17 сент. 2021 г.

Жванецкий о Владимире Высоцком

 •*ᵉᵉ˪.̥⁺˚(ˇˇ)ᵒᵛᵉᵧ

<b>  

«Иногда я пользовался дружбой с ним…»: Жванецкий о Владимире Высоцком и Марине Влади

</b>  <i>

Иногда я пользовался дружбой с ним. Я жил тогда в Ленинграде. Был я холостой, одинокий. Ко мне приходила девушка, я ставил «Кони привередливые».

У нас развивались отношения, и я звонил Володе: «Володя, тут прелестная девушка есть».

Он говорит: «А ты „Кони привередливые“ поставил?»

Я говорю: «Да».

Он: «Дай ей трубку».

Я уж не знаю, что он там говорил или, может быть, напевал, но он очень болел за меня и содействовал моим успехам.

После такого звонка я был королём положения, и мы с этой девушкой становились друзьями на долгие годы, потому что тогда Володин авторитет среди женщин был абсолютно непререкаем. То, что я запросто мог набрать его телефон, — а если нет дома, то я в театре его находил или ещё где-то, — поднимало меня невероятно в глазах тех людей, которые у меня собирались.

***

Когда Володя приезжал в Питер, то там собирались такие люди, как Кира Ласкари (брат Андрея Миронова), Миша Барышников, Сергей Юрский, Александр Демьяненко, вот этот Шурик. Это самые лучшие люди, которых я знаю, самые душевные. Ещё в той компании была Наташа Тенякова, жена Юрского, и Белла Ахмадулина там бывала. Обе молодые, красивые, в париках, которые тогда были в моде.

----- 2

<i>

Мужчины шли в баню в гостиницу «Астория». Это была единственная баня в Советском Союзе, куда подавали какую-то еду. В предбаннике мы выпивали и закусывали, а потом шли в парную.

И вот однажды Ахмадулина предложила: «А давайте сделаем так: Володя поёт, а Миша читает». Так и сделали. Володя пел, я читал, он пел, я читал…

Запомнилось, что и Наташа, и Белла были уже немножко выпивши, и парики у них так были немножко набекрень. И Белла тогда сказала: «И всё-таки — Высоцкий!». И вот за что я Белле всю жизнь благодарен, за это «И всё-таки».

***

Однажды я ехал с ней и Володей вместе в их машине. «Рено-16» — это я помню. Володя что-то говорил. И вдруг спустило колесо сзади. Они продолжали разговаривать между собой, спорили о чём-то. Очнулся — я меняю колесо. Было очень темно. Подъехал сынок какого-то крупного начальника на «Волге». Стал фарами светить мне в помощь… И говорит Высоцкому и Влади: «Пока ваш водитель меняет колесо, можно ваш автограф?» Я работал в порту раньше, был ловкий. Поменял колесо, и мы поехали в гости к какому-то замминистра.

***

У нас был общий друг, капитан теплохода «Грузия» Гарагуля. Он очень опекал и Володю, и Марину. У себя на корабле он мог поселить их вместе даже до того, как они поженились. Он давал сведения в пароходство, в кассы морские, о том, что «люкс» протекает, там невозможно находиться. Таким образом, каюта «люкс» выводилась из продажи, и там селились Марина с Володей, и где-то три недели или месяц они плавали от Одессы до Батуми.

----- 3

<i>

Когда Володя с Мариной приехали в Одессу, я их поволок на квартиру к Черепанову, заместителю начальника пароходства. Он мне очень нравился, очень симпатичный человек. Я помню, как со всех квартир в этом многоэтажном доме сносили спиртное и закуски к Черепанову. Марина говорила: «Не надо, не наливайте ему! Лучше я буду пить». Володя попросил гитару и пел бесконечно!

***

У Володи Высоцкого постоянно обворовывали машину, у любимого поэта. Машина стояла во дворе, бесконечно свинчивались подфарники, всё подряд, машина Высоцкого, ну Мерседес, не могли простить наши люди, что это Мерседес, и эта несчастная Марина, которая говорила: «я тащу это железо через границу, я в руках тащу», она тащила подфарники, она тащила всё, Марина Влади, звезда, на таких красивых ногах и красивыми руками, она тащила эти железные детали из Франции в Союз.

