8 мая 2016 г.

&emsp; &emsp;  ~ °l||l°~  <b> Кунсткамера </b>~ °l||l°~
<b> <i>
Андрей Чернов. ОДА РЯБОМУ ЧЕРТУ

Тайнопись в «покаянных» стихах Осипа Мандельштама
</i></b>
☝☟
<i>
Через три года и три месяца Осип Мандельштам написал другие стихи о Сталине.
<b>
[Ода]

Когда б я уголь взял для высшей похвалы –
для радости рисунка непреложной,
я б воздух расчертил на хитрые углы
и осторожно и тревожно.
Чтоб настоящее в чертах отозвалось,
в искусстве с дерзостью гранича,
я б рассказал о том, кто сдвинул ось,
ста сорока народов чтя обычай.
Я б поднял брови малый уголок,
и поднял вновь, и разрешил иначе:
знать, Прометей раздул свой уголек, –
гляди, Эсхил, как я, рисуя, плачу!

Я б в несколько гремучих линий взял
все моложавое его тысячелетье
и мужество улыбкою связал
и развязал в ненапряженном свете.
И в дружбе мудрых глаз найду для близнеца,
какого, не скажу, то выраженье, близясь
к которому, к нему, – вдруг узнаешь отца
и задыхаешься, почуяв мира близость.
И я хочу благодарить холмы,
что эту кость и эту кисть развили:
он родился в горах и горечь знал тюрьмы
Хочу назвать его – не Сталин – Джугашвили!

Художник, береги и охраняй бойца:
в рост окружи его сырым и синим бором
вниманья влажного. Не огорчить отца
недобрым образом иль мыслей недобором.
Художник, помоги тому, кто весь с тобой,
кто мыслит, чувствует и строит.
Не я и не другой – ему народ родной –
народ-Гомер хвалу утроит.
Художник, береги и охраняй бойца –
лес человеческий за ним идет, густея,
само грядущее – дружина мудреца,
и слушает его все чаще, все смелее.

Он свесился с трибуны, как с горы, –
в бугры голов. Должник сильнее иска.
Могучие глаза мучительно добры,
густая бровь кому-то светит близко.
И я хотел бы стрелкой указать
на твердость рта – отца речей упрямых.
Лепное, сложное, крутое веко, знать,
работает из миллиона рамок.
Весь – откровенность, весь – признанья медь,
и зоркий слух, не терпящий сурдинки.
На всех, готовых жить и умереть,
бегут, играя, хмурые морщинки.

Сжимая уголек, в котором все сошлось,
рукою жадною одно лишь сходство клича,
рукою хищною – ловить лишь сходства ось, –
я уголь искрошу, ища его обличья.
Я у него учусь – не для себя учась,
я у него учусь – к себе не знать пощады.
Несчастья скроют ли большого плана часть?
Я разыщу его в случайностях их чада…
Пусть недостоин я еще иметь друзей,
пусть не насыщен я и желчью, и слезами,
он все мне чудится в шинели, в картузе,
на чудной площади с счастливыми глазами.

Глазами Сталина раздвинута гора
и вдаль прищурилась равнина,
как море без морщин, как завтра из вчера –
до солнца борозды от плуга-исполина.
Он улыбается улыбкою жнеца
рукопожатий в разговоре,
который начался и длится без конца
на шестиклятвенном просторе.
И каждое гумно, и каждая копна
сильна, убориста, умна – добро живое –
чудо народное! Да будет жизнь крупна!
Ворочается счастье стержневое.

И шестикратно я в сознаньи берегу –
свидетель медленный труда, борьбы и жатвы –
его огромный путь – через тайгу
и ленинский октябрь – до выполненной клятвы.
Уходят вдаль людских голов бугры:
я уменьшаюсь там. Меня уж не заметят.
Но в книгах ласковых и в играх детворы
воскресну я сказать, как солнце светит.
Правдивей правды нет, чем искренность бойца.
Для чести и любви, для воздуха и стали
есть имя славное для сжатых губ чтеца.
Его мы слышали, и мы его застали.

