12 дек. 2020 г.

✔✔


<i> 
<b>

</b>

 О КНИГАХ, КОТОРЫЕ НАДО ПРОЧИТАТЬ.

Я всегда с ужасом гляжу на рекомендательные списки литературы, особенно когда они сопровождаются словами "обязательно", "непременно", "чтоб быть интеллигентным человеком" - хотя на самом деле это не более чем оглавление истории мировой литературы. Нельзя обойтись совсем без книг, но без каждой отдельной - легко, честное слово. Даже если эта каждая отдельная - Гомер или Гораций, Толстой или Пруст, Кафка или Хемингуэй.
Но я с удовольствием покажу список книг, которые на меня очень сильно повлияли уже в совсем взрослом возрасте, уже сильно после Толстого, Стендаля, Чехова, Достоевского, Манна, Камю, а также Верзилина, Ивича и И.Шкловского (три последних - великолепный научпоп: ботаника, техника, космология).
Итак, вот вам десять умопомрачительных и сногсшибательных книг, которые мало кто читал.

===== 2
<i>
1. Стюарт Хоум «69 мест, где надо побывать с мертвой принцессой»: сочетание почти порно с высочайшим интеллектуализмом и литературной эрудицией.
2. Яков Крюковской «Чусовá»: об уральской деревне в 1920-е; невероятная плотность языка и реалий жизни.
3. Донасьен Альфонс Франсуа, маркиз де Сад «Жюльетта»: одна из главных книг Нового времени; тема подчинения, господства и упоения властью вычерпана до дна.
4. Евгений Харитонов «Под домашним арестом»: едва или не лучший русский литератор, слагатель слов во фразы, а фраз – в абзацы.
5. Петер Альтенберг «Как я это вижу»: просто импрессионизм; важно понять, что так тоже можно писать.
6. М. Агеев «Роман с кокаином»: ощущение чуда; а если знать, что это единственная книга автора, и он ее написал случайно, ради гонорара - то чудо удесятеряется.
7. Оскар Льюис «Дети Санчеса»: о бедности в Мексике; сильно прочищает душу и мозг.
8. Людвик Флек «Возникновение и развитие научного факта»: о том, что факты не изучают, а создают; прочищает мозг еще сильнее, чем предыдущая.
9. Лидия Иванова «Книга об отце» (то есть о поэте и филологе Вячеславе Иванове): про ту жизнь, которой уже не будет, как ни пыжься.
10. Жорж Батай «История глаза»: учебник литературной свободы.
***
Но это никакая не рекомендация. Хотя №№1, 6 и 9 все же рекомендую.

✔✔

 ( '}∗{' )

<b>

Она:

</b>

Когда мне будет восемьдесят пять,
Когда начну я тапочки терять,
В бульоне размягчать кусочки хлеба,
Вязать излишне длинные шарфы,
Ходить, держась за стены и шкафы,
И долго-долго вглядываться в небо,
Когда все женское, что мне сейчас дано,
Истратится, и станет все равно -
Уснуть, проснуться или не проснуться,
Из виданного на своем веку
Я бережно твой образ извлеку,
И чуть заметно губы улыбнутся...
<b>
Он:
</b>
Когда мне будет восемьдесят пять,
по дому буду твои тапочки искать.
Ворчать на то, что трудно мне сгибаться,
Носить какие-то нелепые шарфы
Из тех, что для меня связала ты.
А утром просыпаясь до рассвета,
Прислушаюсь к дыханью твоему
Вдруг улыбнусь и тихо обниму.
Когда мне будет восемьдесят пять,
С тебя пылинки буду я сдувать,
Твои седые букли поправлять
И взявшись за руки по скверику гулять.
И нам не страшно будет умирать,
Когда нам будет восемьдесят пять.
<i>
____________
Первую часть написала<b> Вера Сергеевна Бутко,</b> стихотворение называется "Воспоминание".
Вторую часть дописал <b>Вадим Зинчук.</b>