***

Почти всё в бытовом отношении добивалась для него Марина Влади. Она и квартиру в Москве выхлопотала, и в Париже через мэра (для этого она стала членом Компартии Франции, вице-президентом Общества «СССР — Франция») пробилась к Брежневу, встретилась с ним и выбила-таки визу для Володи на свободный въезд-выезд. Это всё Марина! Ей тоже нужно памятник ставить!

 Игорь Кохановский

ЛЮДИ . ЖИЗНИ . СУДЬБЫ

<i>
Когда 1-го сентября 1952 года <b> Игорь Кохановский </b> вошёл в свой 8 «б», то увидел много «новеньких», вернее тех, кто раньше учился в этой школе, но в других, параллельных 7-х классах.

В то время после «семилетки» поступали в техникумы, и в результате переформирования, уменьшения классов, среди «новеньких» появился и Владимир Высоцкий.

Они с ним чем-то внешне были похожи, и по необъяснимой причине сразу же сели за одну парту. Так началась новая дружба, в которой они бок о бок шли по жизни и только в 1973 году стали расходиться в стороны.

Литературой Игорь и Владимир увлеклись в 10-ом классе. От учительницы узнали о существовании Игоря Северянина, Николая Гумилёва, Саши Чёрного.

У Велимира Хлебникова обоих потрясла строчка: «Русь, ты вся – поцелуй на морозе». Стали ходить в читальный зал Библиотеки им. В.И.Ленина, брать книги этих поэтов, что-то выписывать, заучивать.

Вообще читальный зал Ленинки в те годы пользовался популярностью у старшеклассников Москвы ещё и потому, что был своеобразным местом встреч и знакомств.

Многие впечатления от прочитанного легли позже, отразились в творчестве Владимира Высоцкого, к примеру гумилевский «изысканный жираф», стал прототипом песни «В жёлтой жаркой Африке».

После школы Игорь Кохановский и Владимир Высоцкий поступили в один институт – Московский инженерно- строительный имени В.В.Куйбышева, но Владимир проучился в нём один семестр, до нового 1956 года ,и поступил в школу-студию МХАТ.

Игорь и Владимир продолжали общение, а с осени 1961 года Владимир стал писать песни, а Игорь – с дипломом инженера-строителя всё время переходил с работы на работу, тихо ненавидя свою «инженерную стезю».

----- 2
<i>
Когда в очередной раз Игорь и Владимир встретились, то Владимир спел свои первые пять песен: «Татуировку», «Их было восемь», «Город уши заткнул и заснуть захотел», «Что же ты, зараза бровь себе подбрила», «Синие, зелёные, жёлтые, лиловые».

Игорь Кохановский был страшно удивлён.

Ведь до этого вроде бы ничего не предвещало подобного "взрыва творчества".

Под впечатлением впервые услышанного, по белой зависти, Игорь Васильевич решил написать свою первую песню, чтоб она так понравилась Владимиру Высоцкому, как своя.

В итоге за полчаса, глядя, как падают листья с клёнов, которые недавно ещё горели каким-то невероятным пламенем, Игорь Васильевич написал песню, которая у нас чуть ли не стала своеобразным гимном молодёжи 60-х годов прошлого столетия:

Клёны выкрасили город
Колдовским каким-то цветом.
Это снова,
это снова
бабье лето,
бабье лето.
Что так быстро тают листья –
ничего мне не понятно.
Я ловлю, как эти листья,
наши числа,
наши даты.
Только вот тревожно маме,
что меня ночами нету,
что опять меня обманет
бабье лето,
бабье лето.
Я кружу напропалую
с самой ветреной из женщин.
Я давно искал такую –
и не больше
и не меньше.
Я забыл когда был дома,
спутал ночи и рассветы.
Это омут,
это омут –
бабье лето,
бабье лето.

Владимир Высоцкий часто пел на концертах и в кругу друзей песню «Бабье лето», что было своего рода признанием песни с его стороны.

А Клавдия Ивановна Шульженко при встрече и знакомстве с Игорем Кохановским сказала ему: «Игорь, Вы, наверное, знаете, что я много пела любовной лирики, но не помню, чтобы меня так задевали стихи, как Ваши».

