18 нояб. 2016 г.

&emsp;  &emsp;  &emsp;  &emsp;<b>Помним</b>

&emsp; &emsp; &emsp;   ❖❦  ❥❖❧◥❤
<b>
&emsp; &emsp; &emsp;  Эмиль Брагинский

&emsp; &emsp; &emsp;  Советский и российский сценарист
</b>
&emsp;  ﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌<u> </u>
<i>
Приступая к этой статье, я вспомнила свое Львовское детство 1970 года, когда в город приехало кино - снимался фильм «Старики-разбойники». Снимали на моей улице и во дворе моего дома. Снимали обстоятельно, прорабатывая каждую мизансцену. На площадке гремел Рязанов, тихо и скромно улыбались зевакам Никулин и Евстигнеев. Сейчас, когда смотрю этот фильм и всматриваюсь в знакомые улицы родного города, я хочу рассказать вам об Эмиле Вениаминовиче Брагинском, гениальном соавторе Эльдара Рязанова, пожалуй, единственном из наших сценаристов, умевшем так пронзительно писать о любви – единственной любви на всю жизнь.

Об этом удивительном человеке, безумно любившем свою жену, сына и, конечно же, шахматы, можно написать большой литературоведческий труд. Но вот что удивительно - в Интернете, где можно найти практически любую информацию, размещены лишь краткие биографические данные – родился, учился, работал, написал, и…все. Неужели время самого Брагинского и его героев прошло, неужели нас больше не трогают его истории о «маленьком» человеке с его простыми земными чувствами, мыслями, радостями и печалями? Время тех самых дуралеев, которые жили и живут в нас самих.

Эмиль (Эммануэль) Брагинский родился 19 ноября 1921 года в Москве.

В 1930 году умерла мама Эмиля. Его отец давно жил в другом городе с другой семьей, и мальчика забрала к себе старшая сестра Анна в большую московскую коммунальную квартиру, в которой проживали 33 жильца. Детство закончилось одномоментно, Эмиль ходил в школу, помогал сестре, вечерами запоем читал книги, писал свои первые стихи, рассказы, повести и первую пьесу.

По окончании школы на семейном совете им было принято решение поступать в медицинский институт. Сестра предложила Эмилю поступать именно в этот институт, потому что там была стипендия. Позднее, когда у Брагинского спрашивали: «Почему он не поступал в Литературный институт, неужели побоялся?» - он со смущением отвечал: «Нет, тут другое. Если по-честному, я даже не знал, что есть такой институт — Литературный…»

Он хорошо учился в институте, постоянно писал и сочинительствовал. И все чаще задумывался о том, что медицинский - это не его институт. Но в медицинском платили стипендию, а из попыток опубликовать хоть что-то написанное у него ничего не выходило.

После начала Великой Отечественной войны в 1941 году Брагинский рыл окопы, строил оборонительные сооружения под Рославлем в Смоленской области, получил травму и после госпиталя, в эвакуации, в Сталинабаде (Душанбе) продолжил учебу в медицинском институте. Позже он устраивается на работу санитарным врачом в госпиталь, где единственным развлечением после тяжелой работы и постоянно наваливавшейся усталости оказались шахматы. Брагинский давал сеансы одновременной игры в госпиталях, рабочих общежитиях и больницах, и получал свои «первые гонорары» в лучшем случае – котлетами на вынос или котелком больничного супа.

В 1941 году произошло самое важное в жизни Брагинского событие, он женился на безгранично его любящей и понимающей красавице Ирме. Это было настоящее чувство, настоящее счастье, и это была настоящая любовь.

Всю жизнь Брагинского критиковали за то, что он воспевал очень правильную любовь, лишенную гадостей и коварных измен! А он сам любил чисто, нежно и верно… И его Ирма Ефремовна отвечала ему таким же бесконечным и глубоким чувством. Он не был бабником или циником — просто был соткан из других атомов и молекул, а потому и сказал слова, которые стали гимном всего его творчества: «Я пишу о любви, которая есть действительно любовь, а не партнерство. О любви, без которой жизнь теряет всяческий смысл. Я твердо верю, что такая любовь была, есть и будет во все времена и у всех народов. А людей, которые не умеют любить, мне жаль…»

Возможно, ранее взросление, любовь и поддержка Ирмы дали Эмилю силы и смелость оставить медицинский институт. Он отправил в газету «Советская Латвия» репортаж о Всесоюзном шахматном турнире и произошел тот самый неожиданный поворот в судьбе, который часто определяет судьбу творческого человека. Эмиль был зачислен внештатным корреспондентом «Советской Латвии» в московском регионе.

