24 февр. 2021 г.

 ✔✔

⛆⛆⛆ 

 <b> 

 Артур Соломонов

</b> 

Люблю этот текст.

 -----

<i> <b> 

Петр Наумович Фоменко:

</b> 

1. Самая надежная материя в спектакле — это воздух.

2. Нескучно, если слов невысказанных больше, чем высказанных.

3. Не надо так глубоко копать — там может быть песок.

4. Критики расскажут нам потом, о чем мы ставим спектакль.

5. Вам что, жалко за любовь жизнь отдать?

6. Талант — это дикое сомнение и тоска по совершенству.

7. Высокая степень отношений: когда людям есть о чем помолчать.

8. Любить — это значит порой и ненавидеть, и не терпеть чего-то дурного. В этом-то и тайна того самого патриотизма, о котором сегодня талдычат с утра до ночи. Мы все ищем национальную идею. Чушь. Она сначала является как национальная, а потом — как националистическая. Сейчас ничего страшнее нет, чем зарождающийся национализм, в родном отечестве.

9. Достоинства без потери достоинства не существует, любви без ненависти… Если без ненависти, тогда на фиг любовь нужна? Может, я ошибаюсь. Но все равно считаю, что противоборство всегда имеет место. Доброта без злости, зла или жадности — тоже не существует. Мне смелость интересна как преодоление страха или инстинкта самосохранения. А сама по себе отвага — клиника.

10. Для меня главное слово: терпение. Не обижаться и терпеть. И — работать. Ничто не спасает, кроме работы. Прав тот, кто работает.

(со страницы Театра Фоменко).

 

 ✔✔Вертинский

 

♫♪.ılılıll|̲̅̅●̲̅̅|̲̅̅=̲̅̅|̲̅̅●̲̅̅|llılılı.♫♪

 <i>

 В ноябре 1920 года пароход "Великий князь Александр Михайлович " увез <b>Александра Вертинского </b>из России в эмиграцию, длившуюся 23 года. В Константинополе Вертинский купил греческий паспорт на имя Александра Вертидиса, греческого подданного родом из Киева . По этому паспорту он прожил все годы странствий по миру, сохраняя сценический псевдоним "Александр Вертинский".

 *      *      *

 Румыния

 

Первые два года эмиграции, проведённые в Турции и Румынии, оказались самыми тяжелыми. Артист, привыкший на родине к поклонению публики, пел в дешёвых кабаках ради хлеба насущного. Пел сквозь самолюбие, сквозь отвращение, сквозь хамство публики и хозяев. Пел не свои , а цыганские и блатные песни. Побывал в румынской тюрьме из-за отказа выступать в бенефисе певицы, пассии румынского генерала. В 1923 году на деньги, подаренные международным вором Вацеком, с которым он сидел в тюрьме, Вертинский уехал в Польшу

 

*      *      *

 

Польша и Германия

 

С первых же лет эмиграции Вертинским овладело " чувство русское тоски ".

 

Во время поездок по Бессарабии, ставшей с 1918 года территорией Румынии, он видел те же хаты, колодцы, те же подсолнухи, что и на родной Украине , и в голове вертелись строки будущей песни:

 

" О, как сладко, как больно сквозь слезы

 

 Хоть взглянуть на родную страну."

 

В 1923 году в Варшаве он в первый раз обратился с просьбой о возвращении на родину. Советский посол в Польше наложил на прошении положительную резолюцию, но советское правительство в просьбе отказало. На вторую просьбу, адресованную главе советской делегации в Берлине Луначарскому, он вновь получил отказ.

 

 

 

===== 2

 

<i>

 

 В Польше артиста ждал успех. Какие бы счёты у поляков ни были с царской властью, многие из них любили русское искусство. Песни Вертинского ( ,,Маленький креольчик", ,,Лиловый негр", ,,Ваши пальцы", ,,За кулисами...") публика принимала восторженно. А после того, как он написал свою " Пани Ирену" , поляки окончательно признали Вертинского:

 

"Я со сцены Вам сердце, как мячик бросаю.

