2 июн. 2014 г.

<i>
У меня нет интереса к литературе, литература — это я сам, это моя плоть и кровь, и быть другим я не могу. (Из писем Фелице)

Когда я не пишу, я чувствую только усталость, печаль и тяжесть на душе; когда пишу, меня терзает беспокойство и страх. (Из писем Милене)

Иногда я удивляюсь тому, как люди сумели изобрести понятие «веселье»; вполне возможно, что они его вычислили лишь теоретически — в противовес печали. (Из писем Милене)

Что ясно в душе, столь же неопровержимо и ясно на бумаге. (Из писем Фелице)

Франц Кафка

</i
<i><b>
Крылатые слова. И выражения тоже крылатые.
</i></b>
<i>
СтароеЪ, староеЪ… и не только московскоеЪ
</i>
<b>
    Медный лоб
</b>
<i>
Из Библии, В Ветхом завете, в Книге пророка Исайи так сказано о язычниках, об идолопоклонниках (гл. 48, ст. 4):

 «Я знал, что ты упорен, и что в шее твоей жилы железные, и лоб твой — медный».

Иронически: об ограниченном, упрямом человеке.
</i>
•••
<b>
  Медовый месяц
 </b>
<i>
Из философского романа (гл. 3) «Задиг, или Судьба» французского писателя и философа Вольтера (псевдоним Франсуа Мари Аруэ: «Задиг испытал, что первый месяц брака, как он описан в книге Зенд, является медовым месяцем, а второй — полынным месяцем». Автор имеет в виду горечь разочарования, с которым сталкиваются молодожены после первых дней желанной совместной жизни.

Позже это выражение из романа Вольтера перешло в другие языки, в том числе и русский.

Иносказательно:
1. Первый месяц брака, супружества молодых людей.
2. Начальная пора какого-либо совместного предприятия, дела, когда еще ничто не вызывает тревоги, разочарования (шутливо).
</i>
•••
<b>
   Между молотом и наковальней
</b>
<i>
С немецкого: Hammer und Ambolt. Буквально: Молот и наковальня.

«Между молотом и наковальней» — название русского перевода романа немецкого писателя Фридриха Шпильгагена.

Иносказательно: о сложной ситуации, когда опасность грозит с двух сторон (шутливо-иронически).
        </i>
≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡

  http://bibliotekar.ru/encSlov/
<i><b>
    Леонид ЛЕОНИДОВ
</i> </b>
   <i>
Простите меня, друзья, что возвращаюсь к уже публикуемому и не раз. Я восхищаюсь острым умом Леонида Мироновича и хочу, чтобы другие разделили мой щенячий восторг.

Я никогда не видела ЛМ в театре, только в коротких отснятых эпизодах, видела его в фильме «Гобсек». Но в юности много бывала в его доме. Моей подругой, которую я обожала, была Аня Леонидова, внучка великого артиста. Еще и поэтому с особой охотой вспоминаю о нем каждый год.


▫ ▪ Розы хороши, пока свежи шипы.

▫ ▪ Концы с концами можно сводить без конца.

▫ ▪ Близкие люди всегда кажутся недалекими.

▫ ▪ От разговоров его жены телефонная трубка повесилась.

▫ ▪ Все не только не так просто, но и просто не так.

▫ ▪ На всякого мудреца простоты не напасешься.

▫ ▪ Ничто не обходится так дешево, как-то, без чего можно обойтись.

▫ ▪ Не тратьте нервы на то, на что вы можете потратить деньги.

▫ ▪ Вспоминая, он забывался.

▫ ▪ Если нравится, считайте, что получилось.

▫ ▪ Кому он нужен — такой младенец, устами которого глаголет истина?

▫ ▪ В спорах вырождаются истины.

▫ ▪ Авторы пьес зачастую не играют никакой роли.

▫ ▪ Время — деньги. Две недели — уже аванс.

▫ ▪ Если вам не нравится ваш начальник, поставьте себя на его место.

