░████░░░░░░░░░███░   <b> Сергей Параджанов
</b>
<i>Сергей Иосифович Параджанов родился 9
января 1924 года в Тбилиси (на тот момент – Тифлис), в армянской семье. Его
отец, Иосиф Параджанов, был потомственным антикваром, а кроме того, держал еще
и несколько заведений. После революции 1917 года его бизнес развалился,
осталась только антикварная лавка, но поскольку в советское время
скупка-продажа ценных вещей стала приравниваться к спекуляции,
Параджанову-старшему пришлось отсидеть несколько сроков в тюрьмах.
Сам Сергей Параджанов еще в детстве увлекся
театром и искусством. Поступив после школы в Тбилисский институт инженеров
железнодорожного транспорта, он вскоре понял, что совершил ошибку, забрал
документы и подал их на вокальное отделение Тбилисской консерватории. Позднее,
в 1952 году, он окончил режиссерский факультет ВГИКа.
Противоречивая, сложная и эмоциональная
натура Параджанова нашла отражение и в его фильмах. В 1964 году по мотивам
произведений Михаила Коцюбинского он снял фильм «Тени забытых предков» о жизни
гуцула Ивана. Картина, поражавшая своей эмоциональной выразительностью и
накалом народных страстей, удостоилась премий сразу нескольких международных
кинофестивалей.
В другом своем фильме – «Цвет граната» –
Параджанов рассказал биографию армянского поэта Саят-Новы, воссоздав на экране
колоритный исторически фон средневекового Кавказа. Жизни кавказских народов
были посвящены и многие другие его работы. В их числе – фильм «Легенда о
Сурамской крепости» (1984), в основу которого легла народная грузинская
легенда; фильм «Ашик-кериб» (1988), снятый по мотивам одноименной поэмы Михаила
Лермонтова и ставший последней его законченной картиной.
-----------------------
-///-
2
<i>
Среди работ Параджанова сохранились так
называемые «марки с зоны» – рисунки, выполненные шариковой ручкой на этикетках
от спичечных коробков. Они стали напоминанием о трехлетнем сроке (с 1974 по
1977 годы), который Сергей Иосифович провел в заключении, оказавшись в тюрьме
по «сфабрикованному», как считают многие, обвинению.
Источник: http://www.calend.ru/person/7160/
© Calend.ru
</i>
▓ "Однажды
звонит из Киева: "Я хочу принять министра культуры Франции с женой, что
делать? Я придумал только, что в квартиру войдет нарядная гуцулка с коромыслом,
а ведра будут полны шампанского со льдом. Затем парубок подаст зажаренного гуся
в бумажных розах и лентах, а в глазах у гуся будут изумруды -- это серьги,
которые я потом подарю министерше. В углу будет играть бандурист, я ему приклею
бороду, как у Черномора, а конец закину на люстру и там обовью ею лампу, для
полумрака, чтобы мацам не увидела, что изумруды поддельные... Что бы придумать
еще?" -- "Еще???!!!"
▓ Я не выдержу изгнания из детства. Я вообще
против изгнаний и гонений! Мои призраки! Мне с вами лучше, чем с теми, кто
живы. Я вас люблю больше, чем тех, кто любит меня!
▓ Необходимо установить источник света! Я
боюсь, чтобы Отец не утратил характер.
▓ Вода собиралась лужицами на бетонированном
постаменте. Какой-то остряк бетонщик оставил намеренно или случайно в монолите
постамента отпечаток своей руки. Вода заполнила это углубление ровной
зеркальной гладью. Беглец выпил эту воду с ладони, будто протянутой ему
неизвестным другом.
▓ Я отомщу миру любовью.
Режиссёр, сценарист и необыкновенно одарённый
художник Сергей Параджанов был, кроме того, ещё и величайшим мистификатором и
рассказчиком небылиц о самом себе. Например, он мог рассказать в компании, что
переспал с известной актрисой, а однажды заявил в интервью датской газете, что
его любви искали аж два десятка членов ЦК КПСС. Поэтому, читая эти истории,
практически невозможно отделить правду от вымысла. Впрочем, применительно к
Параджанову это, кажется, вовсе и не обязательно.
███ <u>Как художник художника</u>
Однажды Параджанова вызвали «на ковер».
Огромный кабинет. Суровый хозяин кабинета. «Ну, с чем пришли?» — спрашивает
высокий чин. «С нежностью», — ответил Параджанов, трогательно хлопая ресницами.
«Что-что?» — хозяин оторвал глаза от государственных бумаг и выпучил их на
гостя. «Дело в том, что на ручке вашего кабинета изображена лира, — горячо
объяснил Параджанов. — Следовательно, вы художник в душе. А художник всегда
поймет художника!» Хозяин кабинета встал, прошел к двери, осмотрел ручку,
хмыкнул, почесал мощный затылок и восхищенно сказал: «Сколько здесь сижу, не
замечал! Острый глаз, черт!». Встреча эта, как говорят, закончилась обещанием
первого лица всячески поддержать Параджанова, помочь ему и словом, и делом.
--------------------
4
███
<u>Параджанов и Маяковский</u>
Параджанов
был очень дружен с Лилей Брик. Собственно, именно благодаря ей знаменитый
французский поэт Луи Арагон обратился к Брежневу с просьбой об освобождении
Параджанова. Про их знакомство рассказывали такую историю. В разговоре
Параджанов упомянул, что никогда не читал ни одного произведения Маяковского.
Лилю Брик это нисколько не обидело, однако очень удивило — ведь хотя бы в школе
Сергей должен был столкнуться с его стихами.
—
В школе я плохо учился, — объяснил Параджанов, — так как часто пропускал
занятия. По ночам у нас все время были обыски, и родители заставляли меня
глотать бриллианты, сапфиры, изумруды и кораллы, глотать, глотать... (он
показал)... пока милиция поднималась по лестнице. А утром не отпускали в школу,
пока из меня не выйдут драгоценности, сажали на горшок сквозь дуршлаг. И мне
приходилось пропускать уроки.
███
<u>Телеграмма</u>
Вернувшись
из заключения, Параджанов оказался без малейшей возможности заработка.
Рассказывают, что однажды он послал телеграмму: «Москва. Кремль. Косыгину.
Поскольку я являюсь единственным безработным кинорежиссером в Советском Союзе,
убедительно прошу отпустить меня в голом виде через советско-иранскую границу,
возможно, стану родоначальником в иранском кино. Параджанов».
http://izbrannoe.com/news/lyudi/neskolko-nebylits-iz-zhizni-sergeya-paradzhanova/