 ✔✔

⌐■-■  ⛆⛆⛆

Интеллигент вшивый

<b>#ДР #Василий_Гроссман (1905 — 1964)   </b>  

<i>

Все люди виноваты перед матерью, потерявшей на войне сына, и тщетно пробуют оправдаться перед ней на протяжении истории человечества.
***
Бывают слабыми и грешные, и праведные. Различие их в том, что ничтожный человек, совершив хороший поступок, всю жизнь кичится им, а праведник, совершая хорошие дела, не замечает их, но годами помнит совершенный им грех.
***
Одна тоска давит, вторая наваливается, третья душит, дышать не даёт. А есть такая особая, которая не душит, не давит, не наваливается, а изнутри разрывает человека, вот как разрывает глубинных чудовищ давление океана.

✔✔

 

<b> 

Лети, стрела! Прощай! Разлука!
Убийство – прямо на глазах.
Всё – нет натянутого лука,
Лишь тетива в моих руках.

</i>

Сегодня не стало Валентина Гафта. До последнего дня он искренне удивлялся и радовался каждому доброму слову о себе: "Я счастлив, что у меня такие друзья, что они так обо мне говорят!".
Гафт всегда отличался удивительной скромностью. "Я работал в театре. Я видел гениев, с которым не стоял рядом. Мне в голову не приходило, что я буду тоже выходить, как они"
При этом признавался: "Я никогда не думал, что буду известным. Вот Евстигнеев и Леонов были известными. Им даже на улицу выйти было сложно. Но сцена и жизнь - разные вещи. Александр Вертинский чуть ли не мелом мазал лицо, чтобы таким образом спрятаться за маской. Артист на сцене - это перевоплощение, а в жизни он совершенно другой человек. Но все взаимосвязано: если в жизни совершаешь неприличные поступки, потом это отражается на том, как ты играешь".
Гафт радовался, что люди к нему хорошо относились. "Стараешься мерзостей не делать", - вот и весь секрет.

✔✔

 

<i>

Уже от мыслей никуда не деться.
Пей или спи, смотри или читай,
Всё чаще вспоминается мне детства
Зефирно-шоколадный рай.

Ремень отца свистел над ухом пряжкой,
Глушила мать штормящий океан
Вскипевших глаз белёсые барашки,
И плавился на нервах ураган.

Отец прошёл войну, он был военным,
Один в роду оставшийся в живых.
Я хлеб тайком носил немецким пленным,
Случайно возлюбя врагов своих.

Обсосанные игреки и иксы
Разгадывались в школе без конца,
Мой чуб на лбу и две блатные фиксы
Были решённой формулой лица.

Я школу прогулял на стадионах,
Идя в толпе чугунной на прорыв,
Я помню по воротам каждый промах,
Все остальные промахи забыв.

Иду, как прежде, по аллее длинной,
Сидит мальчишка, он начнёт всё вновь.
В руке сжимая ножик перочинный,
На лавке что-то режет про любовь.

<b> 

В.Гафт </i>



<i>

Вода

 

Потоп – страшнее нет угрозы,

Но явны признаки Беды,

Смертелен уровень воды,

Когда в неё впадают – Слёзы!


<b> 

В.Гафт </i>


⛆ <i>Мосты

 

Я строю мысленно мосты,

Их измерения просты,

Я строю их из пустоты,

Чтобы идти туда, где Ты.

 

Мостами землю перекрыв,

Я так Тебя и не нашёл,

Открыл глаза, а там… обрыв,

Мой путь закончен, я – пришёл.


<b> 

В.Гафт </i>



<i>

Занавес

 

Жизни занавес открылся,

Это – Человек – родился,

Был весёлым — Первый акт,

Но, когда он удавился,

Даже свет не притушился,

Хоть бы сделали Антракт.


