25 мар. 2014 г.

☺  ☺  ☺  ☺  ☺  ☺  ☺  ☺  ☺  ☺  ☺  ☺
☻      ☻     ☻     ☻     ☻     ☻     ☻     ☻
<i><b>
Станислав Ежи Лец…. И ни слова больше….Ъ Ъ Ъ
</i></b>
                                                          
<i>
     Существует идеальный мир лжи, где все истинно.

    Кто знает, сколько слов перепробовал Бог, прежде чем нашел то, которое сотворило мир.

    Кто схватывает идею, как насморк, тому легко начхать на нее.

    Выкорчевывайте корни зла, они зачастую питательны и вкусны.

   Я красивый, я сильный, я мудрый, я добрый. И все это открыл я.
</i>
   


</i>
<i><b>
Крылатые слова. И выражения тоже крылатые.
</i></b>
<i>
СтароеЪ, староеЪ… и не только московскоеЪ
</i>
<b>
   Король умер — да здравствует король!
</b>
<i>
С французского: Le roi est mort! Vive le roi!

Такими словами во Франции из окон королевского дворца извещали народ о кончине одного короля и начале царствования другого.

Иносказательно о каком-либо явлении (общественной или политической жизни), которое, казалось бы, исчезнув навсегда, тут же воскресает вновь — в новой форме, сохраняя при этом свою сущность (ироничное).
</i>
•••
<b>
  Костлявая рука голода
 </b>
<i>
Слова известного, русского предпринимателя Павла Павловича Рябушинского, который, как было принято считать в советский период истории страны, якобы призывал к экономической блокаде революционной России, к тому, чтобы задушить нарождавшиеся Советы «костлявой рукой голода». Позже вошло в советскую публицистику 20— 30-х гг. как самостоятельное выражение.

В действительности, выступая с трибуны 2-го торгово-промышленного съезда, Павел Рябушинский сказал (август, 1917): Нужна костлявая рука голода и народной нищеты, чтобы она схватила за горло лжедрузей народа, членов разных комитетов и советов...

Как следует из контекста его речи, оратор вовсе не призывал своих коллег «морить народ голодом». Смысл его выступления сводился к тому, чтобы подчеркнуть, что именно большевики ведут страну к катастрофе, голоду, но увидят они пагубность своего курса лишь тогда, когда вплотную столкнутся с результатами своей политики.

В конечном счете докладчик оказался прав: наступившие после революции голод и разруха заставили руководство партии большевиков отказаться от крайностей своей доктрины (запрета на свободу торговли) и разрешить частную торговлю и предпринимательство, то есть перейти к «новой экономической политике» — нэпу.

</i>
•••
<b>
    Кошка, которая гуляла сама по себе
</b>
<i>
С английского: The cat that walked by himself.        
.
Название сказки английского писателя, лауреата Джозефи Редьярда Киплинга из сборника «Вот такие истории для маленьких детей» («Just so stories for little children»).

Кошка в этой сказке говорит, что она гуляет сама по себе, то есть свободна, в отличие от других животных (лошадь, корова), которых человек приучает к своему-дому и подчиняет своей воле, заставляет выполнять различные работы и т. д. Но при этом кошка не отказывается от крова и пищи, которые ей предоставляет человек.

Шутливо-иронически об индивидуалисте, который дорожит своей свободой, ведет себя подчеркнуто независимо.

      </i>
<i><b>
    День памяти большого русского актера Михаила УЛЬЯНОВА
</i></b>
   <i> 
Семейные тайны Михаила Ульянова

Ульянов был женат один раз. С красавицей актрисой Аллой Парфаньяк он связал судьбу еще в 50-е и пронес ей верность через всю жизнь.

- Впервые увидел Михаила Александровича, когда был маленьким, - вспоминает актер Вячеслав Шалевич. - Он тогда жил в общежитии Театра Вахтангова, находящемся в том же доме, где я родился. Наблюдал его первые шаги на сцене. Запомнилось и то, как Ульянов общался с поклонницами: невежливо и чересчур жестко. Однажды я набрался наглости и спросил, почему так происходит, на что молодой артист отмахнулся: «Ты разве сам не замечаешь, что они все серые и одинаковые?!»

Те годы, о которых вспоминает Шалевич, выдались непростыми для нашего героя. Он упорно добивался руки и сердца замужней Парфаньяк, примадонны родного театра. Там же работала и первая любовь Михаила - актриса Нина Нехлопоченко.


