22 апр. 2014 г.

<i><b>
Крылатые слова. И выражения тоже крылатые.
</i></b>
<i>
СтароеЪ, староеЪ… и не только московскоеЪ
</i>
<b>
    
Лишние люди
</b>
<i>
Из «Дневника лишнего человека» И. С. Тургенева.

Образ «лишнего человека» был очень популярен в русской литературе XIX в. как тип дворянина, который в сложившихся общественно-политических условиях не находит себе места в жизни, не может самореализоваться и страдает от этого, томится бездеятельностью. Сама трактовка «лишнего человека» — именно как вполне определенный общественный тип — служила для многих авторов тех лет формой косвенного, неполитического протеста против сложившихся в России условий жизни.

Обычно выражение применяется по отношению к людям, чем-либо похожих на этих героев русской классической литературы.

До появления выражения «лишние люди», а также некоторое время одновременно с ним, в этом же смысле в России употреблялось и другое выражение — «загадочные натуры» (с немецкого: Problematische Natu-ren). Своим рождение оно обязано Иоганну Вольфгангу Гете (1749— 1832), который в своем сочинении «Изречения в прозе» писал, что «существуют загадочные натуры (буквально: проблематические натуры. — Сост.), не умеющие приноровиться ни к какому положению, в котором они находятся, и не удовлетворяющиеся ни одним из них; отсюда страшное противоречие, пожирающее их жизнь и закрывающее им доступ к наслаждению». Это же выражение Гете повторит в своем «Учении о цветах».

Позже оборот подхватит немецкий писатель Фридрих Шпильгаген (1829—1911): он назвал свой роман «Загадочные натуры» (1860), а в качестве эпиграфа предпослал ему вышеприведенные слова Гете. Роман Шпильгагена был очень популярен в Европе, а в России, где он переводился несколько раз, его популярность была тем большей, что русские читатели увидели в нем немецкую версию русской темы «лишних людей».

Но, в отличие от отечественных писателей, немецкий автор пошел в своем анализе этого явления до конца и назвал вещи своими именами, написав следующее: «В свободном государстве могут быть больные особи, но целое остается здоровым; в государстве полицейском, наоборот, здоровьем пользуются только отдельные люди, а целое — больной организм, производящий в тяжелое время одни только загадочные натуры». Впоследствии это выражение (в отличие от «лишних людей»), в русском языке стало использоваться только в ироническом смысле: применительно к тем, кто окружает себя ореолом значительности, тайны, и пытаются таким образом привлечь к себе внимание.
 </i>
•••
<b>
  Ловелас
 </b>
<i>
В оригинале — Лавлас.

Имя героя романа «Кларисса Гарлоу» английского писателя Сэмюэля Ричардсона.

Имя нарицательное для волокиты, соблазнителя и искателя любовных побед и приключений (шутливо-иронически). Аналог более поздних выражений с тем же значением (см. Дон Жуан и Казанова).

</i>
<i><b>
Сегодня поздравляю двух талантливых и интересных людей  - прекрасного литератора, поэта Анатолия НАЙМАНА и актёра, художника Льва ПРЫГУНОВА!!!
</i></b>

<i>
Анатолий Найман
Рассказы о Анне Ахматовой

    Мне приснился сон: белый, высокий, ленинградский потолок надо мной мгновенно набухает кровью, и алый ее поток обрушивается на меня. Через несколько часов я встретился с Ахматовой; память о сновидении была неотвязчива, я рассказал его. - Не худо, - отозвалась она. - Вообще, самое скучное на свете - чужие сны и чужой блуд. Но вы заслужили. Мой сон я видела в ночь на первое октября. После мировой катастрофы я, одна-одинешенька, стою на земле, на слякоти, на грязи, скольжу, не могу удержаться на ногах, почву размывает. И откуда-то сверху расширяясь по мере приближенья и поэтому все более мне угрожая, низвергается поток, в который соединились все великие реки мира: Нил, Ганг, Волга, Миссисипи... Только этого не хватало.

    Я познакомился с Ахматовой осенью 1959-го, мне исполнилось 23 года. Были общие знакомые, повод нашелся. К тому времени я уже несколько лет писал стихи, мне хотелось, чтобы Ахматова услышала их. И мне хотелось, чтобы они ей понравились. Она жила тогда в Ленинграде на улице Красной Конницы, прежде Кавалергардской, дом 3, квартира 4. Это район Смольного, бывшая Рождественская часть. "Если такие живут на Четвертой Рождественской люди, странник, ответствуй, молю, кто же живет на Восьмой!" - так дурачился Мандельштам, обращаясь к Шилейке, впоследствии мужу Ахматовой. Недалеко, на Таврической, "башня" Вячеслава Иванова, его квартира, где она бывала в молодости. Недалеко Таврический сад, во вьюжных аллеях прячущий призраков Тринадцатого года. Недалеко Шпалерная, ныне улица Воинова, с тюрьмой, знаменитой многими знаменитыми арестантами, в разное время заключавшей в себе первого ее мужа, ее сына, последнего ее мужа...

