30 июн. 2014 г.

<i><b>
Крылатые слова. И выражения тоже крылатые.
</i></b>
<i>
СтароеЪ, староеЪ… и не только московскоеЪ
</i>
<b>
     Недреманное око
</b>
<i>
Выражение часто встречается в русской церковной литературе уже в XII—XIII вв. и обычно применяется к святым — «недреманное око имущий». Икона, изображающая младенца-Христа, который с открытыми. глазами покоится на ложе, называется «Недреманное око». В обоих случаях слово значит одно — не спящий, но вечно бодрствующий, всегда видящий все, чтобы на земле ни происходило.

М. Е. Салтыков-Щедрин придал этому словосочетанию сатирическую направленность, обыграв его созвучие с оком государевым. После публикации рассказа. «Недреманное око» (1885), где иносказательно критикуется избирательное применение законов в России (сообразно с социальным статусом преступника), эти слова стали употребляться только в щедринском смысле.

В рассказе писатель повествует о том, что в «некотором государстве» был обычай: когда рождался мальчик, у которого одно око было «дреманное», а другое — «недреманное», то имя ему давали Прокурор. И вот жил такой Прокурор и «дреманным оком ровно ничего не видел, а недреманным видел пустяки». Поэтому все мздоимцы, душегубы, воры и стали жить с дреманной стороны, и «Прокурор решил, что все они исчезли, и не верил, когда ему жаловались на преступления». Поэтому преступники жили в этом «некотором государстве» привольно, а жалобщики и прочие борцы за законность подвергались аресту.

Иносказательно:
1. О государственных структурах политического надзора за инакомыслящими, оппозицией и т. д. (неодобр.).
2. О прокуратуре, государственно-судейской машине в целом, в условиях, когда широко практикуется избирательное применение законов (иронично).
</i>
•••
<b>
Неисповедимы пути Господни
 </b>
<i>
Из Библии. В Новом Завете (Послание апостола Павла к Римлянам, гл. 11, ст. 33) сказано:

«О бездна богатства и премудрости и ведения Божия! как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!»

Иносказательно о непредсказуемости судьбы, невозможности все предвидеть, предусмотреть и т. д.
</i>
•••
<b>
  Нектар и амврозия
</b>
<i>
Из древнегреческой мифологии. Согласно поэме «Одиссея» древнегреческого поэта Гомера, нектар — напиток, который пили боги, амврозия (амброзия) — пища богов. И то, и другое давало им вечную молодость и красоту.

Шутливо: «нектар» — необычайно вкусный напиток; «амврозия» — вкусная, изысканная еда, «пища богов».
</i>
≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡

≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
<i><b>
  Павел АНТОКОЛЬСКИЙ
</i></b>
✠✠✠    ✠✠✠    ✠✠✠    ✠✠✠    ✠✠✠     ✠✠✠    ✠✠✠    ✠✠✠    ✠✠✠    ✠✠✠  
<i>
Зеркало


Я в зеркало, как в пустоту,
     Всмотрелся, и раскрылась
Мне на полуденном свету
     Полнейшая бескрылость.

Как будто там за мной неслась
     Орава рыжих ведьм,
Смеялась, издевалась всласть,
     Как над ручным медведем.

Как будто там не я, а тот
     Топтыгин-эксцеленца
Во славу их — вот анекдот! —
     Выкидывал коленца.

Но это ведь не он, а я
     Не справа был, а слева,
И под руку со мной — моя
     Стояла королева.

Так нагло зеркало лгало
     С кривой ухваткой мима.
Всё было пусто и голо,
     Сомнительно и мнимо.


Родился в семье юриста. С детства увлекался рисованием, впоследствии оформил некоторые свои книги. В 1904 семья переехала в Москву, где будущий поэт поступил в частную гимназию которую окончил в 1914. В старших классах началось его увлечение поэзией, театром, декламацией. Он вел к тому же рукописный журнал. После гимназии Антокольский посещал лекции в университете им. А.Л. Шанявского, поступил на юридический факультет Московского университета, но курса не окончил, его слишком увлекли занятия в Студенческой драматической студии, которой руководил Е. Вахтангов. Он стал актером, затем с 1919 по 1934 - режиссером в Театре им. Е. Вахтангова.

