11 апр. 2019 г.

                    
   
<b>
К.Сомов "Дама в голубом"</b>
<b>
Ф.Малявин "Больная (портрет Елизаветы Мартыновой)"</b>
<b>
Лиза Мартынова </b> была из тех, кого принято называть «золотой молодежью». Ее отец был успешным врачом, имевшим обширную практику, и все капризы дочки, которую в семье обожали, выполнялись беспрекословно. Она была хорошенькой и знала это: «Вы, Лиза, и со стулом кокетничаете…». Друзья брата, студента-медика, тоже пали жертвами ее обаяния, и девушка привыкла быть окруженной поклонниками. Но она не стремилась выйти замуж: зачитываясь дневниками Марии Башкирцевой, художницы, мечтавшей о славе и сгоревшей в 25 лет от туберкулеза, она верила в свое высокое предназначение и грезила засиять яркой звездой на художественном небосклоне, а в итоге повторила судьбу «Муси», умерев от той же болезни в тридцать шесть.
Мартынова усердно занималась в рисовальной школе «Общества поощрения художников» и в домашней студии талантливого передвижника Василия Максимова, поэтому неудивительно, что она оказалась одной из тех немногих девушек, кто смог поступить в Академию Художеств с первым «женским» набором в 1890 году: «Поработав часа 2, я полюбопытствовала осмотром силы конкурирующихся со мной. Когда я обошла и обозрела с высоты все рисунки, они произвели на меня самое выгодное впечатление... стала уверена в своём успехе… Теперь Ваша Лиза - ученица Академии художеств». Здесь, как и в домашней среде, она блистала, поскольку грациозная девушка-сокурсница «с сияющими торжеством глазами» не могла остаться незамеченной, а кроме того студенты устраивали костюмированные процессии и общественные балы, участвовать в которых Лиза очень любила и готовилась к ним с особым старанием. При этом многие признавали, что таланта она была среднего, и это мучило Лизу, привыкшую быть первой:


-------
2
«Скажите мне, есть ли у меня хоть маленький талант. Я Вас об этом никогда не спрашивала, но теперь я требую от Вас, как от моего учителя, ответа прямого и искреннего, повторяю, без Вашего ободрения, без поощрения я не могу. Бывают минуты, когда я чувствую в себе столько огня, столько силы…  Когда же всё гаснет, меркнет, тогда я, моя душа и тело никуда не годятся… Это минуты отчаяния. Я боюсь таких дней, боюсь». 
  Оценить работы Мартыновой, к сожалению, невозможно, так как не сохранилось ни одного произведения ее авторства, но зато ее друзья-художники, которым она позировала, увековечили образ Лизы в истории русской живописи рубежа XIX-XX веков. Среди них были Константин Сомов и Филипп Малявин.
Работа Малявина «Больная» из тех, что ничем не выдаст своего автора: где свободные мазки, буйство и яркость красок, безудержность и сок самой природы, широколицые бабы, наконец, - то, благодаря чему с первых секунд узнаешь этого художника? Напротив, произведение решено в однотонной серебристой гамме, фигура лежащей в кровати девушки статична, ее лицо исхудало, глаза ввалились, на щеках характерный румянец, по которому так легко опознать ее болезнь. У кровати лежат рисунки, на коленях книга, но печальные мысли ее далеко: машинально она наматывает прядь темных волос на палец, и в этом движении хрупких пальцев, в свежести кожи, которую подчеркивают белизна покрывала и блик на золотом браслете, еще сильнее ощущается беспомощность.
В том же году ее станет писать и Сомов, но работа растянется на три года, потому что художник отправится во Францию, а Мартынова надолго уедет лечиться в Тироль. Тем не менее, Сомов сможет закончить портрет: успеет прочувствовать поэтичный образ своей модели, «вытащив на свет глубоко запрятанную печаль и боль, горечь неудовлетворённости», и вместе с красками перенесет на холст.

-------------
3

 В его творчестве, которое по мнению критиков, часто было излишне откровенным и эротичным, этот романтичный портрет также стоит особняком, перекликаясь с «прекрасными незнакомками» Борисова-Мусатова. Несмотря на то, что на заднем плане художник изображает людей (на скамейке музицирует увлеченная друг другом пара, темноволосый мужчина, с которым принято ассоциировать Сомова, прогуливается по аллее парка), они не скрадывают одиночества «Джоконды современности», как называл ее И. Грабарь, а лишь усиливают его.
Как и в работе Малявина, здесь все говорит о болезни: худоба, румянец, бледность, печаль во взгляде, бессилие рук. Так, левая кисть замерла на уровне груди, словно героиня молит о чем-то: «Обычно в своих портретах К. Сомов не столь открыто пользовался жестом как средством характеристики, но «Дама в голубом» стала исключением». Здесь она вся на виду, ей с ее грустью некуда деться, и куст за ее спиной становится монолитом, расстрельной стеной: «Я не могла отвести глаз. Передо мною была Лиза, но не та, которую я знала когда-то в рисовальной школе, может быть, даже подурневшая, "полинявшая", но зато утратившая былую самоуверенность и сознание победительницы жизни. Здесь жизнь победила».
Позже, когда художник решил продать свое произведение Третьяковской галерее, Мартынова упрекала его в желании заработать на ее «душе и страданиях». Предлагала отдать портрет в галерею бесплатно, оставить у себя, сжечь. Она злилась и сложно было поверить, что когда-то их связывали теплые чувства: Сомов, как считалось, был даже влюблен в нее, она посылала ему из Ниццы корзины с цветами. Когда она умрет, уже ему предстоит заказать на ее похороны большой венок из белых роз. А картина будет висеть в Третьяковке, и художница Остроумова-Лебедева будет вспоминать, что, получая те самые корзины из Ниццы, Сомов даже не открывал их, а относил ей.
#### # #
#### # #

