7 июл. 2014 г.

<i><b>
 Про великих 

Игорь ТАММ и Петр КАПИЦА

</i></b>
✠✠✠    ✠✠✠    ✠✠✠    ✠✠✠    ✠✠✠     ✠✠✠    ✠✠✠    ✠✠✠    ✠✠✠    ✠✠✠  
<i>
Академик Тамм был наполовину немцем (его дед, Теодор Тамм, в середине прошлого века переехал из Тюрингии в Россию и женился на дочери херсонского помещика). Заполняя в который раз очередную анкету, Игорь Евгеньевич знал: жди неприятностей. А чего еще можно было ожидать от таких биографических данных, как "подозрительное" происхождение, в прошлом меньшевик, учился за границей, брат в 1936 году арестован и расстрелян как "враг народа", отец, инженер, жил в оккупированном немцами Киеве и за это позже попал за решетку. Игоря Евгеньевича самого могли сто раз арестовать и объявить "врагом народа". Но, к счастью, этого не случилось.


  Будущий великий физик родился в 1895 году. Еще гимназистом он всерьез увлекся политикой, бредил революцией, ненавидел царизм и считал себя убежденным марксистом. Беспокоясь за судьбу своего горячего сына, родители посчитали благоразумным отправить его за границу.

Увы, и в Шотландии, в Эдинбургском университете, молодой Тамм продолжал штудировать Маркса, участвовать в политических митингах. Наука тогда, в 1914 году, как ни странно, его занимала мало.

Тамм возвратился на родину незадолго до начала Первой мировой войны и стал студентом физико-математического факультета Московского университета. Политика по-прежнему его не отпускала. Молодой человек - на распутье: ему уже 22, но все еще в науке он не видит своего призвания.

Жизнь носила его по южным городам России. В Симферополе, в Таврическом университете, ему довелось работать с выдающимися учеными Я. И. Френкелем и Л. И. Кордышем. Всю дальнейшую судьбу Тамма определила его встреча в Одессе, в Политехническом институте с замечательным физиком Л. И. Мандельштамом.


В начале 20-х годов Игорь Евгеньевич переехал в Москву и с головой ушел в теоретическую физику. "Все мои мысли заняты физикой", - писал он в одном из писем той поры. Чуть ли не первый его научный труд по теории относительности высоко оценил сам великий Эйнштейн и принял к напечатанию в немецком научном журнале.
Знаменитый голландский физик Пауль Эренфест, познакомившись с трудами Тамма, выхлопотал ему стипендию для научной практики за границей. Около полугода провел Игорь Евгеньевич в крупнейших физических лабораториях Голландии и Германии.


Петр Леонидович Капица всей своей жизнью доказал, что можно быть одновременно и патриотом, и космополитом, если творческая деятельность и позиция ученого отражает не корыстные цели правящего режима, в условиях которого ему приходится вести свои работы, а направлена на благо людей, призвана решать не сиюминутные, а перспективные проблемы научного и общественного прогресса.


Петр Капица. Автобиография.

Родился в Кронштадте 9 июля 1894 года.
Сын военного инженера-строителя Кронштадтской крепости.
Отец умер в 1921 г., мать занимается педагогической и литературной деятельностью по фольклору.

В 1905 году поступил в кронштадтскую гимназию, из которой в 1906 г. был исключен за неуспеваемость. Тогда же был переведен в реальное училище, которое окончил в 1912 г. В этом же году поступил на электротехнический факультет Политехнического института, который окончил в 1918 г. При окончании защищал дипломную работу на физическую тему и был оставлен при институте в качестве преподавателя физики и механики.

С 1918 по 1921 г. вел научную работу в Политехническом институте при кафедре физики. В 1921 году принял участие в заграничной командировке для закупки приборов совместно с академиком А.Н. Крыловым и академиком А.Ф. Иоффе.

В 1921 году был принят в Кавендишскую лабораторию в качестве научного работника. В Кавендишской лаборатории работал с 1921 по 1934 г. В 1923 г. защищал докторскую диссертацию "Прохождение а-лучей через материальную среду и методы получения сильных магнитных полей", в связи с чем получил степень доктора философии Кембриджского университета.

В 1923 г. получил в университете премию Максвелла.

С 1924 г. - помощник директора Кавендишской лаборатории.

В 1929 г. избран членом английского Королевского общества. Позже в том же году - членом-корреспондентом АН СССР.

С 1930 г. - профессор Королевского общества и директор Мондовской лаборатории при Кембриджском университете.

В 1934 г. - лауреат медали Льежского университета.

С 1935 г. - директор Института физических проблем АН СССР.

Такую автобиографию составил для институтского отдела кадров Петр Леонидович Капица. За официальными строками скрывается жизнь, похожая на увлекательный роман.

