6 июл. 2021 г.

✔✔

 ┏╯╰┓

╯┛┗╰
╮┓┏╭
┗╮╭┛

<i

Немецкому писателю <b>Лиону Фейхтвангеру </b>на своем веку при­шлось многое повидать и через многое пройти. Он побывал во многих странах, встречался с раз­ными людьми, радовался успеху и переживал неудачи, перенес арест и эмиграцию, у него быва­ло и тяжелое, и благополучное материальное положение. Тем не менее, писатель не считал, что внешние обстоятельства остави­ли глубокий след в его творчестве. И хотя он пробовал свои силы в разных литературных жанрах — поэзии, драме, эпическом романе, комедии, политической сатире, все же настаивал на том, что всегда писал одну книгу — книгу о человеке, вынужденном вы­бирать между действием и бездействием, между добром и злом, властью и духовностью.

<b>Лион Фейхтвангер родился 7 июля 1884 г. в Мюнхене, </b>в семье богатого еврейского промышленника, человека религиозного и политически консервативного. Лион все­гда любил Мюнхен горькой и страстной любовью и не случайно сделал его местом действия своих романов «Ус­пех» и «Семья Опперман» (первоначальное название «Се­мья Оппенгейм»), Этому же городу, богатому культурны­ми событиями, суждено было стать колыбелью германского фашизма, и это превращение Фейхтвангеру довелось уви­деть и пережить лично.

После окончания гимназии Лион учился в Мюнхенском и Берлинском университетах, изучал немецкую филологию и историю литературы, овладел латынью и санскритом, древнегреческим и древнееврейским языками, а также анг­лийским и французским. Знание древних и современных языков, творчества античных классиков помогло ему позд­нее находить материал для исторических романов и пьес. В студенческие годы Фейхтвангер занимался и журналис­тикой, которую не оставлял в течение всей жизни.

===== 2

<i

◾ „От великого до смешного один шаг, но от смешного уже нет пути к великому.“


◾ „Перед разумом, перед Богом «честь» человека мерится другой мерой, чем на римском форуме.“


◾ „Нет более тяжкого преступления, чем ненужная война.“


◾ „Страдания делают сильного сильнее.“


◾ „Непонимание делает из друзей врагов.“


◾ „Существует три класса людей: сытые, голодные и ненасытные.“


◾ „Кто сам понимает своё безумие, тот разумнее большинства людей.“


◾ „Те, кто утверждает, что идея может пробить себе путь без насилия, — фантазеры. Справедливый порядок на земле не установишь без насилия. Группы людей, заинтересованные в несправедливом порядке, не сдадутся, пока их не сломят силой.“


◾ „Без тьмы не было бы понятия о свете. Для того чтобы свет осознал себя, он должен иметь свою противоположность — тьму.“


◾ „Логика — это бог мыслящих.“


◾ „Мало кто понимает, что не мы идём по жизни, а нас ведут по ней.“


◾ „Человеку нужно два года, чтобы научиться говорить, и шестьдесят лет, чтобы научиться держать язык за зубами.“


◾ „Унция мира больше стоит, чем тонна победы.“


◾ „Человека создает судьба.“


<b>Лион Фейхтвангер

<b>  

Сегодня 137 лет со дня рождения замечательного писателя ЛИОНА ФЕЙХТВАНГЕРА.
Для меня это писатель совершенно особенный, удивительно мне созвучный и понятный в своих взглядах на историю и реальность, на национальное и общечеловеческое, на человечность и дикость, на нетерпимость и прощение. Для меня он остается совершенно современным вне зависимости от того, посвящены его романы римской и иудейской истории, средневековью или двадцатому веку, а сам он умер более 60 лет назад. Я влюбилась в его книги еще в школе, ошалев и наплакавшись от Испанской баллады, Безобразной герцогини и Еврея Зюсса. Я не знаю более точного описания и вскрытия прихода фашизма во вполне цивилизованную Германию и захвата им умов и душ интеллигенции, чем в романах Изгнание, Братья Лаутензак и Семья Опперманн. А в трилогии Иосиф Флавий я нашла ответы почти на все вопросы, касающиеся самоидентификации личности, национального самоощущения, границ допустимого в собственных поступках и взаимоотношениях с людьми, патриотизма и космополитизма, верности и измены, терпения и нетерпимости, эгоизма и жертвенности, осуждения других и суда над собой. Я перечитываю эти книги всю жизнь и они остаются для меня неисчерпаемыми.

