<b>
▒ Александр Скрябин
</b>
✠✠✠ ✠✠✠ ✠✠✠ ✠✠✠ ✠✠✠ ✠✠✠ ✠✠✠ ✠✠✠ ✠✠✠ ✠✠✠
❝❞
Не
люблю я камерных ансамблей. Ансамбль сковывает игру исполнителя, затушёвывает
его индивидуальность
(из воспоминаний А. Оссовского)
❝❞
Чтобы
стать оптимистом в настоящем значении этого слова, нужно испытать отчаянье и
победить его.
(запись на отдельном листе, время создания Первой симфонии
(1899—1900 годы))
❝❞
В
жизни каждого человека весна бывает лишь раз. А как люди спешат отделаться от
этого обмана, от этих дивних грез!
(там же)
❝❞
Иду
сказать людям, что они сильны и могучи
(там же)
❝❞
Я
так счастлив, что если б я мог одну крупицу моего счастья сообщить целому миру,
то жизнь показалась бы людям прекрасной
(из либретто оперы, написанного с 1900 по 1903 год)
❝❞
Зависть
— признание себя побежденным
(из философских записей 1904 года)
❝❞…мир есть
результат моей деятельности, моего творчества, моего хотения (свободного)
(там же)
❝❞
Жизнь
есть преодоление сопротивления
(там же)
❝❞
Музыка
жива мыслью
(дата и источник не установлены)
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
♮♮ • ♮♮
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
<b>о Скрябине </b>
Всё лучшее, всё наиболее грандиозное и великое, все яркие
мысли, которые приходили ему в голову, он предназначал как материал для
Мистерии. Над последней он всё время работал, откладывая для неё лучшие
сокровища вдохновения. Его жизнь с 1902 г. — собирание материала для Мистерии.
Затем, когда полёт его творчества открывал ему новые звуки и новые грёзы, ещё
более ярко предававшие идею, когда он в своём вдохновении находил нечто ещё
более ценное, то прежние эскизы он использовал под симфонические произведения,
под крупные и мелкие, уже чисто музыкальные вещи. Таким образом, не только по
духу, но и по плоти всё его творчество родилось фактически из материала
Мистерии — всё оно спаяно единством внутренней сущности.
— Леонид Сабанеев, «Скрябин»
И он рассыпается блесками огней, капризных и причудливых,
иногда искажённых гримасою, непонятною и чуждою, иногда обольстительным
призраком, то вдруг озаряется ослепительным сиянием, в котором может почудиться
свет великого сознания. Что это такое? Разве эти прихотливо сменяющиеся образы,
то обольстительные, то ужасные, то грациозные, то «вежливые» — разве они не
знакомы тем, кто погружался активно в мистический путь? Это — стихия
дьяволизма, океан призраков — великая область астрала. В эту область иногда
светят лучи, отражённые высшими сферами, иногда она погружена в мрак низших
областей.
— Леонид Сабанеев, «Скрябин»
...вообще А.Н. редко и не сильно прибегал к этому наркозу.
«Когда-то мне это бывало нужно при сочинении, — говорил он. «Но сейчас мне это
уже не нужно. <...> Я теперь и так, постоянно, как в опьянении», —
говаривал он. «Мне не нужно это, внешнее — это слишком материально и грубо.
Нужно более тонкое опьянение: взорами, ласками, ароматами, звуками...»
— Леонид Сабанеев, «Воспоминания о Скрябине»
«Пьяным» я его почти
никогда не видел. Только навеселе. И А.Н. был очень «крепок» на вино. Раз
как-то летом 1912 года мы, сговорившись, отправились в ресторан «Ампир» в
Петровских линиях <...> сидели долго, и выпито было много. А.Н. захмелел,
и когда уже гасились огни в ресторане, он взял меня за руку и повёл по
темнеющему залу неуверенной поступью, говоря несколько не своим «томным»
голосом:
«Наступает час, когда все должны быть знакомы друг с другом».
И он начал здороваться с редкими посетителями ресторана, называя вместо своей
какую-то «графскую» фамилию...[3]:130
— Леонид Сабанеев, «Воспоминания о Скрябине»
«Истины нет», отвечал мне Скрябин. «Истина нами творится.
Истина творится творческой личностью и тем независимее, чем эта личность выше.
Это – самое трудное для постижения, а между прочим это именно так. Полная
свобода. А истина, какая бы она ни была, исключает свободу». [3]:152
— Леонид Сабанеев, «Воспоминания о Скрябине»
«Творчество есть жизнь, и оно состоит в игре противоречий и в
борьбе, в контрастах, во взлётах и падениях. Без этого жизнь – серые будни,
Чайковский, нытьё... Надо, чтобы был праздник жизни, чтобы был взлёт, чтобы
было откуда взлетать.» [3]:178
— Леонид Сабанеев, «Воспоминания о Скрябине»
«Чтобы стать праведным, надо пройти чрез бездну греховности,
упиться ею, почувствовать порок...»
— Леонид Сабанеев, «Воспоминания о Скрябине»
«Только иерархия может дать ритм в жизни. Если её нет, если
будет полное равенство, то это такая тоска, что все мухи передохнут.»
— Леонид Сабанеев, «Воспоминания о Скрябине»
«Какое ненормальное положение создаётся <…> я должен
зарабатывать деньги концертами, играть эти старые прелюдии, когда я мог и должен
бы писать то, к чему я предназначен... государство вообще должно содержать
творцов, потому что они — цвет человечества, и всё людское общество существует
для них и из-за них.»