▫ ▪ Погоду делает тот, кто знает, откуда дует ветер.


≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
       Портреты и картинки
https://www.google.ru/search?q=%D0%BB%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B4+%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87+%D0%BB%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D0%B2&newwindow=1&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ei=bcOMU8ClJ6fg4QSJrID4BQ&ved=0CAYQ_AUoATgK&biw=1067&bih=517
</i>


</i>
<i><b>
     Памяти Анатолия ЭФРОСА
</i></b>
<i>
Анатолий Смелянский

История жизни

Анатолий Эфрос прибыл в Театр на Таганке под конвоем «человека с ружьем» (так Любимов — «глядя из Лондона» — обыграл театральную ситуацию) *. Смена одного художественного руководителя на другого, столь естественная в иной ситуации и в иной стране, в Москве тех лет воспринималась как человеческая катастрофа. Анатолий Эфрос разрешил себе войти в чужой театральный «дом» без приглашения хозяина и вопреки его воле.

Надо знать, чем был тот «дом» для московской публики, чтобы оценить положение. На Таганке, как в «Современнике» или в БДТ у Товстоногова, все крепилось цементом общей памяти. Прожитая жизнь и память об ушедших соединяла всех теснейшими узами. Любому пришельцу тут было бы очень трудно, но в данном случае дело усугублялось тем, что не дом менял хозяина, а ненавистное государство навязывало дому нового владельца.

По Москве змеиным шепотом поползло слово «предательство». Любимов взывал к небесам, а Эфрос никаких заявлений не делал. Встреченный гробовой тишиной, он пообещал осиротевшей труппе только одно: будем много работать. Он, видимо, полагал, что поставит несколько спектаклей, и не только «таганская шпана», но и весь мир поймет, что он пришел не разрушать чужой дом, а спасти его.

Он прекрасно сознавал, что Любимов не вернется. Он, как и все мы, жил в стране по имени Никогда. Оттуда, куда исчез создатель Таганки, никто и никогда еще живым не возвращался. Эфрос не был политиком, он был художником, он верил, что искусство сможет преодолеть «общественное мнение». Он слишком верил в силу и магию спектакля.

Одной из важнейших причин, побудивших его прийти на Таганку, была та, что к началу 80-х годов его собственная театральная «семья», которую он создавал пятнадцать лет в Театре на Малой Бронной, оказалась на грани развала. Приход на Таганку, таким образом, был порожден кризисом самой идеи «театра-дома». Эта первородная наша идея обернулась крепостной зависимостью участников общего дела не только от государства-собственника, но и от своей театральной «семьи».

Система государственных театров, сложившаяся в основных чертах в тридцатые годы и взявшая за основу МХАТ (в том виде, в каком он существовал при Сталине), в сущности, извратила основу того, что изобрели основатели МХАТ. Театр и люди театра обменяли свою неустойчивую, кочевую свободу на полунищенскую стабильность. Ни у кого не было естественного и важнейшего в искусстве права ухода и «развода». В новых условиях угроза потерять свой «театр-дом» стала и для актера, и для режиссера равной угрозе уничтожения. Печальная судьба так называемых свободных режиссеров и актеров (нескольких на всю страну) была у всех на виду.

Феномен Анатолия Эфроса, крушение его театральной «семьи», которое совершилось в начале 80-х, приобретает общий интерес.
▫ ▪
▫ ▪

Как помнит читатель, Эфрос начал создавать свой «дом» под чужой крышей, изгнанный в 1967 году из Театра Ленинского комсомола. Запрет «Трех сестер», первого его спектакля в Театре на Малой Бронной, не сломил его волю, а надломил ее. С тех пор его искусство в прямые отношения с современностью почти не вступало. Иногда он ставил Алексея Арбузова, и очень хорошо ставил, но в арбузовских сказках его интересовали те же вечные темы, которые волновали его в Шекспире или Достоевском. «Советское», если уж он прикасался к нему, становилось странным, неожиданным, будто пронизанным каким-то иным светом.

