30 мая 2020 г.


_
<i> 
Как мне близок и понятен
Этот мир — зеленый, синий,
Мир живых прозрачных пятен
И упругих, гибких линий.
Мир стряхнул покров туманов.
Четкий воздух свеж и чист.
На больших стволах каштанов
Ярко вспыхнул бледный лист.
Небо целый день моргает
(Прыснет дождик, брызнет луч),
Развивает и свивает
Свой покров из сизых туч.
И сквозь дымчатые щели
Потускневшего окна
Бледно пишет акварели
Эта бледная весна.
<b>
Максимилиан Волошин, </b>
1901 или 1902

ˤ̙̘̗̖̔̒̓̑̐̏̎̍̚̕ ̌ ̋ ̊ ̉ ̈ ̇ ̆ ̅ ̄ ̃ ̂ ́
<i> 
Сбереги, дикий город, последнее это добро:
сарафаны гардин, полусгнившие доски причала,
и окно, и пейзаж из окна, за которым перо
очумелая птица роняет в потоки канала.
Довези до предместий, где слышен прибой,
и ветром с веток срывает дикие сливы.
Петербург, чтобы намолчаться тобой,
я бы отдал и берег, и мол, и солёные губы залива,
и себя, поседевшего рано щенка
в тертой куртке и рваной сорочке,
претендента, которого, впрочем, пока
окликают еще для подаяния строчки
<b> 
Анатолий Головков
<b>Сара Тисдэйл </b> 
<i>
Будет ласковый дождь, будет запах земли.
Щебет юрких стрижей от зари
до зари,
И ночные рулады лягушек
в прудах.
И цветение слив в белопенных садах;
Огнегрудый комочек слетит
на забор,
И малиновки трель выткет звонкий узор.
И никто, и никто не вспомянет войну.
Пережито-забыто, ворошить
ни к чему
И ни птица, ни ива слезы
не прольёт,
Если сгинет с Земли человеческий род.
И весна… и весна
встретит новый рассвет,
Не заметив, что нас уже нет...
1920 год
__________________#####
_______________###__##
______________##___###
______________##_##_##
________________##__##
_______________#____##
______________#_____##
____________##_____##
__________##______#####

_____#####
<i>
"Еще совсем недавно я думал, что в продолжительности человеческой жизни заложена какая-то ошибка. Я полагал, что трагизм бытия состоит в несоответствии возраста души и тела. Только-только душа твоя набралась опыта, мудрости и обрела вкус к жизни, а телу уже пора на свалку: срок вышел. И казалось мне, что сроки жизни, упомянутые в Библии, гораздо разумнее и справедливее.
А хорошо бы, думал я, как какой-нибудь Дункан Мак’лауд, вообще жить вечно. Сколько всего интересного увидишь! Не получится.
Дело в том, что мир меняется. И гораздо быстрее, чем мы. И вот уже снова эстетика всего окружающего вдруг поменялась полярно. А ты рос, мужал, постигал, что такое хорошо и что такое плохо, и шел с такими же, как ты, дружным несметным отрядом под общим флагом куда-то к свету. И вдруг замечаешь, что торчишь на плацу один-одинешенек, флаг твой изрядно вылинял, бойцов разнесло кого куда, а окружающие тебя совершенно незнакомые люди едят тараканов. Наслаждаются, горячо обсуждают их хрусткость и косятся на тебя: у тебя что, морковка из кармана торчит? Отстой! А вокруг гремит раздражающая тебя непонятная музыка, литературой теперь называют блоги, и вообще человечество поделилось на две группы — продвинутые ломятся на вернисаж, где художник какает на свою картину, а остальные вперились в «Дом-2».
И это ведь эстетика. Черт с ним, с искусством. А как быть с этикой? Как быть с тем, что вчера казалось тебе недопустимым, пошлым, безнравственным — и на твоих глазах возводится в норму, а то и в эталон?

