28 дек. 2020 г.

    

<b>  

Иосиф Бродский

</b>  <i> 

Мне говорят, что нужно уезжать.

Да-да. Благодарю. Я собираюсь. Да-да. Я понимаю. Провожать не следует. Да, я не потеряюсь.

Ах, что вы говорите - дальний путь. Какой-нибудь ближайший полустанок. Ах, нет, не беспокойтесь. Как-нибудь. Я вовсе налегке. Без чемоданов.

Да-да. Пора идти. Благодарю. Да-да. Пора. И каждый понимает. Безрадостную зимнюю зарю над родиной деревья поднимают.

Всё кончено. Не стану возражать. Ладони бы пожать - и до свиданья. Я выздоровел. Нужно уезжать. Да-да. Благодарю за расставанье.

Вези меня по родине, такси. Как будто бы я адрес забываю. В умолкшие поля меня неси. Я, знаешь ли, с отчизны выбываю.

Как будто бы я адрес позабыл: к окошку запотевшему приникну и над рекой, которую любил, я расплачусь и лодочника крикну.

(Всё кончено. Теперь я не спешу. Езжай назад спокойно, ради Бога. Я в небо погляжу и подышу холодным ветром берега другого.

 •**̮̑ɜܓ*‎

<b> 
Белла Ахмадулина
<b>  <i>

Посвящается О. Мандельштаму.

В том времени, где и злодей -
лишь заурядный житель улиц,
как грозно хрупок иудей,
в ком Русь и музыка очнулись.

Вступленье: ломкий силуэт,
повинный в грациозном форсе.
Начало века. Младость лет.
Сырое лето в Гельсингфорсе.

Та - Бог иль барышня? Мольба -
чрез сотни вёрст любви нечеткой.
Любуется! И гений лба
застенчиво завешен чёлкой.

Но век желает пировать!
Измученный, он ждет предлога -
и Петербургу Петроград
оставит лишь предсмертье

Блока. Знал и сказал, что будет знак
и век падет ему на плечи.
Что может он? Он нищ и наг
пред чудом им свершенной речи.

Гортань, затеявшая речь
неслыханную, - так открыта.
Довольно, чтоб ее пресечь,
и меньшего усердья быта.

Ему - особенный почёт,
двоякое злорадство неба:
певец, снабженный кляпом в рот,
и лакомка, лишенный хлеба.

Из мемуаров: "Мандельштам
любил пирожные". Я рада
узнать об этом. Но дышать -
не хочется, да и не надо.

Так значит, пребывать творцом,
за спину заломившим руки,
и безымянным мертвецом
всё ж недостаточно для муки?

И в смерти надо знать беду
той, не утихшей ни однажды,
беспечной, выжившей в аду,
неутолимой детской жажды?

В моём кошмаре, в том раю,
где жив он, где его я прячу,
он сыт! А я его кормлю
огромной сладостью. И плачу.
____
1967

Мученическая тень прошлого... 27 декабря 1938 года на пересыльном пункте Дальстроя во Владивостоке умер изумительный поэт Осип Эмильевич Мандельштам. Лагерный врач сообщил, что спасти Мандельштама не удалось из-за невероятного истощения...

✔✔

 ░░  ░░░

<b> 

Сергей Есенин

</b> <i>

До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, —
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

 ✔✔

┏◢◣┓

◢┛┗◣

◥┓┏◤

◥◤┛ &emsp;<b> <u> 29 декабря - ЭТОТ ДЕНЬ В ИСТОРИИ</u></b>

░█▀▀█░ 
░█▄▄█░

░█░░█░  

█▀▀▀░

░█▀▀▄░

░█▄▄█░ &emsp;  29 декабря 1911 г. 109 лет назад  

<b>

В Москве появился маршрут легендарной «Аннушки» — трамвая «А»

</b>

Первые трамваи появились в Москве в 1899 году. Первый маршрут «электрической городской железной дороги» проходил от Бутырской заставы (ныне Савеловский вокзал) по Нижней и Верхней Масловке.

 

Вскоре в городе появились знаменитые «буквенные» маршруты. 29 декабря 1911 года был пущен трамвай «А», который москвичи любовно называли «Аннушкой». Он курсировал по Бульварному кольцу и Москворецкой набережной. А потом и трамвай «Б» — «Букашка», ездивший на всем протяжении Садового кольца.

 

К 1915 году в городе насчитывалось уже 34 трамвайных маршрута, протяженность линий возросла до 311 километров. Была еще и «Верочка» — маршрут В, которая связывала по кольцу Таганку с районом Автозаводской. В Сокольниках ходил маршрут «СК» — Сокольническое кольцо.