Один мальчик был дебилом. Но он, как и положено дебилу не знал, что он дебил. И поэтому жил счастливо и вполне неплохо.
А другой мальчик был очень умным. Но как положено умным, находился в поисках и терзаниях. Поэтому жил тревожно и неуверенно.
Однажды они встретились:
— Жизнь прекрасна!- воскликнул мальчик-дебил.
-Спорно-ответил умный мальчик
-Почему?- спросил мальчик-дебил
И умный мальчик стал долго и подробно объяснять законы диалектики, философствовать и объяснять материи неподвластные уму мальчика-дебила.
Но тот внимательно выслушал умного мальчика, пожал плечами и спросил:
— Ты дебил?
И не дождавшись ответа ускакал на одной ноге бросаться собачьими какашками по лягушкам.
<b> 
© Александр Гутин
 ●▬▬▬▬۩۩▬▬▬▬▬
♦♦♦
&emsp;  <b>Наталья Иванова </b>
<i>
(Об авторитетах в литературе)
По воспоминаниям Ахматовой, поэт Бенедикт Лившиц пожаловался, что Александр Блок самим своим существованием мешает ему писать. Все засмеялись, но Блок сказал: "Я его понимаю - мне мешает Лев Толстой".
</i>

ℒℴѵ ℒℴѵ.ℒℴѵ ℒℴѵ
<i>  
Встречаются, чтоб расставаться,
Влюбляются, чтоб разлюбить.
Мне хочется расхохотаться
И разрыдаться, и не жить!
Клянутся, чтоб нарушить клятвы,
Мечтают, чтоб клянуть мечты…
О, горе тем, кому понятны
Все наслаждения тщеты.
В деревне хочется столицы…
В столице хочется души…
И всюду человечьи лица
Бесчеловеческой души…
Как часто красота уродна
И есть в уродстве красота…
Как часто низость благородна
И злы невинные уста.
Так как же не расхохотаться,
Не разрыдаться, как же жить,
Когда возможно расставаться,
Когда возможно разлюбить?


<b> 
© Игорь Северянин
╬╬╬╬╬╬
╬╬╬╬╬╬
╬╬╬╬╬╬ &emsp;  <b> <u>12 апреля - ЭТОТ ДЕНЬ В ИСТОРИИ</u>
</b>
[]]] []]]
░╬░╬░╬░╬░
[]]] []]] &emsp<b12 апреля 1242 г. 777 лет назад 
Войско Александра Невского одержало победу над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище)
</b><i>
В 1237 году в Восточной Прибалтике на территории, заселенной племенами ливов и эстов, немецкими рыцарями был образован Ливонский орден. Спустя три года орден вторгся в пределы Псковской земли. И, после кратковременной осады немцами, был взят Изборск.

Псковское ополчение, подошедшее к Изборску, было разбито рыцарями. После чего немцы перешли реку Великую, разбили палатки под самыми стенами Псковского кремля, сожгли посад и стали разорять окрестные села. В итоге ливонские рыцари овладели Псковом, взяли заложников и разместили в городе свой гарнизон.

Несколько позже Ливонский орден вторгся и в пределы новгородских земель. Новгород обратился за помощью к великому владимирскому князю Ярославу. Тот направил в Новгород вооруженные отряды во главе со своими сыновьями Андреем Ярославичем и князем Александром Невским.

Новгородское войско во главе с Александром Невским освободило занятое рыцарями Копорье и Водьскую землю. Затем войско соединилось с дружиной брата Андрея, и во главе с Александром Невским выступило на Псков. Город был взят штурмом.

Наместников ордена в оковах Александр отправил в Новгород. А вдохновленные успехами отряды новгородцев вторглись на территорию Ливонского ордена и начали разорять поселения эстов, данников крестоносцев.

В это самое время Александр узнал, что рыцари направили к Изборску незначительные силы, а их главные силы двигаются напрямик к Псковскому озеру. Туда он и отправил свое войско. Армии противников сошлись на берегах Чудского озера у Вороньего камня и урочища Узмень.

Именно здесь (5) 12 апреля 1242 года произошло сражение, которое вошло в историю как Ледовое побоище.



----------------------------------------------



¸ .    ° :.  . • ○ °   .  * .       °  . ● .    °  °  ¸.● .     °   ¸¸    :.  . • ○ °   .  * . .  ¸ .   °  ¸. * ● ¸ .    °  °  ¸. ● ¸ .   ° :.  . • °   .  * :. .. °  . * ● ¸ .    ° :.  . • ○ °   .  * .    °  . ● .    °  °  ¸.● .     °   ¸¸    :.  . • ○ °   .  * . .  ¸ .   °  ¸. * ● ¸ . °  °  ¸. ● ¸ .  ° :.  . • °   .  * :. . ¸ . ● ¸      ★☾

&emsp;  <b> 12 апреля 1961 г. 58 лет назад 
Впервые человек совершил полет в космос
</b><i> 
12 апреля 1961 года первый человек с планеты Земля, Юрий Алексеевич Гагарин, на космическом корабле «Восток» стартовал с космодрома «Байконур», вышел в космическое пространство и совершил полет по орбите искусственного спутника Земли.

Пуском первого в мире космического пилотируемого корабля руководил Главный конструктор Сергей Павлович Королев.

«Только бы слетал и вернулся живым!», – сказал Королев после старта ракеты-носителя. Этот эпохальный полет длился 108 минут.