✔✔
….._.;_’.-._
…{`–..-.’_,}
.{;..\,__…-’/}
.{
..’-`.._;..-’;
….`’–.._..-’
……..,–\\..,-”-
.
……..`-..\(..’-…\
<b>Миллион алых роз
Андрея Вознесенского и Нико Пирасмани </b>
В начале 1900-х актриса парижского театра миниатюр «Бель Вю» Маргарита де Севр гастролировала в Тифлисе, где покорила сердце нищего художника Нико Пиросмани. Влюблённый художник испробовал разные способы, чтобы завоевать сердце красавицы (однажды он написал её портрет), но она была неприступна и часто даже не удостаивала художника взглядом. Но в один прекрасный день к гостинице, где проживала Маргарита, подъехали несколько арб, доверху гружёных цветами…
Одну из версий легенды, спустя десять лет после смерти Пиросмани, записал со слов тифлисцев Константин Паустовский. Побывав в Тифлисе, писатель влюбился в картины художника и рассказал о грузинском живописце в книге «Повесть о жизни».
<i>
<b>Константин Паустовский. Отрывок из книги «Бросок на юг» («Простая клеенка») </b>
«…В общем, утро было бы действительно самым обыкновенным, если не знать, что это было утро дня рождения Нико Пиросманишвили и если бы именно в это утро в узком переулке в Сололаках не появились арбы с редким и легким грузом…
Арбы были доверху нагружены срезанными обрызганными водой цветами. От этого казалось, что цветы покрыты сотнями крошечных радуг.
Арбы остановились около дома Маргариты. Аробщики, вполголоса переговариваясь, начали снимать охапки цветов и сваливать их на тротуар и мостовую у порога.
Когда первые арбы отъехали и вся мостовая была уже усыпана цветами, на смену первым арбам появились вторые. Казалось, арбы свозили сюда цветы не только со всего Тифлиса, но и со всей Грузии.
===== 2
<i>
Запах цветов заполнил сололакскую улицу. В окнах появились первые хозяйки. Они торопливо расчесывали смоляные волосы и жадно смотрели на удивительное зрелище: аробщики, самые обыкновенные аробщики, а не легендарные погонщики из «Тысячи и одной ночи» загружали цветами всю улицу, как будто хотели засыпать ими дома до второго этажа.
Смех детей и возгласы хозяек разбудили Маргариту. Она села на постели и вздохнула. Целые озера запахов — освежающих, ласковых, ярких и нежных, радостных и печальных — наполнили воздух…
С обеих сторон при входе в переулок уже собрались и шумели толпы. Люди глазели на непонятное зрелище.
Непонятность того, что произошло, смущала людей, и потому никто не решался первым ступить на этот цветущий ковер, доходивший людям до самых колен…
Каких цветов тут только не было! Бессмысленно их перечислять! Поздняя иранская сирень. Там в каждой чашечке скрывалась маленькая, как песчинка, капля холодной влаги, пряной на вкус. Густая акация с отливающими серебром лепестками. Дикий боярышник — его запах был тем крепче, чем каменистее была почва, на которой он рос. Нежная синяя вероника, бегония и множество разноцветных анемон. Изящная красавица жимолость в розовом дыму, красные воронки ипомеи, лилии, мак, всегда вырастающий на скалах именно там, где упала хотя бы самая маленькая капля птичьей крови, настурция, пионы и розы, розы, розы всех размеров, всех запахов, всех цветов — от черной до белой и от золотой до бледно-розовой, как ранняя заря. И тысячи других цветов.
===== 3
<i>
Взволнованная Маргарита, еще ничего не понимая, быстро оделась. Она надела свое самое лучшее, самое богатое платье и тяжелые браслеты, прибрала свои бронзовые волосы и, одеваясь, улыбалась, сама не зная чему. Потом она засмеялась, потом слезы появились у нее на глазах, но она не вытирала их, а только стряхивала быстрым движением головы. Слезинки разлетались от этого в разные стороны и долго еще горели на ее платье.
Она догадывалась, что этот праздник устроен для нее. Но кем? И по какому случаю? И тут она вспомнила, что сегодня, кажется, день рождения Пиросмана. Может быть, все эти горы цветов он прислал ей в память этого полузабытого дня.
Но почему прислал в день не ее, а своего рождения?
В это время единственный человек, худой и бледный, решился переступить границу цветов и медленно пошел по цветам к дому Маргариты.
Толпа узнала его и замолчала. Это был нищий художник Нико Пиросманишвили. Где он только взял столько денег, чтобы купить эти сугробы цветов? Столько денег!
Он шел к дому Маргариты, прикасаясь рукой к стенам.
Все видели, как навстречу ему выбежала из дома Маргарита — еще никогда никто не видел ее в таком блеске красоты, — обняла Пиросмана за худые, больные плечи и прижалась к его старому чекменю.
— Почему, — спросила Маргарита, задыхаясь, — почему ты подарил мне эти горы цветов в день своего рождения? Я ничего не понимаю, Нико.
Пиросмани не ответил. Но Маргарита всем существом, всеми нервами, всей кровью, бившейся в ее теле, поняла и без его ответа силу его любви и впервые крепко поцеловала Нико в губы. Поцеловала перед лицом солнца, неба и простых людей — жителей тифлисского квартала Сололаки.
===== 4
<i>
Некоторые люди отворачивались, чтобы скрыть слезы. Люди думали, что большая любовь всегда найдет дорогу к любимому, хотя бы и холодному сердцу. Потому что все знали, что Пиросман любил Маргариту, но она совсем не любила его, а только жалела за его горькую и неудачную жизнь.
Историю любви Пиросмани рассказывают по-разному. Я повторил один из этих рассказов. Я коротко записал его, не придавая чрезмерного значения его сугубой подлинности. Пусть этим занимаются придирчивые и скучные люди.
Но об одном я не могу умолчать, потому что это, пожалуй, одна из самых горьких правд на земле, — вскоре Маргарита нашла себе богатого возлюбленного и сбежала с ним из Тифлиса». </i>
***
Рассказ Константина Паустовского о любви художника к французской актрисе послужил источником вдохновения для Андрея Вознесенского, который в стихах передал эту романтическую историю.
<i>
МИЛЛИОН РОЗ
Жил-был художник один,
домик имел и холсты.
Но он актрису любил,
ту, что любила цветы.
*
Он тогда продал свой дом —
продал картины и кров —
и на все деньги купил
целое море цветов.
*
Миллион, миллион, миллион алых роз
из окна, из окна, из окна видишь ты.
Кто влюблён, кто влюблён, кто влюблён — и всерьёз! —
свою жизнь для тебя превратит в цветы.
*
Утром ты встанешь у окна —
может, сошла ты с ума?
Как продолжение сна,
площадь цветами полна.
*
Похолодеет душа —
что за богач там чудит?
А за окном без гроша
бедный художник стоит.
*
Встреча была коротка.
В ночь её поезд увёз.
Но в её жизни была
песня безумная роз.
*
Прожил художник один.
Много он бед перенёс.
Но в его жизни была
целая площадь из роз...
1982 </i>
____________________________________
Нико Пиросмани (Николай Асланович Пиросманашвили, 1862 – 1918) – грузинский художник-самоучка, представитель примитивизма, один из крупнейших мастеров наивного искусства.