8 июн. 2019 г.

(/\)
<i>
Однажды Зиновий Гердт и Валентин Гафт ужинали в ресторане...Сели за стол, Гафт говорит: " Ну что, Зиновий Ефимович, закажем по-коньячку?" Гердт качает головой: " Нет-нет, Валя, подождите, ну что вы торопитесь? Смотрите меню спокойно "... Ровно через десять минут официант приносит бутылку шампанского и ставит на стол: " Это для вас -- с того столика". Оборачиваемся - там кланяются. " Спасибо. Спасибо." Потом появляется ещё шампанское. Следом - бутылка коньяку, за ней - бутылка вина... И через час полстола уставлено всевозможными бутылками. Зиновий Ефимович: " Ну вот, Валя, а вы собирались заказывать "
&emsp;ʘʘ
<i>
Говорят, если переехать в другое место, то ничего не изменится. Хорошо, но давайте я буду грустным на Мальдивах.
</i>

из коллекции<b> Adam Brantov</b>


&emsp;ʘʘ
<i>
– Владимир Владимирович, мне 70 лет и я должен оплачивать капитальный ремонт дома, который начнётся после моей смерти. 
Теперь вопрос. Скажите, сколько можно терпеть этот беспредел от натовских генералов в южных провинциях Сирии?
</i>

из коллекции<b> Adam Brantov</b>


&emsp;ʘʘ
<i>
</i>

из коллекции<b> Adam Brantov</b>
(¯),,(¯)
..( ړײ)
.../\.
(,,)(’’) &emsp; <b> Михаил Мишин</b>
<i>
<b>АРКАДИЙ АРКАНОВ </b>
7 июня
отмечал день своего рождения.
***
Однажды мы переживали схожие личные проблемы.
Столкнулись у ресторана ЦДЛ.
- Посидим? - предложил я.
Мне хотелось выговориться. Аркан мрачно кивнул. Ему тоже хотелось.
Сели за столик. Взяли.
- Ты понимаешь…- начал я.
Аркан мрачно кивнул. Было видно - он понимает. Причём настолько,
что слова не добавят. Полтора часа просидели в молчании. Потом выпили по последней и на прощанье пожали друг другу руки.
- Да, – проговорил он. – Нельзя держать всё это в себе.
***
"Джентльмен, - когда-то определили англичане, - это человек, который, оставшись один в джунглях, к ужину бреется и надевает смокинг".
Англичане предвидели Аркана. Элегантность без нарочитости, аристократизм при демократичности.
Плюс фирменная неспешность, ставшая легендой. Бегущий Аркан – такой же нонсенс, как стоящий электрический ток. Как-то он опоздал
на поезд, хотя мог успеть - надо было лишь пробежать по перрону.
Но перейти с шага на бег? Поезд, верный расписанию, ушел.
Аркан, верный себе, остался.
Вот главное - всегда оставался верен себе.
***
Изящная словесность – это и вообще мало о ком, а уж в "веселом жанре"… Аркадий Арканов – именно изящество слова. Первый рассказ - маленький "Желтый песок" - помню до сих пор. И ощущение помню – светлая зависть.
***
Семидесятые.
В Ленинграде - концерт "Клуба 12 стульев" "Литгазеты." Концертный зал "Октябрьский" - четыре тысячи мест – битком.
Аркан подходит к микрофону. Безупречный пиджак. Идеальный пробор. Рассчитанная пауза – и Аркан медленно, слово за словом, выпускает
в зал рассказ "Кросс". Зал стонет.
Любуюсь.

------------------- 2<i>
***
Почему-то долго не знал, что он медик. Выяснилось в Пицунде.
Дом творчества. Аркан на пляже со своим сыном. Я со - своим.
Васе Арканову четырнадцать. Моему Сашке девять. Он занимается
в шахматном кружке. Аркадий Михайлович Арканов – кандидат
в мастера по шахматам. Но для игроков и джентльменов такие мелочи значения не имеют. Фигуры расставлены. Мы с Васей - секунданты. Партия быстро переходит в трагический для Сашки эндшпиль, и у него – от напряжения ума и перегрева – идёт носом кровь. Аркан на миг отрывается от доски:
- Закинь голову.
Сашка закидывает - кровь останавливается.
Аркан смотрит на доску и строго говорит:
- Ничья.
- У вас же выиграно, - лепечет Сашка.
- Не спорь, - советует Вася. – Папе виднее. Он все-таки врач.
Унаследовал папино чувство юмора.
***
И не только.
"Васька американский роман перевел", - сообщает много лет спустя Аркан, и по слишком спокойному его голосу ясно, какое это для него событие. "Прочти". Я прочёл - перевод оказался выдающийся.
На презентации Вася раздавал автографы.
Аркан молча гордился.
***
В нем сочетались одарённости и страсти.
Футбол, шахматы, джаз…
Джаз!
Город не помню. То ли фестиваль искусств, то ли что-то в этом роде. Отсверкали на сцене, сидим компанией в каком-то кафе. Играет трио джазистов.
Аркан начинает кивать в такт музыке, что означает – дико завёлся. Выходит к музыкантам, берет микрофон и начинает хрипло импровизировать. Чистый Армстронг. Публика в восторге – бурные аплодисменты. Из зависти тоже хватаю микрофон и тоже хриплю.
Хлопки сострадания.