<b> 

В.Гафт </i>


 ✔✔

  

<b>

</b>

<i> 

ДВА СЛОВА ПРО ВАЛЕНТИНА ГАФТА

Я думаю, это был очень хороший, умный актер, игравший много, талантливо и плодотворно и в театре, и в кино.
Увы, он совершенно явно потерял рассудок к концу жизни. Ироничный и блестящий разум Гафта перестал ему служить.
Смотреть на него в этом виде было до крайности больно и обидно.
Отвратительны те, кто больного и полубезумного старика таскал и таскал во всякие телевизоры, вместо того, чтобы дать ему дожить спокойно и оставить в памяти людской чудным ироничным драматическим актером и автором едких эпиграмм.
Вот этим всем негодяям, не стыдившимся использовать в своих целях нездорового человека, как и тем, кто сегодня сводит счёты с Гафтом, мое бесконечное порицание.

А Вам, Валентин Иосифович, спасибо за театр, кино и слово. В том, что из Вас сделали, воспользовавшись болезнью, Вы не виновны.
Покойтесь с миром!

 ⇶ ⌇

<i> 

Он часто слышал, с каким презрением люди говорят о деньгах; интересно, пробовали они когда-нибудь без них обходиться? Он знал, что нужда делает человека мелочным, жадным, завистливым, калечит душу и заставляет видеть мир в уродливом и пошлом свете; когда вам приходится считать каждый грош, деньги приобретают чудовищное значение; нужно быть обеспеченным, чтобы относиться к деньгам так, как они этого заслуживают.

<b>  

Сомерсет Моэм, </b>  «Бремя страстей человеческих»

✔✔

⌐■-■  ⛆⛆⛆

Интеллигент вшивый

<b> "Держите при себе свою образованность". </b> 

  <i>

21 ноября 2020 г. не стало легендарного лингвиста Натальи Бонк.
Наталья Александровна преподавала еще у отца актера Игоря Костолевского и была дружна с дочерью Сталина. Наталья Александровна Бонк - создательница того самого «учебника Бонка», за которым гонялись еще в Советском Союзе и писали в газетах объявления, что обменяют на учебник что угодно: хоть бы даже любимый серебряный подстаканник.
Изучающие английский были уверены что, во-первых, Бонк - это мужчина и поэтому учатся они «по Бонку». А во-вторых, автор, кем бы он ни был, уже умер, как все великие люди, включая Брадиса, Колмогорова, Бонч-Бруевича.

Наталья Александровна прожила огромную 96-летнюю жизнь. (На бестактный вопрос «сколько вам лет», отвечала: сколько не жалко).
Ее биография кажется невероятной: она преподавала английский у отца актера Игоря Костолевского и училась на класс старше Светланы Аллилуевой. Причем дочь Сталина была фанаткой Наташи: приходила на самодеятельные актерские вечера и громче всех хлопала ей.

Одноклассники были уверены, что Наташа станет актрисой, поэтому выбор стези педагога озадачил всех. «Девушка, от которой ждали достаточно многого, стала простой учительницей зарубежного языка», - написала Аллилуева с сожалением. Но Наталья Александровна была не простой учительницей. Она написала уникальный учебник, по которому научила английскому полмира. После открытия «железного занавеса» невероятно вырос интерес к изучению английского языка. «По Бонку» учились все: школьники, абитуриенты, невиданные по тем временам люди с профессией «менеджеры» в «инофирмах», челночные тетки с клетчатыми рогожными сумками и обалдевшие от доступности «загранпоездок» туристы.

===== 2
 <i>
До сих пор даже на отреставрированном здании Литературного института висит табличка, на которой белым по черному значится «Курсы английского языка профессора Н.А.Бонк». В Литинституте преподавали «по Бонк», здесь до сих пор существуют знаменитые курсы ее имени.

- Две старушки-сестры, сохранившие девство
И английскую бодрость в старинной квартире,
Разъедая иронией черствые тексты,
По громоздкому Бонку меня проводили, - писал поэт Николай Байтов о знаменитом учебнике.