Январь-февраль 1937 г.
</b>
Иосиф Бродский считал, что это самое гениальное стихотворение Мандельштама. И что убил его Сталин именно за эти стихи: слишком, мол, близко подошел поэт к пониманию вождя, и это стало опасно для самого вождя. Но в чем тут понимание и в чем опасность, Бродский растолковывать не стал.

Об «Оде» высказались многие. Строгие постсоветские критики (среди них Э. Г. Гернштейн, Б. М. Сарнов, Игорь Кондаков) относят ее к «верноподданнической» советской лирике и Мандельштама за эти стихи бескомпромиссно осуждают. С ними не соглашается Станислав Рассадин (но своих доводов в пользу правоты Мандельштама не приводит).

Искренне жалеет поэта Александр Кушнер, признающий «Оду» панегириком Сталину, но объясняющий ее появление суммой объективных и субъективных причин. А. С. Кушнер считает, что Мандельштам начал эти стихи «из страха и желания спастись, но постепенно увлекся, что было не так трудно, как нам сейчас кажется. Человек тридцатых годов не был убежден в своей человеческой правоте, чувство правоты у него сочеталось с чувством вины, а, кроме того, – гипноз власти, особенно – сталинский гипноз. Эти стихи – лишь наиболее полное, но не единственное свидетельство колебаний и сомнений Мандельштама».

То есть из страха уговорил себя отведать дерьма, а после втянулся и увлекся?..

Отдельную (формально академическую) позицию занял М. Л. Гаспаров. Ему отвечал в конце 90-х Владимир Гандельсман, пытавшийся защитить поэта в статье “Сталинская «Ода» Мандельштама”:

“М. Гаспаров не ставит вопроса, хороши ли эти стихи, поскольку оценка – не дело науки. Он хочет показать, что «Ода» тесно связана со всеми стихами, написанными Мандельштамом в январе-феврале 1937 года, а через них – со всем творчеством.

Смысл же «Оды» – попытка «войти в мир», «как в колхоз идет единоличник» («Стансы»), «слиться с русской поэзией», стать «понятным решительно всем» (письмо Тынянову, январь 1937 г.). А если «мир», «люди», которые хороши, «русская поэзия» едины в преклонении перед Сталиным, – то слиться с ними и в этом.

М. Гаспаров просматривает послереволюционные «политические» стихи поэта, отмечая, как менялся его взгляд, затем останавливается на 1933 г. – «эпиграмма на Сталина как этический выбор, добровольное самоубийство, смерть художника как «высший акт его творчества». Он шел на смерть, но смерть не состоялась, вместо казни ему была назначена ссылка. Это означало глубокий душевный переворот – как у Достоевского после эшафота. Несостоявшаяся смерть ставила его перед новым этическим выбором, а благодарность за жизнь определяла направление этого выбора».

Прямолинейный подход ученого оказывается неожиданным. Два (как минимум) существующих других, а именно: а) «Ода» написана эзоповым языком и б) хвала, но по принуждению, – эти подходы, из которых последний предложен Надеждой Мандельштам, – и приемлемей для современного читателя, и более распространен.

Гаспаров утверждает, что стихи, окружающие «Оду», не противоположны ей, но подготавливают ее и развивают (Надежда Мандельштам считала, что противоположны). В доказательство своей мысли он касается пяти основных тем: пространство, время, суд, народ, творчество – а кроме того, указывая на единство размера «Оды» и других стихотворений этого периода, говорит, что «у Мандельштама не было обычая менять размер на ходу. Единство размера всякий раз говорит здесь о единстве замысла»”.

Единство стихотворного размера говорит о единстве замысла не больше, чем единство размера пиджака (о чем литературовед, разумеется, имеет право не знать). Но столь широкий спектр трактовок сам по себе свидетельствует, что логика поэтических или поведенческих поступков Мандельштама лежит в какой-то иной плоскости, однако срабатывает то, что можно назвать феноменом зеркала. Читатель, имеющий дело с обожаемым предметом, очень часто приписывает ему систему собственных воззрений и чувствований. Грань между исследованием и «вчитыванием» подчас едва заметна. И бывает, что оспаривать и разубеждать уверовавшего в правоту своего видения – столь же неумно и жестоко, как пытаться вырвать из рук ребенка любимую игрушку. И необходимо дополнительное исследование, чтобы убедиться, не происходит ли априорная подмена чужого опыта собственным.

