30 мая 2014 г.


<i><b>
Крылатые слова. И выражения тоже крылатые.
</i></b>
<i>
СтароеЪ, староеЪ… и не только московскоеЪ
</i>
<b>
    Манна небесная
</b>
<i>
Из Библии. Легендарная пища, которую Бог посылал голодавшим евреям каждое утро с неба во время их пути через пустыню Египетскую в «землю обетованную» — Палестину. В

 Ветхом завете (Исход, гл. 16, ст. 14-15, 31) об этом сказано так: «Роса поднялась, и вот на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле. И увидели сыны Израилевы, и говорили друг другу: что это? Ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу».

 И далее (стих 31): «И нарек дом Израилев хлебу тому имя: манна, она была как кориандровое семя, белая, вкусом же как лепешка с медом».

Иносказательно: блага, полученные ни за что, как бы «упавшие с неба». Это выражение породило другие: «ждать как манну небесную» — ожидать нечто с нетерпением; «ждать манну небесную» — надеяться, что дело сделается само собою; «манной небесной питаться» — жить впроголодь, случайными заработками.
</i>
•••
<b>
  Марафон
 </b>
<i>
В наши дни название спортивного бега на дистанцию в 42 километра 195 метров.

Это расстояние между двумя городами Греции — Марафоном и Афинами. Забеги на это расстояние было решено проводить в память о воине, который пробежал путь от Марафон до Афин без единой остановки, спеша обрадовать афинян вестью о победе над огромным персидским войском в сражении при Марафоне.

 Древнегреческий полководец Мильтиад разбил персов наголову, выведя из строя более шести с половиной тысяч персов. При это потери греков составили только 192 воина.

Благодаря этой победе родилось другое крылатое выражение — см. Лавры Мильтиада не дают мне спать.

Иносказательно: о чем-то долгом, затянувшемся (по сравнению с обычно практикой) и изнурительном («избирательный марафон» и др.).
</i>
•••
<b>
   Маргинал
</b>
<i>
Из статьи «Миграция населения и маргинальная личность» (1928) американского социолога Роберта Парка. Так он назвал человека, который в результате миграции «живет в двух различных культурных группах».

От англ. слова marginal
1. написанный на полях (книги)
2. находящийся на краю (чего-либо)
3. незначительный, несущественный и т. д.


В настоящее время выражение употребляется в смысле: человек, «выпавший из жизни», асоциальная личность, далекая от основных морально-нравственных ценностей, общепринятых в обществе.
        </i>
≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡

  http://bibliotekar.ru/encSlov/
*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*
<i><b>
     Русский художник Михаил НЕСТЕРОВ
</i></b>
<i>
портрет жены художника

Алексей Александров
Караван историй

▫ ▪
▫ ▪

До праздника оставалось два дня, и Москва преобразилась. Около метро стояла огромная украшенная картонными игрушками елка, через улицу протянулся плакат: «Новому 1939 году — ударный труд!» 76-летний художник Михаил Нестеров шел к своему дому в Сивцевом Вражке и думал о том, что страна стала совсем другой, даже елки теперь ставят в иное время — не под Рождество, 7 января по новому стилю, а на неделю раньше.

Рождество большевики отменили. Не будет звона колоколов, ведь почти все московские церкви закрыты. Слава богу, разрешили хотя бы украшенные игрушками елки, ведь до 35-го года под запретом были и они. В прошлое ушли гульба в ресторанах, мчащиеся по улицам тройки, обильный рождественский стол.

Он нес в авоське праздничный набор, которым удалось разжиться в Академии художеств, — мороженая курица, кубик сыра, селедка, подсолнечное масло, грузинское вино. За спиной остался предновогодний город: набитые трамваи с висящими на подножках людьми, очереди в магазинах и горящие электрическими гирляндами в окнах елки — они появились недавно: невероятно хрупкие, в виде отлитых из тонкого стекла разноцветных фонариков…

Михаил Васильевич Нестеров брел по заснеженному Сивцеву Вражку и сетовал на то, что дворников революция определенно испортила: лед они скалывать перестали. Вот и его дом номер 43, бывшее владение Шаблыкиной: путешествие почти окончено.