===== 2
Фейхтвангеру нередко ставили в вину то, что, приехав в 1937 году на два месяца в Москву, он был принят Сталиным, присутствовал на Втором Московском процессе и написал книгу Москва 1937, оправдывающую многие решения Сталина и то, чему сам Фейхтвангер стал в Москве свидетелем. Но мне кажется, что это - не упрек Фейхтвангеру, а письменное свидетельство чудовищного лицемерия и хладнокровной бесчеловечности режима, что не укладывалось в голове великого гуманиста Фейхтвангера, просто не могло быть им допущено как реальное явление. А, как известно, очарованием зла были покорены не только недолгие гости страны, а бесчисленные и постоянные ее жители.
Мне кажется, что Фейхтвангер сегодня не менее важен и ценен, чем в ХХ веке и многим молодым и не очень, как мне когда-то, помог бы ответить на вопросы, без которых трудно стать человеком. Ну а просто читать его истинное наслаждение!

 ✔✔Именины

┌─┐┌──┐

└─███─┘

┌─███─┐

└─┘┼└─┘

───┼───&emsp; <b>  Именины </b> 7 июля


Антон▪ («Вступающий в бой», «противостоящий»)

 ✔✔Иван Купала

________(¯`.´¯)

_______(¯≻ ✦ ≺¯)
__(¯`.´¯) _(_.^._) __(¯`.´¯)
_(¯≻ ✦ ≺¯) ____(¯≻ ✦ ≺¯)

__(_.^._) ________ (_.^._)&ensp; <bИван Купала</b>

<i

Смотри, Петро,
ты поспел как раз в пору:
завтра Ивана Купала.
Одну только эту ночь в году
и цветет папоротник.
Не прозевай!


Н.В. Гоголь 
</i>«Вечер накануне Ивана Купала»


Иван Купала (Иванов день, Купальская ночь) — один из главных праздников календаря славянских народов, совпадающий с Рождеством Иоанна Крестителя.

Купальские обряды, совершаемые в канун праздника («ночь накануне Ивана Купалы»), составляют сложный обрядовый комплекс, включающий: сбор трав и цветов, плетение венков, украшение зеленью построек, разжигание костров, уничтожение чучела, перепрыгивание через костер или через букеты зелени, обливание водой, гадания, выслеживание ведьмы, ночные бесчинства.

Иван Купала или Купайла — с древнейших времен известен у славян как праздник Солнца, зрелости лета и зеленого покоса. Люди опоясывались перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав. Водили хороводы, пели песни. Старики с помощью трения сухих палочек добывали «живой огонь», разводили костры, в середину которых ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом — символом солнца. Купальские праздники совершались во времена язычества в честь Бога Солнца, супругой которого была светоносная Заряда, красная девица.

После перехода на новый стиль праздник Ивана Купала приходится на 7 июля, точнее, в ночь на 7 июля. Некоторые европейские страны отмечают Иванов день или День святого Ивана (подобие Ивана Купалы) по старому стилю, в дни летнего солнцестояния.

<i

У нас в душе некошенные степи.
Вся наша непашь буйно заросла
Разрыв-травой, быльём да своевольем.
Размахом мысли, дерзостью ума...


Максимилиан Волошин</i

 ✔✔

߷ ߷

День рождения Натальи Теняковой сегодня.

Виктор Шендерович рассказал вот историю.

В 1977 году, когда Сергей Юрьевич Юрский окончательно прогневал советское начальство и был отовсюду выгнан, Теняковой приватно предложили с ним развестись. Ее ценят, ей готовы помочь выпутаться из сложной жизненной ситуации, в которую втянул ее этот диссидент. Зла не держат. Разведись и живи полноправной жизнью советской звезды!
В ответ Тенякова прибавила в паспорте к своей фамилии - фамилию мужа.