 

Надо сказать, что в ту пору трамвай был единственным видом общественного городского транспорта. Трамвайные пути пролегли по всем центральным улицам Москвы, проходили по Красной площади, а на окраинах уходили за город, в дачные поселки – Сокольники, Богородское, Воробьевы горы.

***

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░▄▄░▄███▄░░░░░░░░░
░░░▄▀▀▀▀░▄▄▄░▀▀▀▀▄░░░░
░░░█▒▒▒▒█░░░█▒▒▒▒█░░░░
░░░█▒▒▒▒▀▄▄▄▀▒▒▒▒█░░░░

░░░▀▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▀░░░░&emsp;  29 декабря 1927 г. 93 года назад

<b>

Открыта коммуна имени Ф.Э. Дзержинского — детское воспитательное учреждение

</b>

Коммуна имени Дзержинского — детское воспитательное учреждение — была создана в поселке Новый Харьков (пригород Харькова) в системе учреждений ГПУ для борьбы с детской беспризорностью на добровольные отчисления от зарплаты чекистов.

 

29 декабря 1927 года колония была открыта, возглавил ее педагог Антон Макаренко. В коммуну поступали как беспризорные дети, так и дети из семей. Коммунары получали широкое общее образование. Одним из основных принципов воспитания в коммуне было соединение обучения с производительным трудом.

Первоначально ребята ежедневно работали четыре часа в мастерских (1927-1929), которые позже были преобразованы в производственные цеха. В 1932 году был открыт завод электроинструментов. Здесь была выпущена первая советская электросверлилка марки ФД-I. Затем был построен завод пленочных фотоаппаратов, где изготавливались знаменитые «ФЭДы».

Федор Тютчев


⏠⏝⏠⎠

<i> 

 Как над горячею золой

Дымится свиток и сгорает,
И огнь сокрытый и глухой
Слова и строки пожирает, —

Так грустно тлится жизнь моя
И с каждым днём уходит дымом,
Так постепенно гасну я
В однообразье нестерпимом!..

О Небо, если бы хоть раз
Сей пламень развился по воле —
И, не томясь, не мучась доле,
Я просиял бы — и погас!
<b> 
Федор Тютчев

✔✔Давид Самойлов

╰◕ஃஃ

ஃஃ

<i> 

 Круг любви распался вдруг,

День какой-то полупьяный.
У рябины окаянной
Покраснели кисти рук.
Не маши мне, не маши,
Окаянная рябина!
Мне на свете все едино,
Коль распался круг души.
<b>  
Давид Самойлов

✔✔Борис Пастернак


●.   .  * . .   .    . * .    °   . .    °   .   .  * :. .  .       .     .    °. .     .    . °       * .   .*●       . * .    °  . .     °.   . * .     :.  .   .  * .        ° . .           .●    :.  .   .  * . .   . °    . * .      . .      .   .  * :. .  .       .   °   .   . .     .  ●  .       * .   .*       . * .     .  .   .  * . .   .    . * . ●     . .      .   .  * :. .  .       .     .   . .     .  °   .       * .   .*       . * .     . .    .   . * 

.     :. ● .   . °

<b> 

 Борис Пастернак</b> 

<i> 

Первый снег

Снаружи вьюга мечется
И все заносит в лоск.
Засыпана газетчица
И заметен киоск.

На нашей долгой бытности
Казалось нам не раз,
Что снег идет из скрытности
И для отвода глаз.

Утайщик нераскаянный,
Под белой бахромой
Как часто вас с окраины
Он разводил домой!

Все в белых хлопьях скроется,
Залепит снегом взор,
На ощупь, как пропоица,
Проходит тень во двор.

Движения поспешные:
Наверное, опять
Кому-то что-то грешное
Приходится скрывать.

1956

 ✔✔

♻♲♻

<b> 

Мудрый человек сказал однажды:</b> 

<i>
Три вещи никогда не возвращаются обратно: время, слово, возможность.
Три вещи не следует терять: спокойствие, надежду, честь.
Три вещи в жизни наиболее ценны: любовь, убеждение, доверие.
Три вещи в жизни ненадежны: власть, удача, состояние.
Три вещи определяет человека: труд, честность, достижения.
Три вещи разрушают человека: вино, гордыня, злость.
Три вещи труднее всего сказать: я люблю тебя, прости, помоги мне.