Печататься начал в 1918 году. В 1920 в «Кафе поэтов» на Тверской познакомился с В.Я. Брюсовым, который опубликовал несколько стихотворений Антокольского в альманахе «Художественное слово». В 1922 вышел первый поэтический сборник Антокольского «Стихотворения». Был дружен с Мариной Цветаевой.


  Л. Антокольскому

Мы живём. Мы проходим во сне
Мимо древних церквей, мимо башен,
Мимо ваших селений и пашен
И тоскуем о нашей стране.

О полях золотого Сарона,
О веках, что гремя отошли,
И о девушках, что умерли,
И о песнях царя Соломона.

Мы умрём. Мы пройдем мимо вас,
Как забытая вечность. Но каждый
Обернется взглянуть хоть однажды
В непроглядную мглу наших глаз.


Зима – весна 1916. Публ. впервые.


Французский язык знал основательно, — чуть ли не все прослеживаемые корни творчества — оригинального Антокольского — именно во французской литературе, да и сам Антокольский этого не скрывал. Его перевод «Вальса двадцатилетних» Арагона — видимо, вообще одно из лучших русских переводных стихотворений, за которое простится ему в веках и перевод книги стихов Хо Ши Мина, и Сталинская премия «второй степени».

Он был театральным режиссером и хорошим художником, незаурядным педагогом, даже создал нечто вроде собственной поэтической школы, хотя ни один поэт, кажется, не назвал себя прямо — «учеником Антокольского». Но переводы Антокольского из французской поэзии — самое серьезное явление в СССР в этом жанре после гибели Бенедикта Лившица.


ШАРЛЬ БОДЛЕР

(1821—1867)

КОТ

1

В мозгу моем гуляет важно
Красивый, кроткий, сильный кот
И, торжествуя свой приход,
Мурлычет нежно и протяжно.

Сначала песня чуть слышна, — 
В басовых тихих переливах,
Нетерпеливых и ворчливых,
Почти загадочна она.

И вот она струит веселье
В глубины помыслов моих,
Похожа на певучий стих,
На опьяняющее зелье.

Смиряет злость мою сперва
И чувство оживляет сразу.
Чтобы сказать любую фразу,
Коту не надобны слова.

Он не царапает, не мучит
Тревожных струн моей души
И только царственно в тиши
Меня, как скрипку, петь научит,

Чтобы звучала скрипка в лад
С твоею песенкой целебной,
Кот серафический, волшебный,
С гармонией твоих рулад!

2

Двухцветной шкурки запах сладкий
В тот вечер я вдохнул слегка,
Когда ласкал того зверька
Один лишь раз, и то украдкой.

Домашний дух иль божество,
Всех судит этот идол вещий,
И кажется, что наши вещи — 
Хозяйство личное его.

Его зрачков огонь зеленый
Моим сознаньем овладел.
Я отвернуться захотел,
Но замечаю удивленно,

Что сам во внутрь себя глядел,
Что в пристальности глаз зеркальных,
Опаловых и вертикальных,
Читаю собственный удел.

≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
http://antokolsky.ouc.ru
≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
♠♠  Фотографии
https://www.google.ru/search?q=павел+антокольский&newwindow=1&client=opera&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ei=wLyxU5i3B-WwywOPtoHIDw&ved=0CAYQ_AUoAQ&biw=914&bih=453

</i>
<i><b>
▒   Чарльз ЛОУТОН
</i> </b>

          

Когда-то очень давно я увидела этого актёра в роли адвоката убийцы в фильме «Свидетель обвинения» с Марлен Дитрих.     

Я стала навсегда его поклонницей. Удивительный актёр! Немного о нем в день его рождения.                                                                             
<i>
Как и многие другие звезды английского кино, Чарльз Лоутон — актёр, по преимуществу, театральный. Будучи 1898 года рождения, начал он для актера сравнительно поздно, в 27 лет, уже успев прежде поучаствовать в Первой Мировой. А кроме того — на протяжении нескольких лет честно пытаясь продолжать семейное дело: его родители содержали небольшой отель, и сын работал у них на подхвате, а со временем должен был этот бизнес перенять.

