14 мар. 2014 г.

<i><b>
С днём рождения, БОРИС МЕССЕРЕР!!!
</i></b>
<i>
Народный художник России, лауреат Государственной премии РФ, действительный член Российской академии художеств

Родился в Москве 15 марта 1933 года.

Борис Мессерер из того талантливого и дерзновенного поколения «шестидесятников», которое вторглось в литературу, театр, изобразительное искусство, с тем чтобы избавить их от оков официальных канонов. Художник генетически связан с театром. Он из знаменитой династии, подарившей русскому балету талантливейших артистов, среди которых сияют имена его отца, неповторимого танцовщика и педагога Асафа Мессерера, и кузины – блистательной Майи Плисецкой, а драматическому театру династия преподнесла чудесного актера МХАТа Азария Азарина. Мать Бориса – известная актриса немого кино, а позднее художница по костюмам – Анель Судакевич. Супруга Бориса Асафовича – известная поэтесса Белла Ахатовна Ахмадулина, лауреат Государственных премий и премии Президента РФ.

В характере Мессерера рано проявилась независимость. Вопреки семейным традициям, в 1956 году он окончил Архитектурный институт, где графику преподавал суровый Дейнека, и одновременно посещал мастерскую тончайшего Фонвизина, но формировался по-своему, вне подчинения учителям. Мессерер пришел в театр, чтобы вольно строить там свою сценическую архитектуру. Он оказался одним из немногих продолжателей классического театрально-декорационного искусства. Первой вехой в его театральной судьбе стал новорожденный театр «Современник». Здесь со своими друзьями-единомышленниками в атмосфере молодого задора и бурлящей энергии он придумывал для постановок необычные объемно-пространственные декорации.

Белла Ахмадулина читает стихи, посвящённые Борису Мессереру. Филадельфия, 1997


Борис Мессерер

Промельк Беллы

Фрагменты книги

Старый Дом кино на Поварской. Вестибюль первого этажа. Быть может, он назывался “кассовый зал”. На полу талый снег. Толпится много людей, томящихся в ожидании предстоящих встреч. Мы тоже с Левой Збарским стоим в ожидании кого-то. Дверь постоянно открывается, пропуская входящих. Прекрасная незнакомка как бы впархивает в пространство зала. Она в соскальзывающей шубке, без шляпы, со снежинками на взъерошенных волосах. Проходя мимо, она мельком окидывает нас взглядом и так же мельком шлет нам рукой едва уловимый привет.

— Кто это? — спрашиваю Леву.

— Это Белла Ахмадулина!

Первое впечатление. Сильное. Запоминающееся. Именно таким и останется в памяти. Мимолетно, но возникает чувство влюбленности…

Весна 74-го года.

Двор дома кинематографистов на улице Черняховского, около метро “Аэропорт”. Я гуляю с собакой Рикки, тибетским терьером. Она принадлежит красавице-киноактрисе Элле Леждей, любимой мною женщине, с которой я живу в этом доме.

Во дворе появляется Белла Ахмадулина с коричневым пуделем. Его зовут Фома. Белла живет через один подъезд от меня, в бывшей квартире Александра Галича. Белла в домашнем виде. В туфлях на низких каблуках. Темный свитер. Прическа случайная.

От вида ее крошечной стройной фигурки начинает щемить сердце.

Мы разговариваем. Ни о чем.

Белла слушает рассеянно.

Говорим о собаках.

О собаках, которые далеко не такие мирные, как кажутся сначала. Рикки старается затеять драку. Это ему удается, и он прокусывает Фоме нос. Капли крови. Белла недовольна. Я смущен. Вскоре она уходит. И вдруг я со всей ниоткуда возникшей ясностью понимаю, что если бы эта женщина захотела, то я, ни минуты не раздумывая, ушел бы с ней навсегда. Куда угодно.

Потом Белла напишет:

В чем смысл промедленья судьбы между нами?
Зачем так причудлив и долог зигзаг?
Пока мы встречались и тайны не знали,
Кто пекся о нас, улыбался и знал?