 

Ну, ловите, принцесса Ирен"

 

В 1925 году, после непродолжительного пребывания в Германии, Вертинский приехал в Париж.

 

*      *      *

 

Париж.

 

 Нигде за границей русские эмигранты не чувствовали себя так легко и свободно, как в Париже 1920- 1930- х годов. Русские рестораны, магазины, салоны мод были лучшими. В городе, где человеческая личность и её свобода чтятся и уважаются, Вертинский написал самые знаменитые песни на свои слова и на слова других поэтов (Мадам, уже падают листья, Маленькая балерина, Над розовым морем , Танго Магнолия, В синем и далёком океане, Жёлтый ангел..) Эти песни он пел на сценах фешенебельных ресторанов и кабаре. После многих лет работы в кабаках выступления в Париже были для него удовольствием. Он пел свои концерты шутя, даже не уставая.

 

Но чем дольше он жил в эмиграции, тем яснее становилось , что для него никакой жизни вне родины быть не может:

 

"И, закрыв лицо руками, я внимал жестокой речи,

 

Утирая фраком слёзы, слёзы боли и стыда".

 

*      *      *

 

Палестина

 

Александр Николаевич любил Восток за яркость и красочность. В 1933 году он уехал на гастроли в Палестину:

 

" И только сердце знает, мечтает и ждёт

 

 И вечно нас куда- то зовёт"

 

После успешных выступлений перед эмигрантами из России, составлявшими большую часть жителей страны, он уехал в 1934 году в длительное турне по Америке.

 

 ===== 3

 <i>

 *     *    *

 Америка

 

Первый концерт в Нью - Йорке состоялся в зале вместимостью в 2500 человек. На концерте был весь цвет русского артистического мира: музыканты, певцы, артисты балета, театра, кино.

 

Вертинский решил впервые исполнить новую песню " Чужие города " на стихи Раисы Блох в его обработке :

 

"Тут живут чужие господа,

 И чужая радость и беда.

 И мы для них чужие навсегда"

 

Он волновался больше, чем обычно, не зная, как примут песню в этом чужом городе. Реакция публики была подобна урагану : песня задела самую больную струну в сердцах слушателей.

 

В 1935 году Вертинский решил уехать в Китай: близость советской границы рождала смутные надежды.

 

*      *     *

 Шанхай

 

Вертинский прожил в Китае долгие 8 лет.

 Первые концерты артиста в Шанхае прошли с аншлагами в атмосфере национального праздника русской общины.

 

В 1937 Вертинского неожиданно пригласили в советское посольство и предложили вернуться на родину, предъявив "официальное приглашение ВЦИКа, вдохновленное инициативой комсомола". Но по разным причинам (в том числе материальным) документы на въезд в СССР так и не были оформлены.

 

В шанхайской эмиграции Вертинский создал несколько десятков новых песен. В большинстве своём, они слабее песен 1930-х годов, за исключением "Прощального ужина".

 

Стихотворение " Прощальный ужин" зародилось в 1939 году на пляже морского курорта Циндао. Александр Николаевич долго лежал на песке молча, сосредоточенно глядя на воду, потом вдруг как-то встрепенулся и сказал другу:

 

" Я нашел рифму… Ах, как долго я её искал, и она всё мне не давалась… Слушайте :

 

Отлив лениво ткет по дну

 Узоры пенных кружев…

 Мы пригласили тишину

 На наш прощальный ужин!"

 

И через несколько дней он впервые спел свою несравненную песню. 

===== 4

 <i> 

В Рождество 1940 года в кабаре , где обычно пел Вертинский, приехала с друзьями семнадцатилетняя служащая английской судоходной компании Лидия Циргвава. Песня " Прощальный ужин" её покорила, в особенности, последний куплет:

 "Я знаю, даже кораблям

  Необходима пристань.

  Но не таким, как мы! Не нам,

  Бродягам и артистам!"

 

 Ей стало так его жалко, у неё возникло такое нежное чувство к нему, что она поняла: влюбилась.