В Ленинграде на всяком месте уже что-то было, кто-то жил, с кем-то встречался. "Помните наши разговоры в феврале 14 года на Кавалергардской?" - писал своей - и ахматовской - приятельнице Николай Владимирович Недоброво, человек, сыгравший исключительную роль в поэтической, и личной, судьбе Ахматовой. Когда мне случалось проезжать с ней по городу и Ахматова указывала на какой-нибудь дом, и на другой, и на следующий, она обрывала себя: "Велите мне замолчать, я превращаюсь в наемного гида". Она прожила долгую жизнь и видела ничем не связанные между собою события, происходившие в одном и том же месте, и видела одну и ту же пьесу, идущую в разных декорациях. К тому же она еще и притягивала к себе самые невероятные совпадения, самых неожиданных двойников.

Повторение события, отражение его в новом зеркале проявляло его по-новому. Если не случалась встреча, случалась невстреча, обе были для нее одинаково реальны и заколдованы, вещественны и бесплотны. Дни ее жизни, помимо слов, дел, минут, из которых они состояли, были еще годовщинами, юбилеями - десятилетними, четвертьвековыми, полувековыми. Все было - "как тогда", когда-то. Время, в которое я ее узнал, и до конца ее жизни, было время пятидесятилетних дат; начала публикации стихов, вступления в "Цех поэтов", венчания с Гумилевым, рождения сына, выхода в свет "Вечера", "Четок", "Белой стаи". Соответственно вело себя Пространство, прихотливо подбирая для нее дома, улицы. В раннем детстве она жила в Царском Селе, на Широкой; местом последней ее прописки была улица Ленина в Ленинграде, бывшая Широкая. Больше тридцати лет провела она в стенах Фонтанного дома, дворца графов Шереметевых; гроб с ее телом стоял в Москве в морге института Склифосовского, бывшего странноприимного шереметевского дома, с тем же гербом и тем же девизом "Deus conservat omnia".

Бог сохраняет все. Женщина, открывшая мне дверь, и гостья, в эту минуту уходившая от нее, и седой улыбающийся господин, встретившийся в коридоре, и девушка, промелькнувшая в глубине квартиры, показались мне необыкновенными, необыкновенной внешности, носящей печать и тайну причастности к ее жизни. А сама она была ошеломительно - скажу неловкое, но наиболее подходящее слово - грандиозна, неприступна, далека от всего, что рядом, от людей, от мира, безмолвна, неподвижна. Первое впечатление было, что она выше меня, потом оказалось, что одного со мной роста, может быть чуть пониже.

Держалась очень прямо, голову как бы несла, шла медленно и, даже двигаясь, была похожа на скульптуру, массивную, точно вылепленную - мгновениями казалось, высеченную, - классическую и как будто уже виденную как образец скульптуры. И то, что было на ней надето, что-то ветхое и длинное, возможно, шаль или старое кимоно, напоминало легкие тряпки, накинутые в мастерской ваятеля на уже готовую вещь. Много лет спустя это впечатление отчетливо всплыло передо мной, соединившись с записью Ахматовой о Модильяни, считавшем, что женщины, которых стоит лепить и писать, кажутся неуклюжими в платьях.


⋱⋱⋱   ⋰⋰

Лев Прыгунов. Стихи

Палачи устают и стареют,
Воруют, жиреют, тупеют,
Забывают свое ремесло.
И грозят им из ада Дзержинский,
Сталин, Берия и Вышинский,
Вдохновляя на новое Зло.

Но вожди во главе с Джугашвили
Не ведали, что творили.
На Руси был славный закон:
На палача по две жертвы – не больше,
Как на каждого шляхтича в Польше
Вороной и арабский конь.

Разорили чекисты, как грядки,
Вековые России порядки.
Тысячелетний порушен баланс.
Бей своих, чтоб чужие боялись,
И уж так они перестарались,
Как не ведал ни Фриц, и не Ганс.

Но проходит полвека, и поросль
Всех распятых, расстрелянных порознь
Собирается в общий кулак.
И на чудо белому свету
Коммунистическую телегу
Скинул в адскую пропасть ГУЛАГ.