✔✔

 ֎

<b>  

И.С.Тургенев

В ДОРОГЕ

Утро туманное, утро седое.
Нивы печальные, снегом покрытые.
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.
Вспомнишь обильные страстные речи,
Взгляды, так жадно, так робко ловимые,
Первые встречи, последние встречи,
Тихого голоса звуки любимые.
Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь родное, далекое,
Слушая ропот колес непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.
1843
</i>
Есть в этом знаменитом стихотворении 24-летнего Тургенева одна строчка, в сжатом виде вместившая в себя содержание едва ли не всех его будущих рассказов и повестей о любви: "Первые встречи, последние встречи".

 ✔✔

✿⊹⊱╮

<b

</b<i>
КОЛЫМАЖНЫЙ ПЕРЕУЛОК

Мою сестру Ксению вчера отпевали в храме святого Антипия на Колымажном дворе – адрес: Колымажный переулок, дом 8. Это сбоку справа от Музея им. Пушкина, если встать лицом ко входу в музей. Переулок изначально назывался Колымажным, потом долгое время Антипьевским, по имени храма.

Но я вот о чем.
В доме 10 по этому переулку, на углу с Малым Знаменским, стоит старинный доходный дом. Там в большой квартире жил преуспевающий адвокат Феликс Саввич Набоков (однофамилец знаменитой литературно-политической семьи: фамилия не такая частая, но не совсем уж редкая). Этот Феликс Саввич, немолодой человек, примерно в 1910 году вдруг женился на молодой красотке, танцовщице, канканерке из кабаре, которая убежала в Москву из Славянска в поисках приключений – по имени Стася Постникова.
Через некоторое время эта Стася выписала к себе в Москву и поселила у себя в квартире свою младшую сестру Аню.
То есть нашу с Ксюшей бабушку.
Маму нашей мамы.

Бабушка Аня умерла в 1958 году; они с Ксюшей не встретились в этой жизни. Хотя кто знает – может быть, ее тогдашняя совсем юная душа смотрела из окон дома напротив церкви на людей, толпящихся в церковном дворе, которые пришли попрощаться с ее внучкой.

Как сказал Пушкин – «бывают странные сближения».

 ✔✔


.¸¸¸.✿‿♨.*´¯✿♨⋱⋱⋱⋰⋰⋰✿.¸¸¸.✿‿♨.*´¯✿♨

&emsp;  &emsp; &emsp; ……………... <b> Памяти Владимира Меньшова</b> 

<b>

Ушёл Володя Меньшов. Я его очень ценил, уважал и относился к нему с неизменным пиететом. А он ко мне – без всякого пиетета, даже как-то настороженно. Здоровался, улыбался при встрече, но видно было, что не очень понимает, что это за фрукт такой, Львович этот… Всё изменилось враз на кинофестивале в Архангельске. Открытие фестиваля, как все перфомансы Гильдии актёров кино России, длилось очень долго, и только где-то в первом часу ночи народ ломанулся на банкет. В банкетном зале нас встретила чудесная музыка: на сцене стоял скрипичный ансамбль, двенадцать девушек в лёгких белых платьях, и играл популярные мелодии мирового кино. Девочки были очень хороши собой и звучали прекрасно, но киношному народу было не до них: все рванулись выпивать и закусывать.

===== 2

Прозвучало пару официальных тостов, которые никто не услышал, и вдруг Ведущий бежит ко мне: «Боря, скажи!». Я только что выпил полстакана водки и запихал в рот солёный огурец и пару бутербродов с сельдью. «Отстань, - говорю, - дай в себя прийти!» Нет, не отстаёт: требует произнести что-то обьединяющее, чтобы подвинуть народ к теме собрания, а, кроме меня, говорит, некому и кричит в микрофон: «Борис Львович!»