 Вертинский подошёл к столику, за которым сидела Лидия с друзьями. Их познакомили. " Сядьте, Александр Николаевич "- предложила Лидия. "Сел - и навсегда "- шутил впоследствии Вертинский. Они обвенчались в 1942 году в Шанхае, а зарегистрировали свой брак 7 марта 1943 года в советском посольстве в Токио.

 В тот же день Вертинский в очередной раз обратился за разрешением о возвращении на родину. Он писал в своём прошении на имя В. М. Молотова : "..Жить вдали от Родины теперь, когда она обливается кровью, и быть бессильным ей помочь - самое ужасное..".

 На этот раз разрешение было получено. В ноябре 1943 года Вертинский приехал в Москву с Лидией, её матерью и четырёхмесячной дочкой Марианной. Одиссей обрёл свою пристань.

Публикация Вадим Долинин

 ✔✔

-  ⛆⛆⛆

 Интеллигент вшивый

 <b> #ДС #Роберт_Шекли (1928 — 2005) </b>

   <i>

 Все доброе действует открыто; все злое непременно хитрит, трусливо прикрываясь иллюзиями, масками, грезами.

 ***

Впервые за свою жизнь Гудмэн задумался над тем, стоит ли добиваться Утопии. Не лучше ли стремиться к совершенству, чем обладать им? Может быть, предпочтительнее иметь идеалы, чем жить согласно этим идеалам?

***

За всеми нами, обитателями Земли, водится эта слабость: хватаем, что ни дай, независимо от того, нужно нам или не нужно. Вот так и наживаешь себе неприятности!

 

 

 ✔✔Константинос Кавафис

 

▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒

▒▒▄▄▄▒▒▒█▒▒▒▒▄▒▒▒▒▒▒▒▒

▒█▀█▀█▒█▀█▒▒█▀█▒▄███▄▒

░█▀█▀█░█▀██░█▀█░█▄█▄█░

░█▀█▀█░█▀████▀█░█▄█▄█░

████████▀█████████████

<i> <b>

Город

(перевод И.Бродского)

</b>

Ты твердишь: "Я уеду в другую страну, за другие моря.

После этой дыры что угодно покажется раем.

Как ни бьюсь, здесь я вечно судьбой обираем.

Похоронено сердце мое в этом месте пустом.

Сколько можно глушить свой рассудок, откладывать жизнь на

Потом!

Здесь куда ни посмотришь – видишь мертвые вещи,

Чувств развалины, тлеющих дней головешки.

Сколько сил тут потрачено, пущено по ветру зря".

Не видать тебе новых земель – это бредни и ложь.

За тобой этот город повсюду последует в шлепанцах старых.

И состаришься ты в этих тусклых кварталах,

В этих стенах пожухших виски побелеют твои.

Город вечно пребудет с тобой, как судьбу ни крои.

Нет отсюда железной дороги, не плывут пароходы отсюда.

Протрубив свою жизнь в этом мертвом углу,

Не надейся на чудо:

Уходя из него, на земле никуда не уйдешь.

<b>

Константинос Кавафис

 

Юрий Левитанский  

 

ก้้้้้้้้้้้้้้้้้้้้ก็็็็็็็็็็็็็็็็็็็็กิิิิิิิิิิิิิิิิิิิิก้้้้้้้้้้้้้้้้้้้้ก้้้้้้้้้้้้้้้้้้้้ก็็็็็็็็็็็็็็็็็็็็กิิิิิิิิิิิิิิิิิิิิก้้้้้้้้้้้้้้้้้้้้&ensp; <b> Юрий Левитанский </b>

  <i>

 Зачем послал тебя Господь

 и в качестве кого?

Ведь ты не кровь моя, не плоть

и, более того,

ты даже не из этих лет –

ты из другого дня.

Зачем послал тебя Господь

испытывать меня

и сделал так, чтоб я и ты –

как выдох и как вдох –

сошлись у края, у черты,

на стыке двух эпох,

на том незримом рубеже,

как бы вневременном,

когда ты здесь, а я уже

во времени ином,

и сквозь завалы зим и лет,

лежащих впереди,

уже кричу тебе вослед –

постой, не уходи! –

сквозь полусон и полубред –

не уходи, постой! –

ещё вослед тебе кричу,

но ты меня не слышишь…

 

 

Марина Цветаева

~ °l||l°~

 <i>

Умирая, не скажу: была.

