❀ ❃ ❁ ❋
    ДЕНЬ
ПАМЯТИ
 
 
❀
❃ ❁ ❋
<i> <b>
ХУДОЖНИК И ЕГО БЕЗНАДЁЖНАЯ ЛЮБОВЬ
Орест Кипренский </b>
 
 
♨♨♨
<u>
Незаконнорождённый </u>
Великий русский художник Орест Адамович Кипренский был
внебрачным сыном помещика, который, пряча концы в воду, приказал усыновить
мальчишку своему крепостному слуге Адаму Швальбе.
Спустя шесть лет помещик разглядел в сынишке талант к
рисованию, дал ему свободу и определил в Воспитательное училище при
Санкт-Петербургской академии художеств, а затем и в саму академию.
Уже одна из первых работ юного Ореста Кипренского — портрет
приемного отца Адама Швальбе — имела большой успех: студенческая работа
казалась всем произведением европейского мастера XVII века.
А по выпуску Совет Академии художеств за картину «Дмитрий
Донской на Куликовом поле» присудил Кипренскому Большую золотую медаль, которая
давала право на поездку за границу.
Но в Европе в то время шли наполеоновские войны, и поэтому
Кипренский был откомандирован на три года в Москву. Там он создал несколько
полотен, за которые его в 29 лет избрали академиком. Одно из них — парадный
портрет гусара Евграфа Владимировича Давыдова, который многие сегодня принимают
за портрет его двоюродного брата поэта и будущего героя Отечественной войны
Дениса Давыдова.
Затем Кипренский написал великолепный портрет поэта Василия
Жуковского и ряд других портретов современников. Бесконечно талантливые работы
принесли ему заслуженную славу.
♨
<u> Загадочный портрет</u>
Лишь в 1816 г. Кипренский, уже сложившийся мастер, впервые
поехал за границу. В Италии художник прожил несколько лет, работая в основном
над историческими картинами. Приняты они были с восторгом!
Но одна работа стоит особняком, до сих пор волнуя умы
искусствоведов и романистов.
Это портрет семилетней девочки, написанный Кипренским в 1819
году в Риме. В «Реестре» своих картин Кипренский назвал его длинно и выспренно
«Девочка прекрасного лица в венке маковом с цветочком в руке». Три года он
никому тот портрет не показывал. Лишь в 1822 году выставил его в парижском
Салоне под названием «Голова ребенка».
Позднее, в 1830 году, картина под названием «Девочка с
цветком в маковом венке» экспонировалась на выставке в Неаполе. Она была
принята местными знатоками за картину старого европейского мастера, и
Кипренский, согласно их мнению, написать ее не мог, о чем художник со смехом
писал А. Х. Бенкендорфу: «Мне в глаза говорили г.г. профессора <…> якобы
в нынешнем веке никто в Европе так не пишет, а особенно в России может ли кто
произвесть оное чудо?».
Так что же это за чудо, что за девочка? Тогда её звали
Мариучча, позже — Анна-Мария Фалькуччи. Она родилась около 1812 года и была
дочерью итальянской красавицы-натурщицы, которая не только позировала
Кипренскому, но и жила в его доме и была близка с ним.
Но в 1822 году, произошло событие загадочное и трагическое,
наложившее черную тень на всю дальнейшую жизнь Кипренского.
♨
<u>Две загадочные смерти </u>
Вот что пишет об этом Константин Паустовский в повести
«Орест Кипренский».
«Однажды утром натурщицу нашли мертвой. Она умерла от
ожогов. На ней лежал холст, облитый скипидаром и подожженный. Через несколько
дней в городской больнице „Санта-Спирито« умер от неизвестной болезни слуга
Кипренского — молодой и дерзкий итальянец. Глухие слухи поползли по Риму.
Кипренский утверждал, что натурщица убита слугой. Медлительная римская полиция
начала расследование уже после смерти слуги и, конечно, ничего не установила.