Неотвратимо, как двое на ринге,
Встречались мы в этом постылом дворе.
Благодарю несравненного Рикки
За соучастие в нашей судьбе…

Между людьми порой происходит что-то, чего они не могут понять сами. Таких встреч во дворе было три. В последнюю из них Белла предложила:

— Приходите через два дня на дачу Пастернака. Мы будем отмечать день его памяти.

Я мучительно представлял свое появление в этом священном для меня доме, имея только устное приглашение Беллы. В семь часов вечера назначенного дня я появился в Переделкине возле дома Пастернака. Ворота были, как всегда, распахнуты. Меня встретил большой рыже-коричневый чао-чао. По морде пса невозможно было прочитать его отношение ко мне. Я направился к дому. Позвонил и вошел. Вокруг стола сидела большая компания. Из гостей хорошо помню Александра Галича, Николая Николаевича Вильям-Вильмонта, Стасика Нейгауза и его жену Галю, Евгения Борисовича Пастернака и его супругу Алену, Леонида Пастернака и его жену Наташу. В центре сидела Белла. Гости, кажется, были удивлены моим приходом. Одна Белла радостно воскликнула:

— Как хорошо, что вы пришли!

И в пояснение окружающим добавила:

— Я пригласила Бориса в этот торжественный день и очень рада, что он сегодня с нами.

Мне пододвинули стул и предложили рюмку водки. Мой приход прервал чтение Галичем стихов. Чтение продолжилось. Но вдруг Белла резко перебила Галича и начала вдохновенно читать свое посвящение Пастернаку:

Ожог глазам, рукам — простуда,
любовь моя, мой плач — Тифлис!
Природы вогнутый карниз,
где Бог капризный, впав в каприз,
над миром примостил то чудо…

http://magazines.russ.ru/znamia/2011/11/bo8.html
</i>

⋱⋱⋱   ⋰⋰⋰
☺  ☺  ☺  ☺  ☺  ☺  ☺  ☺  ☺  ☺  ☺  ☺
☻      ☻     ☻     ☻     ☻     ☻     ☻     ☻
<i><b>
Станислав Ежи Лец…. И ни слова больше….Ъ Ъ Ъ
</i></b>
                                                          
<i>
    И кнут пускает побеги, попав на благоприятную почву.

ஃ     Настоящий враг никогда тебя не бросит.

   В некоторых источниках вдохновения музы моют ноги.

   С той минуты, как человек встал на задние конечности, все является позой.

   В нем ощущается какая-то огромная пустота, до краев наполненная эрудицией.
</i>
   


</i>
<i><b>
Крылатые слова. И выражения тоже крылатые.
</i></b>
<i>
СтароеЪ, староеЪ… и не только московскоеЪ
</i>
<b>
   Как бы чего не вышло
</b>
<i>
Впервые встречается в «Современной идиллии» Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, в которой чиновники постоянно повторяют: «Как бы чего из этого не вышло!»

Но популярным это выражение стало благодаря рассказу Антона Павловича Чехова «Человек в футляре». Главный герой этого рассказа — учитель Беликов был крайне осторожным человеком:

«Для него ясны были только циркуляры, и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь... В разрешении же и позволении, скрывался для него всегда элемент сомнительный, что-то недосказанное и смутное. Когда в городе разрешали драматический кружок, или читальню, или чайную, то он покачивал головой и говорил тихо: «Оно, конечно, так-то так, все это прекрасно, да как бы чего не вышло».

Цитируется как иронический комментарий к поведению робкого, «забитого», излишне осторожного человека, а также к поступкам человека-конформиста, который слепо придерживается обычаев, традиций, норм поведения.
</i>
•••
<b>
  Как вспомнишь, так вздрогнешь
 </b>
<i>
Фраза из сценки «Одиннадцать неизвестных» из спектакля Ленинградского театра миниатюр «От двух до пятидесяти». Авторы.— Михаил Маркович Гиндин, Генрих Семенович Рябкип и Ким Иванович Рыжов. Их коллективный псевдоним — Гинряры.

Полностью: Как вспомнишь, так вздрогнешь, а вздрогнешь — мороз по коже!

Фраза получила известность в исполнении Аркадия Райкина.
</i>
•••
<b>
    Как дошел ты до жизни такой?
</b>
<i>
Первоисточник — стихотворение «Убогая и нарядная» Н. А. Некрасова, в котором говорится о петербургской проститутке:

Подзовем-ка ее да расспросим:
«Как дошла ты до жизни такой?..»