Променяла на оркестранта

Ниночка училась на курс младше Ульянова в Щукинском училище. Их ярко вспыхнувший роман, казалось, быстро шел к свадьбе. Но за глаза друзья пары обсуждали, что это как раз тот вариант, когда один любит, а другой позволяет себя любить. Любил, и любил страстно, именно Михаил. Он был благодарен Нехлопоченко, что та стала его первой женщиной.

- И вдруг Нинка влюбилась в нашего оркестранта Борю, - говорит близкая подруга семьи Ульяновых актриса Галина Коновалова. - Свадьба расстроилась. Миша сильно страдал и даже признался своей бывшей: «Не дай бог тебе пережить то, что я пережил».

Ульянов и Нехлопоченко расстались друзьями и впоследствии много лет играли на одной сцене. Женившись на Парфаньяк, Михаил Александрович никогда не вспоминал прежние обиды и, став худруком, не лишал Нехлопоченко интересных ролей.

А вот Алла Петровна, говорят, иногда во время ссор вставляла супругу свои «три копейки». Мол, помру - женись на моей предшественнице, она женщина хозяйственная, с ней не пропадешь.

Почему-то Нина Аполлоновна о своих близких отношениях с мэтром вспоминать в подробностях не захотела:
- Ну что вам сказать о Михаиле? Он был замечательным, удивительным, порядочным и очень скромным. Таких, по-моему, уже больше нет... С его уходом наш театр осиротел, все изменилось.


Но вернемся к зарождению семьи Ульянова и Парфаньяк.
Это потом Михаил стал успешным актером, а когда он, вечно голодный юнец из сибирской глубинки, приехавший покорять Москву, завоевывал свою будущую жену, шансов у него было очень мало.
Дело в том, что обворожительная Алла пользовалась большим успехом у лучших мужчин Советского Союза. К примеру, в послевоенном 1945-м, на съемках фильма «Небесный тихоход», студенткой Парфаньяк увлекся маститый и до этого успевший трижды (!) побывать в браке актер Николай Крючков. Но Парфаньяк (кстати, мягкий знак в свою фамилию актриса добавила сама, придав ей французский флер) не стушевалась: на равных с опытным Крючковым сыграла главную роль корреспондентки газеты, а потом и приняла его ухаживания.
В 1946 году, вскоре после выхода картины на экран, они поженились, родился сын Коля. По Москве ходили слухи, что Алла вышла за Крючкова, лучшего друга Васи Сталина, еще и потому, чтобы обезопасить себя от домогательств Берии. Как известно, Лаврентий Павлович питал большую слабость к хорошеньким артисткам.

В разные годы за актрисой увивались Леонид Утесов, Александр Вертинский, драматург Алексей Арбузов и Марк Бернес.


Роман с Бернесом быстро сошел на нет, и Парфаньяк ответила взаимностью Ульянову, приведя его еще до свадьбы в свою квартиру со смежными комнатами.
Ютились вшестером: молодожены, сын Аллы Коля, родившаяся дочка Лена, мама актрисы, приехавшая помогать растить внучат, и домработница. Лишь спустя несколько лет, когда имя Ульянова загремело на всю страну, его семье выделили просторную квартиру в центре.


Но Николая, пасынка Михаила Александровича, там уже не было. Он вырос и поспешил отделиться от мамы и звездного отчима в кооперативную квартиру, которую вскладчину купили все родственники. Отношения с родным отцом - народным артистом Крючковым у Коли тоже не складывались.
- Сын - моя беда и боль, - жаловалась подругам Парфаньяк. - Не знаю, что с ним делать, он... очень странный.
Николай с юности стал диссидентом.


Дочка Елена, а потом и внучка Лиза, стали для Парфаньяк и Ульянова отрадой. В отличие от ершистого Коли они выросли приличными женщинами и нашли свое место в жизни.

- Михаил Александрович и дочку, и внучку очень любил, - говорит Вячеслав Шалевич. - Он сам до конца оставался честным во всем и их этому научил. Помню, в свое время у нас в театре возник серьезный конфликт. И я встал на сторону Евгения Рубеновича Симонова, защищал его, при всех набрасывался на Ульянова. Но Ульянов победил, его назначили худруком. И знаете, что первым делом он велел? Объявил коллективу: «Шалевича не трогайте!» Михаил Александрович вслушивался в проблемы других, помогал всем вокруг.

Парфаньяк была жесткой и требовательной женщиной, вероятно, этот характер и держал Ульянова около нее.