Ну, встал я, быстро проглотил остатки закуски, и, не имея никакого плана и замысла, начал спич. «Ребята, - говорю, - круг наш узок и слой тонок. Мы намазаны поверх остальной российской интеллигенции тонким слоем, каждый из нас многократно отобран жизнью – от первых вступительных экзаменов во ВГИК и Щуку и потом много-много раз… И все мы – и те, кто обвешан званиями и наградами и те, у кого груз этих званий и наград ещё в перспективе – все мы равны друг другу, потому что все штучные люди и объединены причастностью к нашей уникальной профессии. И я предлагаю выпить за…»

Тут я глубоко вздохнул, потому что совершенно не знал, за что я предлагаю выпить, и вдруг меня осенило. «Я предлагаю выпить за этих чудесных, красивых девушек, стоящих на сцене и играющих в час ночи для нас, оголтело пьющих и жрущих, за то, что завтра они будут сидеть в этом зале, выпивать и закусывать, а мы будем на сцене стараться порадовать их чем-нибудь, и в этом суть нашего узкого и тонкого круга! За артистов!!!»

===== 3
Зал взорвался аплодисментами, девочки на сцене запорхали, зааплодировали смычками и скрипочками, но всех перекрыл голос Меньшова. Обычно ироничный и скупой на эмоции, он вскочил со стаканом и закричал: «Львович, браво! Браво, Боря!».

Этот его выплеск – для меня одна из самых важных оценок, что я храню в памяти. Потому, что это – Меньшов! Потом мы не раз с ним сидели за рюмкой водки, и я однажды насмелился спросить его о корнях его непростого характера. « А как ты хотел, - усмехнулся он. – Поступал во ВГИК – не взяли. Токарем работал в Самаре, шахтёром в Воркуте, матросом на водолазном катере в Баку… В Воркуте подбил дружка пойти на конкурс дикторов телевидения – Кольку взяли, меня нет. В Школу-Студию МХАТ ездил поступать четыре раза – три раза заваливал, на четвёртый поступил. На курсе держали за малоспособного пенька, ни в один театр Москвы не взяли – в Ставрополь уехал… Когда на втором курсе с Верой поженились, ей все пальцем у виска крутили:

«Алентова, ты первая красавица, за кого ты замуж идёшь, жизнь свою губишь!» «Москва» получила «Оскара», а в неё только ленивый не плевал, и получать статуэтку меня не пустили… Сообщили о получении 1го апреля – был уверен, что розыгрыш… Задубеешь тут, запьёшь, пожалуй…»

Я его называл, было, Владимир Валентинович, но после этой истории с моей импровизацией на банкете он предложил не церемониться. Не думаю, что он сильно нуждался в моих комплиментах, но при случае я всегда старался сообщить ему, что «Ширли-мырли» могу пересматривать несчётно раз. Про «Любовь и голуби» и разговору нет – шедевр! «Странный ты человек, Львович, - скептически улыбался Мастер, - все ругают, а тебе нравится…». Но я видел, что ему приятно…

Блистательный артист, незаурядный режиссёр, мощный, несгибаемый мужик.
Незабываемый.

===
<b>
Сегодня от коронавируса скончался Владимир Меньшов.
Великий режиссёр, сценарист, актёр, мастер, человек!
Он преподавал во ВГИКе, вёл мастерскую актёров. И когда мы видели его проходящего по второму этажу, хихикали: сам Меньшов с нами поздоровался.
скромный, интеллигентный, умный, хотя, мог бы "звездить", как один из обладателей " Оскара". Он был простым, человеческим. Ездил на хорошей, но обычной машине, никаких "майбахов" или атрибутов пафоса.
зато обладал очень тёплой и душевной энергетикой.
Его уход - это огромная, невероятно огромная потеря. Не только для кино, но и для его "птенцов" в мастерской.
Есть такая категория людей, уход которых, даже если не знаешь человека лично, оставляет зияющую пустоту в этом мире. И эхом отзывается в сердце.

<b>
ПРОЩАЕМСЯ С ВЛАДИМИРОМ ВАЛЕНТИНОВИЧЕМ МЕНЬШОВЫМ!
Сергей и Татьяна Никитины

<b>
Антон Долин
</b><i>

Актер, преподаватель, общественный деятель, председатель российского «оскаровского» комитета, но прежде всего — кинорежиссер Владимир Меньшов, которого публика знает всего по пяти полнометражным фильмам, стал одной из ярчайших личностей отечественного кино за последние полвека. Многие назовут его противоречивой персоной, и на это хватает причин: неуживчивый нрав, бескомпромиссность в множестве вопросов, при этом последовательная поддержка политики Кремля за последние два десятилетия. Меньшов был членом «Единой России» и, поначалу резко критикуя выдвижение Владимира Путина на третий срок, впоследствии стал его доверенным лицом на выборах. Прогремел и скандальный случай, когда Меньшов демонстративно на сцене отказался вручать приз фильму Александра Атанесяна о малолетних диверсантах «Сволочи» (2006) как «подлому» и «позорящему страну». 


