11 апр. 2014 г.

<i><b>
Крылатые слова. И выражения тоже крылатые.
</i></b>
<i>
СтароеЪ, староеЪ… и не только московскоеЪ
</i>
<b>
    Литературная обойма
</b>
<i>
Из фельетона «На зеленой садовой скамейке» советских писателей Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Диалог между двумя литераторами, один из которых недоумевает, почему в критических обзорах всегда называются имена одних и тех же писателей, как будто других вовсе нет:

«— Товарищ, есть вещь, которая меня злит. Это литературная обойма.
— Что, что?
— Ну, знаете, как револьверная обойма. Входит семь патронов — и больше ни одного не впихнете. Так и в критических обзорах. Есть несколько фамилий, всегда они стоят в скобках и всегда вместе. Ленинградская обойма — это Тихонов, Слонимский, Федин, Либединский. Московская —Леонов, Шагинян, Панферов, Фадеев».

После публикации фельетона — это выражение прочно вошло в русский язык советского периода как отражение реалий литературно-художественной жизни в СССР. История этого выражения была исследована литературоведом Л. И. Скворцовой, опубликовавшей статью «Обойма» в журнале «Вопросы культуры речи» (IV., М. АН СССР, 1963).

Иносказательно: о нескольких популярных, известных писателях, которые, как принято считать, и есть вся литература страны (неодобрительное, ироничное).
</i>
•••
<b>
  Ловцы душ
 </b>
<i>
В оригинале: Ловцы человеков.

Из Библии. В Новом завете, в Евангелии от Матфея приведены слова, сказанные Иисусом двум рыбакам — будущим апостолам Петру и Андрею (гл. 4, ст. 18-19): «Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков».

Смысл выражения, которое широко вошло в литературную речь: это человек, «уловляющий души человеческие», завоевывающий сердца и умы, вербующий себе сторонников и т.д.

Например, в рассказе английского писателя Гилберта Кийта Честертона «Странные шаги» его главный герой — пастор Браун, найдя украденное столовое серебро клуба «Двенадцать верных рыболовов», говорит членам этого клуба:

«...Вот ваши серебряные рыбы. Видите, вы все же выловили их. А я — ловец человеков.
—        Так вы поймали вора? — хмурясь, спросил полковник.
Отец Браун в упор посмотрел на его недовольное, суровое лицо.
—        Да, я поймал его, — сказал он, — поймал невидимым крючком на невидимой леске, такой длинной, что он может уйти на край света и все же вернется, как только я потяну».

Позже это выражение дало рождение другому — «ловцы душ», которое имеет обычно негативное значение и употребляется применительно к тем, кто пытается посредством различных психологических приемов, подчинить окружающих, превратить их в слепые, послушные орудия своей воли и т. д. (имеются в виду лидеры тоталитарных сект и прочие манипуляторы человеческим сознанием).
</i>
•••
<b>
   Летучий голландец
</b>
<i>
В основе выражения — голландская легенда о моряке, который в сильную бурю поклялся во что бы то ни стало обогнуть мыс, лежавший на его пути, хотя бы для этого ему потребовалась целая вечность. Небеса услышали его и наказали за гордыню: этот моряк был обречен вечно скитаться по морям на своем корабле, и нигде и никогда не пристать к берегу.

Вероятно, эта легенда родилась в эпоху великих географических открытий, а исторической канвой для нее послужила экспедиция португальского капитана Васко да Гамы, который первым из европейцев в 1497 г. смог обогнуть мыс Доброй Надежды (южная оконечность Африки).

Широкую известность легенда получила благодаря немецкому поэту Генриху Гейне, который использовал ее в своем творчестве. В 1843 г. на эту же тему написал оперу «Летучий голландец» немецкий композитор Рихард Вагнер.

Иносказательно: о непоседах-путешественниках (шутливо-иронически).

       </i>
<i><b>
░    Добровольный крест
</i></b>
<i>
Когда аплодисменты стихли, женский голос крикнул: «Автора!» В другом конце зала раздался смех. Он меня обидел, нетрудно было догадаться, почему засмеялись: шел «Дон Жуан» Байрона. Публика, однако, поняла смысл возгласа, и другие закричали: «Автора!» Николай Павлович Акимов вышел на сцену со своими актерами, еще раз пожал руку Воропаеву, который играл заглавного героя, и подступил к самому краю подмостков.