Ни один учебник не может существовать столько, сколько ее двухтомник. «Живучий, как Кащей бессмертный», - ругала она его в шутку.

Первый «Бонк» вышел еще в шестидесятом году.
Наталья Александровна устроилась работать на курсы иностранных языков Министерства внешней торговли.

- После революции старые дипломатические и внешнеторговые кадры в стране были или уничтожены, или эмигрировали, но новые очень старались выучить язык, - вспоминала она.
Пособий не было, поэтому Наталья сама придумывала упражнения, чтобы аудитория не скучала. Однажды коллега спросила, откуда она берет такие интересные задания. «Пишу сама», - честно ответила Бонк. Тогда-то ей и предложили готовить материал для занятий в группах, выделив авторскую бригаду.

- Всерьёз думаю, что её двухтомник был гениальным для своего времени, - говорит лингвист Юлия Велембовская. - Кое-какие методические находки использую до сих пор. Особенно про артикли. Сами англичане не смогут рассказать русским людям всю правду про артикли так, как умела Бонк.

Любопытно, что до поступления в Педагогический институт она совсем не знала английского, хотя свободно владела немецким.

===== 3
 <i>
Вспоминала, что из-за путаницы языков нередко попадала в комические ситуации. На уроке по фонетике однажды восприняла фразу учителя «go on», «продолжайте», как немецкое gehen, собрала вещи в сумку и вышла, попрощавшись по-немецки.
- Какая странная девочка, - удивился преподаватель.
Уже через год после поступления из самой слабой группы, куда ее определили, Бонк перешла в самую сильную.

Кстати девичья фамилия Натальи Александровны - Кроль, она родилась в Москве, в семье оперной певицы Розалии Боярской-Кроль и директора завода лакокрасочных материалов Александра Кроля. Ее родители дважды избежали смерти: однажды отец уступил свое место в самолете на Нижний Новгород и никуда не полетел, а самолет разбился. Через год мать уступила место в самолете «Максим Горький» более влиятельной даме и осталась жива.
А вот детей Натальи Александровны судьба не хранила. Старшая, Леночка, родилась в 1949 году и не прожила и года. Младшая, Ирина, родилась в 1951 году и умерла в 2005.
- Я похоронила двух детей и что-то во мне надломилось, - признавалась в интервью Наталья Александровна.

Несмотря ни на что женщина сохранила стойкость, красоту и чувство юмора. День начинала с неизменной зарядки, любила гулять по Москве, особенно - по Малой Бронной, где находились ее любимые магазины одежды. Много читала и перечитывала своего любимого Пушкина.
Когда однажды кто-то из преподавателей английского спросил, как создать учебник, по которому будут учиться шестьдесят лет, она ответила: "Самое главное , если вы пишете для широкой публики - держите при себе свою образованность".

Из инета

 ✔✔

░░|░░|️░░|░░|░░|░░|░░|░░|

<b>Anatoly Golovkov
</b>
░░|<i>МИР ОСТАЕТСЯ БЕЗ ГАФТА

Вот на днях и Гафта понесут на Алею актеров в Троекуровском. Даже не верится.
Не верится, что мир дальше будет вертеться без его улыбки, — не новой и не искаженной инсультом улыбки "путинца". А без советской улыбки звезды "Современника": столько ролей на сцене и в кино, столько остроумных эпиграмм!..
Большой был актер. И умница.
Еврей, считавший себя русским, ушедший в дни православного Поста и Хануки. По нему зазвонят колокола в Москве. Но его оплачут и в Ерушалаиме, где никогда не забывают ни близких, ни дальних своих детей.
Прощайте Валентин Иосифович. </i>|░░


