✿ ♡ ❀ ❃ ❁ ❋ ✾ ♡ ✽
<i><b>
С
днём рождения, БОРИС МЕССЕРЕР!!!
</i></b>
✿ ❀ ♡ ❃ ❁ ❋ ♡ ✾ ✽
<i>
Народный художник России, лауреат
Государственной премии РФ, действительный член Российской академии художеств
Родился в Москве 15 марта 1933 года.
Борис Мессерер из того талантливого и
дерзновенного поколения «шестидесятников», которое вторглось в литературу,
театр, изобразительное искусство, с тем чтобы избавить их от оков официальных
канонов. Художник генетически связан с театром. Он из знаменитой династии,
подарившей русскому балету талантливейших артистов, среди которых сияют имена
его отца, неповторимого танцовщика и педагога Асафа Мессерера, и кузины –
блистательной Майи Плисецкой, а драматическому театру династия преподнесла
чудесного актера МХАТа Азария Азарина. Мать Бориса – известная актриса немого
кино, а позднее художница по костюмам – Анель Судакевич. Супруга Бориса
Асафовича – известная поэтесса Белла Ахатовна Ахмадулина, лауреат
Государственных премий и премии Президента РФ.
В характере Мессерера рано проявилась
независимость. Вопреки семейным традициям, в 1956 году он окончил Архитектурный
институт, где графику преподавал суровый Дейнека, и одновременно посещал
мастерскую тончайшего Фонвизина, но формировался по-своему, вне подчинения
учителям. Мессерер пришел в театр, чтобы вольно строить там свою сценическую
архитектуру. Он оказался одним из немногих продолжателей классического
театрально-декорационного искусства. Первой вехой в его театральной судьбе стал
новорожденный театр «Современник». Здесь со своими друзьями-единомышленниками в
атмосфере молодого задора и бурлящей энергии он придумывал для постановок
необычные объемно-пространственные декорации.
✽
✽
Белла Ахмадулина читает стихи, посвящённые Борису Мессереру.
Филадельфия, 1997
✽
✽
Борис Мессерер
Промельк Беллы
Фрагменты книги
Старый Дом кино на Поварской. Вестибюль первого этажа. Быть
может, он назывался “кассовый зал”. На полу талый снег. Толпится много людей,
томящихся в ожидании предстоящих встреч. Мы тоже с Левой Збарским стоим в
ожидании кого-то. Дверь постоянно открывается, пропуская входящих. Прекрасная
незнакомка как бы впархивает в пространство зала. Она в соскальзывающей шубке,
без шляпы, со снежинками на взъерошенных волосах. Проходя мимо, она мельком
окидывает нас взглядом и так же мельком шлет нам рукой едва уловимый привет.
— Кто это? — спрашиваю Леву.
— Это Белла Ахмадулина!
Первое впечатление. Сильное. Запоминающееся. Именно таким и
останется в памяти. Мимолетно, но возникает чувство влюбленности…
Весна 74-го года.
Двор дома кинематографистов на улице Черняховского, около
метро “Аэропорт”. Я гуляю с собакой Рикки, тибетским терьером. Она принадлежит
красавице-киноактрисе Элле Леждей, любимой мною женщине, с которой я живу в
этом доме.
Во дворе появляется Белла Ахмадулина с коричневым пуделем.
Его зовут Фома. Белла живет через один подъезд от меня, в бывшей квартире
Александра Галича. Белла в домашнем виде. В туфлях на низких каблуках. Темный
свитер. Прическа случайная.
От вида ее крошечной стройной фигурки начинает щемить
сердце.
Мы разговариваем. Ни о чем.
Белла слушает рассеянно.
Говорим о собаках.
О собаках, которые далеко не такие мирные, как кажутся
сначала. Рикки старается затеять драку. Это ему удается, и он прокусывает Фоме
нос. Капли крови. Белла недовольна. Я смущен. Вскоре она уходит. И вдруг я со
всей ниоткуда возникшей ясностью понимаю, что если бы эта женщина захотела, то
я, ни минуты не раздумывая, ушел бы с ней навсегда. Куда угодно.
Потом Белла напишет:
В чем смысл промедленья судьбы между нами?
Зачем так причудлив и долог зигзаг?
Пока мы встречались и тайны не знали,
Кто пекся о нас, улыбался и знал?
Неотвратимо, как двое на ринге,
Встречались мы в этом постылом дворе.
Благодарю несравненного Рикки
За соучастие в нашей судьбе…
Между людьми порой происходит что-то, чего они не могут
понять сами. Таких встреч во дворе было три. В последнюю из них Белла
предложила:
— Приходите через два дня на дачу Пастернака. Мы будем
отмечать день его памяти.
Я мучительно представлял свое появление в этом священном для
меня доме, имея только устное приглашение Беллы. В семь часов вечера
назначенного дня я появился в Переделкине возле дома Пастернака. Ворота были,
как всегда, распахнуты. Меня встретил большой рыже-коричневый чао-чао. По морде
пса невозможно было прочитать его отношение ко мне. Я направился к дому.
Позвонил и вошел. Вокруг стола сидела большая компания. Из гостей хорошо помню
Александра Галича, Николая Николаевича Вильям-Вильмонта, Стасика Нейгауза и его
жену Галю, Евгения Борисовича Пастернака и его супругу Алену, Леонида
Пастернака и его жену Наташу. В центре сидела Белла. Гости, кажется, были
удивлены моим приходом. Одна Белла радостно воскликнула:
— Как хорошо, что вы пришли!
И в пояснение окружающим добавила:
— Я пригласила Бориса в этот торжественный день и очень
рада, что он сегодня с нами.
Мне пододвинули стул и предложили рюмку водки. Мой приход
прервал чтение Галичем стихов. Чтение продолжилось. Но вдруг Белла резко
перебила Галича и начала вдохновенно читать свое посвящение Пастернаку:
Ожог глазам, рукам — простуда,
любовь моя, мой плач — Тифлис!
Природы вогнутый карниз,
где Бог капризный, впав в каприз,
над миром примостил то чудо…
http://magazines.russ.ru/znamia/2011/11/bo8.html
</i>
⋱⋱⋱ ❤ ⋰⋰⋰