<i><b>
▒ Удивительная биография Роберто Бартини – гения
из «шараги» и прототипа Воланда
</i></b>
✠ ✧ • ✧ • ✧ ✠ ✧ • ✧ • ✧ ✠ ✧ • ✧ • ✧ ✠ ✧ • ✧ • ✧ ✠ ✧ • ✧ • ✧ ✠
<i>
1Мало кто знает, что не было бы у булгаковского Воланда ни
акцента, ни лихо заломленного на ухо серого берета, ни чёрных бровей, если бы
летом 1925 года в Коктебеле, в доме Волошина, Михаил Булгаков не встретился бы
с авиаконструктором Роберто Бартини.
Имя Роберто Бартини знакомо не многим, хотя он был не только
выдающимся конструктором и учёным, но и тайным вдохновителем советской
космической программы. Сергей Павлович Королёв считал его своим учителем.
Бартини называли вторым Тесла и русским Леонардо, гением предвидения и
визитёром из пятого измерения. Его идеи так сильно опередили время, что только
сейчас становится очевидной вся мощь его гения. Вот несколько удивительный
фактов из его фантастической биографии.
<b>
Его усыновил собственный отец</b>
Роберто Бартини родился на Адриатике в 1897 году в семье
губернатора провинции Фиуме барона Лодовико Ороса ди Бартини. Его мать, некая
молодая дворянка, состояла во внебрачной связи с Лодовико и, родив ребёнка,
подкинула его садовнику барона.
Малыш прожил в семье садовника три года, пока не попался на
глаза законной жене барона. Она была бездетна, ей понравился смышлёный малыш, и
она уговорила мужа взять Роберто на воспитание. Так Лодовико Ороса ди Бартини
усыновил собственного сына.
Роберто оказался удивительно одарённым ребёнком. Он мог
рисовать двумя руками одновременно, быстро научился говорить и читать на шести
европейских языках, увлекался спортом, физикой, математикой, сочинял стихи,
играл на фортепиано. Мальчик постоянно удивлял взрослых телепатическими способностями
— он часто отвечал на вопрос, который ему только собирались задать.
////////////////////////////////////////////////////////////
<i>
2
В 1912 году Роберто, будучи уже гимназистом, увидел в Фиуме
демонстрационные полёты русского авиатора Харитона Славороссова. Они поразили
его воображение и перевернули судьбу. Бартини страстно увлёкся авиацией на всю
жизнь.
<b>
Он отказался от миллионов, стал коммунистом и сбежал из
Италии в СССР
</b>
Окончив офицерскую школу в 1916 году, Бартини попал на
Восточный фронт, где в ходе Брусиловского прорыва был пленён вместе с ещё 417
тыс. солдат и офицеров Центральных держав и попал в лагерь под Хабаровском. Там
его очаровали революционные идеи и, вернувшись на родину, он отказался дальше
жить в доме отца и пользоваться его привилегиями.
Он работал разнорабочим, разметчиком, шофёром, параллельно
сдал в течение двух лет экстерном экзамены авиационного отделения Миланского
политехнического института и получил диплом авиационного инженера, а в 1921 году вступил в компартию Италии.
Когда умер отец, Роберто получил в наследство дом в Риме и
10 миллионов долларов и тут же передал всё это международной организации помощи
борцам революции.
После фашистского переворота в 1922 году жизнь Бартини
оказалась под угрозой и товарищи по партии помогли ему перебраться в молодую
советскую страну. Доставкой «красного барона» в СССР занимались агенты
Коминтерна. Его путь пролёг из Италии через Швейцарию, Германию и Польшу в
Петроград, а оттуда в Москву.
////////////////////////////////////////////////////////////
<i>
3
В России из барона Роберто Ороса ди Бартини он превратился в
авиационного конструктора Роберта Людвиговича.
На улицах Москвы он выглядел довольно экзотично, прохожие
оглядывались на красавца с римским точёным профилем и иссиня-чёрными волосами.
От Италии остался серый берет («лихо заломленный на ухо») и белоснежный шарф, а
на единственном галстуке, который он завязывал по южной моде свободно,
красовалась какая-то необычная заколка с прозрачным камушком.
Своё первое советское жильё бывший аристократ и миллионер
получил в старом доме Мерзляковском переулке — крохотная комнатка с окнами на
уровне земли: стол, стул, тумбочка и аптечка на стене. Впрочем, быт его не
волновал.