Вот и все. И пойдет так поныне –
То победа будет за ними,
Перерожденцами прошлых жертв,
То опять заиграют плечами
Палачи с тупыми мечами,
Их все меньше, и вождь их мертв.

Вождь гниет, и сгнила их идея,
И никак не найти им злодея
Кто бы снова свернул всех в рог.
ВЧК, КГБ перебрали.
Кончен бал. Палачи проиграли.
Но пошел ли им впрок урок?

http://echo.msk.ru/programs/dithyramb/1248668-echo/
</i>

⋱⋱⋱   ⋰⋰
<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<< 
<i><b>Имена московских улиц </i></b>


♖☗  ۩ ⌂ ⌂ ۩
   ☗♜♖♜♖⌂⌂

<i>
Начиная со средних веков, Москва имела черты резкого разделения проживания населения по сословиям и профессиональной принадлежности. Это отразилось в названиях многочисленных улочек и переулков Первопрестольной.

<b>
Шелапутинский переулок
</b>
Шелапутинский переулок расположен в Центральном столичном округе района «Таганский» города Москвы. Начинается от Николоямского переулка и изгибаясь выходит на Николоямскую улицу.

Протяженность - порядка 300 метров.

Ближайшая станция метрополитена - Таганская.

Шелапутинский переулок - происхождение названия

Первое известное название нынешнего Шелапутинского переулка - Чернявский. Как и множество московских улочек, назван так по фамилии одного из домовладельцев.

Следующее название, которое присвоили переулку в 1793 году, тоже продолжило традицию, и переулок стал Пантелеевским (домовладелец купец Ф. Пантелеев).

Нынешнее название связано с фамилией купца И.А. Шелапутина и было присвоено в начале XIX века.

История Шелапутинского переулка

Некоторые источники утверждают, что непродолжительное время Шелапутинский переулок назывался Морозовским.


Дело в том, что в двадцатых годах XIX столетия здесь поселился Савва Морозов, известный текстильный фабрикант. Он приобрел огромный участок с выходом к Яузе, на котором построил не только свой дворец, но и небольшую текстильную фабрику.

Наследник рода Морозовых - Давид Абрамович - со временем пожертвовал фабричный участок для строительства здесь здания богадельни, которая была открыта к 1891 году (в советское время строение занимал роддом им. К. Цеткин).

В Шелапутинском переулке, задолго до переезда сюда С. Морозова, находились также «казенные торговые бани», расположенные на берегу речки.

Продолжение следует…

</i>        
<i><b> Дела давно минувших дней…</i> </b>  
⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰⋰
<i>
       ЖАННА ДЕ ФЮНЕС
*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*-*

Не зря говорят: "За каждым великим мужчиной стоит великая женщина", Жанна 40 лет была в тени своего любимого  Луи . Но кто знает, достиг бы Луи Де Фюнес таких высот в мировом кино, без Жанны.Она стала настоящей опорой для мужа. На протяжении всей его жизни, несмотря на долгие неудачи в актерской профессии и отсутствие денег, она поддерживала, вдохновляла мужа и помогала ему в его творческой карьере.

1 февраля Жанне Де Фюнес исполнилось сто лет...Она до сих пор жива. Живет в Париже, в семье одного из своих сыновей.

Жанна де Фюнес (Бартелеми) родилась 01 февраля 1914 года. Романтичная девушка, знавшая наизусть всего Лафонтена, происходила из почтенной семьи, гордившейся родством с писателем Ги де Мопассаном. Жанна ровесница Луи прожила с ним 40 лет, до самой его кончины, родила ему двоих сыновей и была его настоящим ангелом-хранителем.

Малышке Жанне Бартелеми, будущей мадам де Фюнес, не суждено было пожить с родителями. Ее отец Луи был убит снарядом под Верденом в 1918 году. А мать умерла в муках вскоре после него. Наверняка она подхватила окопную лихорадку, когда приехала опознать тело мужа в ангаре Бар-ле-Дюк.

Вместе с братом Пьером Жанна была отдана на попечение  бабки по линии отца, проживавшей у подножья Монмартрского холма. Каникулы она проводила у тети Мари, жены Шарля, графа де Мопассана. Статую кузена Ги, знаменитого писателя можно было увидеть из больших балконных окон их прекрасного парижского особняка. Весной тетя Мари и дядя Шарль покидали Париж,  и лето проводили в своем замке в Клермон-сюр-Луар, близ Нанта, в том самом, в котором семейство Фюнесов поселилось позднее.