В квартире никого не было, и он принялся хозяйничать. Сыр, вино и подсолнечное масло убрал в буфет, курицу в авоське вывесил на мороз. Погреба с колотым льдом остались в прошлом, и зимой москвичи хранили продукты за окном, к удовольствию бродячих кошек и шустрых домовых воришек.

В углу стояла наряженная елка. На верхушке — красная звезда, на ветках — картонные и ватные фигурки в шинелях и буденовках, стеклянные бусы и гости из прежних времен: три больших стеклянных шара со снежинками, и восковой ангел с отломанным крылом. Он зажег елку, сел в кресло, вытянул гудевшие ноги и задумался над вопросом маленькой внучки знакомых, с которой днем он встретился на улице. Девочку вели на пьесу о юном французском герое Гавроше, а она капризничала и требовала сказку. Взрослые объясняли, что сказки — вздор, в жизни чудес не бывает. И вдруг ребенок обратился к нему, как к арбитру:

— Это правда? Их и в самом деле нет? Вы не были в сказке?

Он промычал что-то невразумительное и поспешил распрощаться. Не объяснять же ей при родителях, толкующих, что сказка — вздор, что он, старый, проживший длинную жизнь человек, верит в чудеса.

Да, у него была своя сказка. Счастливая сказка с очень печальным концом...

Между прочим, с чуда началась вся его жизнь: младенцем он тяжело заболел и чуть не умер. В Уфе, где они жили, отец, богатый просвещенный купец, обратился к лучшим врачам, те делали, что могли, но с каждым днем надежды на выздоровление оставалось все меньше. Когда у ребенка заострился нос и на висках выступили синие жилки, родные ушли в церковь заказывать панихиду. В доме осталась только мать, она положила ему на грудь образок Тихона Задонского, и случилось чудо: когда отец вернулся из церкви, мальчик нормально дышал, на его лице даже проступил румянец. На следующий день он пошел на поправку и с тех пор почти не болел… Об этом Мише часто рассказывала мать, и он рос с ощущением того, что где-то рядом живет волшебство и когда-нибудь оно обязательно себя проявит.

Это случилось, когда ему исполнился 21 год, на каникулах. Он ехал по центральной улице на коне по кличке Гнедок, а по тротуару шла барышня под легким кружевным зонтиком. Увидев ее лицо, Миша ощутил глупое, ничем необъяснимое, никогда не посещавшее его доселе счастье. Большие веселые глаза, носик картошкой, круглые щеки… Лицо как лицо: не красавица, не дурнушка, но человек, по всему видно, хороший… Глядя на девушку, он сразу понял: «Это — мое» — и придержал Гнедка, чтобы всласть налюбоваться незнакомкой и незаметно проводить ее до дома.

◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌
◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌

Девушка подглядывала за ним через дырочку в зонтике, а он старательно отворачивался, делая вид, что его интересуют вывески на противоположной стороне улицы. Вернувшись домой, Михаил принялся разузнавать про улыбчивую круглолицую барышню, живущую около реки.

Вскоре он представился Марии Ивановне Мартыновской и начал за ней ухаживать.

К этому времени родные почти махнули на него рукой. В детстве Михаил Нестеров был шалопаем и непоседой. Отец отправил его в Москву поступать в техническое училище, но он срезался на экзаменах и пошел в реальное. Известия из Москвы не радовали домашних. В науках сын не блистал и по-прежнему озорничал. Бог весть, что из него вышло бы, да попался Мише на жизненном пути учитель рисования. Художник-неудачник много пил и имел один-единственный костюм, висевший на гвозде в пустой неприбранной комнате. Рисунки мальчика поразили педагога. Он показал их профессору Училища живописи, ваяния и зодчества, и тот заверил, что из парня определенно выйдет толк.