Однако для широкой публики Меньшов был и останется прежде всего автором подлинно народных мелодрам — «Москва слезам не верит» (1979) и «Любовь и голуби» (1984). Оба лидировали в прокате, «Москва слезам не верит» в 1980-м посмотрело 90 миллионов человек. Редчайший случай: «Оскар», присужденный этому фильму в отсутствие режиссера — он сам узнал об этом много позже, фактически случайно, — не определял успех картины, а лишь его дополнил. В самом деле, какой еще советской ленте можно было вручить статуэтку Американской киноакадемии, если не этой, рассказывающей абсолютно голливудскую по духу, хоть и русскую по всем формальным признакам, историю трудной судьбы, феноменального успеха и трогательной любви?

===== 2

<i>

И если «Москва слезам не верит» с ее незабываемой песней-лейтмотивом, исполненной Сергеем и Татьяной Никитиными, стала идеальным городским кинороманом застойной эпохи, то эталоном деревенской лавстори, поставленной по пьесе Владимира Гуркина, считалась ироничная «Любовь и голуби». Оба фильма разошлись на цитаты, исполнители главных ролей навсегда стали любимцами всей страны. Поразительно, но очарование этих картин не померкло и сегодня, лишь укрепившись за счет ностальгии по уютным брежневским годам и «старому доброму» СССР. 


Меньшов всегда относился и к своим нередко простодушным героям, и к своей широкой публике без высокомерия, стремясь к реалистичности коллизий, узнаваемости персонажей и к их эмоциональной связи со зрителем. При этом, конечно, оба фильма были сказками для взрослых. За это Меньшову всегда платили безоговорочной любовью. Он был одним из немногих режиссеров, которых узнавали в лицо, и вовсе не только за счет участия в многочисленных ток-шоу или десятков сыгранных им киноролей: среди них было совсем мало главных, а из поздних запомнится, скорее всего, Гесер из «Ночного дозора» и «Дневного дозора» Тимура Бекмамбетова. Его знали именно как автора фильмов.

===== 3

<i>

Немного жаль, что остальные картины Меньшова остались в тени двух его главных «блокбастеров». По-своему интересен дебютный «Розыгрыш» (1976), школьная драма по отличному сценарию Семена Лунгина, в которой свою первую роль сыграл Дмитрий Харатьян. Определенно недооцененной осталась бурлескная фантасмагория «Ширли-Мырли» (1995), обладавшая потенциалом народной комедии и заслужившая культовый статус, но вышедшая в период, когда кинопроката в России, в общем, не было: возможно, свою лучшую роль (точнее, череду ролей) там сыграл Валерий Гаркалин.


Наконец, «Зависть богов» (2000) — и опять мелодрама, и снова в главной роли жена и муза режиссера, его партнерша и соратница Вера Алентова, прославленная как Катя из «Москва слезам не верит» и обнаружившая комедийный дар в «Ширли-Мырли». Эта недопонятая картина, построенная на неожиданной параллели с «Последним танго в Париже» Бернардо Бертолуччи, — признание в любви, где закомплексованность советского застойного быта будто компенсируется мечтой о красивом романе с иностранцем (его сыграл Анатолий Лобоцкий). В роли «настоящего француза» эпизодически мелькнул будущий гражданин России Жерар Депардье. 


Какую память о Владимире Меньшове сохранят будущие поколения зрителей, лишенных советского опыта, сказать невозможно, но история отечественного массового кинематографа ХХ века без его картин непредставима. 


   <b>

Это, конечно, был гений.
И человек удивительный.
Человек, сделавший себя сам.
Поверить в его уход трудно.
Забыть невозможно.