Ему навстречу встала женщина в длинном черном платье, похожем на монашеское одеяние, — она сидела в первом ряду и теперь, повинуясь жесту Акимова, поднялась на сцену и стала рядом с ним; сутулая, безнадежно усталая, она смущенно глядела куда-то в сторону. Аплодисменты усилились, несколько зрителей встали, и вслед за ними поднялся весь партер — хлопали стоя. Вдруг, мгновенно, воцарилась тишина: зал увидел, как женщина в черном, покачнувшись, стала опускаться — если бы Акимов ее не поддержал, она бы упала.

Ее унесли — это был инфаркт. Догадывалась ли публика, собравшаяся на генеральную репетицию акимовского спектакля «Дон Жуан», о происхождении пьесы? Был ли возглас «Автора!» всего лишь непосредственной эмоциональной репликой или женщина, первой выкрикнувшая это многозначительное слово, знала историю, которую я собираюсь рассказать?

✤✦✦✤

Татьяна Григорьевна Гнедич, праправнучатая племянница переводчика «Илиа-ды», училась в начале тридцатых годов в аспирантуре филологического факультета Ленинградского университета; занималась она английской литературой XVII века и была ею настолько увлечена, что ничего не замечала вокруг. А в это время происходили чистки, из университета прогоняли «врагов»; вчера формалистов, сегодня вульгарных социологов, и всегда — дворян, буржуазных интеллигентов, уклонистов и воображаемых троцкистов. Татьяна Гнедич с головой уходила в творчество елизаветинских поэтов, ни о чем ином знать не желая.

Ее, однако, вернули к реальности, на каком-то собрании обвинив в том, что она скрывает свое дворянское происхождение. На собрании ее, конечно, не было — узнав о нем, она громко выразила недоумение: могла ли она скрывать свое дворянство? Ведь ее фамилия Гнедич; с допушкинских времен известно, что Гнедичи — дворяне старинного рода. Тогда ее исключили из университета за то, что она «кичится дворянским происхождением».

Действительность была абсурдна и не скрывала этого. Единственным оружием в руках ее жертв — в сущности, беспомощных — был именно этот абсурд; он мог погубить, но мог, если повезет, спасти. Татьяна Гнедич где-то сумела доказать, что эти два обвинения взаимоисключающие — она не скрывала и не кичилась; ее восстановили. Она преподавала, переводила английских поэтов, писала стихи акмеистического толка, даже стала переводить русских поэтов на английский.

✤✦∴✦✤

Мы жили с нею в одном доме — это был знаменитый в Петербурге, потом Петрограде и Ленинграде дом «собственных квартир» на Каменноостровском (позднее — Кировском) проспекте, 73/75. В этом огромном здании, облицованном гранитом и возвышавшемся у самых Островов, жили видные деятели российской культуры: историк Н.Ф. Платонов, литературовед В.А. Десницкий, поэт и переводчик М.Л. Лозинский.

Случилось так, что я в этом доме родился — мой отец владел в нем квартирой № 2, но позднее я оказался в нем случайно; нам, только что поженившимся, досталась на время комната отчима моей молодой жены — в большой коммунальной квартире. Татьяна Григорьевна Гнедич жила вдвоем с матерью в еще более коммунальной квартире, по другой лестнице — в комнате, пропахшей нафталином и, кажется, лавандой, заваленной книгами и старинными фотографиями, уставленной ветхой, покрытой самоткаными ковриками мебелью. Сюда я приходил заниматься с Татьяной Григорьевной английским; в обмен я читал с ней французские стихи, которые, впрочем, она и без моей помощи понимала вполне хорошо.

