<i> <b>
░   Позднее
счастье Ивана Айвазовского
</i> </b>
▪ ** ▪ ◦ ◦ ▪ ** ▪ ◦ ◦ ▪ ** ▪ ◦ ◦ ▪
** ▪ ◦ ◦ ▪ ** ▪ ◦ ◦ ▪ ** ▪ ◦ ◦ ▪ ** ▪ ◦ ◦ ▪ ** ▪ ◦ ◦ ▪
<i>
✎
Мария Тальони
Итальянка Мария Тальони — балерина,
первой ставшая на пуанты. Одни говорят, что она была удивительно некрасива
собой. Другие — что она была неотразима... Мария Тальони была старше
Айвазовского на 13 лет.
Легенда гласит, что карета Тальони
будто бы сбила в Петербурге молодого студента, взволнованная Мария помогла ему
подняться, так они и познакомились. После этого Айвазовский бывал на ее
выступления, последовал за ней в Венецию. Однако прекрасная Мария не
согласилась выйти замуж за художника, т.к. решила посвятить себя танцу и в знак
этого подарила ему розовую балетку, сказав, что она «растоптала их любовь». А
художник на прощание подарил ей роскошное палаццо.
Однако никаких документальных
свидетельств этому найти не удается. Единственный «документ» — картина «Вид
Венеции со стороны Лидо». На ней мы видим мужчину и женщину в гондоле. Они
сидят рядом, женщина опустила руку в воду. Так Айвазовский изобразил себя и
Марию Тальони.
Правда, биограф Айвазовского Юлия
Андреева считает более вероятной версию, что познакомились они в Италии, когда
имя художника уже стало знаменитым. И в Венецию Айвазовский последовал не за
любимой, — он поехал туда после получения Золотой медали за написанную для
Академической выставки картину «Штиль» и другие марины. Правда, вряд ли он был
настолько богат, чтобы дарить роскошные палаццо.
/////////////////////////////
<i>
✎
Юлия Гревс
Юлия Гревс — гувернантка, ставшая
первой женой Айвазовского. Она была дочерью петербургского врача, британца
Якова Гревса, причем есть версия, что не просто врача, а личного доктора
Александра I, загадочным образом исчезнувшего после смерти императора. Помимо
молодости и красоты, девушка была прекрасно образованна и воспитана.
Айвазовский к моменту знакомства с
Юлией — чрезвычайно желанный гость во всех домах Петербурга, где имелись дочки
на выданье. Он оставался холоден к чарам светских барышень, а от высказываемых
ими банальностей «про искусство», вероятно, внутренне содрогался. Среди всех
этих расфуфыренных, стремящихся завлечь его дамочек взгляд молодого художника
выхватил изящную гувернантку детей в одном из домов, где он гостил. На фоне
манерных ужимок спокойная, с достоинством державшаяся Юлия поразила
воображение.
Юлия Гревс стала женой Айвазовского
и родила ему четырех дочерей. А потом, как с негодованием утверждают
многочисленные истории, покинула Айвазовского, забрав с собой детей — ей,
видите ли, нравилась светская жизнь и она хотела блистать в Петербурге или хотя
бы Одессе, а не скучать в Феодосии.
Однако была ли Юлия такой уж
вертихвосткой? Ведь она всерьез помогала мужу в его археологических изысканиях:
сама занималась просеиванием земли из гробниц, вела учет находкам, отправляла
их в Петербург.
Возможно, дело было в их дочерях.
Юлия знала толк в воспитании юных барышень и своих воспитала как истинных леди.
Дочери Юлии и Ивана Айвазовских изучали языки, играли на фортепиано, танцевали,
занимались музыкой и литературой. Феодосия же в те годы была бедным захудалым приморским
городком. Какие женихи могли им здесь достаться?
//////////////////////////////
<i>
✎
Анна
Саркизова
Анна Саркизова — вдова феодосийского купца, вторая
жена Айвазовского, была моложе художника почти на 40 лет. Они поженились в
1882-м. Ему было уже 65, ей — 25.
Айвазовский увидел Анну, когда она шла в похоронной
процессии за гробом мужа. Казалось бы, момент не самый подходящий, но художник
влюбился без памяти. Выждав положенный приличиями срок, он сделал предложение,
которое Анна приняла. Она его очень любила и не требовала внимания больше, чем
он мог дать. Айвазовский же Анну ревновал, обожал и с удовольствием писал.
«Моя душа должна постоянно вбирать красоту, чтобы
потом воспроизводить ее на картинах. Я люблю тебя, и из твоих глубоких глаз для
меня мерцает целый таинственный мир, имеющий почти колдовскую власть. И когда в
тишине мастерской я не могу вспомнить твой взгляд, картина у меня выходит
тусклая...», — писал жене художник.
В то же время, Чехов, посетивший Айвазовского в 1888
г., писал следующее: <b>
«Сам Айвазовский, бодрый старик лет 75, представляет
из себя помесь добродушного армяшки с заевшимся архиереем; полон собственного
достоинства, руки имеет мягкие и подает их по-генеральски. Недалек, но натура
сложная и достойная внимания. В себе одном он совмещает и генерала, и архиерея,
и художника, и армянина, и наивного деда, и Отелло. Женат на молодой и очень
красивой женщине, которую держит в ежах».
</b>
////////////////////////////////////////
<i>
Впрочем, несмотря на «ежей», этот брак, по-видимому, и
впрямь был счастливым. Дом Айвазовского всегда был полон гостей, к нему приезжали
дочери, уже успевшие выйти замуж и родить детей. Единственное, что омрачало их
счастье, — Анна, как и Юлия, испытывала недостаток внимания со стороны мужа,
ведь у мольберта он все равно проводил больше времени, чем с ней.
После смерти Айвазовского Анна обрекла себя на
добровольное затворничество. 25 лет она не покидала стены дома, в котором
узнала любовь и счастье. Она пропустила Первую мировую, революцию, Гражданскую
войну, не обращала особого внимания на резко изменившиеся условия жизни и терпела
бедствия экспроприации. Не уехала в эвакуацию во время Второй мировой войны, во
время оккупации меняла последние чудом уцелевшие драгоценности на хлеб и крупу.
Когда немцы оставили Феодосию, вдову Айвазовского, постаревшую, всеми забытую,
отыскал художник Николай Самокиш и забрал в свой дом в Симферополе. Анна
похоронена рядом с мужем, в сквере армянской церкви, где их когда-то повенчали.
► Полностью читать
http://izbrannoe.com/news/lyudi/pozdnee-schaste-ivana-ayvazovskogo/
</i>