 ✔✔

 ▬  ▬ ▬ °•.•

<b> 

Тень Пушкина: Как сложились судьбы потомков Жоржа Дантеса

</b> <i>

 Пушкинисты старательно отслеживают судьбу наследников великого поэта, а вот о потомках Дантеса не желают вспоминать. Разве могут заслуживать внимания дети и внуки того, кто убил русского гения? Но судьбе угодно было навсегда вписать в историю Дантеса наравне с Пушкиным, той роковой дуэлью подарив ему бессмертие. Вот только имя русского поэта стало своеобразным проклятием для наследников Жоржа. Тень злополучной дуэли до сих пор окружает потомков Дантеса и не позволяет им найти пути примирения с наследниками Пушкина. 

<u> 

Роковое влечение дочери Дантеса

</u> 

В 1840 г. в фамильном имении Дантеса в Сульце на свет появилась дочь Леония-Шарлотта. Любуясь подраставшей малышкой, Жорж вряд ли мог предположить, что в её лице коварная судьба нанесёт ему сокрушительный удар в спину. Именно Леония стала его проклятием и вечным напоминанием о дуэли, убитом русском поэте и России.

 Леония-Шарлотта отличалась незаурядным умом, нестандартным мышлением и склонностью к точным наукам. Она с лёгкостью прошла на дому полный курс обучения Политехнической школы. Уже за эти таланты французскую девушку тех лет могли бы окрестить ненормальной, ведь в идеале ей стоило интересоваться иными вещами. Но роковой для Леонии Дантес стала не математика, а непостижимая любовь к России и Пушкину.

 Русский язык был под запретом в семье Дантеса, но девушка самостоятельно в совершенстве освоила его. Пушкин стал для Леонии истинным кумиром, а в отце она видела воплощение ненавистного человека, прервавшего жизнь великого гения. Роковая пуля поэта настигла Дантеса спустя годы в виде обвинений родной дочери.

===== 2

<i>

Русский поэт стал для Леонии своеобразной иконой. Её комната была увешана его портретами, а книжные полки заполнены его сочинениями. Многие произведения девушка заучила, словно молитвы, наизусть. Она знала не только поэмы, но даже целые эпизоды из «Капитанской дочки». Дух Пушкина на всю жизнь стал непробиваемой стеной между Дантесом и Леонией, которая в одной из ссор назвала отца убийцей и никогда больше не общалась с ним.

 Живя во Франции, она всей своей душой была настоящей русской. Леония обожествляла Пушкина и была влюблена в его родину – Россию, где ей не довелось побывать. Всё это стало причиной для признания девушки душевнобольной. Дантеса раздражало постоянное напоминание о Пушкине и России. Он поместил дочь в клинику для душевнобольных в Париже, где она провела более 20 лет и умерла в 1888 г.

 <u> 

Судьба Дантеса и других его детей

</u> 

Образ Дантеса-убийцы, который неизменно возникает в сознании русских, для французов выглядит иначе. Жорж прожил долгую жизнь, сделал отличную политическую карьеру и поднял на ноги четверых детей, так и не женившись после смерти супруги. Он был прекрасным мэром города Сульца, где именно благодаря ему появились первый водопровод и городская канализация. Лишь Леония-Шарлоттта стала тёмным пятном на светлом имени благонравного семьянина. Но, не имея доподлинных доказательств, сложно утверждать, была она действительно душевнобольной или просто раздражала отца своей русской душой.

 

Жизнь иных детей Дантеса сложилась более прозаично, без особых зигзагов судьбы. Дочь Матильда вышла замуж за генерала Луи Матмана. Берта-Жозефина стала светской дамой и женой графа Вандаля. Сын Луи-Жозеф никакой карьеры не сделал. Он поселился в фамильном замке и занимался многочисленными виноградниками поместья.


===== 3

<i><u> 

 Парадоксы судьбы праправнука Дантеса

</u> 

Тень Пушкина преследует даже современных потомков Дантеса. В судьбе барона Лотера де Геккерна можно найти немало удивительных совпадений. Ни один из наследников Пушкина не написал ни строчки, боясь оказаться в тени славного предка. Праправнук Дантеса не только пишет стихи (ещё и пером), но даже издал свой сборник, посвящённый великому поэту России. В переводе название подборки звучит символично – «Погибнуть вместе с Пушкиным». Лотер надеется, что его творение покупают ради самих стихов, а не чтобы хвалиться наличием книги потомка Дантеса. Подобно своему прапрадеду, он сам воспитывал детей – жена ушла от него к другому.

 

Давая в 2006 г. интервью журналистке из России, барон показал могилы Дантеса и его русской жены в семейном склепе. При этом Лотер отметил, что здесь похоронена и учительница, которая привила ему любовь к литературе. Вопреки традициям, в дворянском склепе для неё было выделено место. Не напоминает ли эта история об Арине Родионовне? Барона искренне печалит, что никого из родственников не волнует дальнейшая судьба склепа.