===== 2
<i>
Заметьте: я не про то, что морковка — хорошо, а тараканы — плохо. Сейчас изучают их питательность, может, и пополезней моркови будут. Докажут. Со временем обязательно докажут. Хорошо или плохо — тема для совершенно другого и вполне бессмысленного разговора. Просто все не так, как ты любишь.
Яду мне, яду...
Перечитывал недавно записки Раневской. Это записки очень обиженного на судьбу человека. Так ли обидела судьба народную аристку СССР, всеобщую любимицу, человека невероятной популярности? И когда она костит новый театр и новых артистов, думаешь: про кого это? Про Евгения Леонова, Олега Янковского, Табакова, Ефремова, Смоктуновского, Евстигнеева? Про Любимова, Захарова? Да вы что, Фаина Георгиевна? Просто мир вокруг взял да и изменился. Артисты стали по-другому играть. Режиссеры — ставить. Ну да, не МХАТ. Не Грибов, не Жаров. По-другому.
Выхода, видимо, два.
Запереться среди любимых книжек, пожелтевших фотографий и засушенных цветов своей юности и ворчать в пустоту.
Так себе.
Делом своим доказать самому себе и тем, кто вокруг, что можно и иначе. Как ты любишь. И пусть удивятся, что, оказывается, можно и так. Это ведь не обязательно, как вчера. Ты тоже менялся, взрослел, даже если тебе этого не хотелось, и в ту же реку второй раз все равно не войдешь. Ты просто не танцуешь, как они.
Третий путь — затанцевать, как они, кажется мне неприемлемым. Обман будет замечен сразу с двух сторон — и молодыми, и теми, кто их не любит. Не надо ни под кого косить, особенно взрослым под маленьких. «Заигрывая с молодежью, ты заигрываешь со своими могильщиками». Это Кундера.
Просто делай, как любишь."
<b> 
Из книги Андрея Макаревича «Вначале был звук. Маленькие иstoryи».
<b>
Театральная история

</b><i> 
В моем детском саду царили антиамериканские настроения.
Мы все недолюбливали эту страну - все, чье детство пришлось на восьмидесятые, должны помнить стих про то, как похабно поступил "один американец".
Еще помню, как в порыве антиамериканского восторга мальчик из старшей группы, весь в веснушках, сообщил мне, как нагло США нас стремятся оболгать:
- Американец один про нас на своем телевидении сказал: "Есть у них такие спортивные игры... Сейчас вспомню... А! Игры злой воли!"
Ясное дело, я понял, что мальчик заврался, но к фантазиям в детском саду же все относятся лояльно.
Тогда я, конечно, предположить не мог, что в следующем веке этот мальчик в веснушках захватит все телевещание...
<b>
<i>
Ну что ж, после признания видеозаписи юмориста Галкина особо опасной для власти, выявлена новая угроза: якутский шаман. Медики только что признали его опасным для общества.
Власть и общество безжалостно расшатывают пародист и шаман.
Трудно назвать устойчивыми конструкции, которые могут рухнуть от камлания или от смеха.
Страшно представить, что вскоре могут объявить особо опасным. На всякий случай, не рекомендую громко петь в ванной, покупать кухонные ножи, а также делать предложения руки и сердца во время трудовой недели и общенациональных праздников.



<b>


[̲̅В][̲̅С][̲̅Е][̲̅М] [̲̅П][̲̅Р][̲̅И][̲̅В][̲̅Е][̲̅Т][̲̅!]
┏◢◣┓
◢┛┗◣
◥┓┏◤
┗◥◤┛ &emsp;  <b> <u> 31 мая - ЭТОТ ДЕНЬ В ИСТОРИИ</u></b>
     
.
▄▄▄░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░▄▄▄
██▀▀██▄░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░▄██▀▀██
░█▄░░▀██▄▄░░░░░░░░░░░░░░░░░░▄▄██▀░░▄█░
░▀██▄░▄███░░░░░░░░░░░░░░░░░░███▄░▄██▀░
░░░▀███░░▀█▄░░░▄▄▄▄▄▄▄▄░░░▄█▀░░███▀░░░
░░░░▀▀▀█▄░░█████▀▀▀▀▀▀█████░░▄█▀▀▀░░░░
░░░░░░░░▀███▀▀░░░░██░░░░▀▀███▀░░░░░░░░
░░░░░░░░██▀▄▄░░░░░▄▄░░░░░▄▄▀██▄░░░░░░░
░░░░░░▄█▀░░▀▀░▄██▀▀▀▀██▄░▀▀░░▀█▄░░░░░░
░░░░░░██░░░░▄█▀░░░░░░░░▀█▄░░░░██░░░░░░
<b>
Первое сражение русских дружин с монголо-татарским войском на реке Калке, что положило начало возникновению татаро-монгольского ига на Руси

