⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰
<b>
Дмитрий Лихачев
«Никакой особой миссии у России нет
и не было»
</b>
♣
<i>
...Я не проповедую национализм,
хотя и пишу с искренней болью по родной для меня и любимой России. Я просто за
нормальный взгляд на Россию в масштабах ее истории. Читатель, думается, в конце
концов поймет, в чем суть такого «нормального взгляда», в каких чертах
национального русского характера скрыты истинные причины нашей нынешней
трагической ситуации.
…Судьба нации принципиально не
отличается от судьбы человека. Если человек приходит в мир со свободной волей,
может выбирать сам свою судьбу, может стать на сторону добра или зла, сам
отвечает за себя и сам себя судит за свой выбор, обрекая на чрезвычайные
страдания или на счастье признания — нет, не собой, а Высшим Судьей своей
причастности к добру (я намеренно выбираю осторожные выражения, ибо никто не
знает точно, как происходит этот суд), то и любая нация точно так же отвечает
за свою судьбу.
И не надо ни на кого сваливать вину
за свою «несчастность» — ни на коварных соседей или завоевателей, ни на
случайности, ибо и случайности далеко не случайны, но не потому, что существует
какая-то «судьба», рок или миссия, а в силу того, что у случайностей есть
конкретные причины...
<b>
Одна из основных причин многих
случайностей — национальный характер русских.
</b>
Он далеко не един. В нем
скрещиваются не только разные черты, но черты в «едином регистре»:
религиозность с крайним безбожием, бескорыстие со скопидомством, практицизм с
полной беспомощностью перед внешними обстоятельствами, гостеприимство с
человеконенавистничеством, национальное самооплевывание с шовинизмом, неумение
воевать с внезапно проявляющимися великолепными чертами боевой стойкости.
«Бессмысленный и беспощадный», —
сказал Пушкин о русском бунте, но в моменты бунта эти черты обращены прежде
всего на самих себя, на бунтующих, жертвующих жизнью ради скудной по содержанию
и малопонятной по выражению идеи.
«Широк, очень широк русский человек
— я бы сузил его», — заявляет Иван Карамазов у Достоевского.
Совершенно правы те, кто говорит о
склонности русских к крайностям во всем. Причины этого требуют особого
разговора. Скажу только, что они вполне конкретны и не требуют веры в судьбу и
«миссию».
<b>
Центристские позиции тяжелы, а то и
просто невыносимы для русского человека.
</b>
Это предпочтение крайностей во всем
в сочетании с крайним же легковерием, которое вызывало и вызывает до сих пор
появление в русской истории десятков самозванцев, привело и к победе
большевиков. Большевики победили отчасти потому, что они (по представлениям
толпы) хотели больших перемен, чем меньшевики, которые якобы предлагали их
значительно меньше. Такого рода доводы, не отраженные в документах (газетах,
листовках, лозунгах), я тем не менее запомнил совершенно отчетливо. Это было уже
на моей памяти.
Несчастье русских — в их
легковерии. Это не легкомыслие, отнюдь нет. Иногда легковерие выступает в форме
доверчивости, тогда оно связано с добротой, отзывчивостью, гостеприимством
(даже в знаменитом, ныне исчезнувшем, хлебосольстве). То есть это одна из обратных
сторон того ряда, в который обычно выстраиваются положительные и отрицательные
черты в контрдансе национального характера. А иногда легковерие ведет к
построению легковесных планов экономического и государственного спасения
(Никита Хрущев верил в свиноводство, затем в кролиководство, потом поклонялся
кукурузе, и это очень типично для русского простолюдина).
<b>
Русские часто сами смеются над
собственным легковерием: все делаем на авось и небось, надеемся, что «кривая
вывезет».
</b>
Эти словечки и выражения, отлично
характеризующие типично русское поведение даже в критических ситуациях, не
переводимы ни на один язык. Тут вовсе не проявление легкомыслия в практических
вопросах, так его толковать нельзя, — это вера в судьбу в форме недоверия к
себе и вера в свою предназначенность.
Стремление уйти от государственной
«опеки» навстречу опасностям в степи или в леса, в Сибирь, искать счастливого
Беловодья и в этих поисках угодить на Аляску, даже переселиться в Японию.