Шутливо-ироническое недоумение, сожаление по поводу неприятностей, постигших человека.

     </i>
<i><b>Имена московских улиц </i></b>


♖☗  ۩ ⌂ ⌂ ۩
   ☗♜♖♜♖

<i>
Начиная со средних веков, Москва имела черты резкого разделения проживания населения по сословиям и профессиональной принадлежности. Это отразилось в названиях многочисленных улочек и переулков Первопрестольной.

<b>
Спартаковская улица
</b>

Спартаковская улица в Москве


Спартаковская улица находится в Басманном столичном районе Центрального округа Москвы. Начинается от площади Разгуляй и заканчивается на пересечении с Бауманской улицей. По пути к ней примыкают Новорязанская улица, Елоховский проезд, Плетешковский переулок и Нижняя Красносельская улица.

Ближайшая станция метрополитена - Бауманская.

Длина улицы - порядка 680 метров.


Свое нынешнее название Спартаковская улица получила в 1919 году (по другим данным - в 1922). Происхождение топонима связано с революционной немецкой организацией «Спартак», которая была создана в годы Первой мировой войны и в дальнейшем стала основой для создания Компартии Германии.

Первоначально, до девятнадцатого века, после сноса дома в районе площади Разгуляй, Спартаковская улица входила в состав Покровской улицы.

В XIX веке улицу переименовали в Елоховскую по названию некогда находившегося здесь села Елох.


История Спартаковской улицы

С 1652 года Спартаковская улица находилась на границе Немецкой слободы, которая располагалась справа от нее.

Из достопримечательностей улицы можно выделить усадьбу Мусиных-Пушкиных на площади Разгуляй, здание Московской хлебной товарной биржи и, конечно же, Елоховский Богоявленский собор.

В разные годы в создании облика современной улицы принимали участие такие архитекторы, как К.А. Дулин, Е.Д. Тюрин, К.Л. Розенкампф и другие.

В годы советской власти, в 1926 году, на Спартаковской был открыт Центральный стадион строителей. Спортивное сооружение со временем упразднили, а вот на его бывшее футбольное поле можно попасть со стороны примыкающей Новорязанской улицы.

История Спартаковской улицы связана с именами наших современников Аллы Ларионовой, которая родилась в доме напротив Елоховской церкви, и Владимира Высоцкого, который пытался поступить в МИСИ (здание бывшей усадьбы Мусиных-Пушкиных).

Продолжение следует…

</i>        
<i><b> Преданья старины… </i></b>
*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*
*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*

<i>
Иван Бунин считался признанным знатоком женщин. Так, как он воспел любовь в своём цикле рассказов "Тёмные аллеи", не удавалось сделать ещё никому из русских писателей. Именно там, в аллеях маленького французского городка Грасс, ему по иронии судьбы было суждено встретить свою последнюю любовь. Встретить, чтобы вскоре потерять навсегда...

Осенью 1933 года в Стокгольме Нобелевскую премию по литературе вручали русскому писателю Ивану Алексеевичу Бунину, жившему в эмиграции в Париже. На торжественном приёме по случаю этого события было по традиции шумно и весело. Искрилось в хрустальных бокалах французское
шампанское, радовали глаз декольтированные туалеты дам. Виновник торжества произнёс речь.

Рядом с Буниным стояли две женщины. Одна, Вера Николаевна Муромцева, рано поседевшая, была оета скромно и то и дело рассеянно улыбалась. Вторая, Галина Николаевна Кузнецова, молодая девушка с причёской на прямой пробор и удивительными серыми глазами, с восхищением ловила каждое слово лауреата.
"Кто это? -- шушукалась публика. -- Ведь, кажется, у господина Бунина нет дочери?"
-- "Та, что постарше, его
жена, -- угодливо просвещали любопытных сплетники из русских
эмигрантов. -- А другая -- наверное, та, что "даёт ему как писателю
наиболее полное удовлетворение"... Представьте, они так и живут --
втроём..."

Увы, это было почти правдой.