Началась война. Я окончил университет, мы с женой уехали в город Киров, а потом — в армию, на Карельский фронт. О Гнедич мы знали, что перед самой войной она вместе с матерью переехала в деревянный особнячок на Каменном Острове. Потом, уже на фронте, нам стало известно, что в блокаду умерла ее мать, дом сгорел, она оказалась переводчицей в армии, в Штабе партизанского движения. Иногда от нее приходили письма — часто стихи, потом она исчезла. Исчезла надолго. Никаких сведений ниоткуда не поступало. Я пытался наводить справки — Татьяна Гнедич как сквозь землю провалилась.

✤✦∴✦✤

После войны мы с женой оказались в той же квартире, в доме 73/75. Прежнего населения не осталось: почти все умерли в блокаду. Лишь изредка встречались чудом уцелевшие старорежимные дамы в шляпках с вуалью. Однажды — дело было, кажется, в 1948 году — за мной пришли из квартиры 24; просил зайти Лозинский. Такое случалось редко — я побежал. Михаил Леонидович усадил меня рядом, на диванчик и, старательно понижая свой низкий голос, прохрипел:

«Мне прислали из Большого дома рукопись Татьяны Григорьевны Гнедич. Помните ли вы ее?» Из Большого дома, с Литейного, из государственной безопасности? (Лозинский по старой памяти говорил то ЧК, то ГПУ.) Что же это? Чего они хотят от вас? «Это, — продолжал Лозинский, — перевод поэмы Байрона «Дон Жуан». Полный перевод. Понимаете? Полный. Октавами, прекрасными классическими октавами. Все семнадцать тысяч строк. Огромный том первоклассных стихов. И знаете, зачем они прислали? На отзыв. Большому дому понадобился мой отзыв на перевод «Дон Жуана» Байрона».

      Продолжение следует….

  ▤      http://www.novayagazeta.ru/apps/gulag/48193.html
   Картинки и фотографии

</i>
☺  ☺  ☺  ☺  ☺  ☺  ☺  ☺  ☺  ☺  ☺  ☺
☻      ☻     ☻     ☻     ☻     ☻     ☻     ☻
<i><b>
Станислав Ежи Лец…. И ни слова больше….Ъ Ъ Ъ
</i></b>
                                                          
<i>
 ܐ    Вы думаете, этот автор мало чего достиг? Да ведь он снизил общий уровень.

ܐ     Ни с какой точки зрения нельзя быть слепым.

ܐ     Брось первый камень, а то тебя назовут эпигоном.

ܐ    Иуды тоже научились носить кресты.

ܐ     Иногда юморист впадает в отчаяние: ему не удается быть смешнее, чем пафос других.
</i>
   


<i><b>Имена московских улиц </i></b>


♖☗  ۩ ⌂ ⌂ ۩
   ☗♜♖♜♖⌂⌂

<i>
Начиная со средних веков, Москва имела черты резкого разделения проживания населения по сословиям и профессиональной принадлежности. Это отразилось в названиях многочисленных улочек и переулков Первопрестольной.

<b>
Хрущевский переулок
</b>
Хрущевский переулок в Москве находится в Центральном округе столицы района «Хамовники». Является сквозным проездом между Гагаринским переулком и улицей Пречистенка.

Протяженность - порядка 170 метров.

Ближайшая станция метрополитена - Кропоткинская.

Происхождение названия и история Хрущевского переулка

Первое известное название нынешнего Хрущевского переулка - Зиновьевский. Топоним связан с домовладельцем Зиновьевым, служившим советником в ведомстве Судного приказа и который проживал здесь еще в первой половине восемнадцатого века.

Затем, переулок переименовали в Барятинский по фамилии князей Барятинских, городская усадьба которых находилась на углу с улицей Пречистенка. Название сохранялось вплоть до 1812 года.


После страшного пожара времен наполеоновского захвата Москвы, место под бывшей усадьбой Барятинских выкупает А.П. Хрущев. Он выстраивает здесь роскошный особняк, который до сих пор представляет собой памятник архитектуры.

С момента заселения А.П. Хрущева эта московская улочка получила новое название - Хрущевский переулок.

С 1961 года история Хрущевского переулка связана с Государственным музеем имени А.С. Пушкина, залы которого разместились в усадьбе А.П. Хрущева.

В переулке расположено представительство иностранного государства - посольство Люксембурга.