✔✔Владимир Басов

<i>
Ко дню памяти. Когда Михаил Ульянов пришел в больницу навестить своего друга <b>  Владимира Басова, </b>  тот лежал неподвижно, уставившись в потолок. Не поворачивая головы, еле слышно произнес: «Миша, страшнее болезни ничего нет, ничего..»
Шел последний год его жизни.

Где опять Басов? - нетерпеливо произнес режиссер Борис Бушмелев. Перерыв подходил к концу. Ассистент робко указал глазами в сторону прикрытой двери. Оттуда доносился голос.

- Сашка, вы пообедали? Ну-ну, знаю я вас. Лизу не обижай, и уроки не забудь сделать! -

Владимир Павлович старался говорить шепотом, но у него это получалось плохо.
Съемочная группа терпеливо ждала. Коллеги знали о непростой ситуации в семье артиста. Тяжелый развод с женой, двое детей, которые остались на его попечении. При любом удобном случае он звонил им. Ни одна роль не была так важна для Владимира Павловича, как роль отца.

Его собственное детство не было безоблачным. Отец, человек военный, погиб рано. Мать, сельская учительница, вместе с маленьким Вовой постоянно ездила по городам и весям. Там она читала неграмотным ребятишкам Чехова, Пушкина, Достоевского.
Сын, затаив дыхание, сидел рядышком, слушал. Ему так хотелось попасть в одну из этих увлекательных историй!

...Июнь 1941 года. Худощавый паренек решительным шагом подошел к доске объявлений у входа во ВГИК. Где тут расписание вступительных экзаменов на режиссерский факультет? Однако учебу пришлось отложить - началась война. Володя Басов отправился на фронт добровольцем, прибавив себе лишний год.

Всегда веселый, ироничный, беспечный - сразу и не скажешь, что человек воевал. Он даже как будто пытался скрыть этот факт. Медали прятал в столе, про свои военные заслуги умалчивал...

----- 2
<i>
Спустя шесть лет после первой попытки Владимир Басов вновь стоял у дверей ВГИКа.
Годы учебы пролетели незаметно. И вот уже одна за другой выходят киноленты, где в титрах значится: «Режиссер - В. Басов». Мечта сбылась.

На Мосфильме шли съемки картины «Я шагаю по Москве». Ничего не подозревавший Басов мыл руки в туалете, когда к нему подбежал взволнованный Георгий Данелия.

- Вова, ты нам нужен! Всего одна сцена, прошу тебя! Роль полотера. Маленькая, но яркая и смешная.
- Да ну что вы, в самом деле? Я ведь не актер, я зажат перед камерой, весь фильм вам испорчу! Да и занят я, у меня монтаж.
- Выручай! Так, как ты, истории рассказывать никто не умеет. А нам это и нужно - история, человек в кадре.

Вопрос был решен - как и дальнейшая судьба Басова. Оказывается, он может так, с ходу, изобразить какого угодно персонажа! Мышлаевский в «Днях Турбиных», риелтор Бубукин в картине «По семейным обстоятельствам», Артур Артурович в «Беге», наконец, Дуремар в «Приключениях Буратино»...

Никогда не скрывал: работает не только ради призвания, но и ради денег. «Волка ноги кормят», - часто повторял Басов. И чувствовалась в этих словах какая-то безысходность. Родных уж больно много. Все любимые, всех кормить надо.

«Как же вы вышли замуж за Басова?» - удивленно спрашивали красавицу Валентину Титову неравнодушные граждане. - Он же такой непривлекательный!» В ответ она смеялась. Да что они понимают? Пообщались бы с ним несколько минут и поняли бы, что нет человека красивее. Но друг друга они нашли не сразу...

С первой женой, Розой, у Басова не сложилось: молодые были, зеленые. Второй союз с актрисой Натальей Фатеевой был совсем иным. Актер страстно любил жену и жутко ревновал. «Когда же ты, наконец, постареешь?» - гневно бросал он, когда очередной партнер по фильму пытался ухаживать за Натальей.