В Уфу полетело очередное письмо: директор реального училища писал Василию Ивановичу Нестерову, что коммерсанта из его сына, судя по всему, не выйдет, а вот в Училище живописи и ваяния ему будут рады.
Миша станет художником? Вот и ладно — возможно, хотя бы станет жить в ладу с самим собой, — рассудил отец и дал свое благословение. В 15 лет Миша поступил в Училище живописи и ваяния — вступительные экзамены сдал легко, учился с удовольствием. Поначалу профессора его хвалили, но потом дела пошли куда хуже, и на каникулы, во время которых судьба свела его с Машей, он приехал, ощущая себя полнейшим неудачником. Он учился живописи уже семь лет, и конца этому не было видно: 4 года в Москве, 2 — в Петербурге, еще пару лет в Москве — и ни одной медали, ни одного первого места на конкурсах!

◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌
◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌

≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
►►   Полностью читать  http://7days.ru/caravan/2012/4/mikhail-nesterov-portret-zheny-khudozhnika/5
  Картинки и портреты
https://www.google.ru/search?q=%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA+%D0%BC%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB+%D0%BD%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2&newwindow=1&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ei=qdyIU9SFOYTk4QTX6IDoDg&ved=0CAYQ_AUoAQ&biw=1067&bih=517

</i>
◊ ●       ◦ ◊ ●            
<i><b>
    ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ

Беспредел приличий
</i></b>
◊ ●                  
<i>
Жизнерадостная 19-летняя девица, взошедшая в 1837 году на британский престол, едва ли предполагала, какие ассоциации будет вызывать ее имя сотню лет спустя. И ведь викторианская эпоха была далеко не худшим временем в британской истории - литература расцветала, экономика и наука бурно развивались, колониальная империя достигла пика своего могущества… Однако же едва ли не первое, что приходит на ум, когда слышишь имя этой королевы – «викторианская мораль» …

Нынешнее отношение к этому феномену в лучшем случае - ироническое, чаще – откровенно негативное. В английском языке слово «Victorian» до сих пор является синонимом для понятий «ханжеский», «лицемерный». Хотя эпоха, названная именем королевы, была мало связана с ее личностью. Социальный символ "Ее Величество королева Виктория" обозначал не ее личные воззрения, но базовые ценности времени – монархию, церковь, семью. И ценности эти постулированы были еще до того, как на Викторию была возложена корона.

Период ее правления (1837-1901 годы) для внутренней жизни Англии был временем спокойного переваривания после грандиозного обжорства. Предыдущие века были наполнены революциями, бунтами, наполеоновскими войнами, колониальными захватами… Да и касательно собственно морали – британское общество в предшествующие времена отнюдь не отличалось чрезмерной строгостью нравов и чопорностью поведения.

Англичане понимали толк в радостях жизни и предавались им вполне необузданно – за исключением не слишком затянувшегося периода существования в стране мощного пуританского движения (на время превратившего Англию в республику). Но с восстановлением монархии наступил длительный период изрядного послабления нравов.

✤✦∴✦✤

Предшествующие Виктории поколения Ганноверов вели весьма распутный образ жизни. К примеру, король Уильям IV, дядя Виктории, не скрывал, что у него было десять незаконных детей. Георг IV так же слыл ловеласом (несмотря на то, что обхват его талии достигал 1,5 метра.), алкоголиком, к тому же вогнал королевский дом в громадные долги.

Престиж британской монархии был в тот период как никогда низок – и о чем бы сама Виктория ни мечтала, время толкало ее к принципиально иной стратегии поведения. Не она требовала от общества высокой нравственности – общество требовало этого от нее. Монарх, как известно – заложник своего положения… А ведь были причины полагать, что она унаследовала чрезвычайно страстный темперамент Ганноверов. Например, коллекционировала изображения обнаженной мужской натуры… Одну картину даже подарила мужу, принцу Альберту – и больше никогда подобного не делала…

Муж ей достался вполне соответствующий веяниям времени. Альберт придерживался настолько пуританских взглядов, что «чувствовал физическое недомогание при простой мысли о супружеской измене». В этом он был прямой противоположностью своим ближайшим родственникам: родители развелись; отец, герцог Саксен-Кобург-Готский Эрнст I, был просто феерическим бабником, не пропускавшим ни юбки — равно как и брат Альберта, герцог Эрнст II.