Парфаньяк скончалась спустя два года после смерти мужа.

- Она не пережила папин уход, для нее просто кончилась жизнь, - поделилась их дочка.

Елена Ульянова сейчас руководит фондом имени своего отца. Тихо, без лишней шумихи помогает старикам актерам, устанавливает памятники на могилах тех, кого раньше любили миллионы, но после смерти быстро забыли.


Сергей Соловьев: Ульянов не был подкаблучником!

Известный режиссер еще в юности подружился с УЛЬЯНОВЫМ. Свой первый полнометражный фильм - «Егор Булычов и другие» - он снял при поддержке Михаила Александровича.

- Представьте, я - выпускник ВГИКа и главную роль у меня согласился играть великий мастер! - рассказывает Соловьев. - Сложностей у нас не возникало, мы никогда не ссорились. Хотя поначалу кинематографические чиновники намекали Ульянову: «Зачем вам этот детский сад - какой-то Соловьев, студент вчерашний? Вы же сами хотели заняться режиссурой - вот и снимайте!» На что он твердо ответил: «Картина будет только с Соловьевым, а без него ее вообще не будет!» В один из ответственных моментов съемок Ульянов решил показать весь материал супруге, Алле Петровне. И сделал это, не потому что был подкаблучником (это не так!) и не потому что она страшная мегера: просто мнение жены для Ульянова очень много значило.

Вспомнил Соловьев и еще один случай:

- Михаил Александрович пригласил меня на свое 50-летие. Для всех друзей он заказал автобус «Интурист», и в 10 утра мы отправились из Москвы в Ростов Великий. Там погуляли по кремлю и пошли в ресторан, где уже был накрыт стол. Удивительно, за те четыре часа, что продолжалось застолье, гости сидели, а все тосты говорил Ульянов. Мы так и не вклинились. Из скромности он не позволил, чтобы ему произносили здравицы.


  Портреты и картинки
https://www.google.ru/search?q=%D0%BC%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB+%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D0%BE%D0%B2&newwindow=1&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ei=S7YxU-n2AcTV4wSFi4CgAg&sqi=2&ved=0CAYQ_AUoAQ&biw=1067&bih=517

</i>
<i><b>
░    О прекрасном поэте Марии ПЕТРОВЫХ
</i></b>
<i>
И вдруг возникает какой-то напев,
Как шмель неотвязный гудит, ошалев,
Как хмель отлетает, нет сил разорвать,
И волей-неволей откроешь тетрадь.

✤✦∴✦✤
      
ДОМОЛЧАТЬСЯ ДО СТИХОВ

Одно мне хочется сказать поэтам:
Умейте домолчаться до стихов.
Не пишется? Подумайте об этом,
Без оправданий, без обиняков.
Но, дознаваясь до жестокой сути
Жестокого молчанья своего,
О прямодушии не позабудьте,
И главное - не бойтесь ничего.

✤✦✦✤

  Марию Петровых я увидел впервые в 1925 году.
 
  Учредителем и главой первого в Москве Литературного института был В.Я.Брюсов. После кончины поэта институт его имени прекратил своё существование. Возникло новое учебное заведение - "Литературные курсы с правами высших учебных заведений" при Всероссийском союзе поэтов. Мария Петровых и я были приняты на первый курс и вошли в один из дружеских кружков юных поэтов. Наша дружба длилась вплоть до её кончины в 1979 году. В этом кружке Мария Петровых по праву оказалась первой из первых. Известны вокалисты, у которых врождённый хорошо поставленный голос. Такой хорошо поставленный поэтический голос был у Марии Петровых.
 
  В книге, которая сейчас перед вами, есть раздел "Из ранних стихов". Я уверен, что этот раздел можно было бы начать стихами не 1927-го, а 1925 года. А может быть, написанными ещё ранее.
 
  Поэзия Марии Петровых развивалась год от года, крепла, набирала силу, углублялась. Перед нею открывались новые горизонты. Но в своём постепенном, неуклонном развитии она не отступала далеко от проторенной ещё в ранней юности дороги.
 
  Мария Петровых любила жизнь, хотя и не вглядывалась в неё сквозь розовые
  очки. Даже влюблённость для неё оборачивалась скорее источником горя, чем
  счастья:
 
   /...В ту ночь подошло, чтоб ударить меня,/
   /Суровое бронзоволикое счастье./
 
  Мария Петровых искала и находила исцеление в природе:
 
   /...Увечья не излечит мгновение покоя,/
   /Но как тепло на солнце и как легко в тени.../
 
  Её душа подлинного поэта, вооружённая сильным дарованием и, казалось,
  столь беззащитная, вела сама с собой бесконечный спор. Последнее слово в
  этом споре принадлежало поэзии.
 