-------------- 3<i>
***
При всём своем джентльменстве не боялся уронить имидж "большого писателя". Вдруг начал сочинять песни-пародии и сам их исполнял –
и делал это прекрасно. Абсолютный слух, шикарный голос - темный и ворсистый. Он был бы классный шансонье. Или киноактёр – утверждали, что он похож на Мастроянни. Это ему нравилось.
Даже на экране телевизора он умудрялся быть собой – читал ли рассказы, давал ли интервью… А когда вёл передачу сам – перед вами был телеведущий-интеллигент. Сегодня это словосочетание даже не все поймут.
***
Он был надежен и точен. Он был глубок и ярок.
Он оставался собой и потому стал константой, без которой непредставим был наш ландшафт - литературный, общественный, дружеский.
Не изменил себе и когда уже всё знал и понимал - всё-таки врач. Никто, кроме наиближайших, ни о чём не подозревал.
Называется – достоинство до конца.
В последний раз Аркадий Арканов вышел на сцену 13-го марта 2015 года. Он вёл вечер памяти ушедшего друга – Григория Горина.
Спустя девять дней Аркадий Михайлович Арканов ушёл сам –
и уже не изменит себе в нашей памяти.

&emsp<b>   Александр Генис

 Время собирать камни. Фактор возраста </b>

1

<i>«Старость» в Америке — ​нецензурное слово. Его заменяют нарядными эвфемизмами, называя последние годы нашей жизни «золотыми». И ведь действительно мне не приходилось встречать в Нью-Йорке старух — ​согбенных, с клюкой, в теплых платках, которые тут почему-то называют по-русски, но с диким ударением: «бабушка».
Пожалуй, в последний раз я таких видел в кукольном театре. Здешние пенсионерки категорически на них не похожи. Из девушек женщины вырастают в дам, а потом в леди, чтобы втайне от всех умереть в этом звании. Дожив до совсем уж преклонных лет, они становятся «синевласыми» от смеси краски с сединой. Я всегда замечаю их в музеях, часто — ​за ресторанным столиком с такими же подружками, изредка (уже вдовами) — ​в круизах и на курортах. Есть среди них и наши, у которых жизнь после 80 расцветает заново. Им ничего не стоит слетать из Нью-Йорка не то что в Москву, а во Владивосток.
В спортивном зале, куда я записался для очистки совести, меня удивил таскавший непомерную штангу жилистый дядька, намного старше меня. По воскресеньям он приводил папашу и делился с ним пудовой гирей.
Старым тут быть неловко, слабым — ​стыдно, и жаловаться можно врачу, да и то не очень. Три года назад мне распилили грудную клетку, хотя я и был самым молодым на всем больничном этаже. Когда мне разрешили вставать, я принялся бродить по палатам, прислушиваясь, о чем говорят дряхлые пациенты. Выяснилось, что о Трампе, хотя тот еще не был президентом.
Не то чтобы американцы не любили толковать о болезнях, как все нормальные люди, они обожают это делать, но говорят с каким-то безличным отчуждением, будто недуг живет сам по себе и интересует их в качестве научного феномена, подлежащего всестороннему исследованию и своевременной ликвидации.
---------- 2
<i>
В Америке считается, что старость — ​нездоровое состояние ума, а не тела. У нас скорее наоборот. У меня был одноклассник, который готовился к старости, еще не закончив восьмилетку. После каникул нас заставляли стричься, его — ​еще и бриться. Он ездил на пляж в пальто, работал на молочном заводе для прокорма и перебрался в Америку в расчете на пенсию.
Другой пример подавал Бродский, написавший такие стихи:
Я не философ. Нет, я не солгу.
Я старый человек, а не философ,
хотя я отмахнуться не могу
от некоторых бешеных вопросов.
Зная, что русские поэты долго не живут, Бродский примерял старость в 24 года. И я его могу понять, ибо как раз в этом возрасте приехал в Америку, влез в литературу и, будучи моложе всех, безуспешно притворялся старшим, чтобы не бегать в магазин за водкой.
Старость мне тогда казалась, с одной стороны, неведомым континентом, с другой — ​я слепо верил, что он ничем не отличается от того, где я жил, разве что размером больше. Собственно, поэтому я все время откладывал его освоение. Отодвигаясь с каждым прожитым годом на тот же год, старость, как коммунизм в детстве, маячила на горизонте и представлялась столь же недостижимой, как и он. Лишь когда я догадался, что так не может продолжаться вечно, мне удалось сообразить, что она уже пришла, хоть и не узнанной. И я захотел с ней познакомиться, прислушавшись к тому, что она говорит или шепчет.
--------------- 3

2

<i>
— Время собирать камни, — ​объявил я, решив, что пора их сложить в книги, но тут же осекся, задумавшись о том, зачем, собственно, их надо было сперва разбрасывать.