Луи де Фюнес де Галарса появился на свет 31 июля 1914 года в Курбевуа. Родители будущей звезды французского и мирового экрана родились в испанской Севилье. Отец, Карлос Луи де Фюнес де Галарса получил юридическое образование, но после переезда во Францию стал огранщиком алмазов. Мать была испанских и португальских корней. Родители Луи перебрались во Францию в 1904 году, чтобы официально вступить в брак, так как на родине их семьи были против этого брака.

В детстве Луи де Фюнеса друзья звали «Фюфю». Мальчик хорошо знал французский, испанский и английский языки. В молодости увлекался рисованием и игрой на фортепиано. Неудивительно, что в итоге Луи стал пианистом, играл в основном джаз в Пигале. Посетители заведения искренне веселились, наблюдая как музыкант корчит гримасы во время игры.

Затем он продолжает сниматься в небольших эпизодических ролях. Пока, наконец, фильм «Не пойман - не вор», снятый в 1958 году, в котором он исполняет роль браконьера Блеро, становится по-настоящему успешным. Де Фюнес мгновенно получает прозвище «Дональд Дак» за свою потрясающую мимику. Его прозвали «человек с 40 выражениями лица в минуту» за его особенную способность выразительно гримасничать. Зрители смеялись до слез, наблюдая за игрой актера. И в нескольких фильмах актер также виртуозно играет на фортепьяно.

22 сентября 1943 года де Фюнес женился на внучке Ги де Мопассана - Жанне Бартоламе (Jeanne Barthelemy de Maupassant). Свою супругу Луи не просто любил - он ею гордился. Еще бы, внучка Ги де Мопассана отдала ему свое сердце. Они с Жанной поженились во время войны, когда будущий инспектор Жюв был еще скромным статистом в театре.

Семья стала для актера предметом тревожной любви и неустанной заботы. Для жены и детей он готов был на все. Правда, домочадцам редко приходилось слышать из его уст добрые слова. Луи так боялся потерять близких, что постоянно пребывал в напряжении.

Поначалу Жанна занималась только домом, но со временем все чаще вмешивалась в карьеру мужа и возмущалась, как нагло импресарио используют артиста в своих целях. В 1957 году Луи сказал: «С этого момента ты – мой импресарио!» И не прогадал.

Жанне де Фюнес, например, не нравилось, что мужу подбирают в партнерши высоких полных теток – продюсерам казалось, что Луи на их фоне смотрится смешнее. Но Жанна была умнее. Однажды она познакомила супруга с приятельницей, красавицей-актрисой Клод Жансак: «Она будет твоей экранной женой!»

Они снялись в десяти самых удачных фильмах де Фюнеса, в том числе в серии комедий о жандарме Крюшо, и всем запомнилась эта парочка, многие даже думали, что они и в жизни муж и жена.

"Это моя мама сделала из отца того, кем он стал" - вспоминает сын Патрик. - Она была для него одновременно режиссером, импресарио и даже партнером по фильмам. Ни один режиссер не мог так воздействовать на отца, как мама. Во время съемок сделавшего его знаменитым фильма "Не пойман - не вор" режиссер Жюль Боркон, чтобы справиться с темпераментом отца, решил пригласить маму, согласившись даже оплачивать ей съемочные дни.

И его расчет оказался верным, ибо отец снимался только для нее и не мог работать, если ее не было рядом. Они жили друг для друга".

В 1966 году Фюнес выкупает фамильный замок Мопасанов Клермон.Такой царский подарок он делает своей Жанне  До этого он был необитаем  шесть лет.  Замок обошелся Луи в  830 000 франков того времени (около 1 миллиона в значения 2011 г.).

В замке  одних только окон 365, большие хозяйственные постройки, парк 30 гектаров...Луи сам занимается ремонтом и парком, в перерыве между съемками и спектаклями. Чего не сделаешь ради любимой женщины..

В замке он  проживет  до самой смерти, до 1983 года. Его семья не смогла поддерживать такое здание и продаст его в 1986 году, через три года после смерти актера.
Вначале там была клиника, затем проходили выставки и конференции. Наконец, в 2005 году замок купил инвестор, который разделил его на сорок квартир. А не так давно там открылся музей, и маршрут, по которому проводится экскурсия, называется «по следам Луи» ."Луи музей» был создан чтобы сохранить память о великом актере.

Несмотря на свой не самый богатырский вид, Луи всегда привлекал женщин, особено после того как стал популярен.
Но оставался верен только своей любимой Жанне...

Сыновья де Фюнеса выбрали свой путь в жизни. Патрик стал врачом.
Оливье, по примеру папы, какое-то время был актером, он сыграл несколько спектаклей в театре, и шесть ролей в кино вместе с отцом.

Но Оливье мечтал с детства летать, и поэтому оставил карьеру актера и сейчас работает пилотом Air France.