Продолжение следует…


</i>                                                    
<i><b> Преданья старины… </i></b>
*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*
*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*
<i><b>
Торговая империя Елисеевых
</i></b>
*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*
<i>
 Трудно найти человека, который не знал бы, не слышал бы о самом “вкусном” в стране магазине с ласкающим слух именем  -    “Елисеевский”. С детства, с начала 70-х, помню этот совершенно фантастический аромат кофе, шоколада, чего-то ещё очень вкусного…    
             
И конечно, все знали, что именуется этот дворец (магазином его назвать язык не поворачивается) в честь бывшего хозяина  -      купца Елисеева, а официально он называется Гастроном №1. (Скажите, а почему бы не назвать Эрмитаж музеем №1?)         
                             
А знаете ли вы, что к моменту национализации (экспроприации) фирма “Братья Елисеевы” имела славную вековую историю?

Впрочем, и у Гастронома №1 была своя громкая история – его директора Юрия Соколова за хищения в особо крупных размерах,  приговорили к высшей мере. Очень показательно!

Но, вернёмся к истокам. Оказывается, знаменитый на всю Россию “Елисеевский” магазин вполне мог бы называться иначе – “Касаткинский”, если бы не любовь сыновей к своему батюшке, который своим примером и наставлениями научил их трудолюбию   и тем вывел в люди. В прославление не подлинной своей фамилии – Касаткины, а имени батюшки они назвали основанное ими дело по общему отчеству: “Товарищество братьев Елисеевых”. А внуки закрепили дедово имя в памяти России, передав через полвека — это название двум магазинам, самым роскошным во всем государстве и похожим, как братья-близнецы, –  в Санкт-Петербурге и Москве. И третьему – в Киеве…                                                                                                                                                                            
                                                                              

Все началось с графа Шереметева. Его крепостными были Касаткины, а глава семейства Пётр Елисеевич Касаткин работал у графа садовником. Согласно легенде, известный экстравагантными поступками граф Шереметев, поражённый свежей земляникой,  принесённой умелым садовником в зимнюю стужу, воскликнул: “Проси чего хочешь!”                                                                                             

Так Пётр Елисеевич Касаткин получил вольную, и начал удивительную, головокружительную карьеру, которую подхватили  его родственники – брат Григорий, сыновья…                                                             

Торговля шла в гору, апельсины, заморские фрукты, табак, и Пётр Елисеевич, оставив Григория на хозяйстве, уезжает в далёкую Испанию, потом в Португалию, на остром Мадейра. Там он развивает кипучую деятельность, изучает технологию приготовления вина, открывает склады, и налаживает поставки самого лучшего вина прямо в Петербург.                                   
Фирма процветает, и вдруг…умирает не дожив до 50 лет в 1825 году.

Но, дело развивается, и главенствующая роль переходит к его среднему сыну Григорию Петровичу.

В 1873 году, когда во главе всех дел стоял Григорий Петрович (уже действительный статский советник и гласный городской Думы), он представил в Вене свою коллекцию вин и получил почетный диплом, в Лондоне – Золотую медаль.                                          

А продолжателем славных дел уже становится сын Григория Петровича – Григорий Григорьевич Елисеев.
Именно при нём фирма достигла апогея в своём развитии, именно он открыл этот самый-самый знаменитый магазин на Тверской,  и именно он стал последним владельцем знаменитой компании…                                              

К 100-летию основания вышел фото-буклет с очень красноречивыми снимками.

И вот наступил погожий летний день 1901 года, на который был назначен торжественный молебен в честь открытия                                                             
“Магазина Елисеева и погреба русских и иностранных вин”. К утру разобрали деревянный ящик, и преисполненная любопытства                                                           
публика ахнула, увидав великолепный фасад, а через огромные блистающие чистотой окна – роскошную внутреннюю отделку магазина:
высокий, в два этажа, зал, свисающие с потолка великолепные хрустальные люстры, потолок и стены, отделанные сказочным декором.                     
Магазин действительно словно бы явился из “1001 ночи”.