Викторианский кодекс поведения - это декларация всех мыслимых добродетелей. Трудолюбие, пунктуальность, умеренность, хозяйственность et cetera… На самом деле, все эти принципы никто не подсчитывал и не формулировал. Самое краткое изложение их сути содержится, как ни странно, в романе американки Маргарет Митчелл "Унесенные ветром": "От вас требуют, чтобы вы делали тысячу каких-то ненужных вещей только потому, что так делалось всегда» ...

Конечно, представление о том, что «так делалось всегда» было ложью. Но в любом обществе, внезапно охваченном борьбой за нравственность, взгляд на прошлое приобретает «китайский акцент»: история представляется не такой, какая она была, а такой, какой должна была быть.

✤✦∴✦✤

≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
    Продолжение следует…

</i>
<i><b> Преданья старины… </i></b>
<i><b>
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ

Никола Тесла: великий Шаман
</i> </b>

Посвящается Игорю tesla_1908, брату всех Великих….
<i>
Вклад Николы Теслы в хай-тек двадцатого века сложно переоценить. На его открытиях построена вся технология двадцатого столетия. Именно его работа сделала возможным появление современной электроники. И если хотя бы половина из того, о чем говорят его многочисленные поклонники, Никола Тесла действительно изобрел, можно с уверенностью говорить о том, что Тесла стал не только величайшим изобретателем двадцатого века – он стал провидцем и основателем технологий третьего тысячелетия…

Луч Смерти, он же Death-Ray.

Это один из самых известных проектов Николы Теслы. Не углубляясь в подробности, можно сказать, что идея заключалась в генерации потока заряженных частиц, но не известно, каких именно. Потенциал системы достигает 80 000 000 вольт. По заявлению Николы Теслы, этот луч способен расплавить двигатель любого самолета, а все боеприпасы в бомболюках детонируют под его воздействием.

Прицельная дальность составляла «всего» 250 миль (порядка 400 км), и собственно была ограничена лишь кривизной нашей планеты. Диаметр луча предположительно должен достигать 12 метров (что, как вы понимаете, весьма и весьма немало), а сама установка представлять собой «небольшой завод стоимостью примерно 2 000 000 долларов».

Как вы понимаете, «Луч Смерти», дальность действия которого ограничена лишь естественной кривизной планеты мог бы стать великолепной альтернативой ПРО стоимостью 10 млрд. долларов. А ведь если говорить об изобретении Николы Теслы, то дело обошлось максимум миллиардом. Проблема состоит в том, – и об этом упоминал сам Тесла, что «Луч Смерти» базируется на «новых принципах физики, о которых современные ученые не могут даже помыслить».

Естественно, подобное изобретение должно было заинтересовать военных всего мира. И надо сказать, именно на это и рассчитывал Никола Тесла – ведь если каждая страна будет обладать подобным оружием, войны станут просто невозможными.

Согласно некоторым данным, Тесла, не сумев заинтересовать американское правительство своим «Лучом Смерти», разослал схематику устройства в Англию и Советский союз. До сих пор активно циркулируют слухи, что именно советские ученые добились наибольших успехов в воссоздании «Луча Смерти» по чертежам Николы Теслы.

Якобы спустя 20 лет после окончания Второй Мировой войны на юге Советского Союза была построена опытная установка. Более того, все те же слухи утверждают, что за несколько десятилетий эта система была очень сильно модернизирована и уменьшена настолько, что уже помещалась на некую мобильную платформу. А тест этого оружия в боевых условиях якобы происходил во время конфликта в Афганистане, но (предположительно) в связи с непомерной стоимостью обслуживания, система не получила широкого распространения.

Впрочем, все это лишь слухи. Как вы сами понимаете, спрашивать о наличии подобного вооружения в наших войсках бесполезно, даже если бы подобная система существовала – нам с вами об этом точно ничего не рассказали. Так что это остается тайной. Кстати, именно Россия и российские ученые считаются самыми последовательными и успешными исследователями изобретений Николы Теслы.

≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
    Продолжение следует…

</i>