Так он ставит «Платона Кречета» Александра Корнейчука (1968) или «Человека со стороны» Игната Дворецкого (1971). Последний случай особенно интересен, потому что Эфрос нежданно-негаданно начал целое направление современной сцены, связанной с так называемой производственной драмой. Но у Эфроса это не была «производственная драма». То был спектакль о человеке, который попадает в наше Зазеркалье, в идиотски вывернутые условия жизни. То, что дело происходит на металлургическом заводе, или то, что герой пьесы Чешков— инженер, для Эфроса не имело никакого значения. Это могло произойти в театре или в больнице, герой мог быть режиссером или врачом. Важна была только ситуация: «человек со стороны», то есть нормальный человек, и компания хорошо организованных «здешних», имеющих свою мифическую идеологию и свои способы уничтожения любого, кто не из их стаи.

Механику такого рода Эфрос изучал не по Дворецкому, а по Шекспиру. В «Ромео и Джульетте» (1970) он пытался пройти по всем кругам застарелой ненависти двух родов. Он начинал спектакль великолепно поставленной сценой драки слуг, которая была микромиром зрелища. Под итальянским жарким солнцем лениво совершалась ритуальная перебранка. Слуги распаляли себя, накручивали, чтобы затем свиться в яростном клубке, как псы. Драка возникала как результат давящей всех пустоты. Вражда и была идеологией пустоты. Она заполняла жизнь, давая людям цель.

Джульетта — Ольга Яковлева и Ромео — Анатолий Грачев выросли в этой Вероне. Но зов иного мира бросил их друг к другу. То не была страсть юной девочки и мальчика, еще ничего не изведавшего. Это была страсть земная и, если хотите, какая-то осмысленная: это была спасительная любовь, возможность выжить «голубям среди вороньей стаи». Взрослый мир был лишен привычно бутафорского «шекспировского» оперения. Вернее, сквозь это оперение вдруг прорывалось нечто бесконечно грубое, наглое, почти уголовное. В этой Вероне привыкли ненавидеть. Схватить человека за лицо или вывернуть другому руку, как это делал на балу папаша Капулетти — Леонид Броневой, здесь ничего не стоило, так же как убить человека.

Шекспир выводил Эфроса за пределы нашего околотка.

◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌
◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌

≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
►►   Полностью читать http://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=665
≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
  Картинки и портреты
https://www.google.ru/search?q=%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B9+%D1%8D%D1%84%D1%80%D0%BE%D1%81&newwindow=1&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ei=ur-MU-CbKeKG4gTeo4HAAw&ved=0CAYQ_AUoATgU&biw=1067&bih=517
</i>


◊ ●       ◦ ◊ ●            
<i><b>
    ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ

Загадочная Либерея
</i></b>
◊ ●                  
<i>
Таинственная Либерея, книгохранилище московских государей, вошедшее в историю как библиотека Ивана Грозного, давно не дает покоя кладоискателям и любителям тайн. Ей посвящены серьезные статьи и популярные детективы, ее искали 5, 10 и 70 лет назад в Кремле, Замоскворечье, Александровой слободе, Коломенском, Вологде. А существует ли она на самом деле? …

Старинные манускрипты и списки со знаменитых пергаментов появились в Москве ещё в самом начале её возвышения как дар греческих иерархов — духовных наставников московских князей. Но основная часть библиотеки, согласно легенде, досталась Ивану III — деду Ивана Грозного.

Эта история началась больше 5-ти веков назад, в Риме. Точнее - в Ватикане. Именно отсюда в "неласковую Русь" и отправилась будущая супруга государя Ивана III, племянница последнего Византийского императора Константина - Софья Палеолог. Согласно легенде, по праву рождения ей досталась уникальная библиотека, одна из лучших в мире на тот момент! Ее-то в качестве приданого она и везла в Москву на 70 подводах.