----- 3
<i>
Владимир Павлович переживал, чувствовал себя брошенным. И все чаще назначал встречи со своим «старым другом» - алкоголем. Не спасло брак даже наличие сына Владимира. Чувства, когда-то сильные и пылкие, стали стремительно затухать.

Когда на студии появилась молодая актриса Валентина Титова, брак актера уже трещал по швам. Басов устал, измотался, выдохся...

- Приведите мне ее, пусть хоть мельком покажется!

Девушка заглянула в дверь его кабинета, поздоровалась и почти сразу исчезла. Но этого было достаточно. «Женюсь!» - то ли в шутку, то ли всерьез воскликнул он. После оказалось - всерьез.

Сначала никто не мог понять, взаимна ли их любовь. Валя просто не смогла устоять под его напором. Когда Владимир Павлович делал ей предложение, она была уже беременна. Родители девушки пытались отговорить ее: ну зачем он тебе, ты посмотри, он же старый! Все изменила первая встреча с будущей тещей.

- Марья Ивановна, честное слово, если бы я узнал вас раньше, то непременно женился бы на вас! - со всей страстью, на какую только был способен, произнес Владимир Павлович.
До самой смерти они с тещей оставались лучшими друзьями.

Дети, жена, работа по душе - все в жизни Басова вроде бы наладилось. Беда пришла нежданно-негаданно.

- Валя, сердце что-то щемит... - еле слышно произнес однажды Владимир Павлович.

Жена бросилась к телефону. Прибывшие медики решили не госпитализировать пациента. Отделались странными рекомендациями: крутить левой рукой и принимать горячие ванны. А спустя три дня Басова увезли на скорой с инсультом.

Почти два месяца Валентина Антиповна ухаживала за мужем в больнице. Он тяжело восстанавливался: передвигался мало, в основном с палочкой, быстро утомлялся. Но хуже всего было его внутреннее состояние. Он вдруг осознал, что больше не сможет работать и жить в полную силу.

----- 4
<i>
И нашел «выход» - снова начал пить. Как будто устал сдерживаться, словно внутри у него лопнула какая-то струна. Валентина не смогла это терпеть. Она просто ушла.

Боль от расставания с любимой женщиной была столь сильна, что Басов ожесточился. Квартиру не делить, детей оставить с ним - таковы были его условия. Удивительно, но сначала суд, а потом и бывшая жена согласились.

Однажды Владимир Павлович где-то прочел, что у пингвинов часто самцы высиживают яйца и заботятся о потомстве. «Так вот, мы, значит, с вами пингвинья семья!» - попытался он приободрить детей. Они любили отца, но вряд ли были на его стороне.

После первого инсульта Басов стал появляться в больницах все чаще, а в театре все реже. Специально для него даже ввели должность «режиссер-консультант». Благодаря ей Владимир Павлович мог получать не только пенсию, но и зарплату.

Он любил повторять, что не верит в смерть. Однако в последние годы словно чувствовал, что она идет за ним по пятам. Стал общаться со старшим сыном Володей, с которым 14 лет не выходил на контакт. Больше времени старался проводить с Сашей и Лизой. Как же быстро они растут...

----- 5
<i>
А вот друзей и коллег сторонился. «Не приходите больше», - сжав зубы, говорил он им, вцепившись в край больничной койки. Допускал только самых близких, а то «жалеть еще вздумают!» Немощь сделала его раздражительным стариком.

- Пап, давай помогу!

Сын Саша стоял в дверном проеме ванной и наблюдал за тем, как неловко отец держит бритву.

- Вот уж нет! Что-что, а бриться я буду сам!

Саша молча отступил - с папой спорить бесполезно. В следующую секунду послышался стук упавшей бритвы. Следом за ним тяжело осело тело Владимира Павловича.

- Папа, папа, ты что? Ты что?!

Молодой человек испуганно метался между отцом и телефонным аппаратом. Скорую, срочно! Но было поздно: врачи могли только констатировать смерть Владимира Басова, в которую актер никогда не хотел верить.

