23 июл. 2020 г.

✥✤✣✢

«В среде московских коллекционеров у меня появилось не очень-то лестное прозвище "грек- чудак", который приобретает никому не нужный мусор», — писал в воспоминаниях <b>Георгий Костаки.</b>

В последнее время все чаще подчеркиваются греческие корни легендарного коллекционера. Он родился в июле 1913 года в семье греков — выходца с острова Закинф Дионисия Спиридоновича и Елены Эммануиловны, происходившей из обедневших греческих аристократов.

С Грецией у Костаки связаны еще два биографических момента: он всю жизнь сохранял греческий паспорт и последние десять лет до своей кончины в 1990 году прожил в Афинах.

На этом его «греческость» заканчивается. Намного важнее русская составляющая: Костаки
говорил и думал по-русски, он был женат на русской, вырастил и воспитал своих четырех детей как русских, искренне любил Россию и со свойственной русским «любовью-ненавистью» относился к Западу.

Наконец, Костаки посвятил свою жизнь русской культуре, собрав уникальные коллекции — русский авангард, древнерусское искусство, народные игрушки и произведения художников-нонконформистов.

#50фактовокостаки
˚ೃೀ۩۞۩ೃೀ˚
<i>
Прекрасный мир

Не надо быть печальным.
Малой спички
Довольно - и костер уже горит.
Иль вдруг приходят и кричат:
- Вы спите!
А там в глубине лазури,
этой ночью
родился кит!
Мир так велик, что мы не можем знать,
как он велик.
Корабль, как голубь, белеет.
Ну что ж, пусть хвалит эту благодать
наш детский лепет.
Средь пекл земных, пространных и безводных,
среди пустынь сияющей воды
больших и незапамятных животных
отчетливы громоздкие следы.
<b>
Тонино Гуэрра
¸.•¸.•¸.•¸.•¸.•¸.•

&emsp;  &emsp;  Высоцкому
<i>
О, високосный год – проклятый год
Как мы о нем беспечно забываем
И доверяем жизни хрупкий ход
Всё тем же пароходам и трамваям
А между тем в злосчастный этот год
Нас изучает пристальная линза
Из тысяч лиц – не тот..., не тот..., не тот...
Отдельные выхватывая лица
И некая верховная рука,
В чьей воле все кончины и отсрочки,
Раздвинув над толпою облака,
Выхватывает нас поодиночке.
А мы бежим, торопимся, снуем, -
Причин спешить и впрямь довольно много -
И вдруг о смерти друга узнаем,
Наткнувшись на колонку некролога.
И стоя в переполненном метро,
Готовимся увидеть это въяве:
Вот он лежит, лицо его мертво.
Вот он в гробу. Вот он в могильной яме...
Переменив прописку и родство,
Он с ангелами топчет звездный гравий,
И все что нам осталось от него, -
С полдюжины случайных фотографий.
Случись мы рядом с ним в тот жуткий миг -
И Смерть бы проиграла в поединке...
Она б она взяла за воротник,
А мы бы ухватились за ботинки.
Но что тут толковать, коль пробил час!
Слова отныне мало что решают,
И, сказанные десять тысяч раз,
Они друзей - увы! - не воскрешают.
Ужасный год!.. Кого теперь винить?
Погоду ли с ее дождем и градом?
...Жить можно врозь. И даже не звонить.
Но в високосный год держаться рядом.
<b>
Леонид Филатов </b>
1980

* • • ◕◕════♣♣════◕◕ *

Александр Дюма (отец)
французский писатель и драматург

Родился 24 июля 1802 
218 лет назад


Жизнь – это четки, составленные из мелких невзгод, и философ, смеясь, перебирает их.
Показывай, что уважаешь себя, – и тебя будут уважать.
Стариком становишься, сколько бы лет тебе ни было, в тот день, когда все твои мечты разбиты.
От всякой беды есть два лекарства – время и молчание.
Как бы хорошо ты ни говорил, если говоришь слишком много, то в конце концов станешь говорить глупости.
Иногда маленькие шлюпки спасают корабли.
Вся человеческая мудрость заключается в двух словах: ждать и надеяться!
Никогда не бывает проявлением трусости подчинение силе, стоящей над вами. 
Никогда не следует быть исключением. Если живешь среди сумасшедших, надо и самому научиться быть безумным.
Тот, кто мстит, иногда жалеет о совершенном, тот, кто прощает, никогда не жалеет об этом.
芥川 龍之介

&emsp;新原 龍之介


✧ Свобода подобна горному воздуху. Для слабых она непереносима.


✧ Самый мудрый образ жизни заключается в том, чтобы, презирая нравы и обычаи своего времени, тем не менее ни в коем случае их не нарушать.


✧ Чтобы сделать жизнь счастливой, нужно любить повседневные мелочи.

✧ Идиот убежден, что все, кроме него, идиоты.

