6 июл. 2021 г.

 ✔✔


.¸¸¸.✿‿♨.*´¯✿♨⋱⋱⋱⋰⋰⋰✿.¸¸¸.✿‿♨.*´¯✿♨

&emsp;  &emsp; &emsp; ……………... <b> Памяти Владимира Меньшова</b> 

<b>

Ушёл Володя Меньшов. Я его очень ценил, уважал и относился к нему с неизменным пиететом. А он ко мне – без всякого пиетета, даже как-то настороженно. Здоровался, улыбался при встрече, но видно было, что не очень понимает, что это за фрукт такой, Львович этот… Всё изменилось враз на кинофестивале в Архангельске. Открытие фестиваля, как все перфомансы Гильдии актёров кино России, длилось очень долго, и только где-то в первом часу ночи народ ломанулся на банкет. В банкетном зале нас встретила чудесная музыка: на сцене стоял скрипичный ансамбль, двенадцать девушек в лёгких белых платьях, и играл популярные мелодии мирового кино. Девочки были очень хороши собой и звучали прекрасно, но киношному народу было не до них: все рванулись выпивать и закусывать.

===== 2

Прозвучало пару официальных тостов, которые никто не услышал, и вдруг Ведущий бежит ко мне: «Боря, скажи!». Я только что выпил полстакана водки и запихал в рот солёный огурец и пару бутербродов с сельдью. «Отстань, - говорю, - дай в себя прийти!» Нет, не отстаёт: требует произнести что-то обьединяющее, чтобы подвинуть народ к теме собрания, а, кроме меня, говорит, некому и кричит в микрофон: «Борис Львович!»

Ну, встал я, быстро проглотил остатки закуски, и, не имея никакого плана и замысла, начал спич. «Ребята, - говорю, - круг наш узок и слой тонок. Мы намазаны поверх остальной российской интеллигенции тонким слоем, каждый из нас многократно отобран жизнью – от первых вступительных экзаменов во ВГИК и Щуку и потом много-много раз… И все мы – и те, кто обвешан званиями и наградами и те, у кого груз этих званий и наград ещё в перспективе – все мы равны друг другу, потому что все штучные люди и объединены причастностью к нашей уникальной профессии. И я предлагаю выпить за…»

Тут я глубоко вздохнул, потому что совершенно не знал, за что я предлагаю выпить, и вдруг меня осенило. «Я предлагаю выпить за этих чудесных, красивых девушек, стоящих на сцене и играющих в час ночи для нас, оголтело пьющих и жрущих, за то, что завтра они будут сидеть в этом зале, выпивать и закусывать, а мы будем на сцене стараться порадовать их чем-нибудь, и в этом суть нашего узкого и тонкого круга! За артистов!!!»

===== 3
Зал взорвался аплодисментами, девочки на сцене запорхали, зааплодировали смычками и скрипочками, но всех перекрыл голос Меньшова. Обычно ироничный и скупой на эмоции, он вскочил со стаканом и закричал: «Львович, браво! Браво, Боря!».

Этот его выплеск – для меня одна из самых важных оценок, что я храню в памяти. Потому, что это – Меньшов! Потом мы не раз с ним сидели за рюмкой водки, и я однажды насмелился спросить его о корнях его непростого характера. « А как ты хотел, - усмехнулся он. – Поступал во ВГИК – не взяли. Токарем работал в Самаре, шахтёром в Воркуте, матросом на водолазном катере в Баку… В Воркуте подбил дружка пойти на конкурс дикторов телевидения – Кольку взяли, меня нет. В Школу-Студию МХАТ ездил поступать четыре раза – три раза заваливал, на четвёртый поступил. На курсе держали за малоспособного пенька, ни в один театр Москвы не взяли – в Ставрополь уехал… Когда на втором курсе с Верой поженились, ей все пальцем у виска крутили:

«Алентова, ты первая красавица, за кого ты замуж идёшь, жизнь свою губишь!» «Москва» получила «Оскара», а в неё только ленивый не плевал, и получать статуэтку меня не пустили… Сообщили о получении 1го апреля – был уверен, что розыгрыш… Задубеешь тут, запьёшь, пожалуй…»

Я его называл, было, Владимир Валентинович, но после этой истории с моей импровизацией на банкете он предложил не церемониться. Не думаю, что он сильно нуждался в моих комплиментах, но при случае я всегда старался сообщить ему, что «Ширли-мырли» могу пересматривать несчётно раз. Про «Любовь и голуби» и разговору нет – шедевр! «Странный ты человек, Львович, - скептически улыбался Мастер, - все ругают, а тебе нравится…». Но я видел, что ему приятно…

Блистательный артист, незаурядный режиссёр, мощный, несгибаемый мужик.
Незабываемый.

===
<b>
Сегодня от коронавируса скончался Владимир Меньшов.
Великий режиссёр, сценарист, актёр, мастер, человек!
Он преподавал во ВГИКе, вёл мастерскую актёров. И когда мы видели его проходящего по второму этажу, хихикали: сам Меньшов с нами поздоровался.
скромный, интеллигентный, умный, хотя, мог бы "звездить", как один из обладателей " Оскара". Он был простым, человеческим. Ездил на хорошей, но обычной машине, никаких "майбахов" или атрибутов пафоса.
зато обладал очень тёплой и душевной энергетикой.
Его уход - это огромная, невероятно огромная потеря. Не только для кино, но и для его "птенцов" в мастерской.
Есть такая категория людей, уход которых, даже если не знаешь человека лично, оставляет зияющую пустоту в этом мире. И эхом отзывается в сердце.