В феврале 1920 года Иван Алексеевич Бунин вместе с женой Верой Николаевной эмигрировал во Францию. Здесь он напишет свои лучшие произведения, несмотря на то, что жили они очень скромно, а иногда и в откровенной нужде. Единственной отдушиной для писателя были воскресные поездки к морю.

Тёплым августовским днём 1926 года, во время прогулки по пляжу в
уютном курортном городке Грасс, произошла встреча, изменившая всю его дальнейшую жизнь. Подходя к террасе летнего кафе на набережной, Бунин заметил писателя Михаила Гофмана в компании молодого офицера и дамы в лёгком белом платье. При беглом взгляде на эту женщину Иван Алексеевич поразился её смелости и непосредственности: было жарко, и незнакомка непринужденно сняла босоножки, водя голой ножкой по кафельному полу веранды.

"О, Иван Алексеевич, какой приятный сюрприз! -- обрадованно подскочил к нему Гофман. -- Мы как раз говорили о вас! Познакомьтесь с моими друзьями -- Дмитрий Петров и его супруга Галина".
Бунин перебросился несколькими ничего не значащими вежливыми фразами с офицером, но уже не мог оторвать глаз от удивительной молодой женщины.
"Можете звать меня просто Галя, -- с милой застенчивой улыбкой сказала она. -- Вы ведь мой кумир, я знаю наизусть почти все ваши стихи!"
Почувствовала ли уже тогда смутную тревогу жена Бунина, разглядывая эту "милую девочку"? Неизвестно. Известно другое: в тот вечер в Париж Иван Алексеевич вернулся совершенно иным человеком -- он влюбился не на шутку. На момент знакомства ему было пятьдесят шесть лет, а Галине Кузнецовой -- именно своей девичьей фамилией подписывала стихи начинающая поэтесса --
на каких-то тридцать лет меньше.

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней...
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!

Фёдор Тютчев

Уже на следующий день Бунин отыскал телефон Кузнецовой, и они до ночи гуляли по Парижу, не в силах наговориться. На эту необычную пару нельзя было не обратить внимания: он -- в элегантном белом костюме и шляпе, стройный, сухощавый, она -- маленькая, тоненькая, с глазами
цвета пепла и прической на прямой пробор в стиле рафаэлевских мадонн.

Почти целый год влюблённые тайно встречались в Париже в маленькой
"гарсоньерке" в Пасси, которую сняла Галина. Практически сразу после того памятного уик-энда в Грассе она ушла из семьи. "Дима-муж", как она называла его в дневнике, никак не мог понять причину её внезапного ухода, а когда она всё честно объяснила, долго не мог поверить.
"Ты променяла меня на этого старика? Невозможно! Немыслимо!" Но это было правдой. Дмитрий стал напиваться до беспамятства, устраиал жене страшные скандалы и угрожал застрелить счастливого соперника. Галина плакала, переживала, но в своём решении была тверда: "Я хочу быть с
этим человеком". Первое время после её ухода обманутый муж ещё надеялся, что она вернётся. Он оставлял на пороге квартиры в Пасси огромные букеты роз и конверты с деньгами, умоляя одуматься. Галя ничего не принимала. Постепенно блестящий офицер спился, и, чтобы не пропасть с голоду, стал водителем такси, а вскоре окончательно затерялся среди русских эмигрантов в Париже...

Продолжение следует

</i>
<i><b> Дела давно минувших дней…</i></b>  
⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰
<i>
    Фаина Раневская

Судьба-шлюха
*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*

Пристают, просят писать, писать о себе. Отказываю. Писать о себе плохо - не хочется. Хорошо - неприлично. Значит, надо молчать. К тому же я опять стала делать ошибки, а это постыдно. Это как клоп на манишке.

Все бранят меня за то, что я порвала книгу воспоминаний. Почему я так поступила?

Кто-то сказал, кажется, Стендаль: "Если у человека есть сердце, он не хочет, чтобы его жизнь бросалась в глаза". И это решило судьбу книги. Когда она усыпала пол моей комнаты, - листья бумаги валялись обратной стороной, т. е. белым, и было похоже, что это мертвые птицы.

"Воспоминания" - невольная сплетня.