</b>
Весной 1223 года тридцатитысячный отряд татаро-монголов под предводительством полководцев Джебэ и Субедэя, совершавший разведывательный поход в Восточную Европу, вышел в половецкие степи и разгромил одну из кочевавших там половецких орд, остатки которой в панике бежали за Днепр. Половецкий хан Котян обратился к Мстиславу Удалому, правившему тогда в Галиче, с просьбой о помощи. Совет русских князей решил помочь половцам.
31 мая 1223 года на реке Калке произошла битва между основными силами татаро-монголов и русскими полками. Натиск дружин Мстислава Удалого, едва не прорвавший ряды кочевников, не был поддержан другими князьями, и все атаки русских были отбиты. Половецкие отряды, не выдержав ударов монгольской конницы, бежали, расстроив боевые порядки русского войска. Это позволило татаро-монголам нанести решающий удар по главным силам русских.
&
.
═════██
════████
═══██████
═══██████
══████████
═██████████
████████████
████══█═████
███══█═══███
███═══██═███
████════████
████████████
═██═████═██
═██═████═██
═██═████═██&emsp;  31 мая 1859 г. 161 год назад 
<b>
Запущены в работу часы, установленные на знаменитой лондонской башне Биг-Бен

</b>
Точность – вежливость королей. В Лондоне это выражение приобретает буквальный смысл, т.к. из нескольких сотен городских циферблатов точно идут лишь одни уличные часы – на башне Биг-Бена, которая является частью архитектурного комплекса Вестминстерского дворца. Собственно «Биг-Бен» – само здание и часы вместе с колоколом. Официальное наименование – «Часовая башня Вестминстерского дворца», также её называют «Башней Святого Стефана».
&
.
░░░░░░░░▄▄░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░▄█▀▀░░░░░░░░░░░░░░▄▄▄▄▄▄▄░░░░░░░░░
░░░░░░▀█▄▄▄▄▄▄░░░░░░░░░░░░▄█▀▀▀░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░▀█▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄▄█░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░██░░░░░░░░░░░███▄░░░░░░░░░░░
░░░░░░▄▄▄░▄█▀░█▄░░░░░░░░▄█░░█▄░▄▄▄░░░░░░
░░▄▄█▀▀▀▀▀██▄░░▀█▄░░░░░░█░░▄██▀▀▀▀▀█▄▄░░
░████▄▄▄▄▄████░░░▀█▄░░░█▀░████▄▄▄▄▄████░
███████████████░░░░▀█▄██░███████████████
██████░░░██████░░░░░███▀▀██████░░░██████
█░░▀███████▀░▀█░░░░▄█░░░░█░░▀███████▀░▀█
░▀▄░░█████░░▄▀░░░░▄█▄░░░░░▀▄░░█████░░▄▀░
░░▀▀███████▀▀░░░░░░░░░░░░░░▀▀███████▀▀░░
░░░░░░▀▀▀░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░▀▀▀░░░░░░&emsp; 31 мая 1868 г. 152 года назад
<b>
День рождения велоспорта
</b>
Датой рождения велосипедного спорта в мире принято считать 31 мая 1868 года, когда на аллеях парка парижского пригорода Сен-Клу была организована первая велогонка на 2000 метров. Победителем гонки стал англичанин Дж.Мур.
Велосипеды тогда еще имели разные по величине колеса (их еще называли «высокими»), а до изобретения пневматической шины оставалось чуть больше 15 лет.
&
.../((
'(◔̯◔)
¸╱▓╲¸
._/ I_&emsp; 31 мая 1935 г. 85 лет назад 
<b>
Принято постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности»
</b>
События Первой мировой и гражданской войн привели к появлению в России огромного количества беспризорных детей. В 1921 году их насчитывалось более 4,5 миллионов.
31 мая 1935 года вышло специальное постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности». В документе отмечалось, что в стране ликвидирована массовая беспризорность, и ставилась задача по ужесточению законодательства в отношении малолетних правонарушителей. Были усилены меры ответственности родителей и опекунов, введена мера материальной ответственности за действия детей.
&


▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████████
▓▓▓▓▓▓▓▓███████▒▒▒▒▒▒▒▒▒███
▓▓▓▓▓█████████▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒████
▓▓▓▓██▒███▒▒▒▒██▒▒▒▒▒▒▒▒▒█▒▒▒██
▓▓▓█▒▒▒█▒▒▒▒▒▒▒▒█▒▒▒▒▒▒▒█▒▒▒▒▒▒██
▓▓█▒▒▒█▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒████████▒▒▒▒▒▒▒██
▓█▒▒▒██▒▒▒▒▒▒▒▒▒█████████▒▒▒▒▒▒▒▒█
██▒▒▒█▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒██████████▒▒▒▒▒▒▒▒█
█▒▒▒██▒▒▒▒▒▒▒▒████████████▒▒▒▒▒▒▒▒█
█▒▒█████▒▒▒███▒▒▒███████▒▒████▒▒▒██
███████████▒▒▒▒▒▒▒▒███▒▒▒▒▒▒▒▒█████
█▒███████▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒█▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒████
█▒███████▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒█▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒████&emsp; 31 мая 1942 г. 78 лет назад
<b>
В блокадном Ленинграде на стадионе «Динамо» прошел футбольный матч
</b>
В апреле 1942 года немецкие самолеты разбрасывали над советскими частями листовки: <i> «Ленинград – город мертвых. Мы не берем его пока, потому, что боимся трупной эпидемии. Мы стерли этот город с лица земли». </i>
Было решено собрать 2 футбольные команды и провести матч. Пусть гитлеровцы знают, как «мертвые играют в футбол». Матч состоялся на стадионе «Динамо» 31 мая 1942 года. В 14 часов на поле вышел судья, по свистку которого появились 2 ленинградские команды – «Динамо» и Ленинградского металлического завода (ЛМЗ). На трибунах раздались аплодисменты. Два укороченных тайма (по 30 минут) были проведены без перерыва.

Как смогли истощенные и измотанные игроки провести на изрытом взрывами поле столько времени – не известно, это был подвиг. Зрители как могли подбадривали футболистов. Встреча закончилась со счётом 6:0 в пользу «Динамо». А после матча игроки покидали поле в обнимку, так было легче идти.

..╗╗
.«▓»
.(.¯. )
.Ƹ̵̡Ӝ̵Ʒ
<i> 
— Ребенок ненавидит порядок, а его все время заставляют этот порядок наводить. И мир «Алисы в стране чудес», где царит тотальный беспорядок, где все находится не на своих местах, ребенку очень приятен.

— У Чеширского кота есть одно принципиальное отличие: у него нет тела. То есть у него нечего отнять - нельзя отрубить голову, когда нет туловища. Метафора расшифровывается очень просто: надо не иметь никакого имущества. Тело – оно ведь состоит из имущества, из того, что вы нажили. И надо, чтобы нельзя было его у вас отрубить. Поэтому пусть на лице у вас будет улыбка Чеширского кота, а ваше туловище будет спрятано где-нибудь в другом месте.