✧ Жизнь подобна коробку спичек. Обращаться с ней серьезно - глупее глупого. Обращаться несерьезно - опасно.

✧ Сильный боится не врага, а друга. Он бестрепетно повергает врага, но, как слабый ребенок, испытывает страх непреднамеренно ранить друга. Слабый боится не друга, а врага. Поэтому ему повсюду чудятся враги.

✧ Романы Достоевского изобилуют карикатурными образами. Правда, большинство повергнет в уныние и дьявола

✧ Опасные мысли - это мысли, заставляющие шевелить мозгами.

✧ Защищать себя труднее, нежели защищать постороннего.
<b>
Акутагава Рюноскэ
█▓▒░▒▓█&emsp;<b>Николай Олимпиевич Гриценко родился (11) 24 июля 1912 года

</b>
<i>
8 декабря сокамерниками по психбольнице был убит великий актер Николай Гриценко (1912-1979).
Гриценко - еще один пример стихийного гения, который являясь богом на сцене, в жизни щеголял двусмысленными поступками, будучи своего гения недостойным.

Но ведь дар не просто дарение, - это ответственность и перед людьми, в том числе. Гриценко данного обстоятельства не просто не учитывал, он о нем даже не думал. В его категорию ценностей не входили такие слова, как «честь», «ум», «достоинство». Зато входили слова: «интуиция», «чувственность», «работоспособность».

Еще остались зрители, помнящие Гриценко на сцене. По их словам, лучшего актера трудно представить.

«Великий артист, величайший артист. Пальчики оближешь! Мы говорим, американцы… Так вот, сначала Гриценко, а потом все остальные, с моей точки зрения...»
В. И. Гафт

«Я сама актриса, знаю, как надо работать над ролью, но то, что делал Николай Олимпиевич, не имело ничего общего с обычной актерской техникой. Он не просто хорошо играл, а жил жизнью своего персонажа, я, например, так не могу, да и те актеры, которых я знала и знаю, тоже. И это при том, что Гриценко нельзя было назвать человеком блестящих знаний и энциклопедического образования, - как я понимаю, в юности он его не получил, а потом у него не хватало на это времени».
Нина Веселовская

Образование у Гриценко с извивами. Конструктор металлургического завода сменил четыре (!) театральных училища, получив диплом в Щуке при театре Вахтангова. В театре Вахтангова и проработал всю жизнь.

===== 2
<i>
Люди, знавшие Гриценко удивлялись, - откуда, что бралось? Откуда этот скупой, косноязычный человек знает, как выглядит и ведет себя французский шансонье? Как ему понятна вселенская доброта князя Мышкина и благородство Рощина из «Хождения по мукам»?

Да что говорить! Колина мама, придя на спектакль «На золотом дне», не узнала сына, задавшись вопросом, - зачем он пригласил смотреть пьесу, где сам не играет? А на гастролях в Греции журналисты просто отказывались верить, что Тарталья, Мышкин и Протасов это один и тот же актер.

Расцвет Гриценко пришелся на 1950-60 годы. В 1952 он получил Сталинскую премию за роль в фильме «Кавалер Золотой звезды». Широкий зритель впервые оценил Гриценко в роли Рощина в экранизации «Хождения по мукам». Снимавшаяся с ним в этой картине Нина Веселовская вспоминала:

«После проб на «Хождение по мукам» мы с ним вместе ехали на троллейбусе, разговорились, и он сказал: «Не знаю, соглашаться мне на эти съемки или нет, - еще не решил». - «Как же так, Николай Олимпиевич, - удивилась я, - это же настоящий подарок актеру - экранизация такой замечательной книги!». - «Книги?» - протянул он так удивленно, что я поняла: роман Алексея Толстого он не читал - только сценарий».

Да, читать Гриценко не любил, сценарии декламировали ему, кто под руку подвернется. По рифмовке судьбы, в последние годы Гриценко читать все же придется...

Главным его соперником был Иннокентий Смоктуновский. Почти одновременно актеры показали свои версии Мышкиных, а на кастинге в экранизацию «Анны Карениной» Гриценко обошел Смоктуновского, получив роль Каренина. Смоктуновский начал Гриценко поучать, давая советы по роли, которую в уме прожил. Тот выдворил его прочь.

Каренин Гриценко, на мой взгляд, затмил и Анну Каренину Самойловой и Вронского Ланового.

===== 3
<i>
К актеру Гриценко вопросов не было. Они возникали к Гриценко – человеку. Лучше всех недоумение по его поводу выразил Владимир Этуш:

«Человеческая индивидуальность Гриценко была необычна и противоречива. Он всегда хорошо одевался, был красив и в то же время имел отрицательное обаяние. В быту казался очень заурядным. Будучи недостаточно образованным, он обладал какой-то среднемещанской психологией».