...Писать должны писатели, а актерам положено играть на театре.

...Наверное, зря порвала все, что составило бы книгу, о которой просило ВТО. И аванс надо теперь возвращать 2т. Бог с ними, с деньгами, соберу, отдам аванс, а почему уничтожила? Скромность или же сатанинская гордыня? Нет, тут что-то другое. ...Не хочу обнародовать жизнь мою, трудную, неудавшуюся, несмотря на успех у неандертальцев и даже у грамотных.

Я очень хорошо знаю, что талантлива, а что я создала? Пропищала, и только.

Кто, кроме моей Павлы Леонтьевны, хотел мне добра в театре? Кто мучился, когда я сидела без работы? Никому я не была нужна. Охлопков, Завадский, Алекс. Дмитр. Попов были снисходительны, Завадский ненавидел. Я бегала из театра в театр, искала, не находила. И это все. Личная жизнь тоже не состоялась. ...В театре Завадского заживо гнию.

Иногда приходит в голову что-то неглупое, но и тут же забываю это неглупое. Умное давно не посещает мои мозги.

...В пять лет была тщеславна, мечтала получить медаль за спасение утопающих... У дворника на пиджаке медаль, мне очень она нравится, я хочу такую же, но медаль дают за храбрость - объясняет дворник: Теперь медали, ордена держу в коробке, где нацарапала: "Похоронные принадлежности".

Актрисой себя почувствовала в пятилетнем возрасте. Умер маленький братик, я жалела его, день плакала. И все-таки отодвинула занавеску на зеркале - посмотреть, какая я в слезах.

Всегда завидовала таланту: началось это с детства. Приходил в гости к старшей сестре гимназист - читал ей стихи, флиртовал, читал наизусть. Чтение повергало меня в трепет. Гимназист вращал глазами, взвизгивал, рычал тигром, топал ногами, рвал на себе волосы, ломая руки. Стихи назывались "Белое покрывало". Кончалось чтение словами: "...так могла солгать лишь мать". Гимназист зарыдал, я была в экстазе.

В городе, где я родилась, было множество меломанов. Знакомые мне присяжные поверенные собирались друг у друга, чтобы играть квартеты великих классиков.

Продолжение следует…

</i>
<u><i>
1818 — Под эгидой Александра I выработана первая русская конституция — «Государственная уставная грамота Российской империи».
</u></i>
<i>
О намерении ввести конституцию в России Александр I заявил на открытии сейма Царства Польского 15 (27) марта 1818. Тогда же он поручил Новосильцеву разработать проект конституции. К этой работе были привлечены чиновники канцелярии Новосильцева — П. А. Вяземский и П. И. Дешан. К осени 1820 был подготовлен окончательный текст Государственной уставной грамоты, состоящей из шести глав. Многие ее положения совпадали с Конституцией Царства Польского 1815.

Государственная уставная грамота предусматривала создание в России двухпалатного Государственного сейма, состоящего из Сената и Посольской избы, а также двухпалатных сеймов на местах. К компетенции Государственного сейма относилось утверждение законов и бюджета, но за императором закреплялось право законодательной инициативы и право вето. Депутатов избирали от дворянских уездных собраний и городских обществ. Соответственно избирательные права получали владевшие недвижимостью дворяне, а от городских обществ — владельцы недвижимости, лица с высшим образованием, предприниматели, купцы первых двух гильдий, цеховые мастера. Право избирать получали лица старше 25 лет, а быть избранными — старше 30 лет и имевшие определенный имущественный ценз. 

Положения Государственной уставной грамоты предусматривали территориально-административную реформу в стране: вся территория империи разделялась на наместничества (каждое из нескольких губерний). Провозглашались разделение административной и судебных властей, независимость судей, равенство подданных перед законом, неприкосновенность личности и собственности, свобода печати и вероисповедания.

Проект конституции не был опубликован, но был известен широкому кругу лиц.


   Картинки 
https://www.google.ru/search?q=%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B0%D1%8F+%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F+%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%86%D0%B8%D1%8F+%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B0&newwindow=1&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ei=lUAjU6qRJOnJ4ATc7IDADA&ved=0CAcQ_AUoAQ&biw=1067&bih=517

</i>