Однако в 1925 году он все-таки уговаривает родителей отпустить его в актеры. Поступает в знаменитую RADA, Королевскую Академию драматического искусства, — правда, на годичный курс. И, соответственно, год спустя, в 1926-ом, дебютирует на сцене в роли Осипа в «Ревизоре». А через пять лет к Лоутону в английских театральных кругах уже вполне применимо слово «звезда», и он едет на бродвейские гастроли, которые проходят с большим успехом. Именно тогда и там, по ту сторону океана, он начинает сниматься в кино.

Однако славу киноактёра он обретает всё же благодаря английскому фильму, по возвращении из Америки: в «Частной жизни Генриха VIII» Александра Корды Лоутон играет заглавную роль и получает за неё «Оскара».


У Лоутона чертовски странная внешность. Для тех, кто в жизни несчастлив и никогда его не видел, уточню: уже в подростковом возрасте он описывает свою внешность как некое «дохлое толстокожее животное». И надо признать, что с возрастом ситуация только усугубляется. Однако именно это позволило ему снискать наиболее громкий и устойчивый успех в ролях ребячливых тиранов.

В 40-е годы, однако, Лоутон перестает восприниматься столь безоговорочно. Буквально: его роли становятся предметом дискуссий для критиков. И когда выходит очередной фильм с Лоутоном, то одни говорят, что это «удивительное-блестящее-превосходное исполнение», а другие пишут как бы «через губу» и упрекают в переигрывании. В 1943, кажется, году один из американских критиков пишет: «история упадка таланта Чарльза Лоутона — самая драматичный из сюжетов современного Голливуда».


К концу 40-х Лоутон становится менее востребован в кино, зато открывает для себя новое поле деятельности: он начинает выступать с чтениями. И в этом качестве вновь обретает славу — может, чуть более камерного толка, но от того не менее достойную. Он разъезжает по Америке со спектаклями-концертами, где читает фрагменты из классической литературы, и в первую очередь — из Библии.


В 50-е и 60-е годы, когда в американском киноведении и кинокритике особенно моден фрейдизм, наиболее часто упоминаются две причины: дети и чувство вины. У Лоутона это связано. Даже в те времена не особо скрывается, что Лоутон — человек, как говорится, «нетрадиционной сексуальной ориентации». Поэтому когда он в конце 20-х женился на Эльзе Ланчестер, которая вскоре стала его постоянной партнершей во многих фильмах, от «Частной жизни Генриха VIII» до «Свидетеля обвинения», — то она поставила условием этого брака, что у них никогда не будет детей. Для Лоутона это было тяжело. Он очень любил детей. В этой любви не было никакой умилительности, никаких литот, никаких «мимими». Но та ребячливость, которая позволяла ему столь успешно играть капризных тиранов, была, по свидетельству всех его друзей, неотъемлемой частью и его натуры, и его творческой лаборатории.


Лоутону надо было заняться режиссурой, об этом ему твердили все его друзья.

«Ночь охотника» — стопроцентно авторский фильм, и то, что мы видим на экране, с точностью до устройства каждого кадра соответствует режиссёрскому замыслу. Небывалая вещь для американского кинопроизводства, да и вообще нечастая. Отчасти это объясняется той, совершенно уникальной атмосферой, которая царила на съемках. Все друг друга любили настолько, что даже Роберт Митчум, исполняющий главную отрицательную мужскую роль, был необычайно смирен.

Довольно сложно принятая критикой в момент выхода, «Ночь охотника» по прошествии времени всё больше привлекала к себе внимание киноведов и историков. Наверное, это самый ранний из фильмов, к которому в полной мере применимо подвыдохшееся ныне, но всё ещё не бессмысленное слово «культовый». И при том, что его делали люди, у каждого из которых был весьма сложный темперамент, — каждый из них впоследствии вспоминал о съёмках фильма как о некоем потерянном рае. Когда в 1962 году Лоутон умирал от рака, то однажды, чтобы как-то взбодрить себя, вернуть к жизни, отстрочить провал в смертельную кому, он вдруг приподнялся на подушках и отчётливо произнёс: «Я влюбился в Лилиан Гиш».

≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
Полностью читать  http://seance.ru/blog/lectures/gusev_lecture_laughton/
≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
</i>
Фотографии

https://www.google.ru/search?q=чарльз+лоутон&newwindow=1&client=opera&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ei=8rSxU56yN8nOygP08ILICQ&sqi=2&ved=0CAYQ_AUoAQ&biw=914&bih=453

<i><b> Преданья старины… </i></b>

<i><b>
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ

Великие двоечники

</i> </b>
<i>
Статья о том, что быть двоечником - не стыдно, а иногда даже и почетно. Доказательство - десять знаменитых двоечников. Как это не удивительно, но даже этих людей когда-то учителя в школе считали бесперспективными личностями...


Антон Чехов

Да, интеллигентнейший из русских писателей тоже начинал, откровенно говоря, не ахти. Тут вроде бы виноват был отец. Чехов-старший держал в Таганроге мелкую лавчонку колониальных товаров, где вперемешку на полках лежали чай, конфеты, мыло, селедка, керосин и даже невероятные лекарственные средства – вроде смеси ртути, азотной кислоты, нефти, стрихнина и трудноопределимого мусора, называвшейся почему-то «гнездом» (доктор Чехов впоследствии отдавал дань восхищения крепости русских желудков в связи с этим самым «гнездом»).

Также в лавке процветала распивочная. И вот большую часть своего детства Антоша обязан был проводить за конторкой в этом аду и следить, чтобы продавцы чего-нибудь не украли. Подразумевалось, что в это время юный гимназист будет делать уроки. Однако в жутком холоде, от которого коченели пальцы, среди селедки и матерных шуточек завсегдатаев ему об уроках, конечно, думалось в последнюю очередь. Маленький Чехов просто сидел в полусне (лавка открывалась в пять утра) и ждал, когда же отец соблаговолит вернуться и прекратится унылая вахта. Конечно, когда ребенка все-таки отпускали, он бежал не заниматься, а купаться либо кататься на санках – смотря по сезону.
В итоге в школе Антоша отнюдь не блистал. Его даже дважды оставляли на второй год: в третьем классе из-за двоек по географии и арифметике, а в пятом – из-за греческого языка. По русской словесности, что самое удивительное, будущий писатель тоже никогда не получал больше четверки, а чаще всего в его тетрадях красовался снисходительный трояк. И только в старших классах страдальцу повезло: отец окончательно разорился и семья переехала в Москву, где Чехов поступил в медицинский институт, стал писать рассказы и прямо-таки начал новую жизнь.

& &

Лев Толстой

Начало биографии гиганта русской мысли было довольно сумбурным. Мать умерла, когда ему не было и двух лет, в девять лет за ней последовал отец. Все это время дети кочевали по разным родственникам, которые не смели обижать несчастных сироток и спускали им с рук больше, чем следовало бы. Обучение вплоть до 16 лет было исключительно домашним.

Автобиографическое «Отрочество» (в котором, между прочим, есть глава под названием «Единица») дает довольно полное представление об успехах юного графа на этом поприще. Он был слишком горд, чтобы воспринимать недалеких приживалов-учителей всерьез, а потому учился без малейшего старания. В конце концов дети переехали к очередной опекунше в Казань, и мальчиков одного за другим устроили в Императорский Казанский университет.

В случае со Львом это было благородное, однако вполне бесполезное начинание. Новая опекунша Толстых, графиня П. И. Юшкова, женщина вздорная и глупая, в качестве воспитательной меры для своего племянника-подростка не желала «ничего лучше, как аристократической связи со взрослой, достойной женщиной». В ее доме был заведен веселый салон, где у юного Толстого (не будь он таким неуклюжим) были все шансы последовать совету тетушки. В общем, тут было не до учебы.

