4 февр. 2019 г.

❖❖❖
<b> 
Анатолий Курчаткин

</b> <i>  

ТАЙНА, НА КОТОРУЮ НЕТ ОТВЕТА

Сомерсет Моэм, чью книгу «Подводя итоги» следует в свою пору прочитать каждому молодому человеку (а и не только молодому), мечтающему о писательском пути, сказал в этой своей книге, что великая литература есть только у Франции и Англии, в остальных странах есть лишь великие писатели. Вот как дословно звучат эти слова: «У Франции великая литература (другие страны, за исключением Англии, имеют скорее великих писателей, чем великую литературу)».
Звучит, скажем прямо, довольно обидно. Хочется воскликнуть: а что, великие писатели (Гоголь, Толстой, Достоевский, Чехов, Платонов, Солженицын et cetera, если говорить о России) – это и не есть великая литература?!
Подумав, однако, немного, придется признать, что в утверждении Моэма есть правда, которую трудно опровергнуть.
Великая литература (именно литература!) – это такой совокупный массив художественных текстов, который обладает не просто высоким, но и неизменяемым философско-эстетическим уровнем, ниже которого ни одно произведение не может опуститься. Идет ли речь о чистой «высокой словесности», о литературе жанровой, о литературе детской, литературе для подростков.

------------------------------------------------
2
<i>  
Плохих, самодеятельных, коряво пишущих писателей в такой литературе не может быть по определению: они элементарно не пролезут в те игольные уши властвующей эстетики, что стоят на пути к публикации. Миновать их невозможно. И не потому, что их волевым порядком установило государство или группа каких-то сговорившихся литдеятелей, они возникли сами по себе, сформировались из повседневной, уже многовековой литературной практики. И высоким вкусом пропитаны не только сами писатели, не только критики, не только издатели (как они ни озабочены барышом), но и само читательское сообщество, которое категорически и яростно не примет книгу, не соответствующую параметрам этих самых игольных ушей.
В русской литературе такие игольные уши вроде бы и есть, но обходных путей, проникнуть которыми в «город» литературы – пара пустяков, великое множество. Тут и важность темы, и родовая болезнь русской литературы – групповщина, и атмосфера общей вульгарности жизни, рождающая отсутствие стеснения, что у издателя, а тем паче у читателя, быть дурновкусным.
Как же все-таки, каким образом в литературах, которые не назовешь великими, возникают великие писатели? Самостоятельные, самобытные, открывающие новые горизонты художественности и делающиеся ориентирами для других писателей на долгие годы?

А вот это уже тайна, на которую лично у меня нет ответа.

❖❖❖
<b> 
Анатолий Курчаткин

</b> <i>  
ДА, БОГАТАЯ, МНОГОЦВЕТНАЯ, НО НЕ… В ОБЩЕМ, РУССКАЯ!
Вот уж не думал, что моя рефлексия на мимоходное и ничего не значащее для него замечание С. Моэма о великих писателях и великой литературе вызовет столь бурный взрыв чувств. Некоторых комментариев я просто не понял, смог лишь уловить смысл, что меня винят в том, что я вслед за Моэмом не признаю русскую литературу великой.
Но что такое великая литература? (Не литература, в которой есть великие писатели, а именно что вот великая литература – высящаяся среди других, как Эверест). Собственно, я об этом сказал. Но вынужден повторить, цитирую: «Великая литература (именно литература!) – это такой совокупный массив художественных текстов, который обладает не просто высоким, но и неизменяемым философско-эстетическим уровнем, ниже которого ни одно произведение не может опуститься. Идет ли речь о чистой «высокой словесности», о литературе жанровой, о литературе детской, литературе для подростков. Плохих, самодеятельных, коряво пишущих писателей в такой литературе не может быть по определению: они элементарно не пролезут в те игольные уши властвующей эстетики, что стоят на пути к публикации. Миновать их невозможно. И не потому, что их волевым порядком установило государство или группа каких-то сговорившихся литдеятелей, они возникли сами по себе, сформировались из повседневной, уже многовековой литературной практики. И высоким вкусом пропитаны не только сами писатели, не только критики, не только издатели (как они ни озабочены барышом), но и само читательское сообщество, которое категорически и яростно не примет книгу, не соответствующую параметрам этих самых игольных ушей».