 

_██_

‹(•¿•)›

..()

.../ I&emsp; &emsp;  <b>Михаил Анатольевич Мишин</b>

<i>

БОЛЬШЕ ЧЕМ ЖИЗНЬ

Человек больше, чем его жизнь.
Фантазия подсказывает – были варианты.
Мог бы явиться Сергеем, Андрюшей, Прасковьей Петровной, водолазом, эндокринологом, китаянкой. Мог бы дирижировать оркестром, заклинать змей, спать с прапорщиком. Мог бы прожить другую жизнь, третью, сотую…

Мог бы.

Но не можешь - тебе назначен лишь один вариант.
Один из триллионов. Стальные нервы надо иметь, чтобы смириться. Чугунные мозги, чтобы не пытаться найти в этом смысл. Поиски смысла – это поиск себя. Занятие упоительное. Хочешь - ищи в одиночку, хочешь – зайди в шашлычную и привлеки сочувствующий коллектив. Способы разные - результат один: найти себя целиком не удаётся, в лучшем случае какие-то ошмётки.
Потому что ты больше, чем твоя жизнь.

Она - такая коротенькая, такая единственная - тебя не вмещает.
И душа бесится, жаждет вырваться из камеры-одиночки. Прожить по-другому, по-новому! Ты уже знаешь - как! Ты уже всё придумал, продумал, отбросил сомнения, изготовился, набрал воздуху – и тут судья с вышки орёт: "Время!", останавливает секундомер и врубает Шопена.

Обидно до смерти, причем буквально. Мы - последнее поколение конечной жизни. Последнее, прикованное к часам.

Уже обнаружена заветная клетка, осталось её чуток расковырять - и бессмертие поступит в аптеки по тридцать таблеток в упаковке. Конечно, надо будет доставать фирменные, потому что тут тебе вместо бессмертия могут впарить слабительное.

----- 2
<i>

Последствия таблеток будут глобальные. Я не о политике – эти уже и так сидят вечно. Начать с того, что полностью обессмыслятся юбилеи. Пригласила тебя девушка на своё семисотлетие – ну и что ты ей пожелаешь, долгих лет жизни?

Нечего даже говорить о тех, кто рассчитывал получить наследство. Настаивать на своих расчётах они будут уже в психушке, куда вместе с ними попадут свихнувшиеся от голода агенты ритуальных услуг.

Но главное в бессмертии - некуда торопиться! Переходный возраст затянется на века. Пенсионный вообще не наступит.

Фраза «У меня нет времени!» сделается нелепой шуткой. Священники перестанут запугивать новобрачных:

"Пока не разлучит вас смерть..." Она уже не разлучит - придётся обладать этим чудищем вечно. И самое страшное - телевизор.

Представь, прошла тысяча лет, включаешь - а там "Давай поженимся" и Соловьев...
Зато сбудется мечта о новых воплощениях. Скушал таблетку – прожил как честный человек, скушал другую – прожил как нормальный. И так, глотая таблетки, изведаешь все участи, примеришь все цвета кожи и разрезы глаз, переспишь со всеми женщинами, убедишься, что все мужики сволочи, прочтёшь все книги, потом их напишешь, победишь в войнах, облетишь звёзды, утолишь печали, ответишь на все вопросы.

Кроме одного – что дальше?

А дальше бесконечность, которую собой уже не заполнить.
Потому что ты стал меньше, чем твоя жизнь. Смысл которой исчез, и ценность обратилась в ноль.
Ибо какая ценность может быть у того, что никогда не кончится?

✔✔

ОШИБКА ДОКТОРА БОТКИНА

&emsp; &ensp;  (+[___]::) &ensp;  c(___)7  \~/ &emsp; ---(|||]==[]

<b>  

Виталий Головков</b>

17 сентября день рождения великого врача. Как тут не вспомнить связанную с ним историю?

<i>

ОШИБКА ДОКТОРА БОТКИНА

Сергей Петрович Боткин вошел в историю как гениальный клиницист. В юношестве ему прочили карьеру великого математика, но судьба распорядилась иначе – его талант и увлеченность привели его в созвездие великих врачей России.

Считается, что он никогда не ошибался в диагнозе. Впрочем, один раз все же был, и эта ошибка обошлась доктору ценой его собственной жизни.

Его научное любопытство граничило с одержимостью. Даже в медовый месяц, когда они с молодой женой отправились в поездку по Европейским курортам, он большую часть времени он посвящал не молодой супруге, а профессиональным беседам с местными докторами.