Впрочем, вот еще три выписки из статьи Владимира Гандельсмана:

“…Великолепные «бугры голов» все-таки мгновенно ассоциируются с головами арестантов (тем более, что «бугор» на фене – бригадир зэков). В портрете Сталина есть что-то циклопическое – это единственное число: «густая бровь кому-то светит близко» (сильно и отвратительно), «крутое веко» (имеющее сразу нелепое отношение к яйцу), в двух других стихотворениях после «Оды» – «наступающие губы» и «бровь и голова вместе с глазами полюбовно собраны» (чистый сюрреализм)…»

«…Что-то есть в стихотворении жутковатое от смеси заурядного и гениального…»

«…В истинности порыва Мандельштама я (как и Гаспаров) не сомневаюсь. Но изначально порыв вовсе не к воспеванию Сталина (все-таки увидеть в Мандельштаме поэта, искренне славящего «исторического» Сталина, – значит признать его душевнобольным)».


Итак, (см. эпиграф к этим заметкам) мы вернулись в исходную точку.
</i>
__________Oooo_
____oooO__(___)__
___(___)____)_/___
____\_(____(_/____
_____\_)________

&emsp; &emsp;  &emsp; ~ °l||l°~ °l||l°~ °l||l°~ °l||l°~ °l||l°~ °l||l° ~
﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌

&emsp; <b>  Хочу всё знать…

ФАМИЛИЮ МЕНЯТЬ БУДЕМ?</b>

﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌﹌
<i>
<b> Совсем по-русски</b>

Когда в СССР развернулась борьба с космополитизмом, известному дирижёру Борису Хайкину предложили сменить фамилию. Он отказался:

"Фамилию менять не стану, но готов на компромисс — согласен заменить вторую букву; тогда моя фамилия будет звучать совсем по-русски".
</i>
__________Oooo_
____oooO__(___)__
___(___)____)_/___
____\_(____(_/____
_____\_)________


<b> Быстренько-скоренько повторим скороговорочки (для развития дикции)
</b> 
Слава у Власа съел все сало.


Клала Клава лук на полку,
Кликнула к себе Николку.

∰  
✨✨
<i>
Жизнь делится на тех, с кем время теряешь, и на тех, с кем его не замечаешь.
</i>
&emsp; © <b> — Ринат Валиуллин "Безумие"

</b>
<b>
Элла Кириллова.

Современная поэзия
</b>
&emsp;  • ◦
<i><b>
Горит лампада
</b>
…Моя душа – лампада.
Теплится огонь...
И тень – витает:
одухотворён,
живёшь во мне –
прославлен,
хоть и скрыт...
Лишь половица
ночью проскрипит,
я знаю – бродишь рядом,
дышишь в такт…
...Горит лампада...
И огонь в горах,
укрытых мокрым
сереньким плащом,
в ночи пылает,
согревая дом...
Я на утёсе
строила жильё.
Я возводила
крепкое бытьё.
...Мне надо память
превратить в гранит...
Огонь пылает.
И любовь – хранит.
</i>

&emsp; 
[]]]
<i>
Люблю жить ночью. Ночью иная степень свободы…
</i>
<b>© —  Эльчин Сафарли
</b>
 []]]
<i>
Богатый русский язык: писатель пишет, ученик списывает, директор подписывает, писарь переписывает, врач прописывает, следователь записывает, инспектор выписывает, пристав описывает.
</i>
<b>© —  Ашот Наданян
</b>

[]]]
<i>
Человечество существует тысячи лет, и ничего нового между мужчиной и женщиной произойти уже не может…
</i>
<b> © — Оскар Уайльд
</b>

<i>
Я слишком быстро вожу машину, чтобы переживать из-за холестерина!
</i>
&emsp; ©  <b>— Михаил Жванецкий

</b>
༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼
<b>
9 ПОСТУПКОВ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ИЗ-ЗА КОТОРЫХ УХОДЯТ ЛУЧШИЕ СОТРУДНИКИ
</b>
༼༼༼༼༼༼༼༼༼
༼༼༼༼༼༼
༼༼༼༼
༼༼
<i><b>
Это раздражает хороших сотрудников больше всего!
</b>
Удивительно, но многие руководители часто жалуются на то, что от них уходят лучшие сотрудники. Если это так, у них есть причины бить тревогу, т.к. для любой компании нет ничего хуже потери ценных кадров.