— В «Алисе» точно описывается абсурд повседневного существования. Ведь если посмотреть с разумной точки зрения, мы все только и делаем какие-то бессмысленные глупости, которым придаем огромный смысл.
<b>
Из лекции Дмитрия Быкова «Алиса в стране взрослых и детей»
Бунин
.
(.¯°v°¯.)
.(_.^._)
.....).....
....(...... 
.....`•.¸
.......¸.•)
.....(..•´
<i> 
Настанет день - исчезну я,
А в этой комнате пустой
Все тот же будет стол, скамья
Да образ, древний и простой.
И так же будет залетать
Цветная бабочка в шелку -
Порхать, шуршать и трепетать
По голубому потолку.
И так же будет неба дно
Смотреть в открытое окно
И море ровной синевой
Манить в простор пустынный свой.
<b>
Иван Бунин
...•(-)(-)(-)(-)(-)•
...•(-).11...12..…1.(-)•
...•(-).10. .^..…..2 (-)•
...•(-)........|... ....(-)•
...•(-).9....•... ...3. (-)•
...•(-)...... .|....…...(-)•
...•(-).8....v...... 4. (-)•
...•(-)..7....6. ...5..(-)
...•(-)(-)(-)(-)(-)•
***<i> 
Огонь, ты слышишь, начал угасать
А тени по углам - зашевелились.
Уже нельзя в них пальцем указать,
прикрикнуть, чтоб они остановились.
Да, воинство сие не слышит слов.
Построилось в каре, сомкнулось в цепи.
Бесшумно наступает из углов,
и я внезапно оказался в центре.
Все выше снизу взрывы темноты.
Подобны восклицательному знаку.
Все гуще тьма слетает с высоты,
до подбородка, комкает бумагу.
Теперь исчезли стрелки на часах.
Не только их не видно, но не слышно.
И здесь остался только блик в глазах,
застывших неподвижно. Неподвижно.
Огонь угас. Ты слышишь: он угас.
Горючий дым под потолком витает.
Но этот блик - не покидает глаз.
Вернее, темноты не покидает.
<b>
Иосиф Бродский
1962
<i>Тем, кто помнит тот воздух театральной Москвы </i> 

```оО```` (◦′◦) ° ✧❥✧¸.•*¨* ℒℴѵℯ *¨*•. 
<i> <b>
Владимир Арро
</b>
МЕЖ ТРЕМЯ ТЕАТРАМИ
Странные чувства я испытывал осенью 1981 года, оказываясь в Москве, - удивления и печальной покорности судьбе, тихой щемящей радости и не суетного покоя. То, что в трех знаменитых московских театрах одновременно готовятся спектакли по моим пьесам, ни на минуту не возбудило во мне чего-нибудь вроде гордости, самолюбования, я лишь удивлялся, переходя из одного театра в другой, что там звучат тексты, которые я совсем недавно рождал в муках и проборматывал в одиночестве. Незнакомые мне прежде люди примеряют к своему опыту волнения, страсти, которыми еще недавно я горел сам. Пьесы отчуждались от меня, герои действовали самостоятельно, мало-помалу вживляясь в актеров, вокруг того или иного поступка городились тысячи слов, должных объяснить, расшифровать, обосновать то, что для меня было и так ясно. Но это уже были атрибуты другой профессии. Порою казалось, что я здесь вовсе ни при чем, и нахожусь в театре лишь в роли праздного соглядатая.
Александр Бурдонский репетировал „Сад“ при закрытых дверях, вход в зал был решительно запрещен не только руководству театра, но и автору. Казалось, там, за массивными створками, за тяжелыми шторами составляется заговор, и то, что это происходит в здании, построенном в форме звезды, и то, что в нем полно офицеров, только усиливало интригу. До этого мы с ним много говорили о пьесе, однажды летом даже двое суток просидели над текстом на его даче в номенклатурном, тщательно охраняемом поселке Жуковка. Затем встречались у него дома, где он жил с мамой, и о ходе работы я мог судить лишь по его темпераментным рассказам. Накал их был таков, что, казалось, режиссер вышел на самое главное в своей жизни дело. Я слушал и искал в его лице сходства с дедом. И находил.

===== 2
<i>
В театре на Малой Бронной работа над пьесой „Пять романсов в старом доме“ находилась в застольном периоде. Юный режиссер Михаил Цитриняк увлеченно, по-студенчески горячо рассказывал мне, какой это будет грандиозный спектакль, в котором будут прочитываться чуть не все преступления советской власти перед культурой - и гибель Высоцкого, и судьба ГОСЕТа... (Государственный еврейский театр, как известно, работал до своего закрытия в этом здании.) Но о времени выхода на сцену он понятия не имел. Александр Леонидович Дунаев и завлит Нонна Скегина от разговоров о сроках выпуска тоже уклонялись, так что мои визиты на Малую Бронную чаще всего заканчивались милым приятельским трепом. Иногда в коридоре я сталкивался с Анатолием Васильевичем Эфросом, выглядевшим всегда то ли печальным, то ли усталым. Однажды он подошел и сказал, улыбаясь: „- Хорошую вы написали пьесу, желаю успеха“. Какую из трех он имел в виду, я не знал, но не стал уточнять, постеснялся.