Среди тех, кто вошёл в царство гурманов через устланный коврами Козицкий переулок, была вся московская знать во главе  с военным генерал-губернатором (сыном императора Александра II) Великим князем Сергеем Александровичем с супругой,  гласные городской Думы. Разнообразие винных, гастрономических, колониальных товаров не поддавалось описанию. Обо всём можно было узнать у галантных приказчиков, почтительно отвечавших на всевозможные вопросы покупателей.                                                                                                                                                                         

Сортов кофе было так много, что москвичи терялись, какой кофе покупать – аравийский или абиссинский, вест-индский или мексиканский. Приказчики склонялись к тому, что ароматнее всего кофе из Южной Америки или, по крайней мере, из Центральной.                                                                                          
Тогда в России кофе пили немногие. На одного жителя приходилось едва ли сто граммов в год, в Англии в ту пору пили в пять раз   больше, но вот кто действительно тогда наслаждался ароматным напитком, так это голландцы – в 81 раз больше, чем россияне.                                    

В России был популярен чай. И Елисеевский магазин предлагал богатейший выбор чаев из Китая, Японии, Индии, Цейлона.                                                   
Тонкие знатоки предпочитали покупать у “Елисеева” чай с Явы.

Сложный букет ароматов Елисеевского магазина создавали пряности: в самом пахучем уголке его гнездились прекрасные склянки с ванилью, гвоздикой, кардамоном, шафраном, корицей, мускатным орехом…     

Очень высоко ценили покупатели сырный отдел. В любое время года выбор разнообразных сыров казался безграничным.                                                        
Твёрдые – швейцарский, честер, эментальский, эдамский и, конечно, итальянский “гранитный” пармезан. Еще более разнообразным     представал прилавок мягкого сыра: на непромокаемом пергаменте лежали в соседстве “жидкий” бри, невшатель, лимбургский, эдамер, шахтель…         
 (Кстати, его заметил Гиляровский, и именно его предпочитала вся богатая Москва.)

Григорий Григорьевич Елисеев открыл москвичам “деревянное масло” (так тогда называлось оливковое).                                                                                    
Оно из Прованса шло через Одессу и Таганрог.  

В трех залах магазина было пять отделов: гастрономический, сверкавший всевозможными бутылками и хрусталем “баккара”, колониальных товаров, бакалея, кондитерский и самый обширный – фруктовый. На редкость аппетитны были кондитерские изделия – большие и малые торты или маленькие “дамские пирожные” (птифуры), которыми хорошо угостить спутницу, проезжая мимо Елисеевского. Этим незаметно завлекали в магазин будущую покупательницу: получив удовольствие от угощения, дама замечала и другие продукты, которые ей внезапно становились необходимыми к своему столу… Пирожные выпекались в собственной пекарне во дворе и словно хранили её тепло. Их не коснулся холод ледника – он хорошо хранит, но вкуса не прибавляет.                                                                                                                                                                                                                                                                        

Десятки сортов колбас изготавливались в своей колбасной тоже во дворе, который когда-то расчистил Малкиель…
    
 Москва оценила и новинку: грибы из Франции – трюфели. Они, конечно, стоили дорого, но очень годились для торжественного обеда.                            
А анчоусы? Таким красивым словом называлась маленькая подкопченная, специального посола рыбка, бурая на спинке, с серебряным брюшком.
Глядя на восторженных людей, по достоинству оценивших его вкус и размах, Григорий Григорьевич спокойно, но многозначительно улыбался, потому что готовился удивить публику чем-то еще более значительным.

У Григория Григорьевича Елисеева было пятеро сыновей, и он гордился ими. А ещё у него была любимица-дочка,  и хранительница очага – мать его детей, жена, Мария Андреевна.                                                

И вдруг в семье разразился скандал. О нём заговорили все, кто знал и не знал Елисеевых. Стряслось великое несчастье.                                                                     
Жена Григория Григорьевича, пятидесятилетняя Мария Андреевна, из рода известных купцов Дурдиных, внезапно покончила жизнь самоубийством – повесилась на собственной косе…