►►  http://www.liveinternet.ru/users/pmos_nmos/post312219280/

</i>
<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<< 
<i> <b>
  ▒        2114 год. Московские журналы сто лет тому назад ЪЪЪ     ▒     
</i> </b>
 <<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<
<i>
Советский образ жизни

Анкеты, песенники, дневники советского детства


Каждая приличная советская девочка кроме личного дневника, в который она записывала, кто из мальчиков ей нравится и как она несчастна, имела еще анкету и песенник. Такие тетрадки оформляли с огромной любовью: в ход шли открытки; вырезки из заграничных журналов или на худой конец "Работницы" и "Крестьянки"; упаковки дефицитных импортных колготок; фантики от жвачки и конфет; фотографии, дефицитные в то время переводные картинки-наклейки…

В анкетах друзья и знакомые помимо ответов на вопросы оставляли свои фотографии, пожелания, рисунки. Анкеты ходили по рукам, и чем больше у тебя было ответивших (а особенно не из твоего класса), тем было круче! Так трогательно сейчас перечитывать свои мысли, наблюдения и рассуждения двадцатилетней давности. Наивно и чисто…

Количество вопросов в анкете зависело от фантазии ее хозяйки. Она должна была быть самой красивой и самой оригинальной, чтобы каждый хотел ее заполнить (ну что-то типа современных интернет-сообществ – чем больше "френдов", тем круче).

И вот она шла по рукам. Особенно старались подсунуть мальчику или девочке, которые нравились.

Начиналась анкета, как правило так:

Анкета – не тетрадь,
Листы не вырывать,
А прошу еще о том –
Не писать карандашом!

Или так:

Писал не писатель, писал не поэт, писала девчонка 12 лет!

В обязательном порядке туда входили вопросы об имени, прозвище, номере школы и дне рождения. А дальше шли: любимые цветы и цвета, любимые имена и праздники, любимые актеры и актрисы и все-все любимое, что можно только себе представить.

Мне всегда хотелось выпендриться, поэтому я искала "неординарные" для 12 лет вопросы типа: "Кто важнее для общества: жестокий гений или серый обыватель, отъявленный лентяй?" Или: "Мог бы ты полюбить уродливого человека за его внутренний духовный мир?"

Встречались и самые идиотские: "Почему ты любишь ходить в столовую?" Но самыми важными вопросами, ради которых анкеты и заводились, были "С кем ты дружишь?", "Кого ты любишь?", "Хотел бы ты дружить с хозяйкой анкеты?"

Сейчас так смешно читать ответы на вопросы типа: что такое любовь?
"Четыре ноги под одеялом!", "Любовь – это когда "я" превращается в "мы", "Любовь – это букет роз, в котором встречаются шипы", "Любовь – это чаша с ядом, покрытая шоколадом", "Любовь – это сказка, кровать и коляска", "Любовь – солома, сердце – жар! Один мужчина – и пожар!"

Иногда на вопросы отвечали стихами:

На "П" моя фамилия
На "Т " меня зовут
На "Э" подруга лучшая
На "Д" мой лучший друг (тут обычно ставились инициалы мальчика, который нравится!)

Или:
Ты хочешь знать, кого люблю я
Его нетрудно отгадать
Будь повнимательней, читая
Я буду буквы выделять.

Еще:
"12 звездочек на небе
12 месяцев в году
12 мальчиков я знаю
и одного из них — люблю!"

Пожелания хозяйке анкеты тоже сопровождались стихами:

"Люби того, кем сердце дышит, кого забыть не в силах ты, кого твой взгляд повсюду ищет, кем заняты твои мечты".
"Роза вянет от мороза, а гвоздика от тепла. А моя подруга Лена (Ира, Алла и т.п.) не завянет никогда".
"Люби цветы, люби их дух, люби мальчишку, но не двух!"
"Котик лапку опустил в синие чернила и красиво написал "Юля, будь счастли́ва!"
"Цветок сорвешь, потом бросаешь, ты не давай себя сорвать. Не позволяй всего, что просят, и вечно будешь процветать".
"Если с парнем вышла ссора, не гоняйся, не зови. Если любит, то вернется, а не любит, то не жди".

Как же мы злились на мальчишек, когда они, соревнуясь между собой в остроумии, писали ответы на вопрос "Твои любимые духи" – "Ослиный пот". Им весело, а для нас трагедия – анкету испортили. Или вписывали кому-то "идиотские пристрастия".

  ▒      Полностью вспомнить и посмотреть фотографии
http://www.softmixer.com/2013/06/blog-post_1960.html
http://www.softmixer.com/2013/06/blog-post_1960.html

</i>