<b>Помним</b>
   ❖ ❦
❥ ❖ ❧ ❤
<b> Катаев Валентин Петрович
Известный
советский писатель, чей белый парус белеет над Одессой.</b>
 
 ♥ ღ ♥
Родился: 28 января 1897 г., Одесса, Украина
Умер: 12 апреля 1986 г., Москва
<i>
Валентин Петрович Катаев – известный во всём мире писатель.
Но это сухие, общие слова. Одесситам он особенно дорог. Кто ещё мог с такой
искренней любовью описать наш город, как Валентин Петрович в повести «Белеет
парус одинокий»? Без кого не было бы не только всеми любимых книг, но и даже
образа Остапа Бендера, без которого и Одесса – не Одесса?
Внучку Валентина Катаева зовут Тиной. Эта миниатюрная
женщина – зам. редактора московского журнала «В мире науки», известный
журналист.
Ловить бандитов проще, чем писать:
- Согласно мемуарам Валентина Петровича, именно он подал
идею «12 стульев». Это действительно так?
- Да. Ситуация складывалась таким образом. Евгений Катаев
приехал из Одессы в Москву к старшему брату. И решил показать какой он
самостоятельный - устроился работать в уголовный розыск. У дедушки была главная
задача – придумать всё, что угодно только чтобы он оттуда добровольно ушёл.
Во-первых, опасно для жизни, во-вторых, Евгений был очень молод и эмоционален.
Дедушка начал предлагать ему писать. Говорит: «Ну что, неужели тебе проще
ловить бандитов, чем написать?». Сначала Катаев-младший сочинял для «Гудка»
фельетоны. Позже он познакомился с Ильфом, они пришли к дедушке. (Чтобы не было
двух писателей Катаевых они решили, что у младшего брата – вроде как не дорос
до старшего – будет псевдоним, и взяли в честь отца - Петров.) Вместе
обсуждали, что бы им такое написать. И дед говорит: «Ребята, я у вас мэтр, а вы
можно сказать подсобные рабочие, я вам сейчас расскажу тему, дам идею, вы мне
всё напишете, а я рукой мастера пройдусь. Гениальная идея есть у Дюма.
Допустим, существует некий клад, ценность или что-то, что спрятано в каком-то
количестве предметов. Вот давайте на эту тему напишите мне. Потом посмотрю».
Катаев об этом забыл, а они взяли и написали «Двенадцать стульев». И когда
принесли роман, чтоб он прошёлся по нему рукой мастера – сказал: «Ребята, ну
я-то вам зачем нужен? Вы всё сделали замечательно».
Так что идея на самом деле была его. Дед сумел соединить
двух людей, у которых был взаимодополняемый дар.
Более того – он сказал: «Всё. Я свою фамилию снимаю, рукой
мастера не прохожусь, с вас только за то, что идею подал – золотой портсигар!»
Ну, они расстроились – дороговато будет, но подарили ему портсигар. Золотой, но
маленький, женский.
- Значит, это именно Валентин Петрович познакомил Ильфа и
Петрова?
- Это была определённая литературная среда, где все между
собой были знакомы. Естественно, когда Петров приехал в Москву, дедушка
познакомил его со всеми, кого знал, но уже дальше он знакомился сам.
Игра в ушки и «Собрание сочинений»
- А Валентин Петрович рассказывал вам что-нибудь о детстве,
проведённом в Одессе?
- У дедушки воспоминания о детстве это, собственно, «Белеет
парус одинокий» и «Волны чёрного моря». Это всё, естественно, художественный
вымысел, но это очень чётко основано на детских воспоминаниях.
- И хижина рыбака, и..?
- Да. Выдуманные персонажи имели реальную основу.
Образы собирательные, но люди подобные были. Более того, по
этому произведению можно изучать историю Одессы того времени. Допустим, историю
костюма. Или, например, игра в ушки - абсолютно чёткая примета того времени.
Даже описание пуговицы совпадает один в один.
- Ваш дедушка был знаком с Буниным?
- Литературная карьера Катаева началась с того, что в семь
лет он завёл стопку тетрадей и написал на ней «Собрание сочинений».
В шестнадцать лет - пришёл к Бунину.
Бунин был величайшим писателем того времени, признанным, но
он славился своим сложным характером и плохо принимал молодых авторов. Дедушка
принёс ему тетрадку со стихами, оставил. А когда пришёл узнать результат, Бунин
его принял. В принципе, Катаев на это не рассчитывал. Так началось их
творческое общение. Когда дедушка уже был состоявшимся писателем, Бунин
иммигрировал. Он жил в Париже, писал «Темные аллеи» и они не общались, потому
что было советское время, и это просто было опасно для судьбы дедушки. Бунин
очень за него переживал, боялся передавать письма, и когда в Париж приезжали
делегации советских писателей, говорил «Не-не-не-не-не, ничего не хочу знать».
