<b>Помним</b>
 
    ❖❦ ❥❖❧◥❤
<b>
 
    Эмиль Брагинский –
      Советский и российский сценарист
</b>
  ﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌<u> </u>
<i>
Приступая к этой статье, я вспомнила свое Львовское детство
1970 года, когда в город приехало кино - снимался фильм «Старики-разбойники».
Снимали на моей улице и во дворе моего дома. Снимали обстоятельно, прорабатывая
каждую мизансцену. На площадке гремел Рязанов, тихо и скромно улыбались зевакам
Никулин и Евстигнеев. Сейчас, когда смотрю этот фильм и всматриваюсь в знакомые
улицы родного города, я хочу рассказать вам об Эмиле Вениаминовиче Брагинском,
гениальном соавторе Эльдара Рязанова, пожалуй, единственном из наших
сценаристов, умевшем так пронзительно писать о любви – единственной любви на
всю жизнь.
Об этом удивительном человеке, безумно любившем свою жену,
сына и, конечно же, шахматы, можно написать большой литературоведческий труд.
Но вот что удивительно - в Интернете, где можно найти практически любую
информацию, размещены лишь краткие биографические данные – родился, учился,
работал, написал, и…все. Неужели время самого Брагинского и его героев прошло,
неужели нас больше не трогают его истории о «маленьком» человеке с его простыми
земными чувствами, мыслями, радостями и печалями? Время тех самых дуралеев,
которые жили и живут в нас самих.
Эмиль (Эммануэль) Брагинский родился 19 ноября 1921 года в
Москве.
В 1930 году умерла мама Эмиля. Его отец давно жил в другом
городе с другой семьей, и мальчика забрала к себе старшая сестра Анна в большую
московскую коммунальную квартиру, в которой проживали 33 жильца. Детство
закончилось одномоментно, Эмиль ходил в школу, помогал сестре, вечерами запоем
читал книги, писал свои первые стихи, рассказы, повести и первую пьесу.
По окончании школы на семейном совете им было принято
решение поступать в медицинский институт. Сестра предложила Эмилю поступать
именно в этот институт, потому что там была стипендия. Позднее, когда у
Брагинского спрашивали: «Почему он не поступал в Литературный институт, неужели
побоялся?» - он со смущением отвечал: «Нет, тут другое. Если по-честному, я
даже не знал, что есть такой институт — Литературный…»
Он хорошо учился в институте, постоянно писал и
сочинительствовал. И все чаще задумывался о том, что медицинский - это не его
институт. Но в медицинском платили стипендию, а из попыток опубликовать хоть
что-то написанное у него ничего не выходило.
После начала Великой Отечественной войны в 1941 году
Брагинский рыл окопы, строил оборонительные сооружения под Рославлем в
Смоленской области, получил травму и после госпиталя, в эвакуации, в
Сталинабаде (Душанбе) продолжил учебу в медицинском институте. Позже он
устраивается на работу санитарным врачом в госпиталь, где единственным
развлечением после тяжелой работы и постоянно наваливавшейся усталости
оказались шахматы. Брагинский давал сеансы одновременной игры в госпиталях,
рабочих общежитиях и больницах, и получал свои «первые гонорары» в лучшем
случае – котлетами на вынос или котелком больничного супа.
В 1941 году произошло самое важное в жизни Брагинского
событие, он женился на безгранично его любящей и понимающей красавице Ирме. Это
было настоящее чувство, настоящее счастье, и это была настоящая любовь.
Всю жизнь Брагинского критиковали за то, что он воспевал
очень правильную любовь, лишенную гадостей и коварных измен! А он сам любил
чисто, нежно и верно… И его Ирма Ефремовна отвечала ему таким же бесконечным и
глубоким чувством. Он не был бабником или циником — просто был соткан из других
атомов и молекул, а потому и сказал слова, которые стали гимном всего его
творчества: «Я пишу о любви, которая есть действительно любовь, а не
партнерство. О любви, без которой жизнь теряет всяческий смысл. Я твердо верю,
что такая любовь была, есть и будет во все времена и у всех народов. А людей,
которые не умеют любить, мне жаль…»
Возможно, ранее взросление, любовь и поддержка Ирмы дали
Эмилю силы и смелость оставить медицинский институт. Он отправил в газету
«Советская Латвия» репортаж о Всесоюзном шахматном турнире и произошел тот
самый неожиданный поворот в судьбе, который часто определяет судьбу творческого
человека. Эмиль был зачислен внештатным корреспондентом «Советской Латвии» в
московском регионе.
Спортивный обозреватель Эмиль Брагинский писал о футболе и
легкой атлетике легко, красиво и точно. Он познакомился и долго сотрудничал с
великим футбольным комментатором тех лет Вадимом Синявским, забавно