Иногда это вера в иностранцев, а
иногда поиски в этих же иностранцах виновников всех несчастий. Несомненно, что
в карьере многих «своих» иностранцев сыграло роль именно то обстоятельство, что
они были нерусскими — грузинами, чеченцами, татарами и т.п.
Драма русского легковерия
усугубляется и тем, что русский ум отнюдь не связан повседневными заботами, он
стремится осмыслить историю и свою жизнь, все происходящее в мире, в самом
глубоком смысле.
<b>
Русский крестьянин, сидя на
завалинке своего дома, рассуждает с друзьями о политике и русской судьбе —
судьбе России. Это обычное явление, а не исключение!
</b>
Русские готовы рисковать самым
драгоценным, они азартны в выполнении своих предположений и идей. Они готовы
голодать, страдать, даже идти на самосожжение (как сотнями сжигали себя
староверы) ради своей веры, своих убеждений, ради идеи. И это имело место не
только в прошлом — это есть и сейчас. (Разве не верили избиратели в явно
несбыточные обещания Жириновского, ныне заседающего в Госдуме?)
Нам, русским, необходимо наконец
обрести право и силу самим отвечать за свое настоящее, самим решать свою
политику — и в области культуры, и в области экономики, и в области
государственного права. Опираясь на реальные факты, на реальные традиции, а не
на различного рода предрассудки, связанные с русской историей, на мифы о
всемирно-исторической «миссии» русского народа и на его якобы обреченность в
силу мифических представлений о каком-то особенно тяжелом наследстве рабства,
которого не было, крепостного права, которое было у многих, на якобы отсутствие
«демократических традиций», которые на самом деле у нас были, на якобы
отсутствие деловых качеств, которых было сверхдостаточно (одно освоение Сибири
чего стоит), и т.д. и т.п.
<b>
У нас была история не хуже и не
лучше, чем у других народов.
</b>
Нам самим надо отвечать за наше
нынешнее положение, мы в ответе перед временем и не должны сваливать все на
своих достойных всяческого уважения и почитания предков, но при этом, конечно,
должны учитывать тяжелые последствия коммунистической диктатуры.
<b>
Мы свободны — и именно поэтому
ответственны. Хуже всего все валить на судьбу, на авось и небось, надеяться на
«кривую». Не вывезет нас «кривая»!
</b>
Мы не соглашаемся с мифами о
русской истории и русской культуре, созданными в основном еще при Петре,
которому необходимо было оттолкнуться от русских традиций, чтобы двигаться в
нужном ему направлении. Но означает ли это, что мы должны успокоиться и
считать, что мы пребываем в «нормальном положении»?
Нет, нет и нет! Тысячелетние
культурные традиции ко многому обязывают. Мы должны, нам крайне необходимо
продолжать оставаться великой державой, но не только по своей обширности и
многолюдству, а в силу той великой культуры, которой должны быть достойны и
которую не случайно, когда хотят ее унизить, противопоставляют культуре всей
Европы, всех западных стран. Не одной какой-либо стране, а именно всем странам.
Это часто делается непроизвольно, но подобное противопоставление само по себе
уже указывает на то, что Россию можно ставить рядом с Европой.
Если мы сохраним нашу культуру и
все то, что способствует ее развитию, — библиотеки, музеи, архивы, школы,
университеты, периодику (особенно типичные для России «толстые» журналы), —
если сохраним неиспорченным наш богатейший язык, литературу, музыкальное
образование, научные институты, то мы безусловно будем занимать ведущее место
на севере Европы и Азии.
И, размышляя о нашей культуре,
нашей истории, мы не можем уйти от памяти, как не можем уйти от самих себя.
Ведь культура сильна традициями, памятью о прошлом. И важно, чтобы она
сохраняла то, что ее достойно.
Впервые статья Дмитрия Лихачева
«Нельзя уйти от самих себя» была опубликована в журнале «Новый мир», 1994, №6.
</i>
≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
♣♣♣ https://www.gazeta.ru/comments/2014/12/24_a_6358085.shtml
≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