<i><b>
░ О прекрасном поэте Марии ПЕТРОВЫХ
</i></b>
▤ ▰ ▦ ▱ ▧ ▰ ▨ ▱ ▩ ▰ ▤ ▰ ▦ ▱ ▧ ▰ ▨ ▱ ▩ ▰ ▤ ▰ ▦ ▱ ▧ ▰ ▨ ▱ ▩ ▰ ▤ ▰ ▦ ▱ ▧ ▰ ▨ ▱ ▩
<i>
И
вдруг возникает какой-то напев,
Как
шмель неотвязный гудит, ошалев,
Как
хмель отлетает, нет сил разорвать,
И
волей-неволей откроешь тетрадь.
✤✦∴✦✤
ДОМОЛЧАТЬСЯ ДО СТИХОВ
Одно мне хочется сказать поэтам:
Умейте домолчаться до стихов.
Не пишется? Подумайте об этом,
Без оправданий, без обиняков.
Но, дознаваясь до жестокой сути
Жестокого молчанья своего,
О прямодушии не позабудьте,
И главное - не бойтесь ничего.
✤✦∴✦✤
Марию
Петровых я увидел впервые в 1925 году.
Учредителем и главой первого в Москве Литературного института был
В.Я.Брюсов. После кончины поэта институт его имени прекратил своё
существование. Возникло новое учебное заведение - "Литературные курсы с
правами высших учебных заведений" при Всероссийском союзе поэтов. Мария
Петровых и я были приняты на первый курс и вошли в один из дружеских кружков
юных поэтов. Наша дружба длилась вплоть до её кончины в 1979 году. В этом
кружке Мария Петровых по праву оказалась первой из первых. Известны вокалисты,
у которых врождённый хорошо поставленный голос. Такой хорошо поставленный
поэтический голос был у Марии Петровых.
В
книге, которая сейчас перед вами, есть раздел "Из ранних стихов". Я
уверен, что этот раздел можно было бы начать стихами не 1927-го, а 1925 года. А
может быть, написанными ещё ранее.
Поэзия Марии Петровых развивалась год от года, крепла, набирала силу,
углублялась. Перед нею открывались новые горизонты. Но в своём постепенном,
неуклонном развитии она не отступала далеко от проторенной ещё в ранней юности
дороги.
Мария
Петровых любила жизнь, хотя и не вглядывалась в неё сквозь розовые
очки.
Даже влюблённость для неё оборачивалась скорее источником горя, чем
счастья:
/...В ту ночь подошло, чтоб ударить меня,/
/Суровое бронзоволикое счастье./
Мария
Петровых искала и находила исцеление в природе:
/...Увечья не излечит мгновение покоя,/
/Но
как тепло на солнце и как легко в тени.../
Её
душа подлинного поэта, вооружённая сильным дарованием и, казалось,
столь
беззащитная, вела сама с собой бесконечный спор. Последнее слово в
этом
споре принадлежало поэзии.
При
жизни Марии Петровых была издана только одна её книга: далеко не
полный
свод оригинальных произведений и переводов с армянского. Издан был
сборник "Дальнее дерево" без её участия, в Армении, усилиями
её ереванских
друзей. Вот почему поэта такого большого таланта мало знают читатели.
Может
быть, в этом виновата и скромность Марии Петровых? Замкнутость её
души,
не умеющей распахнуться перед посторонними? Мне кажется, она знала
себе
цену - втайне: её стихами восхищались такие поэты, как Пастернак,
Мандельштам, Антокольский. Ахматова утверждала: одно из лучших лирических
стихотворений ("Назначь мне свиданье на этом свете") написано
Марией
Петровых. Не предьявляла ли к себе Мария Петровых непосильных
требований?
Нет,
она справилась бы с труднейшей задачей.
Тайна
её поэзии не в этом.
Мария
Петровых в ранней юности, никому не подражая, заговорила вполне
"взрослыми" стихами. Глубина замысла и способность к особому
словосочетанию делают её стихи ярким явлением в нашей поэзии. Слова в
стихах Марии Петровых светятся, загораясь одно от другого, соседнего.
Тайна
поэзии Марии Петровых - тайна сильной мысли и обогащённого
слова:
/За
окном шумит листва густая -/
/И
благоуханна и легка, -/
/Трепеща, темнея и блистая/
/От
прикосновенья ветерка.../
Приглядитесь - здесь чудо! Слова из обычного литературного лексикона
приобретают новую напряжённость, новое значение. Они наэлектризованы.
Да
ещё и найдена новая реалия: листва под ветром и впрямь темнеет и
блистает. Здесь главенствующее - не "распространённая метафора",
а каждое
слово
само по себе метафорично. Рисунок стихотворения полон света и
свежести. Когда вы дойдёте до четвёртого стиха сонета "Судьба за
мной
присматривала в оба...", ваше сердце пронижет чужая боль. Русская
литература всегда несла на своих плечах груз "всемирной
отзывчивости".
Мария
Петровых знает свои способы претворения языка и умеет проникать в
сердце читателя.
Тайна
Марии Петровых в том, что она поистине большой русский поэт.
В
ранних стихах Марии Петровых читатель обнаружит черты эткспрессивного
стиля:
/...Даль недолётна. Лишь слышно: от холода/
/Звёзд голубые хрящи хрустят.../
Впоследствии эти черты сгладятся. Повзрослев, Мария Петровых доверчивей
отнесётся к родному языку, к его сложной простоте, к идее стихотворения,
к
возможности словесного воплощения замысла. Тогда чувство свободного,
вдохновенного полёта передастся и нам, читателям.
Тема
Великой Отечественной войны нашла выражение и в поэзии Марии
Петровых. Эти стихи исполнены силы, мужества и любви к родной земле.
Глубокая, искренняя благодарность бьётся в сердце автора к маленькому
камскому городу Чистополю, где Марии Петровых довелось жить в эвакуации.
Тема
России играет в её поэзии чрезвычайно важную роль.
Многое осталось за пределами этого краткого предисловия. Можно было бы
поведать читателю, что Мария Петровых родом из Ярославля - древнего
города, и тему истории России обнаружить в её поэзии нетрудно. Она
исчерпывающе
знала и понимала творчество Пушкина. Она из числа лучших
переводчиков армянской поэзии. Вокруг себя Мария Петровых обьединила
преданных ей учеников, бережно и внимательно воспитанных ею. Преданность
искусству поэзии - подвиг. Пусть же её подвиг навсегда останется
примером для всех нас, пишущих стихи.
Арсений Тарковский
▤ ▰ ▦ Мария
Петровых Назначь мне свиданье Читает Светлана Крючкова
http://www.youtube.com/watch?v=KTDFwTePYRA
▤ ▰ ▦ Картинки
и фотографии
https://www.google.ru/search?q=%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F+%D0%BF%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85&newwindow=1&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ei=VbMxU-PRMsrh4QSYnIDwDQ&sqi=2&ved=0CAYQ_AUoAQ&biw=1067&bih=517