подписываясь под их совместными статьями псевдонимом «Э.Синягинский». В газете
Брагинский писал обо всем, хотя его любимой темой было творчество художников —
старых и современных. Свой репортаж о реставрационных работах в
Троице-Сергиевой лавре Эмиль отнес в «Огонек» и в 1946 году его зачислили в
штат журнала репортером, где Брагинский писал о том, как работали заводы и
фабрики, сочинял красочные репортажи об открытии провинциальных музеев, брал
интервью у государственных деятелей и писал очерки о любимых художниках.
В 1954 году у Брагинских родился сын Виктор, который позже
стал известным художником-пастелистом. Люди, города, события будоражили
воображение Эмиля, подталкивая его к написанию первого сценария полнометражного
фильма о Василии Сурикове. В Центральной сценарной студии написанный сценарий
одобрили, и Брагинский доработал его с художником В.Яковлевым и режиссером
А.Столпером. Поставлена картина была в 1959 году режиссером Анатолием
Рыбаковым. Тем временем Брагинскому был заказан новый сценарий о другом
художнике — лидере передвижников Иване Крамском.
В 1951 году Брагинский ушел из редакции «Огонька», целиком
переключившись на написание сценариев. Его очередной работой стали инсценировки
по произведению Джека Лондона «Мексиканец», и по произведению В.Лациса «Сын
рыбака».
Вскоре Брагинский написал пьесу для театра «Раскрытое окно»,
которую поставил режиссер А.Аронов в театре Станиславского.
Настоящие мастера хвалили работу Брагинского. Иван Пырьев,
Михаил Светлов и Борис Голубовский по достоинству оценили преимущества и
недостатки творчества молодого драматурга. Остроумный и едкий Светлов, встретив
как-то Брагинского на улице, дал ему потрясающий совет: «Раскрыли окно, Эмиль,
не заглядывайте в рецензии — простудитесь!» А пришедший однажды на спектакль
главный редактор «Мосфильма» Юрий Шевкуненко «приказал» Брагинскому написать
комедийный сценарий и свел с режиссером Эльдаром Рязановым, автором
пользовавшейся огромной популярностью в то время музыкальной комедии
«Карнавальная ночь». Так началась двадцатипятилетняя история тандема
неугомонного, большого, шумного Рязанова и тихого, пронзительного Брагинского.
Позже Эмиль Брагинский писал о совместной работе с
Рязановым: «Работали мы хорошо, в том смысле, что не ссорились. Мы даже
написали свою юмористическую автобиографию: «Когда Брагинский и Рязанов
встретились, то установили, что они совершенно непохожи друг на друга — ни
внешне, ни внутренне. Это их объединило, и они написали сценарий, а потом и
повесть «Берегись автомобиля!» Во время работы они с удивлением обнаружили, что
отлично ладят друг с другом, и решили продолжать в том же духе. Так появился
некто с двойной фамилией Брагинский-Рязанов…»
У этого творческого союза был свой устав, который гласил,
что любой из авторов может наложить вето на ту или иную мысль, поворот сюжета
или просто слово. Встречались они каждый день — то у одного, то у другого в
квартирах. Писать в четыре руки неудобно и бессмысленно, а потому один из них
быстренько заваливался на диван и сочинял, а другой безропотно водил пером. Эту
часть своих творческих отношений они обозвали «правилом дивана».
После того, как в 1975 году Брагинский перенес инфаркт, в
институте кардиологии заведующий реанимационным отделением сказал Ирме
Ефремовне, что её муж проживет максимум дня два. Когда Брагинского выписывали
из клиники, жене снова сообщили: «Ну, годика на два вы можете рассчитывать».
Смерть задержалась для него на 24 года, и настигла в аэропорту, когда после
возвращения из Парижа Эмиль Вениаминович проходил паспортный контроль. Он
схватился за грудь и упал. Врачи аэропорта старались оказать Брагинскому первую
помощь, но произошел второй инфаркт и 26 мая 1998 года Эмиль Вениаминович
Брагинский скончался.
Эмиль Брагинский был похоронен в Москве на Ваганьковском
кладбище.
http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=618
</i>
❖
<i>
Люди делятся на тех, кто доживает до пенсии, и на остальных.
х/ф "Старики-разбойники"
Ирония — маска для беззащитных.
"Сослуживцы"
Нам, интеллигентам, свойственно делать пакости, а потом
долго-долго себя терзать.
х/ф "Гараж"
Как можно заниматься идиотизмом без руководителя?
х/ф "Забытая мелодия для флейты"
Пенсионером называется человек, которому платят за то, чтобы
он не работал.
х/ф "Старики-разбойники"
…Страдать в компании гораздо легче, чем в одиночестве.
х/ф "Почти смешная история"
22% женщин лишены зазывности.
х/ф "Нежданно-негаданно"
Земной шар… вертят оптимисты.
"Сослуживцы"
</i>
 
  ❖❦ ❥ • ◥ ❦•❖