— Леонид Сабанеев, «Воспоминания о Скрябине»
«В настоящем общественном строе художники должны управлять
народами, художники и мудрецы, потому что они — цвет и глава человечества. Это
— естественная и необходимая иерархия. Равенство — это абсурд, нелепость и
ужасная вещь. Ведь если все равны, то нет ни контрастов, ни различий, всё
однотипно, однотонно. Ведь это — идеал примитивного социализма, когда всё
материализуется и все качественные различия становятся только количественными.»
— Леонид Сабанеев, «Воспоминания о Скрябине»
«Притом, ведь вообще на самом деле греха нет! – нет
преступления. Есть только моменты, когда данный поступок не соответствует ритму
вселенной, но он же в других условиях может быть высшей добродетелью.
Единственное настоящее преступление – это бездарность.» [3]:179
— Леонид Сабанеев, «Воспоминания о Скрябине»
Праведность сопровождается большими размахами в греховность… и
при том всё это ведь в пределах жизни расы. Когда иерархия достаточно
восполнена, когда уже есть те, кто может вести к дематериализации, тогда
наступает конец расы... [3]:179
— Леонид Сабанеев, «Воспоминания о Скрябине»
«Художник выше всех царей <…> короли должны преклоняться
перед ним»...
— Леонид Сабанеев, «Воспоминания о Скрябине»
...действительно А.Н. страшно кутил во дни молодости и дружбы
с Сафоновым, который был в этом деле первоклассный мастер, побивавший рекорды.
Когда я уже значительно потом, после смерти А.Н. встретил Сафонова и спрашивал
о годах его дружбы с А.Н. и в частности о генезисе Мистерии, Сафонов отвечал:
«Ведь Саша же пил тогда много. Ему с пьяну и мистерия
сочинилась. Он так пил, что на всю жизнь опьянел»...
— Леонид Сабанеев, «Воспоминания о Скрябине»
«Раньше я нуждался в
этих внешних возбуждениях», сознался он мне раз: «я ведь тогда очень бедовую
жизнь вёл… Мы сиживали с Василием Ильичём (Сафоновым) в Эрмитаже до утра, вы
знаете, нас запирали там оффицианты на ночь и уходили, чтобы утром опять
отпереть».
«Тогда мне нужно было это возбуждение внешнее,
физиологическое… а теперь я в нём не нуждаюсь, потому что у меня иные способы
постоянного возбуждения. Я теперь преодолел всё это — это не аскетизм, а
преодоление. У меня теперь постоянная опьянённость, но не грубая, не
физиологическая»...
— Леонид Сабанеев, «Воспоминания о Скрябине»
В искусстве (как, впрочем, и в науке) встречаются и такие
тёмные вестники, которые лишены тёмных миссий и становятся глашатаями тёмного
просто вследствие личных заблуждений. Ярким примером такого деятеля может служить
Скрябин. В Бога он веровал и по-своему Его любил, самого себя считал Его
вестником и даже пророком, но с удивительной лёгкостью совершал подмены, стал
жертвой собственной духовной бесконтрольности и превратился в вестника Дуггура.
Мало кто понимает, что в «Поэме экстаза», например, с поразительной
откровенностью рисуется именно тот демонический слой с его мистическим
сладострастием, с его массовыми сексуальными действами, с его переносом
импульса похоти в космический план, и главное, рисуется не под разоблачающим и
предупреждающим углом зрения, а как идеал. Естественно, что чуткий слушатель
«Поэмы экстаза», совокупления, под конец ощущает как бы внутреннюю
размагниченность и глубокую прострацию.
— Даниил Андреев, «Роза мира»
Но как же скромен и неприхотлив наш отечественный любитель
коридоров консерватории! И того немнóгого оказалось вполне достаточно! И если
Римский-Корсаков всё больше нажимал на религиозно-эротическое помешательство и
<...> манию величия, Глазунов неспешно толковал о “конце света” и
музыкальных галлюцинациях, а милый, добрый “Вова” Рахманинов ограничился только
скромным указанием на то, что Скрябин совсем сошёл с рельсов и идёт по ложной
дороге.
— Юрий Ханон, «Скрябин как лицо»
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
♮♮ • ♮♮
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
<i>Александр
Николаевич СКРЯБИН (25 декабря 1871 (6 января 1872), Москва — 14 (27) апреля
1915, там же) — русский композитор и пианист. Его творчество принято
рассматривать как стоящее совершенно особняком, хотя с точки зрения
композиторской техники оно может быть сближено с Новой венской школой. Остро
стоявшую перед композиторами того времени проблему «недостаточности», «узости»
тональности Скрябин решает по-своему, усложняя до предела гармонию.
Одновременно желаемой выразительности он добился, введя в музыку цвет, то есть
впервые в истории использовал светомузыку.</i>
≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
✠ http://classic-online.ru/ru/composer/Scriabin/448
✠
http://ru.wikiquote.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87_%D0%A1%D0%BA%D1%80%D1%8F%D0%B1%D0%B8%D0%BD
♠♠ Картинки. Фотографии.
https://www.google.ru/search?q=%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80+%D1%81%D0%BA%D1%80%D1%8F%D0%B1%D0%B8%D0%BD&newwindow=1&es_sm=122&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ei=s-WqVOisG4HkyAPs0YGADA&ved=0CAkQ_AUoAg&biw=1280&bih=631
♪
♫ ♪ ♩ ♪ ♫ ♬
♪♫
А. Скрябин.
"Божественная поэма" (Дирижер А.Фельдман)
http://www.youtube.com/watch?v=WCobdccME0Y
♪
♫ ♪ ♩ ♪ ♫ ♬
♪♫
Цвет и музыка, Скрябин
http://www.youtube.com/watch?v=sHJ47f9ng8c