 И не жаль, и не ищу виновных.

Есть на свете поважней дела

Страстных бурь и подвигов любовных.

Ты, — крылом стучавший в эту грудь,

Молодой виновник вдохновенья —

Я тебе повелеваю: — будь!

Я — не выйду из повиновенья.

<b>

Марина Цветаева

1918 г

 ✔✔

Георгий Лангемак

︻デ┳═ー ✫☭✪ ︻╦̵̵͇̿̿̿̿╤──  ✫☭✪  ︻╦╤─ ҉ - - - - - - --

<b>

</b>
<i>

11 января 1938 года расстрелян Георгий Лангемак, создатель реактивного миномета «Катюша». один из пионеров ракетной техники (именно он ввел в русский язык слово “космонавтика”).

За 3 года до большой войны. А составы с нефтью и прочим стратегическим сырьем продолжали идти в Германию после его смерти, до мая 1941г.
“Катюша” да Т34 – два символа победы, создатели обеих расстреляны. В сущности этого факта достаточно для понимания реальности, которую заменили мифом.
Но ведь какая судьба гения!
Отец — немец, мать из Швейцарии, родители преподавали иностранные языки, немецкий и французский был для сына родным наряду с русским.
И он совсем не мечтал об армии, создании оружия.
Георгий Лангемак заканчивает гимназию (с серебряной медалью) во время первой мировой, и - это невероятно - поступает на японскую филологию в наш родной Петроградский университет (на 10 лет позже Блока).
Не суждено было погрузиться мир хокку среди газовых атак. — призвали в армию.
Школа прапорщиков — и тут оканчивает по первому разряду (с общей суммой балов — 138,68 (при среднем 10,67), но тут все перевешивает цифра - в 1917-ом!..
От революции спасли офицерские курсы, затем служба в Финляндии. Взят в плен немцами (немец в плену у немцев)...- отпущен по Брестскому миру.
В марте 1918 года демобилизовался, вернулся на родину, в Луганскую область. Вот самое время! В августе 1918 поступает на классическую филологию!!! Вот латыни и античности не хватает на Украине 1918 года!!!! Невероятный человек. Во время “Двенадцати” и красного террора записаться на лекции по античности, одуреть.
Второй раз не дали погрузиться в изящную словесность – опять мобилизовали, уже в Красную армию (есть сведения, что сначала мобилизовал Скоропадский, о чем потом пришлось умалчивать).

===== 2
<i>
В 1919-ом этот полиглот, увлеченный японской и античной культурой, офицер в Кронштадте, командир форта. Параллельно полтора года учит матросов грамоте.
А дальше Кронштадское восстание… Он арестован и приговорен к расстрелу. Ведет себя безупречно (вот где вспомнил стоиков и самураев, небось). Ему 20 лет!
Освобожден после подавления (не приговори к расстрелу восставшие, расстреляли ли бы подавлявшие). Пока он в тюрьме ждал своей участи, зверской расправой с восставшими командует другой военспец, более амбициозный, на 5 лет его старше – расстрелян будет на год раньше.
В 23 Георгий Лангемак помощник начальника артиллерии крепости Кронштадт.
Жить ему остается всего 16 лет. Уму непостижимо, когда, когда он успеет столько изобрести и открыть в науке.
С 1923 по 1928 военно-техническая академия РККА , после нее оставлен в Газодинамической лаборатории, где и разрабатывал реактивные снаряды (жил в это время на Кирочной, д. 5, кв. 12).
В 1932-ом Лангемак практически завершил доводку реактивных снарядов РС-82 мм и РС-132 мм, впоследствии ставших основой реактивного миномёта «Катюша». В 1933 проведены официальные полигонные испытания с земли, морских судов и самолётов 9 видов ракетных снарядов. В 1937 году Лангемака и Клеймёнова представляли к правительственным наградам за разработку новых типов вооружения - а потом обоих расстреляли.
Обвинительное заключение 31 декабря 1937-го на основании одного допроса и справки занявшего место Лангемака.
Можно предполагать, как выбивали признание из Лангемака (пытки ли, обещания не трогать детей ли), но он его дал. Подписав и своих коллег.