░░|░░|️░░|░░|░░|░░|░░|░░|
<b>Anatoly Golovkov
</b>
░░|<i></i>|░░

 ✔✔


...../(

...(,,.)....-:¦:-

__,||,__

█¤███

███¤█

██¤██

█¤███&emsp; <i><b>Умер Валентин Гафт

</b>

Сегодня утром окончательно закрылся «Современник». Легендарный, исторический, великий, прекрасный, выражавший умонастроения нескольких поколений ХХ века. И возникнет другой, вероятно, но того уж больше не будет. Длинный ряд создавших его людей, близких по возрасту, по учебе, по духу , начал уходить ровно с наступления XXI столетия: Ефремов, Евстигнеев, Кваша, Лаврова, Иванова, Толмачева,Табаков, Волчек … И вот – Гафт.
Всё.

Первый свой спектакль я сделал в том самом исчезнувшем «Современнике», в доме, в который меня, к моему счастью, впустили. Туда в то время не «западло» было зайти и Анджею Вайде, и Георгию Товстоногову. И главные роли у них репетировал Валентин Гафт. И вот пришел в этот театр я – молодой, амбициозный – и прочел на сборе труппы (так там было принято – пьесы принимались или не принимались путем голосования труппы ) свою инсценировку повести Константина Симонова «Из записок Лопатина». Все проголосовали «за».

Но один артист был против – Валентин Иосифович Гафт. А я назначил его на главную роль. Назначил – это, конечно, сильно сказано. Он взял режиссерский экземпляр пьесы (мой) и написал на нем: «К вам от Лопатина записка – не подходите к Гафту близко». Галина Борисовна Волчек предупреждала: не бери Гафта, он тебя уничтожит. Но я настаивал.

К первой репетиции готовился тщательно. Пришел в репзал заранее. И увидел, что наш реквизитор Лиза Ворона, которая ко мне очень хорошо относилась, прячет за портьерой какие-то тарелки. Я очень удивился: не заказывал такого реквизита. «Зачем это?, - поинтересовался у Лизы». «Видите ли, деточка, - ответила она – Валентин Иосифович зачем-то велел здесь их сложить». Что-то неясное промелькнуло в голове, заставившее меня попросить, чтобы она несколько тарелок оставила и под другой портьерой.

===== 2
<i>
Началась репетиция. Сначала Гафт был спокоен, но потом вдруг все его стало раздражать, он ни с чем не соглашался, вошел в какой-то бешеный раж, начал кричать на меня и вдруг выхватил эти тарелки из-за портьеры и начал швырять их на пол. И тогда я, понимая, что иду ва-банк, стал бить «свои» тарелки. Гафт притормозил и посмотрел на меня с каким-то уважением. А потом, не теряя градуса, сыграл свой монолог просто грандиозно, придав тексту эмоциональность, яркость. С тех пор мы регулярно конфликтовали, но спектакль получился.


А далее последовали счастливейшие годы – почти полвека более-менее регулярной с ним работы, общения, дружбы, охлаждения и обретения. Амплитуда была огромной – от полного уничтожения моей работы до признания. И все это было большим счастьем.
Банальность, что талантливый человек талантлив во всем. Но что делать, если это так. Литературный дар Гафта был фантастическим. Убежден, что его эпиграммы оставили в русской литературе такой же след, как знаменитые стихотворные колкости великих поэтов XlX века – от Пушкина до Козьмы Пруткова.

Эпиграммы его часто бывали очень злыми. Просто уничтожающими. А мишенью для них оказывались выдающиеся люди: Товстоногов, Михалков, Доронина, да кто угодно! Только Гафт на репетициях Анджея Вайды, не дававшего артистам никаких рекомендаций, а только лишь повторявшего «добже, добже, добже», мог вскричать: «Хули добже, товарищ Вайда? Вы лучше скажите, что я здесь играю»!!!

И все это ему прощалось. Почему? Не только потому, что талантливым людям многое позволяется. Но и потому, что сам он был невероятно самокритичен. Хорошо помню, как мы с ним отсматривали материал телевизионного фильма «Из записок Лопатина».