------------------------
2<i>  
Сказанное не означает, что в такой – великой – литературе не могут появляться низкокачественные произведения, низкокачественные писатели, критики и издатели с дурным вкусом, равно как и читатели. Еще как могут, тем более в определенные моменты жизни. Но эти низкокачественность и дурновкусие не будут всевластны, более того – будут прекрасно знать свое место и осознавать свою временность.
Кроме того, великая литература – это, несомненно, та, которая заложила определенную парадигму бытования литературы, в русле и рамках которой возникают и развиваются после другие национальные литературы. Об этом очень хорошо и точно сказал Алексей Козлачков: «Гл дело, мне каж, в том, что фр литература неск столетий задавала образцы для художественных литератур Европы по крайней мере… Образцы не только форм, жанров, но и литературного обихода, бытования литературы... Издательской и писательской инфраструктуры - и по сию пору...»
Обладает ли всеми этими качествами русская литература?
Конечно, неудобочитаемый, но первый (вообще первый!) в русской литературе роман «Российский Жилбраз» несчастного Василия Нарежного (роман был запрещен цензурой), довольно быстро обратился гениальными гоголевскими «Мертвыми душами», где язык течет, как янтарный мед, а цветисто-риторические повести Бестужева-Марлинского – «Героем нашего времени» Лермонтова, но литературное море, поправив язык, ориентировалось более на сюжеты и стиль Нарежного и байронического декабриста, чем на прозу малороссийского петербуржца и задиристого не по чину гусара. Попробуйте читать Вонлярлярского или Маркевича (первый у меня в библиотеке есть, приступал в прошлые годы раз десять, потом решил: неоправданное ничем насилие). Крестовский с его «Петербургскими трущобами» рядом с Достоевским – какой разительный перепад высот!

---------------------------------
3
<i>  
Конечно, писатели так называемого второго ряда, которых и в школе проходят – Писемский, Помяловский, Слепцов, Левитов – это никак не Крестовский, но поставь рядом Лескова – и опять такой перепад высот! А рядом с Чеховым – Потапенко, оспаривавший при жизни чеховскую популярность, кто захочет сейчас читать Потапенко? А кроме Потапенко, и другие.
И издательское дело у нас весь 19-й век было поставлено так, что хорошему, небульварному писателю издать книжку, особенно первую, было ох как трудно. Мамин-Сибиряк, когда смог наконец эту первую свою авторскую книжку издать, уже лет пятнадцать как печатался по журналам. А Чехов почему так благодарен был Суворину всю жизнь? Опять же: издал первую книжку. А не Суворин бы, так Чехову, может быть, те же пятнадцать лет куковать до книжки.
Только к началу 20-го века русская литература и начала складываться по-настоящему как самостоятельный и значимый «отдел» русской культуры. «Серебряный век» – это не вершина русской литературы, это ее окончательное оформление как литературы. А то, что он стал «серебряным», причиной тому происшедший революционный слом всей российской жизни, подсекший нормальное, свободное развитие литературы на долгие десятилетия. Серебряным веком она, по существу, только восходила к тому состоянию, чтобы – если обстоятельства будут тому благоволить – сделаться великой. Обстоятельства не благоволили.
И воздействовала ли русская литература в какие-то периоды своего развития на другие литературы? Похоже, что до Чехова нет. О воздействии Чехова на английских прозаиков свидетельствует все тот же Моэм, все в тех же «Подводя итоги». Воздействие это он осуждает, Чехов с его «сумеречностью» ему не нравится. Но это уж точно его, моэмовское дело. Факт остается фактом: к Толстому, к Достоевскому – интерес, Чехов же – прямое и сильное воздействие. Один-единственный.