===== 3
<i>
Следователем Г. Э. Лангемака был 28-летний младший лейтенант НКВД Шестаков Михаил Николаевич (потом он на допросе сломает челюсти С. П. Королёву), другой его следователь вел дело И. Т. Клеймёнова, которого тоже расстреляют.
Глушко и Королев пройдут лагеря и шарашки. А Лангемака расстреляют в день вынесения приговора в подвале московской комендатуры на Страстном бульваре. Ему не было сорока.
А доносчик присвоит изобретение “Катюши”, получит за это ордена.
Это только в “Двух капитанах” коварство губителя раскрывается, как горько заметил зэк Жженов: “Справедливость торжествует в книгах - там воля автора... В жизни — другое».
Губитель Лангемака, Клейменова, Глушко, Королева — академик и орденоносец Костиков умер своей смертью, памятник на Новодевичьем. О нем страницы на сайтах «Герои страны» и РАН. (Какая страна, такие и герои, а РАН не АН). Кому интересно заключение прокуратуры: «Костиков возглавил экспертную комиссию, которая дала заключение органам НКВД о вредительском характере деятельности инженеров Глушко и Королёва», не говоря о расстрелянных Лангемака и Клейменова — про них «Бессмертный барак»).
Жена Лангемака (из-за венчания с которой он был исключен из партии) как дворянка и ЧСИР была сослана в Казахстан, но проживет до 1972-го, и через 17 лет после реабилитации мужа будет похоронена, как оказалось, рядом с братской могилой, в которой лежит его прах.
Брат Лангемака, школьный учитель,тоже будет расстрелян. Две дочери отданы в детдом, откуда их бабушка все-таки сумела забрать к себе в Ленинград.

===== 4
<i>
Статьи и книги Лангемака были изъяты из оборота и уничтожены, а «Успей Георгий Эрихович завершить свои разработки – мы бы сейчас осваивали систему Юпитера, а на Луну летали бы (как мечтал Королев) «по профсоюзным путевкам» («Неизвестный Лангемак: конструктор «Катюш». М., 2012).
К выводам Лангемака, сотрудники его института пришли спустя годы: “...нам не удавалось познакомиться с трудами Лангемака. Чисто случайно мне удалось увидеть его первую фундаментальную работу только через 60 лет после ее издания...»
Может, и есть справедливость, когда людоедские режимы не получают оружия, способного погубить мир?
“в 1936 году Лангемак провел расчеты… для выхода в четвертое измерение! Эту работу он показал своему хорошему знакомому, писателю Михаилу Булгакову. Под впечатлением от прочитанного Михаил Афанасьевич заканчивает сцену бала в романе «Мастер и Маргарита»… Все эти расчеты и вообще – все свои основные результаты в прикладном и теоретическом ракетостроении Лангемак, видимо уже предчувствуя сгущающуюся атмосферу тотального государственного террора в СССР, зашифровывает и прячет. Этот архив ученого до сих пор не обнаружен”.

 ۝ ༘༙

<b>  

Марина Цветаева — Мне тебя уже не надо </b> 

Мне тебя уже не надо,
Милый — и не оттого что
С первой почтой — не писал.

И не оттого что эти
Строки, писанные с грустью,
Будешь разбирать — смеясь.

(Писанные мной одною —
Одному тебе! — впервые! —
Расколдуешь — не один.)

И не оттого что кудри
До щеки коснутся — мастер
Я сама читать вдвоем! —

И не оттого что вместе
— Над неясностью заглавных! —
Вы вздохнете, наклонясь.

И не оттого что дружно
Веки вдруг смежатся — труден
Почерк, — да к тому — стихи!