Так что в зале я сидел лишь в театре Маяковского на репетициях „Смотрите, кто пришел!“ Режиссер Борис Морозов позже рассказывал, как Андрей Александрович Гончаров, возвращая ему пьесу после прочтения, коротко резюмировал: сегодня распределение, завтра репетиция.
Режиссер с самого первого дня узурпировал пьесу и не подпускал меня к ней. Он сам читал ее на труппе, я скромно сидел в репетиционном зале и лишь в конце встал и представился актерам. Когда Анатолий Ромашин первым задал вопрос, понимает ли режиссер, что это другая драматургия, Морозов, вполне уже чувствуя себя хозяином положения, ответил, что, конечно, понимает. 

===== 3
<i>
Мне нравилась уверенность, с какой он принялся за работу, и та категоричность, с которой он отклонял любые мои попытки что-то изменить в тексте, что-то добавить: ничего не надо, тут все есть. Чувствовалось, что пьеса близка ему не просто смыслом, но внутренним духом и тесно сопряжена с какими-то его личными переживаниями.
Борис Морозов был из знаменитой режиссерской троицы, незадолго до этого покорившей Москву своими спектаклями в театре имени Станиславского. Кроме него, успех пожинали Анатолий Васильев и Иосиф Райхельгауз. Спектакль Морозова „Брысь, костлявая, брысь!“ пришелся мне по душе, на нем нас и познакомили. Это была одна из его заметных режиссерских работ в столице, (он с успехом работал до этого в ЦТСА). Он происходил из Челябинска, где его брат Анатолий руководил знаменитым театром „Манекен“. Старший брат и приобщил младшего к театральному делу, и кажется, во время, успев вырвать его „из подворотни“, с другой стези, более рисковой. В отличие от уравновешенного, интеллигентного Анатолия (с ним мы тоже впоследствии сделали спектакль), Борис обладал высокой моторностью, склонностью к авантюрам и неукротимой жизненной жаждой и силой. Он часто выходил к истине сильным художественным чутьем, ощущением жизни, пониманием, как говорил Платонов, „низшей действительности“. Интуиция безошибочно вела его к спектаклям с мощным интеллектуальным зарядом и тонким, едва ли не эстетским вкусом.
В нашем спектакле все должен был решить Кинг, и когда Морозов еще осенью назвал мне кандидатуру Игоря Костолевского, это имя мне ни о чем не сказало. „Как, это же кинозвезда, всеобщий любимец!“ Решено было, что я схожу в кино на „Тегеран-43“, рекламные плакаты которого с суперменом в широкополой шляпе красовались по всей Москве. 

===== 4
<i>
Мне было трудно связать этого долговязого, аристократично красивого и, как мне показалось, самодостаточного актера с моим комплексующим Кингом. По нервной организации, по складу темперамента мне нужен был такой актер, как Олег Даль с его душевным надломом, болезненным самолюбием, парадоксальным и провоцирующим поведением.
На мои сомнения относительно роли Кинга Морозов отреагировал спокойно: „Это уже мои проблемы“. И вот зимою, в очередной приезд (к тому времени мы все подружились), я увидел обычно уравновешенного, даже несколько заторможенного Игоря каким-то издерганным, нервным, с лицом, потемневшим от бессонницы и душевного непокоя. Роль давалась ему мучительно, нужно было что-то ломать в себе - привычное и удобное, - отказываясь от того, что как раз и создавало ему зрительское признание. Морозов был неутомим и беспощаден в своих требованиях, он даже поставил ему условие: год не сниматься в кино. После общей репетиции они оставались вдвоем, да и вообще, казалось, не разлучались.
Позже критики будут говорить о роли, сыгранной с блеском, о неожиданно раскрывшихся гранях актерского дарования, а сам Игорь признается, что благодаря Кингу впервые начал понимать счастье театрального актера, которому есть что сказать зрителю. Но чего это стоило ему и Морозову, знают немногие.
Были у меня свои предпочтения и в связи с ролью Алины. Пока шли репетиции, мне казалось, что в первый состав должна быть назначена Евгения Симонова, актриса тонкая, трепетная, которая, желая того или нет, сообщала образу новый объем. Ее интеллигентная Алина бунтовала не столько против обстоятельств собственной жизни, сколько бросала вызов фальшивому жизнеустройству, ханжеской иерархии ценностей. 