Работая по 18 часов в сутки, чтобы справляться с запредельным напряжением, Боткин поддерживал себя литрами кофе и крепчайшими сигарами. Не удивительно, что это привело к развитию стенокардии. Все чаще приходили приступы удушья – то в академии за преподавательской кафедрой, то во время приема больных.

Он, конечно же, подозревал, что дело в сердце, но гнал от себя эту мысль. Если признать наличие стенокардии, то придется решительно поменять образ жизни, но тогда приостановятся исследования, сотни людей останутся без помощи.

Сергей Петрович утешал себя тем, что слабость, полуобморочное состояние, одышка и удушье бывают также и при желчекаменной болезни, от которой сам себя и лечил. Безуспешно.

Когда болезнь стала совсем невыносимой, Сергей Петрович все-таки поехал на курорт, во Францию, где 24 декабря 1889 очередной приступ ишемической болезни, оборвал его жизнь в возрасте 57 лет.

По преданию, это и был единственный неправильный диагноз, поставленный доктором Боткиным.

 ✔✔

▂▃▄▅▆▇▉▌█

<b> 

Петр Аркадьевич Столыпин </b>родился (2) 14 апреля 1862 года в столице Саксонии Дрездене. Его родители происходили из старинных дворянских родов – Столыпиных и Горчаковых.

В 1884 году, после окончания Петербургского университета, Петр Аркадьевич поступил на службу в Министерство внутренних дел. Через два года перевелся в департамент земледелия и сельской промышленности Министерства земледелия и государственных имуществ России.

С 1902 года Столыпин занимает пост губернатора Гродно, а затем становится губернатором Саратовской губернии. В момент назначения Столыпина в Саратове проживало около 150 000 жителей, работали 150 фабрик и заводов, было более 100 учебных заведений, 11 библиотек, 9 периодических изданий. Все это создавало городу славу «столицы Поволжья».

На посту губернатора Саратова Столыпина застала и первая революция. Саратовская губерния, в которой находился один из центров российского революционного подполья, оказалась в центре революционных событий.

Уже в то время на Столыпина было проведено несколько покушений: в него стреляли, бросали бомбы, террористы в анонимном письме угрожали отравить младшего ребенка Столыпина – трехлетнего сына Аркадия. Для борьбы с восставшими крестьянами применялся богатый арсенал средств - от ведения переговоров до применения войск.

За подавление крестьянского движения в Саратовской губернии Петр Аркадьевич Столыпин – камергер двора Его Императорского Величества и самый молодой губернатор России – получил благодарность императора Николая II.

Вообще, выдающийся русский политик Петр Аркадьевич был еще и грамотным реформатором и за свою жизнь приобрел широкую известность. На посту премьер-министра России Столыпин был инициатором разработки ряда крупных законопроектов, в том числе по реформе местного самоуправления, введению всеобщего начального образования, о веротерпимости.

----- 2

 Инициатор создания военно-полевых судов, он провел новый избирательный закон, существенно усиливший позиции в Думе представителей правых партий, а также начал проведение столыпинской аграрной реформы – но завершить ее не успел…

По разным данным, на жизнь Петра Аркадьевича Столыпина было совершено от 10 до 18 покушений. Умер Столыпин (5) 18 сентября 1911 года в Киеве – последнее покушение удалось.


***

<i>Столыпин стоял около своего места в театре, облокотившись на барьер оркестровой ямы, и беседовал с министром Императорского двора В.Б. Фредериксом, военным министром В.А. Сухомлиновым и графом И.А. Потоцким, как вдруг к нему стремительно подошел молодой человек в черном фраке и совершил два выстрела. Киевский губернатор А.Ф. Гирс, свидетель этой сцены, писал: "Петр Аркадьевич как будто не сразу понял, что случилось. Он наклонил голову и посмотрел на свой белый сюртук, который с правой стороны под грудной клеткой уже заливался кровью. Медленными и уверенными движениями он положил на барьер фуражку и перчатки, расстегнул сюртук и, увидя жилет, густо пропитанный кровью, махнул рукой, как будто желая сказать: "Все кончено". Затем он грузно опустился в кресло и ясно и отчетливо, голосом, слышным всем, кто находился недалеко от него, произнес: "Счастлив умереть за царя". Увидя государя, вышедшего в ложу и ставшего впереди, он поднял руки и стал делать знаки, чтобы государь отошел. Но государь не двигался и продолжал на том же месте стоять, и Петр Аркадьевич на виду у всех благословил его широким крестом".