Первый иностранец в истории Королевского общества (английской Академии Наук) ставший его действительным членом. В то время, когда Капица поступил в Кавендишскую лабораторию, ее руководитель Эрнест Резерфорд уже был признанным главой международной научной школы. Среди его учеников были Нильс Бор, Чарльз Вильсон, Джеймс Чедвик и многие другие ученые, преобразившие науку 20 века. Влияние Капицы на работу лаборатории проявилось позднее.

Известный физик-ядерщик Роберт Юнг так описывал последствия отъезда Капицы из Кембриджа: "Уход Капицы очень глубоко повлиял не только на Резерфорда. Он оказал разрушительное влияние на Кавендишскую лабораторию, и в течение нескольких последующих лет ее блестящий коллектив стал распадаться".

Почему великий Резерфорд, отец-основатель ядерной физики, нобелевский лауреат, взял в свою лабораторию молодого, неизвестного, да еще и с советским паспортом ученого Капицу?

Находясь в Великобритании, Капица обратился к Резерфорду с просьбой принять его на стажировку в Кавендишскую лабораторию в Кембридже. Резерфорд поначалу отказал, так как лаборатория, по его словам, была переполнена сотрудниками (их и так около 30 человек). Тогда Капица спросил мэтра, к какой точности тот стремится в своих экспериментах. "Допустима 2-3-х процентная погрешность", - ответил Резерфорд. "В таком случае, - сказал Петр, - один лишний исследователь не будет заметен, он будет поглощен допустимой неточностью опыта".

Остроумная реплика и раскованность молодого ученого пленили Резерфорда, так Капица стал его сотрудником. Этот эпизод Капица вспоминал часто, Резерфорд же его забыл. Когда маститого ученого спрашивали, что заставило его принять Капицу, он отвечал: "Я не помню, что именно, но я очень рад, что это сделал".


≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
♠♠♠ Полностью читать о Тамме http://www.peoples.ru/science/physics/tamm/
♠♠♠ Полностью читать о Капице http://www.kapitza.ras.ru/museum/history.htm
≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
♠♠  Фотографии
Игорь ТАММ

Петр КАПИЦА
https://www.google.ru/search?q=%D0%BF%D0%B5%D1%82%D1%80+%D0%BA%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%86%D0%B0&newwindow=1&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ei=tPi6U77QNaO7ygP9zoBg&sqi=2&ved=0CAYQ_AUoAQ&biw=1067&bih=517

</i>

Сегодня ДЕНЬ ПАМЯТИ


Александра ГРИНА

♨♨♨


<i><b>
С днём рождения

Дмитрий ПЕВЦОВ
Юлия РУТБЕРГ
Константин РАЙКИН
Андрей МЯГКОВ
Диана АРБЕНИНА

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

</i> </b>


<i><b> Преданья старины… </i></b>

<i><b>
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ

Вундеркинды всех времён и народов
</i> </b>
<i>
Над загадкой гениальности бьется не одно поколение ученых. Одни считают, что все дело - в особенностях генов и строении мозга. Другие уверены, что даровитость проявляется лишь при наличии редкой болезни. «Гений - это на 99 процентов труд до изнеможения и на один процент игра воображения» - говорил Томас Эдисон. А у советского генетика Владимира Эфроимсона другая точка зрения: «Изучение биографий и патографий гениев всех времён и народов приводит к неумолимому выводу: гениями рождаются». А что из этого правда, сказать пока не может никто…

Вундеркинды, как правило, проявляют свои способности уже в раннем возрасте. Эти способности могут относиться к любым интеллектуальным сферам деятельности: математике, физике, музыке, энциклопедическим знаниям и так далее. Уже в раннем возрасте они могут поступить в институт, закончить его и защитить диссертацию, тогда как их сверстники еще учатся в школе; одаренные дети с музыкальными способностями пишут оперы; со способностями к шахматам — становятся чемпионами.

Вопреки распространенному мнению, что из вундеркиндов не получается ничего особенного, часто они и в зрелости оставляют свою гениальность при себе…


Блез Паскаль

Блез Паскаль дожил лишь до 39 лет, однако, этот француз, родившийся в XVII веке, использовал эти 4 десятилетия своей жизни по максимуму, поскольку у него был "ранний старт". В возрасте 12 лет он начал решать сложные геометрические задачи и доказывать теоремы.

К 16 годам он создал свою теорему и находился в кругу видных французских математиков. Он даже изобрел первый механический калькулятор в возрасте 19 лет, который назывался паскалин.

К моменту своей смерти, Паскаль вышел за рамки математики, он стал философом, богословом и писателем. Среди наиболее известных его философских понятий фигурирует Пари Паскаля. Это аргумент, говорящий о том, что вы можете как верить в Бога, так и не верить в него, поскольку вера в него не несет в себе никакого потенциального риска или большой награды. Очень прагматично.