✤✦∴✦✤

Женившись в 1472 г. на знатной гречанке, великий князь Московский получил в качестве приданого большую часть Константинопольской библиотеки, спасённой от турок во времена Восточной Римской империи. Собрание составляли рукописные книги на древнееврейском, латинском и древнегреческом языках, некоторые из них хранились в Александрийской библиотеке.

Приближённый боярин Ивана Грозного, князь Курбский, после бегства в Литву писал царю обличительные письма, в которых, в частности, упрекал его в том, что он «плохо читал Платона, Цицерона и Аристотеля». Положим, плохо, но ведь всё-таки читал, не исключено, что в первоисточнике! К тому же Иван Грозный ещё и собирал книги. Он пополнил библиотеку книгами казанского хана — старинными мусульманскими рукописями и трудами арабских учёных, которые в раннее Средневековье продвинулись на пути познания дальше европейцев.

Первым иноземцем, увидевшим это сокровище, был Максим Грек, учёный монах из Афона. «Нигде в Греции нет такого собрания рукописей», — писал он. Ему поручили перевести всю эту литературу на русский язык, и он честно отрабатывал свой хлеб около 9 лет, но, попав в немилость, был обвинён в ереси и до конца дней своих скитался по монастырям и темницам.

Далее о Либерее поведал прибалтийский немец Ниештедт, собственно, и придумавший это название. С его слов, пастор Иоанн Веттерман и ещё несколько ливонских пленников, знавших русский и древние языки, были обласканы Иваном Грозным, допущены «к телу» и получили поручение перевести некие старинные книги, хранящиеся в подвалах Кремля. По всей видимости, их оказалось так много, что работы с ними хватило бы учёным до конца жизни!

✤✦∴✦✤

Немцы, которых не привлекала перспектива умереть в холодной и «нецивилизованной» Москве, сославшись на своё невежество, работать отказались. Однако хитрый Веттерман тотчас же смекнул, что за сокровище перед ним, и решил с царём поторговаться. Он заявил, что «охотно отдал бы лишь за некоторые из этих книг всё своё имущество, только бы перевезти их в европейские университеты».

Воспользовавшись удобным случаем, Веттерман сумел бежать из русского плена. На свободе он первым делом занялся тем, что начал составлять список увиденных в Москве рукописей. Этот своеобразный каталог был обнаружен лишь в 1822 г. в архивах эстонского города Пярну. Всего «невежественный» ревнитель университетского образования запомнил аж 800 (!) названий древних фолиантов. Это были «История» Тита Ливия, «Энеида» Вергилия, «Комедии» Аристофана, сочинения Цицерона и ныне совершенно неизвестных авторов — Вафиаса, Гелиотропа, Замолея…

Слухи о сокровищах Кремля дошли и до Ватикана. Ивана Грозного к тому времени уже не было в живых. В 1600 г. в Москву пожаловал белорусский канцлер и военачальник Лев Сапега. В его свите оказался некий грек Аркудий, который принялся тщательно расспрашивать московитов о «книгах из Константинополя». Болтать языком с белорусскими униатами московитам было ни к чему, ведь Белоруссия тогда входила в состав польской Речи Посполитой, а отношения между братьями-славянами оставляли желать лучшего — начиналось Смутное время.

Библиотека была надёжно спрятана в подземельях, скорее всего из соображений противопожарной безопасности. Огромная деревянная столица часто горела. От копеечных свечек, не затушенных в церкви ленивыми служками, ежегодно выгорали целые районы, а порой и весь город. К тому же год от года в Москве появлялось всё больше пронырливых иноземцев, которые могли попросту выкрасть редкие и дорогие книги.

Не исключено, что книги спрятали, руководствуясь внутриполитическими соображениями. С XVI в. Православная Церковь на Руси уже не была единой — одна за другой возникали всё новые и новые секты, некоторые из них проявляли интерес к древней литературе. Вот книги и укрыли от греха подальше.

≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
    Продолжение следует…

</i>
<i><b> Преданья старины… </i></b>
<i><b>
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ

Никола Тесла: великий Шаман
</i> </b>

Посвящается Игорю tesla_1908, брату всех Великих….
<i>

По свидетельству племянника, в номере не хватало некоторых бумаг изобретателя, в том числе, знаменитого черного блокнота, в который Никола Тесла заносил самые важные сведения о своих исследованиях.

Впоследствии, эти бумаги предположительно оказались в распоряжении советских ученых, и в середине семидесятых годов в Советском Союзе якобы была построена рабочая установка «Луча Смерти». Есть даже фотографии этой установки, опубликованные в американской прессе в 1980 году.

Все записи Теслы, которые удалось получить ФБР, были изучены доктором Джоном Трампом. Этот инженер заключил, что все исследования Николы Теслы, проделанные за 15 лет до кончины, носили спекулятивный или философский характер, навеянный манией беспроводной передачи энергии, без каких-либо серьезных обоснований или ссылок на принципы, опираясь на которые можно достичь подобных результатов.

Но с большой долей вероятностью можно утверждать, что это была «утка» для журналистов и общественности, взбудораженной публичными выступлениями Теслы. И вот почему.

Сразу после окончания второй мировой войны, министерство обороны США начало проект под кодовым именем «Проект Ник». По некоторым данным, именно бумаги Теслы стали основой для этого проекта. Результаты этой секретной программы никогда не были опубликованы.

Есть предположение, что «исследовательская станция» H.A.A.R.P. на Аляске есть не что иное, как упрощенная версия «Луча Смерти», который изобрел Никола Тесла. Это оружие использовалось лишь однажды, и по некоторым данным, спровоцировало ряд погодных катаклизмов.

По мнению многих ученых, последствия использования системы H.A.A.R.P практически непредсказуемы. Как бы то ни было, за 60 лет, прошедших с момента смерти изобретателя, никому так и не удалось объединить планету глобальной энергетической сетью. Некоторые полагают, что если и был способ создать подобную систему, эту тайну великий изобретатель унес с собой.

Некоторые цитаты Николы Теслы

- Я не тружусь более для настоящего, я тружусь для будущего.

- Я наконец преуспел в создании разрядов, мощность которых значительно превосходит силу молний. (1899)

- С тех пор прошло 80 лет, и я по-прежнему задаю себе этот же вопрос (прим. — Что же такое электричество?), но не в состоянии ответить на него.

- Наш мир погружен в огромный океан энергии, мы летим в бесконечном пространстве с непостижимой скоростью. Все вокруг вращается, движется — все энергия. Перед нами грандиозная задача — найти способы добычи этой энергии. Тогда, извлекая ее из этого неисчерпаемого источника, человечество будет продвигаться вперед гигантскими шагами. (1891)


- Как только проект будет закончен, деловой человек сможет диктовать инструкции из Нью-Йорка и они будут немедленно появляться в его офисе в Лондоне или в другом месте. Он сможет со своего рабочего места поговорить с любым телефонным абонентом на земном шаре. Недорогой инструмент, не больше, чем часы, позволит его владельцу слушать где угодно: в море или на земле музыку или песни, речи политического лидера, выдающегося ученого или проповеди священника, находящегося на огромном расстоянии. Точно также могут быть переданы любая картина, знак, рисунок или текст. (1908)

- Волны, создаваемые моим передатчиком, будут величайшим спонтанным проявлением энергии на планете.

- Мне нужно завершить строительство моей станции. Это будет шаг, который продвинет человечество вперед на целый век.

- Практическая передача электрической энергии без проводов и производство разрушительного воздействия на расстоянии, безусловно возможно. Я уже конструировал беспроволочные передачи, которые делают это. Мои навыки продвинулись так далеко, что воздействия большой разрушительной силы могут быть переданы в любую точку земного шара, определенную заранее с большой точностью. (1915, при исследовании больших энергий)

≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
    Продолжение следует…

</i>