A____A
|・ㅅ・|
|っ c|
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
U ̄  ̄U  <b>Вера Соколинская
</b> <i>
15 мая 1891 родился Михаил Афанасьевич Булгаков!
Это одно из тех бессмертных имен, к которым можно ничего не добавлять.
А вот трактуют его произведения феерично по-разному.
Помню, как я была ошарашена итальянской версией "Собачьего сердца" - прибежала, полезла смотреть текст - ничего особенно не переврали, а смысл - до неузнаваемости.
А уж любимый роман-то сколько сюрпризов принес. Как непохожи экранизации Вайды, Бортко, Кары, Войтышко! А одноименные оперы Градского и Слонимского!
Как по-вашему, о чем роман?
Накидаю только несколько вариантов:
1. Роман об Истине (ключевой спор Пилата с Иешуа "Что есть истина?"). Судьбе (Кто может перерезать волосок).
2. Роман о Власти (Мастер пишет роман о Пилате во времена Сталина, а Воланд, кстати, появляется у особняка Берии). «Всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти».
3. Роман о Христе, Евангелие от Дьявола (хотя каждая из библейских глав - рассказ разных героев. Хитроумная версия на эту тему у Кураева. Прочтение дьяка Кураева читать интересно. Не согласна, разумеется, ни с чем, но прочтения стоит.)
4. Роман о любви ("Мастер и Маргарита" как "Ромео и Джульетта", "Тристан и Изольда" и т.д.) - правда, герои появляются только в 13 главе.
5. Роман о Художнике, о гении, который всегда не понят и распинаем, окружен «учениками», которые ничего не поняли.
===== 2
<i>
6. Сатира на советскую идею (нового человека не создали. Жалкая клоунада, тараканьи бега, достойные лишь шутов. Писался одновременно с книгами о Бендере. Ильф брался опубликовать "МиМ", но без лишних исторических глав:).
7. Мистический роман (М.А. писал в письме к Сталину, что он мистический писатель. Бал Сатаны, шабаш ведьм, полеты на метле, вампиры и жизнь после смерти. Вся энциклопедия демонологии - я как раз про нее диплом писала:). О вечности. (Или вечной борьбе Добра и Зла)
О Христе рассказывают:
Воланд как очевидец, бывший во дворце Ирода: Христос существовал, суд Пилата
про Казнь - видит сон Иван Бездомный
Остальное - сгоревшая рукопись Мастера
Не скажу про квантовую физику, но в гениальных книгах наблюдатель меняет всю картину. И нет никакой объективной реальности:)- только россыпь субъективных. Поэтому только от себя.
Я люблю этот роман за то, что Христос в нем не Бог, а добрый человек.
Люблю за сочетание трагизма и юмора (жизнь всегда трагикомедия). За жесткую правду о мире, от которого не дано спрятаться даже в подвале, а единственный счастливый финал — смерть,- и все это при легкомысленной веселости.
За любовь далеко не юных и не наивных, помятых жизнью, уставших и дарованных друг другу в утешение; любовь не как романтику, а как судьбу.
За идеи, что любого Мастера, как и Христа, убивают; за то, что рукописи еще как горят в этом мире, но писать их надо, ориентируясь на вечность.
Люблю Маргариту за то, что она не святая; за ее ярость, желание убить, не идущее дальше расправы с квартирой; за ее безумный полет (о, сколько я стояла на коммунальных кухнях, слушая разговоры соседок, с мечтой вылететь в окно к чертовой матери!), за единственное желание "вернуть любовника"; за легкомыслие, за литературный вкус:) За возможность взлететь над пошлостью и несвободой, пренебречь комфортом и деньгами. За темперамент и гордость.
===== 3
<i>
За веру в высшую справедливость и обещание, что каждому будет дано по его вере! За надежду, что каждый расплатится лично, хоть мы все живем в разных мирах.
За оправдание гордости и нежелание просить.
За указание на их настоящее место всяким управдомам, критикам и председателям.
За время луны (которое у каждого свое).
За констатацию, что Зло не Дьявол, а сами люди.
За идею, что Добро не может убивать, это всегда роль Зла. Иногда именно эта его функция и воспринимается, как благо, но добром оно не становится.
За так близкое моему сердцу: "Боги, боги мои! Как грустна вечерняя земля! Как таинственны туманы над болотами. Кто блуждал в этих туманах, кто много страдал перед смертью, кто летел над этой землей, неся на себе непосильный груз, тот это знает."
----------
Про то, что Елена Сергеевна была осведомителем (единственная из этого окружения не попала в лагерь или под расстрел), и Булгаков это знал (а кто-то мог в 30-х бывать на праздниках в американском посольстве не через спецслужбы?) — отсюда служение Маргариты Дьяволу, оправданное желанием спасти.
Про эпоху и то, что другое поколение не прочитывает — послушайте лекции Чудаковой на Арзамасе. Главный наш булгаковед — Мариэтта Омаровна Чудакова - хороша личным знакомством с Еленой Сергеевной, знанием эпохи не по книгам и совсем не интеллигентной честной прямотой.
https://arzamas.academy/courses/39 https://arzamas.academy/authors/328
p.s. При всей моей любви к Дмитрию Быкову в Булгакове он, по-моему, ничего не понял. Собственно, как и в любимых мною: Бродском и Довлатове. Но у него достаточно блестящих прочтений, помимо этих исключений.