Позже дедушка с бабушкой были во Франции, они навестили жену Бунина. Это было
через несколько лет после его смерти. Его жена встретила их с меренгами. Она
помнила, что когда в шестнадцать лет дедушка пришёл к ним в гости, он сказал,
что это самые любимые его пирожные.
Мой гроб ударится о перила лестницы
- А каковы впечатления Катаева о Булгакове?
-На протяжении жизни менялись отношения. Но Булгаков был для
него близким человеком. Дедушка в старости вспоминал, насколько Булгаков был и
чутким, гениальным художником, потому что он сказал «Когда я умру, когда меня
будут выносить из дома, мой гроб ударится там-то о перила лестницы». Помимо
каких-то человеческих вещей очень сильны были духовные связи.
70 процентов шестидесятников
Я считаю, что в наше время и в нашей литературе этого нет.
Может быть, какой-то всплеск был у шестидесятников, но в
принципе сейчас у нас наступило в этом плане безвременье. Должна как-то иначе
сформироваться наша жизнь, чтобы произошёл новый всплеск. Должна пена осесть.
- Что касается шестидесятников – Валентин Петрович ведь был
редактором журнала «Юность» и он первым начал публиковать их? Евтушенко,
Ахмадулину и всех остальных?
- Да, он шесть лет был главным редактором журнала (с 1955 до
1961) и его главной задачей было найти молодых талантливых писателей. Он
вытащил Аксёнова – Василия Аксёнова и Анатолия Гладилина, которых просто
обожал. Он нашёл Вознесенского, Евтушенко, Беллу Ахмадулину и других.
- Рождественского тоже?
- Рождественский был и сам известен, но, тем не менее, да. В
принципе процентов 70 шестидесятников – это дед вынул. И у него была совершенно
потрясающая помощница, соратница –Мария Лазаревна Озерова. Она и сейчас жива.
Они вдвоём боролись. И произошла такая ситуация - ему начали закручивать гайки.
Начали говорить «А вот этого не надо печатать», определённое давление. Он ушёл
с поста главного редактора по собственному желанию. В полной ярости был Хрущёв,
он сказал «у меня никто из главных редакторов не имеет права подать заявление
по собственному желанию». Травить его особо не могли, слишком известен, но о
его произведениях перестали упоминать в прессе. Он красиво ушёл, сказал, что
хочет заниматься только творчеством. Никого не подвёл, но тем не менее это
вызвало ярость. А ушёл на самом деле из-за того, что уже не мог делать то, что
считал нужным.
Маяковский и насморк
Очень хорошие отношения были с Есениным. Это и молодость, и
атмосфера неотделимости жизни от искусства, один круг, единый порыв.
Он был и в очень близких отношениях с Маяковским. Перед
перестройкой ходили разные версии смерти Маяковского. Кто-то говорил, что это
ЧК спровоцировало его убийство, и его возлюбленная…
- Лиля Брик?
- Нет, не Лиля Брик, а вторая. Полонская. Говорили, что она
могла его застрелить. Дедушка видел его за день до смерти, вернее вечером. Он
рассказывал, что у Маяковского был насморк и омерзительное настроение. Вот так
бывает, когда не хватает последней капли. Он говорил, что Маяковский несколько
раз пытался покончить жизнь самоубийством. Причём вставлял один патрон, и
оставлял записки.
<b> Единственный русский писатель </b>
- Валентин Петрович был членом-корреспондентом Гонкуровской
Академии, как это было возможно в те времена?
- Какие бы ни были времена, какой бы ни была закрытой
страна, всё равно существуют международные литературные академии, сообщества. И
так как всё равно произведения человека печатаются, то по определённым
произведениям его избирают почётным членов. В академии Гонкур на тот момент
Катаев был единственным русским писателем. Очень часто к нам домой приезжали
Лано, Базен и всех их принимали.
- Принимать-принимали, а Катаева выпускали за границу?
- Да, деда выпускали, потому что какая бы ни была реальная
диктатура в стране, для того чтобы существовать в международном сообществе у
неё существует несколько позиций, особенно связанных с культурой и наукой.
Вроде как мы всё-таки близки к нормальному человеческому сообществу и открыты.
Поэтому у ряда советских писателей всегда была возможность выезжать.
Для того, чтобы вывезти группу писателей, о которых никто не
знает в мире, нужна была одна фамилия, которую знали все. Брали дедушку и брали
ещё десять никому не известных писателей.