<b>
ПРОЩАЕМСЯ С ВЛАДИМИРОМ ВАЛЕНТИНОВИЧЕМ МЕНЬШОВЫМ!
Сергей и Татьяна Никитины

<b>
Антон Долин
</b><i>

Актер, преподаватель, общественный деятель, председатель российского «оскаровского» комитета, но прежде всего — кинорежиссер Владимир Меньшов, которого публика знает всего по пяти полнометражным фильмам, стал одной из ярчайших личностей отечественного кино за последние полвека. Многие назовут его противоречивой персоной, и на это хватает причин: неуживчивый нрав, бескомпромиссность в множестве вопросов, при этом последовательная поддержка политики Кремля за последние два десятилетия. Меньшов был членом «Единой России» и, поначалу резко критикуя выдвижение Владимира Путина на третий срок, впоследствии стал его доверенным лицом на выборах. Прогремел и скандальный случай, когда Меньшов демонстративно на сцене отказался вручать приз фильму Александра Атанесяна о малолетних диверсантах «Сволочи» (2006) как «подлому» и «позорящему страну». 


Однако для широкой публики Меньшов был и останется прежде всего автором подлинно народных мелодрам — «Москва слезам не верит» (1979) и «Любовь и голуби» (1984). Оба лидировали в прокате, «Москва слезам не верит» в 1980-м посмотрело 90 миллионов человек. Редчайший случай: «Оскар», присужденный этому фильму в отсутствие режиссера — он сам узнал об этом много позже, фактически случайно, — не определял успех картины, а лишь его дополнил. В самом деле, какой еще советской ленте можно было вручить статуэтку Американской киноакадемии, если не этой, рассказывающей абсолютно голливудскую по духу, хоть и русскую по всем формальным признакам, историю трудной судьбы, феноменального успеха и трогательной любви?

===== 2

<i>

И если «Москва слезам не верит» с ее незабываемой песней-лейтмотивом, исполненной Сергеем и Татьяной Никитиными, стала идеальным городским кинороманом застойной эпохи, то эталоном деревенской лавстори, поставленной по пьесе Владимира Гуркина, считалась ироничная «Любовь и голуби». Оба фильма разошлись на цитаты, исполнители главных ролей навсегда стали любимцами всей страны. Поразительно, но очарование этих картин не померкло и сегодня, лишь укрепившись за счет ностальгии по уютным брежневским годам и «старому доброму» СССР. 


Меньшов всегда относился и к своим нередко простодушным героям, и к своей широкой публике без высокомерия, стремясь к реалистичности коллизий, узнаваемости персонажей и к их эмоциональной связи со зрителем. При этом, конечно, оба фильма были сказками для взрослых. За это Меньшову всегда платили безоговорочной любовью. Он был одним из немногих режиссеров, которых узнавали в лицо, и вовсе не только за счет участия в многочисленных ток-шоу или десятков сыгранных им киноролей: среди них было совсем мало главных, а из поздних запомнится, скорее всего, Гесер из «Ночного дозора» и «Дневного дозора» Тимура Бекмамбетова. Его знали именно как автора фильмов.

===== 3

<i>

Немного жаль, что остальные картины Меньшова остались в тени двух его главных «блокбастеров». По-своему интересен дебютный «Розыгрыш» (1976), школьная драма по отличному сценарию Семена Лунгина, в которой свою первую роль сыграл Дмитрий Харатьян. Определенно недооцененной осталась бурлескная фантасмагория «Ширли-Мырли» (1995), обладавшая потенциалом народной комедии и заслужившая культовый статус, но вышедшая в период, когда кинопроката в России, в общем, не было: возможно, свою лучшую роль (точнее, череду ролей) там сыграл Валерий Гаркалин.


Наконец, «Зависть богов» (2000) — и опять мелодрама, и снова в главной роли жена и муза режиссера, его партнерша и соратница Вера Алентова, прославленная как Катя из «Москва слезам не верит» и обнаружившая комедийный дар в «Ширли-Мырли». Эта недопонятая картина, построенная на неожиданной параллели с «Последним танго в Париже» Бернардо Бертолуччи, — признание в любви, где закомплексованность советского застойного быта будто компенсируется мечтой о красивом романе с иностранцем (его сыграл Анатолий Лобоцкий). В роли «настоящего француза» эпизодически мелькнул будущий гражданин России Жерар Депардье. 


Какую память о Владимире Меньшове сохранят будущие поколения зрителей, лишенных советского опыта, сказать невозможно, но история отечественного массового кинематографа ХХ века без его картин непредставима. 


   <b>

Это, конечно, был гений.
И человек удивительный.
Человек, сделавший себя сам.
Поверить в его уход трудно.
Забыть невозможно.


Комментариев нет:

Отправить комментарий