Моцарт и другие

Музыка — одна из сфер, где гении могут проявить себя в самом раннем возрасте и долгие годы радовать слушателей своим композиторским или исполнительским искусством. Самый известный пример здесь — судьба Вольфганга Амадея Моцарта.

В три года он выступил с первым собственным концертом. Уже тогда Вольфганг до ноты запоминал произведения, услышанные им всего лишь раз. В шесть лет вместе с сестрой он отправился в длительное турне по Европе, где в каждом городе производил фурор своим талантом.

Дальнейшая творческая судьба Моцарта известна — огромное количество гениальных произведений, навсегда вошедших в мировую сокровищницу культуры.

Природа гениальности Моцарта не поддается описанию. Сам он говорил так:

«Когда я в хорошем настроении — в экипаже, на прогулке после приятного обеда или ночью во время бессонницы, порой на меня обрушивается поток мыслей и мелодий, вот и все.

Откуда и как — этого я не знаю: те мелодии, что мне приятны, я запоминаю и мурлычу их про себя — по крайней мере, так утверждают окружающие. Затем я продолжаю развивать эти темы, делаю их более определенными, конкретными, так что со временем они становятся у меня в голове почти завершенными».

История знает и множество других музыкальных вундеркиндов. Шопен дебютировал перед публикой в восьмилетнем возрасте. Вебер был назначен дирижером оперного оркестра Бреслау в 17 лет. Штраус и Гайдн начали сочинять музыку в шесть лет.


Сергей Сергеевич Прокофьев был типичным вундеркиндом — в 6 лет сочинял маленькие фортепианные пьесы, в 9 — детскую оперу, в 13 лет поступил в консерваторию.

Незнакомо широкой публике и имя Тома Блинда, сына чернокожего невольника. А ведь в пять лет мальчик мог играть на пианино две разные композиции двумя руками одновременно, насвистывая при этом третью мелодию…

≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
Продолжение следует…
≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡

 </i>
<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<< 
<i> <b>       Из московских журналов ЪЪЪ сто и более летЪ тому назадЪ    </i> </b>  
<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<< 
<i>
  ИСТОРИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ

"Серые кардиналы" мировой истории

                                                                                

Серьезной политике не свойственна публичность. У большинства «властителей масс» были так называемые «серые кардиналы». Именно они и принимали судьбоносные решения, оставаясь при этом в тени…

Михаил Суслов

Путь Михаила Суслова в «серые кардиналы» Брежнева лежал с самых низов. Родился Михаил Андреевич в бедной крестьянской семье, после революции стал комсомольцем, уже в 1921 году вступил в большевистскую партию. Получил экономическое образование и даже преподавал в МГУ.

Огромный скачок его карьера делает в послевоенные годы. При Сталине Суслов отвечал за идеологическую сферу. Он вел борьбу против «безродного космополитизма» редактировал газету «Правда», был членом Президиума ЦК КПСС. Публицист Жорес Медведев даже называет Суслова «тайным Генсеком» и полагает, что именно его Сталин хотел видеть своим преемником.

В хрущевские времена Суслов также отвечал за идеологические вопросы. Именно по его инициативе были введены войска в мятежную Венгрию. В 1962 году Суслову присвоили звание Героя Социалистического Труда. Но он ответил на это черной неблагодарностью, устроив в 1964 году смещение Хрущева с поста Первого Секретаря ЦК КПСС.

При Брежневе Суслов по-прежнему оставался в тени, хотя роль его возросла. Он отвечал теперь за культуру, образование, цензуру и конечно же, по-прежнему, за идеологическую сферу. Суслов слыл консерватором и догматиком, с его именем связаны гонения на интеллигенцию, аресты диссидентов, ссылки Солженицына и Сахарова.

Самым публичным актом в биографии Суслова стали, пожалуй, его похороны. Их показывали по телевидению, а вся страна погрузилась в трехдневный траур. Суслов умер в 79 лет, за несколько месяцев до Брежнева, не увидев краха идеи, за которую он сражался, пусть и весьма своеобразно, всю свою жизнь.

        
≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
    Продолжение следует….
≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡

</i>
<i><b> ИзЪ старыхЪ московскiхЪ газетЪ и журналовЪ </i></b>
<i><u>
    ВЫ НЕ ПОВЕРИТЕ…
</u> </i>
<i>
◖◗

Наши дети….


Рассказали знакомые.

Молодая семья. Комната перегорожена шкафами. В одной половине стоит кровать сына в другой папы и мамы.
Вечер. (Сыну на тот момент было лет 6 – 7). И вот, уложив ребенка спать и, дождавшись, когда он заснет, занялись любовными утехами.
Утром сын подходит к матери и говорит: «Мам, я все слышал, о чем вы говорили, но не понял… Что вы делали?»