--------------------------------------
4
<i>  
Я полагаю, что у многих при чтении этого поста возникнет вопрос: а где имена Пушкина, Лермонтова (как поэта), Тютчева, Фета, Блока? Все просто и не случайно. Поэзия всегда, и любого народа, глубоко национальна. Переведенная на другой язык, даже переведенная великолепно, она утрачивает ту тонкую игру звуков, которая и делает ее поэзией, смыслы передаются, а внутренняя музыка неизбежно утрачивается. Но без достаточно адекватного звучания на других языках произведение не может влиять так, как должно влиять великое создание. И в результате величие его схлопывается до границ национального языка.
Да, у нас богатая и очень щедрая в своей палитре литература, в том числе и советского периода (хотя вся противу советского!), многоветивистая, обильнолиственная, но не великая. И нет в этом определении ничего унизительного. Немецкая, например, с ее столь звучными и замечательными именами, мне тоже не кажется великой. Она не создала той самой парадигмы развития, как французская и английская. И это идет от самых первых значимых прозаических произведений. «Симплициссимус» Гриммельсхаузена – станет ли кто сейчас читать его без великой филологической нужды (скажем, сдавать курс немецкой литературы молодому привередливому аспиранту)? А «История Тома Джонса, найденыша» – да, читается и сейчас, и, читая, узнаешь в этой прозе черты современного англосаксонского романа.
О чем, представляется мне, свидетельствует развернувшаяся дискуссия? О том прежде всего, что мы, люди русской культуры (независимо от того, кто в какой стороне света живет), очень сильно связаны с русской литературой, миром ее идей и чувств, она для нас, как кислород, мы ею дышим, без нее наша кровь перестанет давать нашему организму жизнь. И это хорошо, что тут еще можно добавить.
⋐ Знаете ли вы отличительную черту посредственности? 
Негодование из-за успеха другого. 

<b>
 – Айн Рэнд
. .)
. ( (
████╗*
████║ . *¨ *
████╝.¸. *¨  &nbsp;  <b>Сергей Плотов </b>
<i>
НАБЛЮДАЯ ЗА ПРИРОДОЙ
Сегодня на дворе морозно
И зябнет в шапке голова.
А на прохожих лает грозно
Ужасный чихуа-хуа.
При этом сам источник лая,
Дворовый ухарь и герой -
Не больше пипки алабая…
Вот так и у людей порой.

╬╬╬╬╬╬
╬╬╬╬╬╬
╬╬╬╬╬╬ &emsp;  <b> <u>5 февраля - ЭТОТ ДЕНЬ В ИСТОРИИ</u>
</b>


╱◥◣^^^^^^^^^
│∩│_◥███◣___╱◥███◣
╱◥◣___◥████◣▓∩▓│∩║
│╱◥█◣ ║∩∩∩║___◥█▓▓█◣
││∩│▓__║∩?│║▓ ▓ ▓∩ ▓║&emsp; <b> 5 февраля 1901 г. 118 лет назад 
В Москве открылся «Магазин Елисеева и погреба русских и иностранных вин»
</b><i>
Однажды зимой Петр Елисеев, крепостной садовник графа Шереметева, вырастил клубнику, которой угостил графа и его гостей. Граф от избытка чувств дал Петру вольную и способствовал организации небольшой лавки по торговле вином.

 Петр Елисеев удачно использовал свой шанс. Очень скоро новое дело принесло хорошую прибыль, и сыновья Елисеева стали миллионерами.

 Династию Елисеевых продолжил внук садовника Григорий Григорьевич Елисеев. В его руках дело пошло с еще большим размахом. В общей сумме торговые заведения Елисеевых приносили ежегодно 250 тысяч рублей дохода — по тем временам огромные деньги.

 Среди многочисленных заведений им был открыт «Магазин Елисеева и погреба русских и иностранных вин» в Москве на Тверской улице. Дом, в котором обосновался магазин, был куплен у Волконских. Три года здание реконструировали.

Открытие магазина состоялось (23 января) 5 февраля 1901 года. Всего в нем было пять отделов: колониально-гастрономических товаров, хрусталя Баккара, бакалейный, кондитерский и фруктовый. Кроме того, еще был винный погреб и производственные цеха (пекарня и пр.).

Источник: © Calend.ru

------------------------------------------------------------------------------

▓█&emsp; <b> 5 февраля 1912 г. 107 лет назад

 Открылась первая выставка Общества художников «Бубновый валет»
</b><i>
«Бубновый валет» — творческое объединение группы художников-авангардистов, возникшее с 1911 года. На первых порах объединение включало преимущественно московских живописцев. Впоследствии в него входили петербургские художники и представители других городов, в выставках участвовали представители Западной Европы (Франции, Германии).

В «Бубновый валет» входили такие художники, как Петр Кончаловский, Иван Машков, Аристарх Лентулов, Роберт Фальк. Председателем объединения был Петр Кончаловский.

В ноябре 1911 года Обществом был принят устав, согласно которому главной целью Общества являлось «распространение современных понятий по вопросам изобразительных искусств». Поэтому организация первой выставки имела особенное значение.