  При жизни Марии Петровых была издана только одна её книга: далеко не
  полный свод оригинальных произведений и переводов с армянского. Издан был
  сборник "Дальнее дерево" без её участия, в Армении, усилиями её ереванских
  друзей. Вот почему поэта такого большого таланта мало знают читатели.
  Может быть, в этом виновата и скромность Марии Петровых? Замкнутость её
  души, не умеющей распахнуться перед посторонними? Мне кажется, она знала
  себе цену - втайне: её стихами восхищались такие поэты, как Пастернак,
  Мандельштам, Антокольский. Ахматова утверждала: одно из лучших лирических
  стихотворений ("Назначь мне свиданье на этом свете") написано Марией
  Петровых. Не предьявляла ли к себе Мария Петровых непосильных требований?
  Нет, она справилась бы с труднейшей задачей.
 
  Тайна её поэзии не в этом.
 
  Мария Петровых в ранней юности, никому не подражая, заговорила вполне
  "взрослыми" стихами. Глубина замысла и способность к особому
  словосочетанию делают её стихи ярким явлением в нашей поэзии. Слова в
  стихах Марии Петровых светятся, загораясь одно от другого, соседнего.
  Тайна поэзии Марии Петровых - тайна сильной мысли и обогащённого
  слова:
 
   /За окном шумит листва густая -/
   /И благоуханна и легка, -/
   /Трепеща, темнея и блистая/
   /От прикосновенья ветерка.../
 
  Приглядитесь - здесь чудо! Слова из обычного литературного лексикона
  приобретают новую напряжённость, новое значение. Они наэлектризованы.
  Да ещё и найдена новая реалия: листва под ветром и впрямь темнеет и
  блистает. Здесь главенствующее - не "распространённая метафора", а каждое
  слово само по себе метафорично. Рисунок стихотворения полон света и
  свежести. Когда вы дойдёте до четвёртого стиха сонета "Судьба за мной
  присматривала в оба...", ваше сердце пронижет чужая боль. Русская
  литература всегда несла на своих плечах груз "всемирной отзывчивости".
  Мария Петровых знает свои способы претворения языка и умеет проникать в
  сердце читателя.
 
  Тайна Марии Петровых в том, что она поистине большой русский поэт.
 
  В ранних стихах Марии Петровых читатель обнаружит черты эткспрессивного
  стиля:
 
   /...Даль недолётна. Лишь слышно: от холода/
   /Звёзд голубые хрящи хрустят.../
 
  Впоследствии эти черты сгладятся. Повзрослев, Мария Петровых доверчивей
  отнесётся к родному языку, к его сложной простоте, к идее стихотворения, к
  возможности словесного воплощения замысла. Тогда чувство свободного,
  вдохновенного полёта передастся и нам, читателям.
 
  Тема Великой Отечественной войны нашла выражение и в поэзии Марии
  Петровых. Эти стихи исполнены силы, мужества и любви к родной земле.
  Глубокая, искренняя благодарность бьётся в сердце автора к маленькому
  камскому городу Чистополю, где Марии Петровых довелось жить в эвакуации.
  Тема России играет в её поэзии чрезвычайно важную роль.
 
  Многое осталось за пределами этого краткого предисловия. Можно было бы
  поведать читателю, что Мария Петровых родом из Ярославля - древнего
  города, и тему истории России обнаружить в её поэзии нетрудно. Она
  исчерпывающе знала и понимала творчество Пушкина. Она из числа лучших
  переводчиков армянской поэзии. Вокруг себя Мария Петровых обьединила
  преданных ей учеников, бережно и внимательно воспитанных ею. Преданность
  искусству поэзии - подвиг. Пусть же её подвиг навсегда останется
  примером для всех нас, пишущих стихи.
 
 
 
  Арсений Тарковский


     Мария Петровых Назначь мне свиданье Читает Светлана Крючкова
http://www.youtube.com/watch?v=KTDFwTePYRA

   Картинки и фотографии
https://www.google.ru/search?q=%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F+%D0%BF%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85&newwindow=1&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ei=VbMxU-PRMsrh4QSYnIDwDQ&sqi=2&ved=0CAYQ_AUoAQ&biw=1067&bih=517

</i>