«Не обязательно быть знакомым, чтобы любить кого-то»
- К фильму «Цирк» Катаев тоже имел отношение…
- Он с братом писал сценарий фильма. Но когда вышел фильм,
туда вставили слишком много всяких просоветских вещей, и они сняли свои
фамилии. Хотя «Цирк» на мой взгляд фильм очень хороший. Я представляю, до какой
степени он мог бы быть хорош, если бы они…
- Ничего не исправляли?
- Да.
- А как Валентин Петрович относился к тому, что мадам
Стороженко сыграла Раневская?
- Раневскую он обожал.
- Они были знакомы, да?
- Необязательно быть знакомым, чтобы любить кого-то. Для
него это была актриса высочайшего уровня.
Вани Солнцева никогда не было
- А где Валентин Петрович жил в Одессе в детстве, в каком
районе?
- Куликово поле. Не там, где переулок названный в его честь.
С другой стороны. Сейчас этого дома уже нет. Поэтому можно только
ориентировочно сказать где это было. В принципе Катаевы в Одессе жили в трёх
домах и всегда на съемных квартирах.
На Куликовом поле – это была первая квартира, где он жил ещё
совсем маленьким. Что и было описано в «Белеет парус одинокий».
- Валентин Петрович работал во время Великой Отечественной
военным корреспондентом «Красной Звезды»?
- В Совинформбюро. Это было главное, а публикации могли идти
и в «Правду», и в «Красную звезду».
- «Сын полка» - это в какой-то мере результат работы на
фронте?
- Да, и «Виадук». Но с «Сыном полка» связано самое
распространенное заблуждение. Вани Солнцева никогда не было. Это собирательный образ.
Дедушка видел таких сынов полка минимум десять-двадцать человек. Он собрал Ваню
Солнцева из образа всех этих детей. И благодаря тому, что «Сын полка» стал
популярен, началось движение «сынов полка». То есть хотя Вани Солнцева не было,
каждый из этих людей думал, что речь о нем. Для Катаева это было очень важно.
То, что каждый должен быть признан, если кто-то из них ещё остался в живых - к
ним надо относиться как к героям.
Забавный случай произошёл с моей подругой. В классе в
пятом-шестом мы проходили «Сына полка» и ей дали задание – написать, о чём
думал писатель Катаев, что он хотел вложить в образ Вани. Естественно, живя
через две дачи от нас она пришла к дедушке и попросила рассказать чего же он
имел-то ввиду. Он рассказал. Ей поставили тройку с минусом за сочинение – они с
Катаевым оказались неправы. И это очень частое заблуждение, связанное с
известными литературными произведениями.
Очень часто говорят, что дедушка получал сталинские премии,
был отмечен многими госнаградами – это неправда. Не смотря на то, что его имя
использовали –для международных дел, он был отмечен только один раз, за «Сына
полка» сталинской премией, но – второй степени.
Сircle
in
the
round
- Зато «Растратчики» стали бестселлером в США.
- Где-то в двадцатых годах пьеса шла на Бродвее.
«Растратчики» и «Квадратура круга», две вещи там шли. Когда мы были в Америке,
американцы нам показали театр который называется «Circle in the round». Они сказали, что это в честь
«Квадратуры круга», которую здесь ставили. Так был назван театр, он до сих пор
существует.
Собственно с «Квадратурой круга» и «Растратчиками» связана
очень забавная вещь. Катаеву заплатили обалденный по тем временам гонорар –
двадцать долларов за право использовать произведение в течении всей остальной
жизни дедушки. У него там шли и другие спектакли, а Петров ездил в Америку ( в
результате чего появилась «Многоэтажная Америка») и каким-то образом получил
дедушкины гонорары. И к моменту рождения моей мамы из Америки доставили в
Москву форд цвета Blue
Washington.
Бабушка с моей новорожденной мамой стояла у окна, а ей подогнали эту роскошную
машину.
- В 1965 году был написан рассказ «Дорогой, милый дедушка» -
это о вас?
- Не совсем обо мне, но опять таки у него нет вещей, которые
написаны точно о ком-то или точно на основании чего-то. Но подвигла его на
самом деле я. Мы смотрели «Евгений Онегин», я терпеть не могла оперы и
периодически комментировала всё происходящее на сцене. На основе моих
комментариев у него родилось произведение.
- А Катаев не хотел вернуться жить в Одессу?
- Хотел. Но очень переживал по поводу того, что в Одессе всё
равно никогда не будет горячей воды…
Валерия
БУРЛАКОВА, Одесса
http://odesskiy.com/k/kataev-valentin-petrovich.html
</i>
   ♥ • ღ • ♥
   ♥ • ღ • ♥