Нет, дружочек! — Это проще,
Это пуще, чем досада:

Мне тебя уже не надо —
Оттого что — оттого что —
Мне тебя уже не надо!
«Мне тебя уже не надо» Цветаевой
В сложной и противоречивой жизни М. Цветаевой было множество мужчин, с которыми у нее завязывались реальные или вымышленные романы. Эти отношения бывали недолгими, так как поэтесса постоянно находилась в поиске своего мужского идеала и всякий раз разочаровывалась в очередном избраннике. В 1918 г. она написала стихотворение «Мне тебя уже не надо», вошедшее в поэтический цикл «Комедьянт», посвященный актеру Ю. А. Завадскому. На поэтессу произвело большое впечатление исполнение Завадским роли Антония в драме Метерлинка «Чудо Святого Антония». Точно не установлено, был ли это реальный роман, или он существовал только в воображении Цветаевой. В любом случае увлечение поэтессы продолжалось более года. Слияние сценического образа и реального человека на какое-то время стало для поэтессы воплощением идеального мужчины.

 ✔✔

&emsp;  &emsp; &emsp; <b> День памяти </b> 

<b><i>

Андрей Донатович Синявский</b> родился 8 октября 1925 года в Москве. Отец его, из дворян, был профессиональным революционером, левым эсером, но вполне лояльно относившимся к советской власти. Любовь к литературе сыну привил именно он.

Учиться Андрей начал в Москве, закончил среднюю школу в Сызрани, куда семья эвакуировалась в начале войны. В 1943 году его призывают в армию. По состоянию здоровья он служит радиомехаником на подмосковном аэродроме. В 1945 году Синявский поступает на заочное отделение филологического университета МГУ. В 1949 – заканчивает университет и поступает в аспирантуру.

Работал в Институте мировой литературы, преподавал в МГУ на факультете журналистики, откуда был уволен после публикации в Италии романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго». Преподавал в Школе-студии МХАТ. Был ведущим литературным критиком журнала «Новый мир» – журнал считался наиболее либеральным в СССР.

С 1955 года начал писать прозаические произведения. В СССР его произведения не печатались, поэтому Синявский переправлял свои произведения на Запад  под псевдонимом Абрам Терц .

Осенью 1965 года Синявский был арестован вместе с Ю.Даниэлем. В феврале 1966 года осуждён на семь лет. Суд над писателями, известный как «Процесс Синявского-Даниэля», сопровождался тенденциозным освещением в печати и был задуман как пропагандистское шоу с разоблачениями и покаяниями, однако ни Синявский, ни Даниэль не признали себя виновными.

Вскоре после освобождения в 1973 году поехал по приглашению Сорбонны на работу во Францию. Издавал совместно со своей женой М.В. Розановой с 1978 года журнал «Синтаксис».

Скончался Андрей Донатович Синявский 25 февраля 1997 года в Париже, где и был похоронен.</i>

===== 2

♨ Литература по своей природе - это инакомыслие (в широком смысле слова) по отношению к господствующей точке зрения на вещи.

♨ Писать так, как принято или как велено, мне просто неинтересно.

♨ А диссиденты - это явление принципиально новое и возникшее непосредственно на почве советской действительности. Это люди, выросшие в советском обществе, это дети советской системы, пришедшие в противоречие с идеологией и психологией отцов

♨ Классики – вот кого я ненавижу пуще всех! Еще до моего рождения они захватили вакансии, и мне предстояло конкурировать с ними, не располагая и сотой долей их дутого авторитета. - Читайте Чехова, читайте Чехова,- твердили мне всю жизнь, бестактно намекая, что Чехов писал лучше меня… А как с ними бороться, когда в Ясной Поляне даже ногти Льва Толстого, постриженные тысячу лет назад и собранные дальновидным графом в специальный мешочек, хранятся как святыня?!

♨ Легкость — вот первое, что мы выносим из его произведений в виде самого общего и мгновенного чувства. Легкость в отношении к жизни была основой миросозерцания Пушкина, чертой характера и биографии. 

«Прогулки с Пушкиным»

♨ Московский юродивый XVI в. Василий Блаженный, именем которого называют Покровский собор на Красной площади, швырял камни в дома добродетельных граждан и целовал стены домов, где жили люди порочные. Ибо в первом случае он видел бесов, которые жались по стенам снаружи, бессильные войти в дом праведника, а во втором — ангелов, которые оплакивали души порочных. 