Можно списывать эти проблемы на что угодно, но факт остается фактом: люди не уходят, если их не устраивает работа; люди уходят, если им не нравится руководитель.

Кстати, проблем можно избежать, взглянув на ситуацию по-новому и приложив немного усилий.

Прежде всего, необходимо понять, какие действия руководителей раздражают хороших сотрудников больше всего.

༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼ ༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼ ༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼ ༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼
•<b>1. Чрезмерные нагрузки </b>

Чрезмерная нагрузка — это основная причина эмоционального выгорания. Если вы работаете с лучшими специалистами, соблазн «выжать» из них максимум очень велик, однако подобное стремление приводит людей в замешательство — им кажется, что их наказывают за качественную работу. Кроме того, перегрузки снижают продуктивность труда. Последнее исследование от Стэнфордского университета доказало, что при продолжительности рабочей недели более 50 часов эффективность резко падает, а при продолжительности более 55 часов — стремится к нулю.

Если вам необходимо поручить талантливым сотрудникам дополнительный объем работ, вам придется повысить их в статусе. Если этого не сделать, работа быстро начнет их тяготить, и в конечном итоге они уйдут. Избыточную нагрузку можно компенсировать с помощью прибавки, повышения или изменение должности. Не стоит рассчитывать на то, что талантливые люди будут работать больше, чем все остальные. Скорее всего, они просто найдут место, где их оценят по заслугам.


༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼ ༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼ ༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼ ༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼
•<b> 2. Отсутствие признания и наград за хорошую работу</b>


На первый взгляд может показаться, что ободряющее похлопывание по плечу ничего не значит, особенно для лучшего сотрудника с великолепной внутренней мотивацией. Это впечатление обманчиво, потому что похвала нравится всем, включая тех, кто отдается работе целиком. Руководителям необходимо чаще общаться с подчиненными и выяснять, каким образом их можно приободрить и наградить за успехи (например, выдать премию или похвалить в присутствии коллег). Помните, что в случае с талантливыми сотрудниками это придется делать действительно часто.
</i>•
༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼
༼༼༼༼༼༼༼༼༼༼
༼༼༼༼༼༼༼༼
༼༼༼༼༼༼
༼༼༼༼
༼༼
__________Oooo_
____oooO__(___)__
___(___)____)_/___
____\_(____(_/____
_____\_)________
 
<b>
Булат Окуджава
</b>
       ✰  ☭  ★   ☭     
<i>
Слишком много всяких танков, всяких пушек и солдат.
И военные оркестры слишком яростно гремят,
и седые генералы, хоть и сами пули льют, —
но за скорые победы с наслажденьем водку пьют.
Я один. А их так много, и они горды собой,
и военные оркестры заглушают голос мой.

</i>
                 
     
&emsp;    <b>  Да здравствует всё то, благодаря чему мы, несмотря ни на что!   </b>  
                                                                                  
         &emsp;  ҈ ҈  ҈  ๑๑
&emsp;  &emsp;  ҈
 &emsp;  &emsp;  
&emsp;  &emsp;  
<i>
всё вроде с виду в шоколаде,
но если внюхаться - то нет ©

           

&nbsp; &nbsp; Вчера сын с внучкой рано утром отправились в подмосковный лес и привезли корзину строчков (кто не знает, это весенние грибы). Грибы, похожие на мозг человека или на грецкий орех, размером сантиметров 10 шара в диаметре. В каждом грибе при разрезе оказался голый слизень (улитка), по всему дому расползлись слизни, выпускающие рожки с глазками. Говорят, что плохие грибы они не жрут. Каждый грибной шар уварился и ужарился до размера грецкого ореха. Запах в квартире стоял потрясающий!
</i>
..╗╗
»
.(.¯. )
.Ƹ̵̡Ӝ̵Ʒ<i>   – задумчивый
</i>
<b> q ɯ ɐҺvоw ɯǝʎɓǝvɔ wоɯ о 'qɯиdоʚоɹ онжоwεоʚǝн wǝҺ о </b>