<b>
Его самолёты опережали своё время минимум на сто лет
</b>
Самолёты, которые конструировал Бартини, было невозможно
построить в те годы. Впрочем, остались свидетельства, что одна из его
невероятных задумок была воплощена в 1935 году — на одном из военных аэродромов
был испытан самолёт-невидимка. Об этом испытании стало известно только спустя
два десятилетия, и то случайно.
По словам очевидцев, после того, как заработал мотор,
самолёт задрожал и ... исчез, как будто расплылся по взлётной полосе.
После этого был слышен только звук взлетающей и удаляющейся
машины, который становился всё тише, потом исчез, потом стал нарастать снова.
Невидимый самолёт подлетел к аэродрому, совершил посадку, выключил двигатель и после
этого «проявился» — снова возник из пустоты.
Когда Бартини спрашивали о его участии в этом проекте, он
обычно отвечал: «Я консультировал разработчиков по отдельным вопросам». Ну как
тут не вспомнить мессира Воланда — иностранного консультанта по чёрной магии.
////////////////////////////////////////////////////////////
<i>
4
В 1935 году в СНИИ, где Бартини работал главным
конструктором, был создан 12-местный пассажирский самолёт «Сталь-7» с крылом
«обратная чайка». В 1936 году он представлялся на Международной выставке в
Париже, а в августе 1939 на нём был установлен международный рекорд скорости на
дистанции 5000 км — 405 км/ч. Это был первый разработанный Бартини проект,
который был реализован. Первый – и на
долгие годы единственный.
Во время войны на базе спроектированного Бартини
пассажирского самолёта «Сталь-7» был разработан дальний бомбардировщик ЕР-2.
Без преувеличения, этот самолёт внёс огромный вклад в победу СССР, поскольку
был единственной машиной, преодолевающей большие расстояния. Только ЕР-2,
например, был способен долететь с подмосковного аэродрома до Берлина и
вернуться обратно.
Бартини разработал проекты ещё нескольких самолётов,
совершенно революционных для того времени, но ни один из проектов не был принят
в производство — тогда ещё просто не существовало таких технологий. Американцы
сделали самолёт с — характеристиками —
знаменитую «Валькирию» — только спустя 12 лет.
Но лавров и благодарности гениальный конструктор и бывший
миллионер Роберт Людвигович так и не дождался.
<b>
Он был осуждён «тройкой» на 15 лет и в тюрьме разработал
перехватчик с реактивными двигателями и скоростью, равной двум звуковым – и это
в 1942 году!
</b>
14 февраля 1938 года Роберт Бартини был арестован НКВД СССР.
Ему предъявили обвинение в связях с «врагом народа» Тухачевским и шпионаже в
пользу Муссолини. Решением внесудебного органа — так называемой «тройки», Бартини
приговорили к обычному для таких дел сроку — 10 лет лишения свободы и пять —
«поражения в правах».
Так талантливый конструктор сменил место жительства — из
крохотной комнатушки в в Мерзляковском переулке он переехал в «шарагу» — камеру
спецтюрьмы при закрытом авиационном КБ тюремного типа.
////////////////////////////////////////////////////////////
<i>
5
В заключении Бартини начал работать в КБ под руководством
Туполева (тоже осуждённого «тройкой»). Cтиль работы конструктора был очень
необычным. Он сидел по несколько часов с закрытыми глазами, не шевелясь, и,
казалось, даже не дыша, а потом приходил в себя и выдавал фантастические идеи,
большинство из которых на тот момент реализовать было невозможно.
Когда началась война, КБ эвакуировали в Омск, а зимой 1942
года Бартини вдруг вызвали к начальству, помыли, побрили, переодел, и отвезли в
Москву — к самому Берии.
Лаврентий Павлович принял конструктора радушно и
доверительным тоном сказал, что стране нужен истребитель-перехватчик. Бартини
пообещал, а потом набрался смелости и попросил освободить его из заключения, потому
что никакого преступления он не совершал.
❝❞
Берия ответил:
Мы это знаем. Вот сделаете перехватчик — и мы вас освободим.
У него появилась надежда. Вернувшись под конвоем в место
заключения, Бартини начал работать и уже к лету появился проект зенитного перехватчика
Р-114 со стреловидным крылом, четырьмя жидкостно-реактивными двигателями и
невиданной в 1942 году скоростью, равной двум звуковым. Но разве можно было
тогда построить такое чудо? Надежды на освобождение рухнули и Бартини продолжил
«мотать срок».