«Иван-дурак. Очерк русской народной веры»

<b>

Андрей Синявский


✔✔Именины

┌─┐┌──┐

└─███─┘

┌─███─┐

└─┘┼└─┘

───┼───&emsp; <b>  Именины </b> 25 февраля

 

▪Алексей▪ («Защитник», «оберегающий»),

▪Антон▪ («Вступающий в бой», «противостоящий»),

▪Евгений▪ («Благородный»),

▪ Мария▪ («Горькая» «любимая», «упрямая»)


 ✔✔

◕◕════♣♣════◕◕

<b>

Мадам де Сталь: стальная дама, которой боялся сам Наполеон

 </b><i>

Русским её имя казалось говорящим. Звонкая, несгибаемая, разящая самого Бонапарта — тот не мог спокойно слышать упоминание этой писательницы. В России, кстати, мадам Де Сталь тоже бывала и прославилась – но вовсе не книгой о наших краях.

 <u>Личная заноза Наполеона</u>

У Наполеона с женщинами постоянно случались проблемы. Дело в том, что он полагал, будто единственное нормальное поведение для женщины — плакать и просить милости. В этом случае он даже готов был просить милости. Женщина должны была быть хрупким цветком, созданным для того, чтобы ему — или другому мужчине — было приятно в постели и приятно предвкушать постель, глядя в её лицо.

 Но дамы вокруг Наполеона постоянно вели себя не так, как в его голове. Мир буквально кишел неправильными женщинами, и самой раздражающей из них была Анна-Луиза Жермена де Сталь — дворянка, писательница, властительница дум и сама мыслительница. Кстати, очень некрасивая — и никак не пытающаяся понравиться своему императору. Она предпочитала мужчин поинтереснее на внешность, благо, они отвечали ей взаимностью.

 Один раз Бонапарт, посреди обсуждения острейших политических проблем, чуть не подпрыгнул и разом оставил разговор, когда принесли на подпись указ о ссылке мадам де Сталь — так не терпелось немедленно его подписать. Выглядел он при этом так, что эпизод запомнился свидетелям как особенный.

 ===== 2

<i> 

Всю жизнь он ждал, что она, наконец, дурно закончит. А она, оказавшись выслана из страны, немедленно проехалась туром по ряду государств, где её, антимонархистку, встречали с раскрытыми объятьями махровейшие роялисты, охотно ссуживали деньгами, на вечерах, где она читала свои сочинения и отвечала на вопросы, яблоку в толпе было негде упасть — в общем, тот случай, когда человека послали в пешее эротическое путешествие, а тот вернулся отдохнувший и с магнитиками. Обиднее всего сравнивать смерть Бонапарта и де Сталь. Он умер в тоске и одиночестве. Её хватил удар от того, что она очень уж торопливо бежала вверх по лестнице на очередную вечеринку очередного французского короля. В общем, грешно и весело умерла.

«И откуда она взялась на мою голову такая», наверняка, не раз задавался вопросом Наполеон, стоило ему снова вспомнить о назойливой, вечно кусающей его своими текстами и речами даме. Хотя ему, как правителю, при котором появилась тайная полиция, уж было точно известно откуда. Да Анна-Луиза никогда и не скрывала. Во-первых, она очень удачно родилась — так, что могла щеголять перед этим выскочкой и его завидущими глазами титулом своей семьи.

 <u>

Девочка с золотой ложкой во рту</u>

Анной-Луизой Жерменой назвали девочку, родившуюся в семье королевского министра финансов, господина Неккера, представителя дрейней знатной фамилии. Госпожа Неккер, давшая Анне-Луизе жизнь, была хозяйкой литературного салона — одного из тех мест, где зажигали новые имена писателей и поэтов и давали блистать уже вспыхнувшим. У Анны было счастливое, сытое детство с доступом к обширной библиотеке, возможностью послушать сложные и увлекательные разговоры видных людей своего времени и, конечно, замечательными учителями.

 ===== 3

<i> 

Своей первый текст как мыслительница она представила уже в пятнадцать. Это были комментарии к Монтескьё. В то время интернета не было, и комментарии были отдельным жанром эссеистики.