5 февраля 1912 года в зале здания Экономического общества Московского военного округа на Воздвиженке первая выставка была открыта. На ней были представлены среди российских и такие известные зарубежные художники как Анри Матисс, Фернан Леже и Пабло Пикассо.

Источник: © Calend.ru
</i>

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


 [¯■■¯] &emsp<b>  Иван Сытин
русский предприниматель, книгоиздатель и просветитель
</b><i>
Иван Дмитриевич Сытин родился в селе Гнездниково Костромской губернии (24 января) 5 февраля 1851 года в семье волостного писаря. Будучи старшим в семье из детей (у него было две сестры и брат), рано начал работать – помощником скорняка и в книжной лавке.

В 25 лет Иван женился и, купив машину для литографической печати, открыл свою типографию, которую назвал «Первой Образцовой типографией». Большую прибыль принес ему выпуск карт с места, где проходили бои в русско-турецкой войне.

В 1882 году на Всероссийской промышленной выставке Сытин был награжден бронзовой медалью за книгопечатную продукцию. Он явился инициатором открытия издательства, которое печатало бы книги по доступным ценам. Так было создано издательство «Посредник», которое публиковало произведения Ивана Тургенева, Льва Толстого, Николая Лескова.

Сытин же придумал издавать ежегодные календари, которые одновременно исполняли роль справочных пособий. Впервые такой «Всеобщий календарь» был выпущен в 1885 году, через год календарь вышел тиражом в 6 миллионов экземпляров, а в 1916 году – более 21 миллиона.

Источник: © Calend.ru
</i> 
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

.... ______ .......______
... /_______\о о/______ \
..(О. --=-- .О) (о\=заз=/о)
..."Ш""""""Ш" .. "Ш""""""Ш"&emsp; <b> Андре Гюстав Ситроен французский промышленник, основатель концерна «Ситроен»
</b> <i>
Андре Гюстав Ситроен (фр. André Gustave Citroën) родился в Париже 5 февраля 1878 года. Он был шестым ребенком в семье голландского бизнесмена, торговца алмазами и другими драгоценными камнями Леви Ситроена. Мальчику было около шести лет, когда отец покончил с собой и оставил семье огромное состояние. Несмотря на расширенные связи в финансовых кругах торговцев алмазами, Андре Ситроен предпочитает не следовать по стопам отца. Он поступает в Политехническую школу, чтобы стать инженером.

Ему всегда удавалось оказаться в нужное время в нужном месте, а, кроме того, у него был нюх на технические новинки, на которых можно заработать. Ещё будучи студентом, он отправился в Польшу, где познакомился с механиком-самоучкой и купил у него секрет шестерней с шевронным зацеплением. А вернувшись во Францию, Андре открыл завод по их производству. Филиал его бизнеса был даже в России.

Когда началась Первая мировая война, его было хотели забрать в армию, но и тут Ситроену удалось обернуть ситуацию на пользу себе. Он убедил начальство доверить ему производство дефицитных в то время снарядов в неслыханном количестве 50 тысяч в день, больше чем все остальные заводы вместе взятые. Всё благодаря его новому приобретению – фордовскому конвейеру.

 После войны Ситроен всерьез занялся производством автомобилей. И в этом он также преуспел. Он переманивал в свою компанию лучших инженеров, не жалел денег на нововведения и стал первым производителем переднеприводного автомобиля Ситроен-7. Этот автомобиль стал огромным шагом вперед и звездой автосалонов 1934 года.

Источник: © Calend.ru



........................║
................¸.•.•/•**•\•.• .¸
..........¸.•´`'*•./•*´`*•\•*´ '`*•¸
.....¸•*´'´`'*.•./•*´'´`'*•\.• *´'´`'*•¸
... ¸•.*´'´`'.*.•./.•.*´'´`'*•\*´'´`'.*.•\
....•*´'´`'*•.¸/¸.•*´║`'*•.¸\¸. •*´*•.¸\
.........................║
.........................║
.........................║
.........................║
.........................╚╝ &emsp; <i> <b>Сергей Василич, дорогой, с Днём рождения!</b> 
Я знаю, что от всех бед не укрыться, тем более нарисованным зонтом. Но всё же желаю, чтобы беды Вас миновали. Пусть солнечная погода радует как можно чаще. Будьте здоровы и бодры. Всех Вам и других благ! Удачи!