Это случилось 1 октября 1914 года. И все сразу узнали причину: миллионер Елисеев давно тайно любил Веру Федоровну Васильеву,   замужнюю молодую даму (она была моложе Григория Григорьевича почти на двадцать лет). Кто-то донёс сыновьям, слух дошёл  до их матери, и она не перенесла позора.                                                                                         
Выяснилось чудовищное для сыновей обстоятельство: 26 октября, всего через три недели после смерти жены,  Григорий Григорьевич, только что отметивший свое пятидесятилетие, обвенчался в Бахмуте с виновницей семейной трагедии.                                                                                                                                                                           
На этом фоне высочайшее повеление внести в первую, самую почетную, часть Дворянской родословной книги новую жену – Веру Федоровну они восприняли как оскорбление покойной матери. Недавно еще дружная большая семья распалась.                                                                                                                                              
В доме отца осталась жить только младшая – дочь Машенька, которой шел пятнадцатый год.                                                                                                         
Братья поклялись отнять у отца Машу.

Григорий Григорьевич, зная твердый характер сыновей – у него самого был такой же, – нанял телохранителей.                                                                                        
Они сопровождали девочку в гимназию, на прогулках с бонной, сидели в подъезде, прохаживались круглые сутки возле  опустевшего роскошного дома.                                                            

В это время братья составили хитрый план похищения и выполнили его успешно. На повороте улицы, когда Машенька    с надоевшими ей телохранителями возвращалась в экипаже из гимназии домой, произошло столкновение: какой-то лихач, словно слепой, наехал прямо на карету. Охранники только на минуту выскочили из экипажа, чтобы разобраться с наглецом,  как тут же из подъезда дома выскочили нанятые молодцы, подхватили девочку и заперли за собой дверь.
                                                                                                                                                                                                        
Войти в дом никто не имел права – частная собственность. Явилась полиция, а вскоре прибыл и сам Григорий Григорьевич, но и ему, теперь потомственному дворянину, главе всех санкт-петербургских купцов, бессменному гласному городской Думы, человеку со связями в высшем свете, богатому и могущественному, не удалось вернуть свою дочь.

И тут разразилась революция. В 1918 году у Григория Григорьевича отобрали все имущество и, конечно, любимые магазины в Москве, Петрограде, Киеве, шоколадную фабрику “Новая Бавария”… Григорий Григорьевич уехал во Францию.

Он умер в 1949 году в почтенном возрасте – 84-х лет, пережив свою жену на три года. Они похоронены на кладбище Сент-Женевьев-де Буа..

По-разному сложилась жизнь сыновей Григория Елисеева.

Старший, Григорий Григорьевич, стал хирургом. После революции он не покинул Россию, за что и поплатился жизнью:                                                               
после истории с убийством Кирова его вместе с братом Петром Григорьевичем, также оставшимся в России, в 1934 году сослали в Уфу, где в декабре 1937-го арестовали и, осудив по статьям 58-10 и 58-11 (контрреволюционная деятельность и агитация), оперативно расстреляли.                                                                                              

Наиболее удачно сложилась жизнь Сергея Григорьевича. Уже к 1917 году он был известным ученым-японоведом, дипломатом и приват-доцентом Петроградского университета. В 1920 году ему удалось на лодке переплыть из Питера в Финляндию, и приват-доцентом Петроградского университета. В 1920 году ему удалось на лодке переплыть из Питера в Финляндию,   откуда он перебрался сначала во Францию, а потом и в США.                                                                                                                                                                 

А та самая Машенька Елисеева прожила долгую жизнь, и скончалась в конце шестидесятых годов. Её первый муж штабс-капитан Глеб Николаевич Андреев-Твердов был расстрелян большевиками как заложник во второй половине 1918 года.                                                         

Вот так закончилась знаменитая династия Елисеевых, и только имя их по прежнему звучит громко, потому что до сих пор люди, затаив дыхание, заходят в этот сказочный дворец-магазин!


►►  http://www.fresher.ru/2014/02/04/torgovaya-imperiya-eliseevyx/

ПОСМОТРИТЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!
►►    Картинки и фотографии
http://www.fresher.ru/2014/02/04/torgovaya-imperiya-eliseevyx/


</i>