В двадцать лет барышня Неккер вышла за подходящего жениха, шведского посла, барона де Сталя. Брак оказался несчастливым, к мужу она быстро охладела, зато от него ей досталась звучная фамилия. А потом баронесса влюбилась в революцию, и любовь к свободе, равенству, братству пронесла сквозь всю жизнь, через кровавый террор постоянно сменяющих друг друга правителей, через восстановление монархии, депортацию, ссылку и прочие повороты судьбы. Она вообще была очень тверда характером, эта мадам де Сталь, и умела не только отстаивать убеждения, но и, что гораздо труднее, сохранять их.

 

А с её убеждениями, благодаря достижениям книгопечатания и к большой досаде Наполеона, был знаком весь просвещённый мир. Она осуждала монархию так, что припекало монархистам, и защищала Марию-Антуанетту так, что припекло у революционеров. Она везде и всюду говорила и писала о женских правах, о том, как они попираются и о равенстве, которое мечтала увидеть ещё при жизни. Оказавшись сначала в Германии, потом в России, она вернулась с двумя этнографическими книгами об этих странах (магнитиков тогда ещё не было).

 <u>

Мужчины мадам де Сталь</u>

Чуть ли не настолько же скандальны, как сочинения и выступления де Сталь, особенно обидные Наполеону тем, как увеличивалось её влияние с каждой новой публикацией, были её отношения с мужчинами. Анну-Луизу описывали словами «дурна, как чёрт, умна, как ангел». 


===== 4

<i> 

Скрываясь от гильотины, положенной ей, как дворянке, в Англии, де Сталь закрутила роман с де Нарбонном, бывшим военным министром, видной фигурой французской эмиграции, и даже чуть не стала из-за него моралисткой и приверженкой только жертвенной и чистой любви — но де Нарбонн изменил ей, и как рукой сняло. 

Позже, кстати, Нарбонн станет адъютантом Наполеона, изменив не только де Сталь, но и своей оппозиции к революционерам. 

Потом, уже в Швейцарии, был Бенжамен Констан, знаменитый тогда и влиятельный писатель. Де Сталь была верна своей страсти ему десять лет. Она даже родила ему ребёнка — вдобавок к тем трём, что были у неё от первого мужа, и вернулась с ним в Париж.

В Париже де Сталь, как приличная, завела свой литературный салон, и вокруг неё закружились ещё более знаменитые имена. Но главное, чем прославился салон — он стал центром оппозиции Наполеону, и центром очень влиятельным. Тогда-то Наполеон и выслал де Сталь из страны. Его сторонники говорят — был очень раздражён, её — испугался не на шутку. Потом была Германия, очередная измена очередного мужчины — Констана, очередная любовь — к одному поэту, и новая книга. Наполеон велел её сжечь. Книгу. Сжечь де Сталь означало бы признать, что какая-то женщина может быть ему равной политической противницей.

 ===== 5

<i> 

В сорок четыре года де Сталь вышла замуж за молодого офицера, не сумевшего устоять перед её умом, и уехала с ним в Россию — так удачно, или нет, что оказалась там сразу после начала войны с Наполеоном. Как ярая антибонапартистка, она везде имела успех. И везде, где Анна-Луиза бывала, она общалась с таким количеством знаменитых мужчин, что молва начинала сочетать её с ними во всяких романтических позициях. Пусть это останется на совести сплетников.

 

А ей самой интереснее другое. Она пишет огромную книгу, в которой клеймит восстановление монархии, провозглашает права наций на самоопределение и предсказывает, что Россия и США ещё станут великими державами по две стороны Земли, на которые будут оглядываться все прочие державы. Не Франция с её захватническими амбициями, нет. Ну, а после книги она, как и всегда, продолжала посещать вечеринки и веселиться там. И однажды так торопилась повеселиться, что пережила инсульт. После него она некоторое время поболела — казалось, будто для того, чтобы умереть точно в годовщину своей любимой Революции. И, кстати, в годовщину умерла. Мадам де Сталь удивительным образом оставалась стильной даже в болезни, несчастье и смерти.