 

Живущий в Нанте Лотер – ещё один потомок Дантеса, для которого имя Пушкина оказалось не пустым звуком. Только в отличие от Леонии он уверен, что его прапрадед никак не виноват в гибели поэта, ведь всё было по-честному. Барон считает, что Дантес просто хотел быть любимым, а поэт любил дуэли и «сам соткал себе саван».

 

Лотер мечтает объясниться с наследниками Пушкина, но те пока не готовы оказать такой чести. Двери их дома захлопнуты для Дантесов, и никто не стремится первым подать руку примирения даже спустя почти два века.

 

Историки и сегодня спорят, кто на самом деле сыграл роковую роль в дуэли Пушкина и Дантеса.

 ✔✔

Осип Мандельштам

__☆_________*_________☆_
______☆____*o*____☆_____
_☆________*o*o*_______☆_
_____☆___*o*o*o*___☆____
___☆____*o*o*o*o*_____☆_
_______ *o*o*o*o*o* ______
___________|| ||___________

<i> 

Сусальным золотом горят

В лесах рождественские елки,
В кустах игрушечные волки
Глазами страшными глядят.

О, вещая моя печаль,
О, тихая моя свобода
И неживого небосвода
Всегда смеющийся хрусталь!
1908 г.
<b>
Осип Мандельштам

 ✔✔

▨▧▦▩▤▥

 &ensp; <b>Известные, но не народные: пять актеров, которые отказались от почётных званий</b> 


Звание Народного артиста хоть и считается высшей наградой для деятелей культуры, но, несмотря на громкий статус, со временем свою прежнюю значимость оно заметно растеряло. Многие артисты давно считают звание народного формальностью, подарком на очередной юбилей, а некоторые и вовсе отказываются связывать своё имя с этой наградой. Вот и герои нашей подборки от такого почётного звания решили отказаться.



<b>Вениамин Смехов</b>

Известный актер несколько раз отказывался от звания народного артиста, последний — в 2010-м, когда Вениамин попросил больше не представлять его к этой награде. По словам актера, звания, в том числе и народного артиста, сейчас легко покупаются и продаются, а потому большой ценности в такой награде он не видит. К тому же, народным не был его друг Владимир Высоцкий, хотя никто больше всенародно любимого артиста такого титула не заслуживал.

<b>Максим Суханов</b>

Максим Суханов считает звания заслуженных и народных артистов пережитком прошлого, неуместной для творческой сферы военщиной. Суханов без сожалений отказался сперва от звания заслуженного, а затем и от народного артиста, при этом считает, что если уж и выдавать актерам такие громкие титулы, то за плохо сыгранной ролью должно следовать лишение звания.

<b>Леонид Ярмольник</b>

Ещё в 94-м Леонид Ярмольник отказался от звания заслуженного, а спустя десять лет и от звания народного артиста. Актёр признавался, что в своё время стремился к такому признанию, но с удивлением обнаружил, что заслуженными и народными вдруг стали практически все его коллеги. Приставка «Народный артист», по мнению Леонида, уважения и таланта не добавляет, а значит и гнаться за ней не стоит.

===== 2


<b>Максим Галкин</b>
Знаменитая жена актёра и юмориста может похвастаться огромным списком различных наград и титулов, а вот сам Максим Галкин к званиям равнодушен. Несколько лет назад актёр объяснял, что прекрасно понимает механизм получения таких достижений — нужно только хорошо попросить, что с реальными заслугами ничего общего не имеет, а потому от всех званий он осознанно отказался.

<b>Александр Балуев</b>

Несмотря на успешную карьеру (одних только ролей в кино на данный момент около 120), Александр Балуев ни заслуженным, ни народным артистом так и не стал. Актёр объясняет отсутствие наград принципиальным решением, а сами звания — устаревшими приставками, которые не несут никакой ценности. По словам Балуева, заслуги актера определяет зрительская любовь, а не присвоенное на юбилей звание.

 ✔✔Валентин Гафт

⊙ ⊚ ●

<i>

Отчего так предан Пёс

И в любви своей бескраен?
Но в глазах — всегда вопрос,
Любит ли его хозяин.
Оттого, что кто-то — сёк,
Оттого, что в прошлом — клетка!
Оттого, что человек
Предавал его нередко.
Я по улицам брожу,
Людям вглядываюсь в лица,
Я теперь за всем слежу,
Чтоб, как Пёс, не ошибиться.
<b>
© Валентин Гафт