===== 5
<i>
Падение такой женщины, на мой взгляд, выглядело вдвойне драматично, оказывалось катастрофой для Кинга, утратившего веру в свой юношеский идеал, и крушением жизни потерявшего последнюю опору Шабельникова. Женя Симонова плакала, когда на премьерные спектакли была назначена Людмила Нильская. Ее героиня - чувственная, земная, соблазнительно плотская - показалась режиссеру более убедительной. В игре Нильской я тоже находил много достоинств, но считал, что к такой Алине Кинг вряд ли может относиться с почтением и трепетом.
В свои приезды я находил всю актерскую кампанию дружной и увлеченной. Замечательно себя чувствовал в ней степенный, бесконечно убедительный Владимир Яковлевич Самойлов, которого все звали дядя Володя. Ему под стать была Галина Александровна Анисимова. Несколько особняком держался Володя Комратов (Шабельников), человек сложный, закрытый, которому, на мой взгляд, никак не подходила его роль. Украшением кампании по праву считались Михаил Филиппов и Виталий Варганов, с неиссякаемой фантазией и нескрываемым азартом игравшие „новых русских“, тогда еще только нарождавшихся. Филиппов отличался и тем, что был женат на дочери Юрия Владимировича Андропова. Правда, обсуждать эту деликатную тему никто себе не позволял, а тем более задавать Мише вопросы. Зять и зять, чего с него взять. Насколько роковым было для нас это обстоятельство, мы обнаружим несколько позднее.
К выходу на сцену были готовы прекрасные декорации, выполненные моим другом со времен петрозаводской премьеры Сашей Опариным, предопределившие атмосферу спектакля. В середине сцены, на зеленой лужайке, стоял настоящий автомобиль - вначале „священная корова“ спектакля, а затем источник запчастей. 

===== 6
<i>
На этом дачном участке было так уютно, что хотелось полежать на „травке“. Однажды в перерыве я так и сделал. Синтетическая травка оказалась очень жесткой.
Когда возник вопрос о композиторе, Игорь Костолевский сказал Борису Морозову: „А чего далеко ходить, возьми моего двоюродного брата Матвея, он неплохую музыку сочиняет“. - „Ну, так пришли его ко мне“. - „А чего присылать, давай сами к нему и зайдем, это здесь рядом, в „Праге“. Матвей был художественным руководителем всех ансамблей знаменитого ресторана. В одном из них он и сам играл на фортепьяно, хотя закончил училище Гнесиных по скрипке.
И вот в театре появился толстогубый парень с непослушными русыми вихрами, этакий увалень с голубыми глазами, смотревшими на всех доверчиво и простодушно. С его обликом нельзя было связать ни сферу обслуживания, ни сферу искусства. Все его сразу стали называть запросто - Мотя, и это имя очень к нему шло. Я приехал, когда музыка была сочинена и записана. Мотя сидел в зале, попыхивая трубкой с душистым табаком, без которой никогда не появлялся в театре. Он производил впечатление человека недавно проснувшегося после сладкого сна и теперь, с интересом взиравшего, помаргивая белесыми ресницами, на то, что здесь происходит.

===== 7
<i>
 Но когда по ходу репетиции пошла запись и зал наполнился мелодией флейты, я замер, потому что казалось, что она звучит с небес. Мое впечатление угадал Морозов, шепнув мне: „- Божественная музыка“. В спектакле было несколько музыкальных тем и все удивительным образом совпадали с настроением эпизодов, причем не только мелодикой, но и выбором инструментов.
Несколько раз я слышал историю о том, как она записывалась. С партитурой Матвей пошел в один из модных ресторанов на Новом Арбате, где подобрались первоклассные лабухи (своим ансамблям он видимо в такой степени не доверял) и по-приятельски попросил оказать ему услугу. То ли им понравилась музыка, то ли подействовал престиж театра, но они согласились сыграть ее за какие-то гроши. Запись была сделана на высочайшем профессиональном уровне в первоклассной студии. „- Ну, Мотька, - говорил потом трубач, - таких нот бесплатно я давно не брал!“ Спектакль выстраивался гармоничным, цельным по всем параметрам, вкус режиссеру ни разу и ни в чем не изменял. Я знаю, что это время тревожного ожидания, изнурительных репетиций, последних доделок осталось счастливым воспоминанием для всех, о ком я тут написал.