В 1946 году из омской «шараги» он переехал в таганрогскую и
встретил свою жену – женщину по имени Валентина, которая работала на заводе
инженером-конструктором
Вскоре его перевели в Институт аэродинамики Новосибирского
отделения Академии наук СССР. Начальника НИИ предупредили: «Вы проследите,
чтобы он там вам какой-нибудь самолёт не нарисовал»
К счастью, уследить ему не удалось и Бартини «нарисовал»
первый в мире межконтинентальный вертикально взлетающий бомбардироващик ВВ-14.
И его удалось построить!
////////////////////////////////////////////////////////////
<i>
6
Рассказывают, что, когда Бартини шёл к нему по взлётному
полю и плакал — это был второй реально построенный самолёт по его проекту.
Самолёт с невероятными, фантастическими характеристиками. Он мог взлетать и
садиться где угодно, обладал невероятной грузоподъемностью и весовой
дальностью.
<b>
Бартини разработал теорию шестимерного мира
</b>
В 1956 году «красного барона» полностью реабилитированы. Он
был единственным авиаконструктором, отсидевшим «от звонка до звонка».
В апреле 1957 года его откомандировали ОКБС МАП в Люберцах.
Здесь под руководством Бартини до 1961 года было разработано 5 проектов
самолётов полётной массой от 30 до 320 тонн разного назначения. Работа над
всеми этими проектами была прекращена после снятия с должности Министра обороны
СССР Маршала Жукова, который покровительствовал конструктору.
Всего за свою жизнь Бартини создал 60 проектов самолётов, из
которых в серийный выпуск пошёл только один и ещё четыре конструкции были
построены в качестве опытных образцов.
Интересно, что конструирование самолётов Бартини считал
всего лишь ремеслом, а делом своей жизни — теоретическую физику. Мы обходимся
четырьмя измерениями, но во вселенной Бартини их было шесть – три измерения
пространства и три – времени. Современные последователи Бартини утверждают, что
им была создана «уникальная теория шестимерного мира пространства и времени,
которая получила название Мир Бартини».
Роберто Бартини считал, что изменяя пространство, можно
изменить и время — и наоборот.
❝❞ Прошлое, настоящее и будущее — одно и то же.
В этом смысле время похоже на дорогу: она не исчезает, когда мы прошли по ней и
не возникает сию секунду, открываясь за поворотом.
Роберто Бартини
////////////////////////////////////////////////////////////
<i>
7
Говорят, в начале 30-х годов Бартини вёл тайный литературный
кружок, куда входили Александр Грин, Алексей Толстой, Андрей Платонов, Евгений
Шварц и, конечно, Михаил Булгаков. На заседаниях кружка Бартини рассказывал о
трёхмерном времени, о пятом измерении, о связи прошлого с будущим и настоящим.
В Москве Бартини жил в двухкомнатной квартире на Кутузовском
проспекте. В ней он оборудовал комнату для медитаций. На потолке в было
нарисовано небо и солнце, стены до середины тоже были покрашены как небо, а
ниже — как море. На полу было нарисовано дно. Окна в квартире были всегда
занавешены, он часами лежал на этом «дне» и смотрел в потолок, на солнце. В
медитациях он уходил куда-то к источнику своих безумных идей.
Квартира была завалена горами книг, бумаг и чертежей. Его
жена, сын и три внука жили отдельно — во первых, существовать в этом хаосе было
невозможно, а, во-вторых, Бартини любил работать один.
***
Обладая даром предвидения, о своей смерти он тоже знал
заранее. Накануне Бартини написал завещание, в котором просил запаять его
бумаги в металлический ящик и не вскрывать до 2197 года.
Он умер за письменном столом.
14 мая 1997 года в Таганрогском конструкторском бюро, в
котором когда-то работал Бартини, отмечали столетие со дня его рождения. В этот
же день последнюю из сконструированных им «амфибий» отвезли на свалку и
разрезали на металлолом.
Полностью читать ►► http://izbrannoe.com/news/lyudi/udivitelnaya-biografiya-roberto-bartini-geniya-iz-sharagi-i-prototipa-volanda-i/
</i>
✠
✧ • ✧ • ✧ ✠