*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*
<i><b>
░ Русский художник Михаил НЕСТЕРОВ
</i></b>
◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌
<i>
портрет жены художника
Алексей Александров
Караван историй
◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌
◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌
До праздника оставалось два дня, и Москва
преобразилась. Около метро стояла огромная украшенная картонными игрушками
елка, через улицу протянулся плакат: «Новому 1939 году — ударный труд!»
76-летний художник Михаил Нестеров шел к своему дому в Сивцевом Вражке и думал
о том, что страна стала совсем другой, даже елки теперь ставят в иное время —
не под Рождество, 7 января по новому стилю, а на неделю раньше.
Рождество большевики отменили. Не будет звона
колоколов, ведь почти все московские церкви закрыты. Слава богу, разрешили хотя
бы украшенные игрушками елки, ведь до 35-го года под запретом были и они. В
прошлое ушли гульба в ресторанах, мчащиеся по улицам тройки, обильный
рождественский стол.
Он нес в авоське праздничный набор, которым удалось
разжиться в Академии художеств, — мороженая курица, кубик сыра, селедка,
подсолнечное масло, грузинское вино. За спиной остался предновогодний город:
набитые трамваи с висящими на подножках людьми, очереди в магазинах и горящие
электрическими гирляндами в окнах елки — они появились недавно: невероятно
хрупкие, в виде отлитых из тонкого стекла разноцветных фонариков…
Михаил Васильевич Нестеров брел по заснеженному
Сивцеву Вражку и сетовал на то, что дворников революция определенно испортила:
лед они скалывать перестали. Вот и его дом номер 43, бывшее владение
Шаблыкиной: путешествие почти окончено.
В квартире никого не было, и он принялся
хозяйничать. Сыр, вино и подсолнечное масло убрал в буфет, курицу в авоське
вывесил на мороз. Погреба с колотым льдом остались в прошлом, и зимой москвичи
хранили продукты за окном, к удовольствию бродячих кошек и шустрых домовых
воришек.
В углу стояла наряженная елка. На верхушке — красная
звезда, на ветках — картонные и ватные фигурки в шинелях и буденовках,
стеклянные бусы и гости из прежних времен: три больших стеклянных шара со
снежинками, и восковой ангел с отломанным крылом. Он зажег елку, сел в кресло,
вытянул гудевшие ноги и задумался над вопросом маленькой внучки знакомых, с
которой днем он встретился на улице. Девочку вели на пьесу о юном французском
герое Гавроше, а она капризничала и требовала сказку. Взрослые объясняли, что
сказки — вздор, в жизни чудес не бывает. И вдруг ребенок обратился к нему, как
к арбитру:
— Это правда? Их и в самом деле нет? Вы не были в
сказке?
Он промычал что-то невразумительное и поспешил
распрощаться. Не объяснять же ей при родителях, толкующих, что сказка — вздор,
что он, старый, проживший длинную жизнь человек, верит в чудеса.
Да, у него была своя сказка. Счастливая сказка с
очень печальным концом...
Между прочим, с чуда началась вся его жизнь:
младенцем он тяжело заболел и чуть не умер. В Уфе, где они жили, отец, богатый
просвещенный купец, обратился к лучшим врачам, те делали, что могли, но с
каждым днем надежды на выздоровление оставалось все меньше. Когда у ребенка
заострился нос и на висках выступили синие жилки, родные ушли в церковь
заказывать панихиду. В доме осталась только мать, она положила ему на грудь
образок Тихона Задонского, и случилось чудо: когда отец вернулся из церкви,
мальчик нормально дышал, на его лице даже проступил румянец. На следующий день
он пошел на поправку и с тех пор почти не болел… Об этом Мише часто
рассказывала мать, и он рос с ощущением того, что где-то рядом живет волшебство
и когда-нибудь оно обязательно себя проявит.
Это случилось, когда ему исполнился 21 год, на
каникулах. Он ехал по центральной улице на коне по кличке Гнедок, а по тротуару
шла барышня под легким кружевным зонтиком. Увидев ее лицо, Миша ощутил глупое,
ничем необъяснимое, никогда не посещавшее его доселе счастье. Большие веселые
глаза, носик картошкой, круглые щеки… Лицо как лицо: не красавица, не дурнушка,
но человек, по всему видно, хороший… Глядя на девушку, он сразу понял: «Это — мое»
— и придержал Гнедка, чтобы всласть налюбоваться незнакомкой и незаметно
проводить ее до дома.
◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌
◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌
Девушка подглядывала за ним через дырочку в зонтике,
а он старательно отворачивался, делая вид, что его интересуют вывески на
противоположной стороне улицы. Вернувшись домой, Михаил принялся разузнавать
про улыбчивую круглолицую барышню, живущую около реки.
Вскоре он представился Марии Ивановне Мартыновской и
начал за ней ухаживать.
К этому времени родные почти махнули на него рукой.
В детстве Михаил Нестеров был шалопаем и непоседой. Отец отправил его в Москву
поступать в техническое училище, но он срезался на экзаменах и пошел в
реальное. Известия из Москвы не радовали домашних. В науках сын не блистал и
по-прежнему озорничал. Бог весть, что из него вышло бы, да попался Мише на
жизненном пути учитель рисования. Художник-неудачник много пил и имел
один-единственный костюм, висевший на гвозде в пустой неприбранной комнате.
Рисунки мальчика поразили педагога. Он показал их профессору Училища живописи,
ваяния и зодчества, и тот заверил, что из парня определенно выйдет толк.
В Уфу полетело очередное письмо: директор реального
училища писал Василию Ивановичу Нестерову, что коммерсанта из его сына, судя по
всему, не выйдет, а вот в Училище живописи и ваяния ему будут рады.
Миша станет художником? Вот и ладно — возможно, хотя
бы станет жить в ладу с самим собой, — рассудил отец и дал свое благословение.
В 15 лет Миша поступил в Училище живописи и ваяния — вступительные экзамены
сдал легко, учился с удовольствием. Поначалу профессора его хвалили, но потом
дела пошли куда хуже, и на каникулы, во время которых судьба свела его с Машей,
он приехал, ощущая себя полнейшим неудачником. Он учился живописи уже семь лет,
и конца этому не было видно: 4 года в Москве, 2 — в Петербурге, еще пару лет в
Москве — и ни одной медали, ни одного первого места на конкурсах!
◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌
◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌ ▫ ▪ ◌
≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
►► Полностью читать http://7days.ru/caravan/2012/4/mikhail-nesterov-portret-zheny-khudozhnika/5
❐ Картинки
и портреты
https://www.google.ru/search?q=%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA+%D0%BC%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB+%D0%BD%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2&newwindow=1&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ei=qdyIU9SFOYTk4QTX6IDoDg&ved=0CAYQ_AUoAQ&biw=1067&bih=517
</i>