===== 3
<i>
Это было невыносимо: он меня дергал, ударял, кричал – «это ужасно, чудовищно!». Самые большие претензии у него были к артисту Гафту: «Йоська, почему ты мне здесь не сказал, что я играю ужасно, лицом хлопочу, все мимо…»

Фильм до сих пор регулярно показывают по ТВ каналам.

Самокритичность, высочайшая требовательность к другим и к себе, свойственные Гафту – эталон художника.

В «Современнике» мы с ним сделали несколько работ, в том числе очень необычную – спектакль «Дилетанты», где артисты выступали в необычной для себя роли. Людмила Иванова пела, Галина Соколова читала свои миниатюры, Леня Филатов, который тогда был артистом «Современника», читал «Про Федота-стрельца». Гафт был центральной фигурой в этом спектакле и в пространстве, который придумал Давид Боровский: колоннада крыльца театра «Современник».

И потом, когда уже возникла «Школа современной пьесы» Валентин Иосифович регулярно выступал на наших вечерах в одной программе с Сергеем Юрским, Леонидом Филатовым, Львом Дуровым… Вот такие были у нас вечера.

У меня сохранилось огромное количество эпиграмм Гафта – он часто импровизировал, потом даже что-то забывал, а я записывал. Есть и эпиграммы в мой адрес. Кто-то спросил однажды: не обидно? Какой там обидно! Это честь невероятная!
Когда меня выгнали из театра Станиславского, все выражали сочувствие, а Гафт откликнулся так:

Одесский пляж на время бросив
В Москву пожаловал Иосиф.
Но наступила пауза
В карьере Райхельгауза.
Не съездить ли для интересу
Тебе назад в свою Одессу?

===== 4
<i>
И это еще не так смертельно. Однажды на гастролях в Прибалтике Валентин Никулин купил кожаный пиджак. А у него была экзема, которую Валентин Иосифович как-то заметил (их поселили в одном номере) и пришел в ужас. Что породило вот такой поэтический «наезд» на тезку и коллегу:

На кожу свою шелушащую
он кожу надел настоящую.
Вы спросите: что это, как это так?
А кожаный желтый купил он пиджак.
Успех я предвижу заранее,
Придется нам всем удивиться
Срастутся на нем эти ткани -
И снова начнут шелушиться.

Гафт обижал. Говорил и писал то, что думал и чувствовал. Ни под кого не подстраивался, всегда был искренним. И ты всегда понимал, что в общении с ним нет никаких подтекстов, недоговоренностей, двусмысленности. Все – буквально и однозначно. Но уж если ты удостаивался его похвалы, то можно было не сомневаться: это не льстивая игра, которая так принята в нашей среде, где в глаза льют елей, а за глаза – смешивают с грязью. А потому самая саркастическая эпиграмма Валентина Иосифовича – это комплимент тому, кого он заметил и в чей адрес пустил свою стихотворную стрелу.
<b>

✔✔

•*ᵉᵉ˪.̥⁺˚

<b>  

Эдуард  Асадов

</b> 

Если град зашумит с дождем,
Если грохнет шрапнелью гром,
Все равно я приду на свиданье,
Будь хоть сто непогод кругом!


Если зло затрещит мороз
И завоет метель, как пес,
Все равно я приду на свиданье,
Хоть меня застуди до слез!


Если станет сердиться мать
И отец не будет пускать,
Все равно я приду на свиданье,
Что бы ни было - можешь ждать!


Если сплетня хлестнет, ну что ж,
Не швырнет меня подлость в дрожь,
Все равно я приду на свиданье,
Не поверя в навет и ложь!


Если я попаду в беду,
Если буду почти в бреду,
Все равно я приду. Ты слышишь?
Добреду, доползу... дойду!


Ну, а если пропал мой след
И пришел без меня рассвет,
Я прошу: не сердись, не надо!
Знай, что просто меня уже нет...