7 июл. 2014 г.

<i><b>
 Про великих 

Игорь ТАММ и Петр КАПИЦА

</i></b>
✠✠✠    ✠✠✠    ✠✠✠    ✠✠✠    ✠✠✠     ✠✠✠    ✠✠✠    ✠✠✠    ✠✠✠    ✠✠✠  
<i>
Академик Тамм был наполовину немцем (его дед, Теодор Тамм, в середине прошлого века переехал из Тюрингии в Россию и женился на дочери херсонского помещика). Заполняя в который раз очередную анкету, Игорь Евгеньевич знал: жди неприятностей. А чего еще можно было ожидать от таких биографических данных, как "подозрительное" происхождение, в прошлом меньшевик, учился за границей, брат в 1936 году арестован и расстрелян как "враг народа", отец, инженер, жил в оккупированном немцами Киеве и за это позже попал за решетку. Игоря Евгеньевича самого могли сто раз арестовать и объявить "врагом народа". Но, к счастью, этого не случилось.


  Будущий великий физик родился в 1895 году. Еще гимназистом он всерьез увлекся политикой, бредил революцией, ненавидел царизм и считал себя убежденным марксистом. Беспокоясь за судьбу своего горячего сына, родители посчитали благоразумным отправить его за границу.

Увы, и в Шотландии, в Эдинбургском университете, молодой Тамм продолжал штудировать Маркса, участвовать в политических митингах. Наука тогда, в 1914 году, как ни странно, его занимала мало.

Тамм возвратился на родину незадолго до начала Первой мировой войны и стал студентом физико-математического факультета Московского университета. Политика по-прежнему его не отпускала. Молодой человек - на распутье: ему уже 22, но все еще в науке он не видит своего призвания.

Жизнь носила его по южным городам России. В Симферополе, в Таврическом университете, ему довелось работать с выдающимися учеными Я. И. Френкелем и Л. И. Кордышем. Всю дальнейшую судьбу Тамма определила его встреча в Одессе, в Политехническом институте с замечательным физиком Л. И. Мандельштамом.


В начале 20-х годов Игорь Евгеньевич переехал в Москву и с головой ушел в теоретическую физику. "Все мои мысли заняты физикой", - писал он в одном из писем той поры. Чуть ли не первый его научный труд по теории относительности высоко оценил сам великий Эйнштейн и принял к напечатанию в немецком научном журнале.
Знаменитый голландский физик Пауль Эренфест, познакомившись с трудами Тамма, выхлопотал ему стипендию для научной практики за границей. Около полугода провел Игорь Евгеньевич в крупнейших физических лабораториях Голландии и Германии.


Петр Леонидович Капица всей своей жизнью доказал, что можно быть одновременно и патриотом, и космополитом, если творческая деятельность и позиция ученого отражает не корыстные цели правящего режима, в условиях которого ему приходится вести свои работы, а направлена на благо людей, призвана решать не сиюминутные, а перспективные проблемы научного и общественного прогресса.


Петр Капица. Автобиография.

Родился в Кронштадте 9 июля 1894 года.
Сын военного инженера-строителя Кронштадтской крепости.
Отец умер в 1921 г., мать занимается педагогической и литературной деятельностью по фольклору.

В 1905 году поступил в кронштадтскую гимназию, из которой в 1906 г. был исключен за неуспеваемость. Тогда же был переведен в реальное училище, которое окончил в 1912 г. В этом же году поступил на электротехнический факультет Политехнического института, который окончил в 1918 г. При окончании защищал дипломную работу на физическую тему и был оставлен при институте в качестве преподавателя физики и механики.

С 1918 по 1921 г. вел научную работу в Политехническом институте при кафедре физики. В 1921 году принял участие в заграничной командировке для закупки приборов совместно с академиком А.Н. Крыловым и академиком А.Ф. Иоффе.

В 1921 году был принят в Кавендишскую лабораторию в качестве научного работника. В Кавендишской лаборатории работал с 1921 по 1934 г. В 1923 г. защищал докторскую диссертацию "Прохождение а-лучей через материальную среду и методы получения сильных магнитных полей", в связи с чем получил степень доктора философии Кембриджского университета.

В 1923 г. получил в университете премию Максвелла.

С 1924 г. - помощник директора Кавендишской лаборатории.

В 1929 г. избран членом английского Королевского общества. Позже в том же году - членом-корреспондентом АН СССР.

С 1930 г. - профессор Королевского общества и директор Мондовской лаборатории при Кембриджском университете.

В 1934 г. - лауреат медали Льежского университета.

С 1935 г. - директор Института физических проблем АН СССР.

Такую автобиографию составил для институтского отдела кадров Петр Леонидович Капица. За официальными строками скрывается жизнь, похожая на увлекательный роман.

Первый иностранец в истории Королевского общества (английской Академии Наук) ставший его действительным членом. В то время, когда Капица поступил в Кавендишскую лабораторию, ее руководитель Эрнест Резерфорд уже был признанным главой международной научной школы. Среди его учеников были Нильс Бор, Чарльз Вильсон, Джеймс Чедвик и многие другие ученые, преобразившие науку 20 века. Влияние Капицы на работу лаборатории проявилось позднее.

Известный физик-ядерщик Роберт Юнг так описывал последствия отъезда Капицы из Кембриджа: "Уход Капицы очень глубоко повлиял не только на Резерфорда. Он оказал разрушительное влияние на Кавендишскую лабораторию, и в течение нескольких последующих лет ее блестящий коллектив стал распадаться".

Почему великий Резерфорд, отец-основатель ядерной физики, нобелевский лауреат, взял в свою лабораторию молодого, неизвестного, да еще и с советским паспортом ученого Капицу?

Находясь в Великобритании, Капица обратился к Резерфорду с просьбой принять его на стажировку в Кавендишскую лабораторию в Кембридже. Резерфорд поначалу отказал, так как лаборатория, по его словам, была переполнена сотрудниками (их и так около 30 человек). Тогда Капица спросил мэтра, к какой точности тот стремится в своих экспериментах. "Допустима 2-3-х процентная погрешность", - ответил Резерфорд. "В таком случае, - сказал Петр, - один лишний исследователь не будет заметен, он будет поглощен допустимой неточностью опыта".

Остроумная реплика и раскованность молодого ученого пленили Резерфорда, так Капица стал его сотрудником. Этот эпизод Капица вспоминал часто, Резерфорд же его забыл. Когда маститого ученого спрашивали, что заставило его принять Капицу, он отвечал: "Я не помню, что именно, но я очень рад, что это сделал".


≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
♠♠♠ Полностью читать о Тамме http://www.peoples.ru/science/physics/tamm/
♠♠♠ Полностью читать о Капице http://www.kapitza.ras.ru/museum/history.htm
≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
♠♠  Фотографии
Игорь ТАММ

Петр КАПИЦА
https://www.google.ru/search?q=%D0%BF%D0%B5%D1%82%D1%80+%D0%BA%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%86%D0%B0&newwindow=1&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ei=tPi6U77QNaO7ygP9zoBg&sqi=2&ved=0CAYQ_AUoAQ&biw=1067&bih=517

</i>

Комментариев нет:

Отправить комментарий