Здесь я, пожалуй, не соглашусь. Мало какой мещанин решится на поступки, подобные гриценковским. Его антраша в союзе с Галиной Кмит никак не назовешь средним. Это воплощенный Плюшкин.

Итак, Гриценко завел роман с Галиной Кмит. Та была замужем за Петькой из «Чапаева» Леонидом Кмитом, и тот отказывал в разводе категорически. Как выяснилось, далеко смотрел.

Стоило Галине забеременеть, влюбленный энтузиазм Гриценко улетучился. Галина обещала ему нотариально заверенный отказ от алиментов, если он признает ребенка. Посоветовавшись с адвокатом, папаша затрепетал, узнав, что отказ от алиментов можно аннулировать. Плюшкин решил, будто женщина с ребенком под сердцем задалась целью его разорить.

Рожденного сына усыновил Леонид Кмит. Он тоже много начудесатил, но в данном случае проявил редкостное благородство. Гриценко сына ни разу не видел.
Скупость актера, конечно, зашкаливала. Та же Галина Кмит вспоминала:

===== 4
 <i>
«Он распорядился, чтобы ему переводили зарплату в сберкассу. Таким образом, у него в кармане всегда лежало ровно столько денег, чтобы хватало выпить. Но не более. И если его мама, Фаина Васильевна, с которой мы жили вместе, просила купить электрическую лампочку, он говорил: «Не на что!» Лампочки и все нужное по дому покупала я».

Кроме скупости, Гриценко поражал окружающих необразованностью. Даром слова не владел, если выступал на собрании, все хватались за головы. Везде видел интриги, ложь, подсиживания. При этом сам был не чужд интриг, подсиживаний и лжи. Когда в 1969 году в театре появился Александр Кайдановский, и возникли шепотки, что пришел новый Мышкин, Гриценко устроил целую гамлетовскую «Мышеловку», дабы нейтрализовать соперника.

А ведь годы штурмовали, работать становилось труднее. Главным образом страдала память. На съемках «Семнадцати мгновений весны» текст роли Гриценко (он играл беседующего со Штирлицем немецкого генерала) развесили по купе. Необходимость читать нагнала актера. А эпизод получился отменный.
Классно сыграл он и негодяя Николая Антоновича в экранизации «Двух капитанов».

Это была одна из последних заметных ролей.
Рассеянный склероз запер Гриценко в психушку. Всю жизнь бравировавший, что ему никто не нужен, под конец жизни он стал не нужен никому. Согласие на госпитализацию актера подписала молодая жена.

По свидетельствам врачей за день до кончины Гриценко сказал: «Я только теперь понял, как надо играть Мышкина».

А конец был страшен, - Николай залез в холодильник, съел чужую вкуснятину.


За это пациенты забили его до смерти.

░░|░░|️░░|░░|░░|░░|░░|░░|

<b>Anatoly Golovkov

ДУЭЛЬ
</b>
░░|<iИз окна Гурову был виден памятник свиноводству. Гипсовая свинья с кукурузой в зубах напоминала собаку. А свинарка — незамужнюю подругу Бурсину из управы, в молодости.
Он служил на хлебозаводе, сутки через двое отстреливал воробьев. Иногда птицы падали в тесто, но их вынимали, и конвейер шел дальше.
Бурсина шла к нему в гости, пекла пирожки, пила игристое, Гуров самогон под фрукты. Щипали теплый хлеб с завода, танцевали неглиже. Вот счастье. Мечтали съехаться и завести кота.
Но Бурсина неожиданно ушла к Троянову, учителю музыки. Он жил дальше, но был ей духовно ближе. После объятий пели в два голоса на балконе.
Гуров закручинился и выстрелил в себя из воздушки. Пулька застряла в щеке, доктора вынули. Тогда он стал строить планы мести. Например, позвать Троянова на рыбалку и утопить в Волге. Но придумал другое: поединок!
Дуэль устроили в городской бане. Кто кого в парной пересидит, — того и Бурсина.
По жребию Троянов первый отхлестал Гурова веником. Почти до невозможности терпения. Потом наоборот. Оба сделались лиловыми, потели, смотрели на часы, пока баня не закрылась. Никто никого не пересидел.
Тогда потопали в управу к Бурсиной,пусть сама выберет. Купили роз.
По дороге зашли в закусочную. Заказали четыреста, кильку с луком и яйцом под картофель в мундирах с кубанским маслом.
Как иногда бывает, после второго графина помирились со слезами. Ты, Троянов, теперь брат мне, говорил Гуров, промокая глаза салфеткой…А ты мне даже больше, дай расцелую! И не хочет ли друг научиться на баяне?
Вдруг они увидели Бурсину в шубке. Ее привел ужинать лейтенант, замначальника пожарной части.
Денег за цветы в киоске не вернули.
Розы возложили к памятнику. </i>|░░

░░|░░|️░░|░░|░░|░░|░░|░░|

<b>Anatoly Golovkov


</b>

░░|<i></i>|░░