Римские обыватели, а за ними и кое-кто из художников открыто говорили, что убил
натурщицу не слуга, а Кипренский. Рим отвернулся от художника. Когда он выходил
на улицу, мальчишки швыряли в него камнями из-за оград и свистели, а соседи —
ремесленники и торговцы — грозили убить.Кипренский не выдержал травли и бежал
из Рима в Париж».
Но и Париж его не принял: слух о таинственных смертях дошел
и сюда. Двери всех домов захлопывались перед художником. Выставка картин,
устроенная им в Париже, была встречена равнодушно. Газеты о ней промолчали.
Кипренский был выброшен из общества. В Италию возврата тоже не было. Он затаил
обиду. Осталось только одно место на земле, куда он мог уехать, чтобы забыться
от страшных дней и снова взяться за кисть. Это была покинутая родина, видевшая
его расцвет и славу.
Уезжая в Россию, Кипренский письменно обратился к
итальянскому кардиналу Гонзальви с просьбой определить Мариуччу в монастырский
пансион. И оставил деньги на воспитание сиротки.
В 1823 г. Кипренский вернулся в Петербург. На родине
художник нашел искомое вдохновение, написал множество прекрасных портретов, в
том числе портрет Пушкина, признанный лучшим портретом гениального поэта.
Эта работа тогда понравился и самому Александру Сергеевичу,
несколько иронично написавшему:
Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз…
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид...
♨
<u>Девочка и страсть </u>
Несмотря на многочисленные заказы, деньги и славу,
Кипренский всё время стремился уехать из России. И в 1828 году он таки покинул
родину — теперь уже навсегда.
Покинул потому, что в далеком Риме, в монастырском пансионе
воспитывалась юная шестнадцатилетняя девушка, к которой стареющий уже
сорокашестилетний художник все эти годы испытывал нежную привязанность,
граничащую со страстью. Он рвался из России с тем, чтобы разыскать свою любовь.
И разыскал.
Но при этом утратил себя как художник. Его прежний успех в
Италии был забыт, к тому же в Риме уже несколько лет блистал Карл Брюллов,
далеко оттеснивший всех соперников. Кипренский почти не получал заказов и начал
испытывать нужду. Он объездил всю Италию, много работал, написал несколько
хороших портретов, в том числе портрет Б. Торвальдсена, но не приблизился в них
к прежним достижениям. Силы его как художника иссякали.
Но в начале 1836 года он все же расплатился с кредиторами и
осуществил своё заветное, страстное желание – он женился на Мариучче. Для этого
православному Кипренскому пришлось принять католичество и обвенчаться без
огласки.
Обрел ли он счастье? Вряд ли. Современники говорили, что
бедная девушка не любила его, хотя была благодарна за заботу о ней. А пожилой
уже, пятидесятичетырёхлетний Кипренский, чтобы обеспечить молодую супругу,
брался за любую работу и брал, брал в долг, где только мог. Современники
вспоминали, что он при этом постоянно ссорился с женой, от чего постоянно и
помногу пил.
Не обрел он счастья ещё и потому, что не успел. Что его
жизнь с Мариуччи продлилась чуть больше трёх месяцев. В неистовой работе
Кипренский жестоко простудился, заболел воспалением легких и скончался на руках
молоденькой супруги. Спустя еще несколько месяцев на свет появилась его дочь
Клотильда Кипренская, но след ее, равно как и след её матери, безнадежно
затерялся в истории...
Кипренского похоронили в Риме. Над надгробием стоит стела с
надписью: «В честь и в память Ореста Кипренского, самого знаменитого среди
русских художников, профессора и советника Императорской Петербургской академии
художеств и члена Неаполитанской академии, поставили на свои средства, живущие
в Риме русские художники, архитекторы и скульпторы, оплакивая безвременно
угасший светоч своего народа и столь добродетельную душу…»
А в Третьяковской галере висит портрет, на котором милая
девочка со сломанной гвоздикой облокотилась на высокий стол и заинтересовано
обернулась к художнику.
В ее движении — чистота и естественность ребенка. И еще
кажется, что она минутой раньше что-то спросила и ждет ответа, который
затянулся на долгие, долгие годы...
http://www.liveinternet.ru/users/2496320/post315365204/
</i>
♨