Я верил в мудрость автора Екклесиаста, из которого черпали эпиграфы все, коГосподи, где я за 40 последних лет только не печатался?! Разве что в журналах «Гольф» и «Яхтинг», и то не по моей вине. При этом каждый раз я писал как в последний. Довлатов говорил, что у него меняется почерк, когда он сочиняет для газеты. Этого мне не понять. Каждая строка, стояла ли она в книге, или была подписью для снимка, бросала вызов воображению, стилю, автору. И каждая казалась мне камнем в чужом огороде.
О такой камень можно споткнуться, а значит, заметить, помедлить или хотя бы разозлиться. Я еще не выжил из ума, утверждая, что мне это всегда удавалось. Но намерения у меня были безумные и честные: ничего не оставлять на потом. «Потом» пришло, и оно оказалось старостью, но мне об этом поведали другие.
— Раньше ты походил на Троцкого, — ​сказал мне товарищ, — ​теперь на Ленина.
Но я давно перерос обоих, так и не познакомившись со старостью. Возможно, потому, что с детства принимал ее за утопию: гармоническое соединение мудрости с покоем и волей.
— Спокойно делаешь, что хочешь, и считаешь это умным, — ​переводил я сам себя, пока не вспомнил, что и раньше не делал ничего другого, во всяком случае, с тех пор, как меня выгнали из грузчиков.
Старость не принесла ничего полезного: не избавила от сомнений, не назначила арбитром, не приблизила к итогу. Да и догадываюсь я о ней, лишь глядя на молодых так, будто не был на их месте. Боюсь, что с ними меня связывает знакомое недоразумение. Если раньше старость представлялась мне экстраполяцией юности, то теперь наоборот. Только дойдя до ступора, выясняешь, что
--------------- 4

<i>

каждое поколение составляет отдельный народ, говорящий на чужом языке, напоминающем твой, но не являющемся им — ​вроде украинского.

3

Сегодня меня больше всего занимает физика старого нетвердого тела, бывшего в употреблении. Меняясь, оно позволяет каждое утро ощутить течение времени. В юности оно незаметно, а в старости время оседает и скапливается, с рассвета до заката, в бессонницу — ​до четырех утра.
И все потому, что раньше жизнь протекала снаружи: мелькали президенты, режимы, кумиры, враги. Теперь к внешней смене декораций прибавилась — ​слишком ощутимо — ​внутренняя эволюция. Следить за ней так же интересно, как читать газеты.
Старость для меня, как, впрочем, все на свете, — ​способ познания. Она прокладывает путь в свой особый мир с помощью вычитания. С каждым днем мы забываем больше, чем узнаем. Но то, что остается, важнее того, что испарилось. Прошлое кристаллизуется и складывается в сундуки воспоминаний, которые я счастлив предъявить.го я любил, включая Хемингуэя.
— Не может быть, — ​думал я, — ​чтобы царь Соломон, которому Библия приписывает эту книгу, не знал, о чем говорил, скорее это неизвестно только мне.
Бросив клич в фейсбуке, я ждал решения от раввинов и цадиков и получил его, причем не одно. Существует множество мнений, часто противоположных, иногда поучительных, но неправдоподобных.
— Камни, — ​объяснял один, — ​разбрасывали по вражескому полю, чтобы его не смогли засеять.
— Камни, — ​спорил другой, — ​выносили из дома, чтобы не спотыкаться.
— Камни, — ​толковал третий, — ​бросали в противника, как Давид в Голиафа.
------------- 5

<i>

— Камни, — ​замечал четвертый, маститый, — ​это дети, которыми мы бездумно бросаемся в молодости, а в старости собираем у своего одра.
Последняя трактовка не объясняла, а расшифровывала метафору, а с этим я мог и сам справиться. Переносное значение не бывает однозначным и позволяет каждому перебраться от одного к другому по своему мостику.
— В моем случае, — ​рассуждал я, — ​камни — ​это тексты, которые я расшвыривал, как катапульта на службе цезаря.
Но главное, что вместе с забытым исчезают самые грозные вопросы, мучающие только молодых: кто ты? с кем ты? зачем ты? В старости ответы уже найдены, и будущее не хранит тайну, ибо хорошо известно, чем оно кончается.
— Не верьте старикам, — ​говорят в лучшей пьесе Бернарда Шоу, — ​их не интересует будущее.
И чем короче завтра, чем меньше мы помним о вчера, тем дороже сегодня, особенно если оно незаметно. Когда одни камни похожи на другие, они легко собираются в пирамиду, которую мы строим сами себе и зовем жизнью.
Нью-Йорк