюпа, а что это такое, я
до сих пор не знаю.
<b>
- А с предыдущей женой Михаила Афанасьевича у Елены
Сергеевны были какие-то отношения?
</b>
- Отношения были, хоть и не очень теплые. Когда Елена
Сергеевна устраивала булгаковские вечера, она ее приглашала, и та приходила. Не
скажу, что они при этом целовались: главной музой Михаила Афанасьевича каждая
из них считала себя. Однако похоронена вместе с ним была Елена Сергеевна.
...Вам известна эпопея с булгаковским могильным камнем?
Михаил Афанасьевич считал Гоголя своим учителем и кумиром: его надгробный
камень находился на Новодевичьем, где был похоронен и Булгаков. А потом
советское правительство решило этот камень убрать - Гоголю поставили целый
памятник. Елена Сергеевна увидела камень и сказала: "Берите все что
хотите, только отдайте его нам". Гоголевское надгробие, кусок невероятно
твердого, чуть ли не метеоритного материала, до сих пор стоит на могиле
Булгакова.
Мы с Еленой Сергеевной ездили на кладбище по субботам и
воскресеньям, сажали на могиле Михаила Афанасьевича бегонии - причем только
ярко-красного цвета. Она умерла в семидесятом году и лежит рядом с ним, а над
ней цветут ее любимые красные цветы...
<b>
Так шутил Булгаков
</b>
...Елена Сергеевна научилась этому у Булгакова. Муж веселил
ее, сочиняя смешные записочки (она обнаруживала их и в любимых книгах, и в
рукоделии) - позже записки с забавными текстами и вырезками из газет стали
находить ее близкие.
Невестка Елены Сергеевны - Елизавета Григорьевна, Лиля,
преподавательница английского, отправилась в Палангу с сыном - и свекровь
отправила ей эту тетрадочку с самодельным комиксом. Елена Сергеевна пишет о
ролях своего сына - на самом деле он был театральным администратором и
директором, работал во МХАТе, на Таганке, в Театре Гоголя и Театре кукол. Это
милый домашний розыгрыш: его интерес в том, что так шутил и Булгаков.
</i>
 
  ❖❦ ❥ • ◥ ❦•❖