Мама потеряла дар речи.


Устроилась репетитором английского языка к маленькому неуправляемуму ребенку (6 лет) соседки.

Сижу я на кухне, дожидаюсь с его мамой на диванчике его выявления на горизонте, чтобы начать насильно заталкивать в него знания... А им как раз телик привезли, упакованный весь в пупырчатый полиэтилен... И тут выходит этот спиногрыз, с ног до головы замотанный полиэтиленом, и изрекает:

- Ну что, я себе занятие на ближайшие 20 лет нашел, а ты, мама?


Дитю 3 года.
Любимый дедушка решил, что пора парню на своем коне ездить. Получив бурю восторга на вопрос: хочешь на Гаджаре прокатиться, заседлал коня, сел сам, внука впереди посадил. Дите визжит от радости, хохочет, кричит: Еще, еще!!! Дед довольно жмуриться, конь, раздувая ноздри старается - скорость набирает - все абсолютно счастливы минут 15... Для 3 раза достаточно.

Снимаю ребенка с седла, слышу шепот:
- Пиять, мама, а страшно-то как било! ...

Дед от смеха чуть с коня не свалился, уговаривая не наказывать правнука казака...

◖◗

 ≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡

</i>
<i>
     ✏  ✑  ✒                  

    ИЗ ОБРЫВКОВ СТАРЫХ ЖУРНАЛОВ…Ъ

                         

ПРИЯТНО ВСПОМНИТЬ!!!!

Актёрские байки

 Борис ЛЬВОВИЧ.

Актёрская курилка


            Эту историю мне рассказал московский актер Геннадий Портер. Когда-то много лет назад он поступал в школу-студию МХАТ, выдержал огромнейший конкурс и был принят. Курс набирал известнейший мхатовский актер Павел Массальский. (Даже далекие от театра люди помнят его в роли плохого американца в кинофильме «Цирк».) И вот где-то на третий день обучения Массальский, сжав руки и возвысив голос, провозгласил: «Друзья мои, сегодня к нам на курс придет сам Михаил Николаевич Кедров. Он обратится к вам, наследникам мхатовских традиций, с приветственным словом. Слушайте, друзья мои, во все уши и глядите во все глаза: с вами будет говорить ученик и друг великого Немировича-Данченко!» «Мы сидим просто мертвые от страха, — рассказывал мне Портер, — шутка ли: сам Кедров! Что же он скажет нам о театре, какое "петушиное слово"?!

      Вот он вошел, сел напротив курса. Смотрит на нас, голова трясется. Мы замерли, ждем. Он долго так сидел, глядя на нас, тряся головой. Потом, едва повернув голову к Массальскому, гнусавым своим голосом сказал: "Курс большой, будем отчислять!" Встал и удалился».


Вот байки, услышанные мною от блестящего писателя и литературоведа Владимира Яковлевича Лакшина, родители которого всю жизнь проработали во МХАТе.

      Старейший московский актер Мозалевский, в силу своей ужасной шепелявости весь театральный век простоявший в массовке без единого слова, тем не менее под конец жизни превратился в памятник самому себе: шутка ли — столько лет безупречной службы! В день празднования пятидесятилетия МХАТ на сцену вышли только два артиста, участвовавшие в самом первом спектакле «Царь Федор Иванович»: премьерша Книппер-Чехова и вечный массовщик Мозалевский! В те времена вышла мемуарная книга генерала Игнатьева «50 лет в строю». Мхатовские шутники говорили, что Мозалевский тоже пишет книгу, которая будет называться «50 лет СТОЮ» ...

      Ну, книгу — не книгу, а кое-что стал «позволять себе» ... Однажды Немирович-Данченко, имевший пунктиком непременное и доскональное знание каждым актером биографии своего персонажа, накинулся на него, переминавшегося с ноги на ногу в толпе гостей в доме Фамусова: «Почему вы пустой, Мозалевский? Почему не чувствую биографии? Кто ваши родители, где вы родились, с чем пришли сюда?..» «Ах, Владимир Ивановищь! — ответил шепелявый корифей. — Не дуриче мне голову, скажите луще, где я штою!»
      Это была такая неслыханная дерзость, что оторопевший Немирович отстал немедленно...


      Этот Мозалевский под конец жизни самозабвенно увлекся строительством дачи. Он приходил за кулисы и громогласно сообщал: «Сегодня посадил смородину!» Потом прикрывал рот рукой и шепотом добавлял: «Черную...» «А почему шепотом?» — недоумевали коллеги. «А, не дай Бог, услышит партком, — так же тихонечко объяснял Мозалевский, — и спросит: "А ПО-ЧЕ-МУ НЕ КРАСНУЮ?!!"»

≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
Продолжение следует…
≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡

</i>