----- 3

<b>Документ, обнаруженный в Государственном архиве Российской Федерации, </b>заставляет еще раз внимательно присмотреться к случившемуся.

✉✍

<i>

Его Превосходительству сенатору Н.З. Шульгину

Евно Азефа

Объяснение

В первых числах августа месяца 1911 года в Петербурге я был вызван к Петру Аркадьевичу Столыпину, который при личном свидании заявил мне следующее: "Пора бы перестать русскому общественному мнению метаться из стороны в сторону. Монархическая власть нам необходима как для внутреннего благоустройства и мирного преуспеяния народов, населяющих Россию, так и для разрешения внешних задач. Имея авторитет всеобщий, основанный на исторических заслугах, освященный преданием и религией, - она олицетворяет моральную и физическую силу нашего государства. Ошибки прошлого и, главным образом, чужеземное влияние задержали развитие форм правления, соответствовавших потребностям времени. Вследствие того по нашей отсталости мы имели несчастливую Японскую войну и затем внутренний бунт. После заключения мира я в качестве первого министра драконовскими мерами возвратил внутренний порядок и остановил мятежи и разбои. Но карательные экспедиции, военно-полевые суды, подавление восстания - связаны были с массой невинных жертв. Оставаясь в полной уверенности, что действия мои были согласны с долгом благоразумного и преданного слуги отечества, я нахожу, однако, вполне естественным чувство общественного негодования и жажду мести со стороны бесчисленного множества пострадавших. Я желаю дать удовлетворение этому естественному чувству злобы и мести, которое через мою голову переносится на власть вообще, ликвидировать счеты правительства, способствовать установлению внутреннего мира и повороту общественного мнения к производительной деятельности на пользу устроения государства.

----- 4

<i>

 Вот почему я обращаюсь к Вам, г. Азеф, и требую оказать мне услугу, которую Вы оказали раньше меня Вячеславу Плеве, Великому Князю Сергею Александровичу и другим".

Подробности совершения П.А. Столыпин предоставил на мое усмотрение, настаивая только на том, чтобы я не откладывал, так как после проведения через Государственную Думу и Совет законопроекта о введении земства в Западных губерниях он считал, что сделал довольно для оправдания своей памяти в глазах потомства.

Высоко уважая доблестные чувства, одушевлявшие П.А. Столыпина, движимый личной к нему глубокой симпатией, я приложил все свои старания, чтобы конец жизни его был достоин честного человека, и дал ему смерть в присутствии государя, в скором времени, согласно его желанию.

Надеюсь, никто не станет отрицать, что и жизнь г. Дмитрия Богрова, моего друга, достойным образом была принесена в жертву на алтарь любви к Отечеству.

На запрос относительно г. Кулябки честь имею предоставить на усмотрение Вашего Превосходительства, что, по общему мнению всех благоразумных киевлян, г. Кулябко строгим и благоразумным исполнением служебного долга заслужил общее к себе уважение и симпатии.

Евно Азеф.

Франкфурт-на-Майне, 10/23 августа 1912 г.

----- 5

Письмо, по-видимому, является подлинным автографом Азефа, поскольку лист, подшитый в деле, ранее был сложен вчетверо, как если бы он был извлечен из конверта; также на нем отсутствует скрепа секретаря, каковая имелась бы в случае, если бы это была копия. Почерк письма напоминает почерк Азефа на других сохранившихся документах его авторства, однако полностью подтвердить авторство даже при помощи графологической экспертизы затруднительно, поскольку в силу своего ремесла Азеф мог менять почерк...


Итак, документ заслуживает серьезного рассмотрения. При буквальном прочтении получается, что в августе 1912 г., глядя смерти в лицо, Азеф раскрыл сенатору Шульгину тайну гибели Столыпина. Или это письмо все-таки было очередной мистификацией изобретательного провокатора?