На первом курсе Льва Николаевича оставили на второй год из-за неудовлетворительных оценок по российской истории и немецкому. На втором курсе он стал известен всему городу как блестящий исполнитель водевильных постановок и живых картин в институте благородных девиц Е. Д. Загоскиной, что, впрочем, только усугубило проблемы в университете.

До третьего курса дело не дошло: во время летнего перерыва студент уехал в родовое поместье, где, по его собственным воспоминаниям, «стал читать Монтескье»: «...это чтение открыло мне бесконечные горизонты; я стал читать Руссо и бросил университет – именно потому, что захотел заниматься». Граф решил углубиться в книги и сдать экзамены на кандидата прав экстерном.

Впрочем, чтение Монтескье щедро перемежалось охотой и веселыми кутежами с товарищами. В итоге Толстому так и не удалось получить хоть какой-то формальный дип­лом, зато в тот период жизни он наделал долгов, с которыми смог расплатиться лишь в зрелом возрасте.

≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
Окончание следует…
≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡

 </i>
<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<< 
<i> <b>       Из московских журналов ЪЪЪ сто и более летЪ тому назадЪ    </i> </b>  
<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<< 
<i>
  ИСТОРИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ

Легенды лабиринтов

                                                                                

Лабиринт в христианской философии и архитектуре становится метафорой материального мира, проходя через который человек должен сразиться с Минотавром — Сатаной. В лабиринте соблазнов и грехов человек, подобно Тесею, может уповать только на собственную стойкость и спасительную нить Ариадны — Веру.

Подобная трактовка символа лабиринта обусловила изменения в его дизайне. К XII веку доминирующим в христианской традиции становится лабиринт с одиннадцатью дорожками — это число для средневекового христианина символизировало понятие «грех». Наложение креста поверх концентрических дорожек привело к утверждению квадрантной формы лабиринтов, хотя зачастую сохранялась и приверженность классической конфигурации.

Именно в этот период подобные изображения появляются на полах церквей и соборов Европы. Великолепные лабиринты, выложенные цветными камнями, керамической плиткой, мрамором, порфиром, украшали полы храмов в Шартре, Павии, Пьяченце, Амьене, Реймсе, Сент-Омере, Риме. Многие из них были декорированы аллегорическими изображениями Тесея и Минотавра, сценами из Священного писания. Назначение большинства церковных лабиринтов остается неясным.

Высказываются предположения, что некоторые из них могли использоваться для правильного определения дня Пасхи. Часть лабиринтов, по-видимому, служила объектом созерцания и дискуссий в богословских беседах.

Известно, что лабиринты в соборах Шартра, Реймса, Арраса и Санса стали своеобразной имитацией паломнического пути в Палестину и порой назывались «Путь в Иерусалим». В те времена для большинства верующих поход на Святую землю был невозможен, и они совершали его в символической форме — проходили весь церковный лабиринт на коленях, читая молитвы.

Искусство создания лабиринтов начало претерпевать значительные изменения с расширением представлений человека о мире. Великие географические открытия, успехи естественных наук, возникновение учения о множественности миров — все это отразилось на философском восприятии лабиринта — символа Вселенной и человеческой жизни.

Постепенно исчезают лабиринты, в которых все заранее предопределено и путь возможен только по одной, раз и навсегда проложенной дорожке. На смену им приходят все более сложные, с многочисленными вариантами проходов, где человек сам выбирает путь среди запутанных тропинок и тупиков.

Подобные лабиринты из живой изгороди стали непременной деталью многих садов и парков Европы, превратившись в весьма популярное развлечение для аристократии.

Многочисленные лабиринты, отличающиеся разнообразием и изысканным вкусом, были устроены во владениях могущественного клана Гонзаго из Мантуи, прогулка по лабиринту, созданному в 1669 году в версальском саду, считалась увлекательным путешествием, а лабиринт, высаженный в 1670 году в саду виллы Альтьери в Риме, стал излюбленной забавой Папы Климента X, которому нравилось наблюдать за попытками своих слуг отыскать выход.

≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡
    Окончание следует…
≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡≡

</i>