Спортивный обозреватель Эмиль Брагинский писал о футболе и легкой атлетике легко, красиво и точно. Он познакомился и долго сотрудничал с великим футбольным комментатором тех лет Вадимом Синявским, забавно подписываясь под их совместными статьями псевдонимом «Э.Синягинский». В газете Брагинский писал обо всем, хотя его любимой темой было творчество художников — старых и современных. Свой репортаж о реставрационных работах в Троице-Сергиевой лавре Эмиль отнес в «Огонек» и в 1946 году его зачислили в штат журнала репортером, где Брагинский писал о том, как работали заводы и фабрики, сочинял красочные репортажи об открытии провинциальных музеев, брал интервью у государственных деятелей и писал очерки о любимых художниках.

В 1954 году у Брагинских родился сын Виктор, который позже стал известным художником-пастелистом. Люди, города, события будоражили воображение Эмиля, подталкивая его к написанию первого сценария полнометражного фильма о Василии Сурикове. В Центральной сценарной студии написанный сценарий одобрили, и Брагинский доработал его с художником В.Яковлевым и режиссером А.Столпером. Поставлена картина была в 1959 году режиссером Анатолием Рыбаковым. Тем временем Брагинскому был заказан новый сценарий о другом художнике — лидере передвижников Иване Крамском.

В 1951 году Брагинский ушел из редакции «Огонька», целиком переключившись на написание сценариев. Его очередной работой стали инсценировки по произведению Джека Лондона «Мексиканец», и по произведению В.Лациса «Сын рыбака».

Вскоре Брагинский написал пьесу для театра «Раскрытое окно», которую поставил режиссер А.Аронов в театре Станиславского.

Настоящие мастера хвалили работу Брагинского. Иван Пырьев, Михаил Светлов и Борис Голубовский по достоинству оценили преимущества и недостатки творчества молодого драматурга. Остроумный и едкий Светлов, встретив как-то Брагинского на улице, дал ему потрясающий совет: «Раскрыли окно, Эмиль, не заглядывайте в рецензии — простудитесь!» А пришедший однажды на спектакль главный редактор «Мосфильма» Юрий Шевкуненко «приказал» Брагинскому написать комедийный сценарий и свел с режиссером Эльдаром Рязановым, автором пользовавшейся огромной популярностью в то время музыкальной комедии «Карнавальная ночь». Так началась двадцатипятилетняя история тандема неугомонного, большого, шумного Рязанова и тихого, пронзительного Брагинского.

Позже Эмиль Брагинский писал о совместной работе с Рязановым: «Работали мы хорошо, в том смысле, что не ссорились. Мы даже написали свою юмористическую автобиографию: «Когда Брагинский и Рязанов встретились, то установили, что они совершенно непохожи друг на друга — ни внешне, ни внутренне. Это их объединило, и они написали сценарий, а потом и повесть «Берегись автомобиля!» Во время работы они с удивлением обнаружили, что отлично ладят друг с другом, и решили продолжать в том же духе. Так появился некто с двойной фамилией Брагинский-Рязанов…»

У этого творческого союза был свой устав, который гласил, что любой из авторов может наложить вето на ту или иную мысль, поворот сюжета или просто слово. Встречались они каждый день — то у одного, то у другого в квартирах. Писать в четыре руки неудобно и бессмысленно, а потому один из них быстренько заваливался на диван и сочинял, а другой безропотно водил пером. Эту часть своих творческих отношений они обозвали «правилом дивана».

После того, как в 1975 году Брагинский перенес инфаркт, в институте кардиологии заведующий реанимационным отделением сказал Ирме Ефремовне, что её муж проживет максимум дня два. Когда Брагинского выписывали из клиники, жене снова сообщили: «Ну, годика на два вы можете рассчитывать». Смерть задержалась для него на 24 года, и настигла в аэропорту, когда после возвращения из Парижа Эмиль Вениаминович проходил паспортный контроль. Он схватился за грудь и упал. Врачи аэропорта старались оказать Брагинскому первую помощь, но произошел второй инфаркт и 26 мая 1998 года Эмиль Вениаминович Брагинский скончался.

Эмиль Брагинский был похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=618
</i>
<i>
Люди делятся на тех, кто доживает до пенсии, и на остальных.
х/ф "Старики-разбойники"

Ирония — маска для беззащитных.
"Сослуживцы"

Нам, интеллигентам, свойственно делать пакости, а потом долго-долго себя терзать.
х/ф "Гараж"

Как можно заниматься идиотизмом без руководителя?
х/ф "Забытая мелодия для флейты"

Пенсионером называется человек, которому платят за то, чтобы он не работал.
х/ф "Старики-разбойники"

…Страдать в компании гораздо легче, чем в одиночестве.
х/ф "Почти смешная история"

22% женщин лишены зазывности.
х/ф "Нежданно-негаданно"

Земной шар… вертят оптимисты.
"Сослуживцы"
</i>
&emsp; &emsp; ❖❦  ❦•❖

Комментариев нет:

Отправить комментарий