      ●  ✷◗                              

<i>Б о д р я щ е е приложение</i>
<b> Проразное  </b>
 
<i>
<u> Игра слов</u>

  До смерти боялся жить.  ©
</i>ܢ

̯͡
*************
________*****************
______*********************
_____***********$************
____***********$_$***********
___***********$___$***********
___**********$_____$**********   <b> С ПРАЗДНИКОМ ПОБЕДЫ</b>
___**********$__$__$**********
___***********$_$_$***********
____*********§§§$$$$$*********
_____********§$$$$$$$********
______*******§$$$$$$$*******
_______******§§$$$$$$*****
__________***§§§$$$$$**
_____________§$$$$$$$
_______**____§$$$$$$$
_____$***$___§$$$$$$$
____$*****$__§$$$*****$
___$*******$_$$*******$
--__$*******_$********$
_$*******§§§§§§_*****$
$*******§§§§§§§§******$
$********§§§§§§*******$
_$$$$$$***$***$$$$$$$$
___$*****$_$$***$$
_$******$_$$$$$****$
$_*****$_$$$$$.$*****$
$*****$_$$$$$$$_$*** *$
_$***$___$$$$$$__$*****$
__$*$___$$$$$_$___$***$


<i> <b> ИзЪ старыхЪ московскiхЪ газетЪ и журналовЪ </i></b>
<i><u>
    &emsp;  &emsp; <b>Про гостей и гостеприимство </b>
</u> </i>
&emsp;  &emsp; &emsp;  &emsp; ♞ ♟♖
<i>
Важные люди в гостях не не засиживаются. (Марианна Мур) (Занятые тоже)

Гостеприимство — качество, которое складывается из первобытной простоты и античного величия. (С. Бернар)

Гостеприимство — это добродетель, принуждающая нас дать приют тем, кто в приюте не нуждается. (А. Бирс)

Гость иногда за три дня увидит в доме больше, чем хозяин за целый год. (Юрий Крижанич)

Гость — человек, который думает, что если он встал, то он уже ушёл. (Леонард Левинсон)

Душа компании — человек, который ни за что не пойдет домой, пока ещё остаётся хотя бы один гость (или гостья), или рюмка чего-нибудь не выпитого. (Кэтрин Уайтхорн)

Если дурак считает себя выше предрассудков, он приходит к вам утром и сидит до следующего утра. (В.Н. Крачковский)

Если гости скучают, расскажите им анекдот. А если не уходят, расскажите его ещё несколько раз. (К. Мелихан)

Если хочешь избавиться от человека, докучающего своими визитами, дай ему взаймы денег. (Б. Франклин)

Женщина, пришедшая в гости, не должна быть одета лучше хозяйки, а мужчина — знать больше, чем знает хозяин.

Идеальный гость тот, при котором хозяин чувствует себя, как дома.

Каждая хозяйка знает, что в доме гость замечает не то, что она делает, а то, чего она не делает. (Марсилин Кокс)

Когда человек приходит в гости, он тратит не своё время, а время хозяев. (О. Уальд)

Лучше поздно, чем до того, как вас пригласили. (Амброз Бирс)

На вечеринке трудность не в том, чтобы разговорить гостей, а чтобы заставить хоть кого-нибудь слушать. (Фред Аллен)

Не приходи в гости первым, не уходи последним, и никогда не делай того и другого вместе. (Дэвид Браун)

Нет ничего обиднее, чем когда тебя не приглашают на вечеринку, на которую ты ни за что не пошел бы. (Бил Вон)

Никто не способен быть таким милым, как непрошеный гость. (Фрэнк Хаббард)

Просто удивительно, как милы с вами люди, когда они знают, что вы скоро уедете. (Майкл Арлен)

Скучающий гость — скучный гость. (Американская посл.)

Умный человек удаляется за минуту до того, когда он был бы лишним. (Ж.Ж. Руссо)

https://xaroktet.wordpress.com/2010/09/25/aphorisms-about-the-guests/

</i>

◖◗