23 нояб. 2020 г.

  ✔✔

Кира Муратова

╦╦╦╦╦╦╦╦╦╦╦╦╦╦╦╦╦╦╦╦╦╦

██████████████████████

██████████████████████

██████████████████████

╩╩╩╩╩╩╩╩╩╩╩╩╩╩╩╩╩╩╩╩╩╩
<i> <b>
Кира Муратова, </b>из встречи со зрителями Новосибирска

— О Высоцком… (вопрос из зала)

— О Высоцком мне нечего сказать, дорогие товарищи… Высоцкий – это личность, которая полностью выразилась в песнях, то есть настолько полностью, что не только значительные какие-то события, но даже его географические перемещения, просто ступени, черты каждодневной его биографии – поехал туда-то, заболел или там-то снимался – на все есть песня у него. В песнях он рассказал о себе, о каждой стороне своего характера, поэтому тот, кто хочет узнать Высоцкого, должен слушать его последовательно и хронологически. А всё, что вам скажут очевидцы и очевидицы, друзья-подруги – такая побочная шелуха, так мизерно по сравнению с его песнями, что и не стоит того.
О своих умерших коллегах стоит рассказывать, если они были чудаками, очень интересными в жизни и не раскрывшимися в искусстве. Про чудаков всегда легко рассказывать, вот, мол, какие они были забавные. Высоцкий не был таким ярким чудаком. Он был человеком закрытым, в том смысле, что в компании всегда скромно сидел и молча слушал. Был незаметен и вовсе никогда не стремился быть лидером, душой общества, находиться в центре внимания – до того момента, пока не брал гитару и не начинал петь. Потрясающе интересно, замечательно было видеть, как он поёт и находиться в этот момент близко от него, то есть, видеть лицо, руки, гитару. Эти надувающиеся жилы и всю, так сказать, силу и напор души, которая, казалось, вот сейчас разорвет эту материальную оболочку и улетит куда-то, как птица. Это было самое сильное впечатление.

===== 2
<i>
Вот тогда мирозданье сразу переворачивалось, происходил резкий перевод фокуса и света, и Высоцкий становился солнцем Вселенной и затмевал всё остальное. Но именно на этот момент, а потом, перестав петь, он снова уходил в тень.
— Как случилось, что он стал у вас сниматься в «Коротких встречах»? (вопрос из зала)
— Это произошло случайно. Высоцкий тогда не был знаменитым, никому не был известен, кроме маленького круга актеров, интеллектуалов. Он приехал на Одесскую студию сниматься у Говорухина в «Вертикали». Существует такой обычай: когда актер приезжает в какую-то группу, то соседние группы тоже стремятся его попробовать. На роль Максима пробовались и Высоцкий, и Любшин. Утвержден мною был Любшин, потому что он более соответствовал той сценарной схеме, которая существовала. Женщина – такая сильная, педантичная натура, которая воспитывает, начальница по своим жизненным функциям и по своему складу; и цыганского склада, мягкий, неуловимый характер вольной птицы – мужчина. Она пыталась его зафиксировать, понять и разложить по полочкам, а он не спорил, он просто ускользал. Вот этой схеме взаимоотношений двух характеров более соответствовал Любшин. Поэтому он и был утвержден. Худсовет сказал: нам нравятся оба, выбирайте сами. Выбрали Любшина.
Высоцкий очень хотел играть эту роль, но тем временем – наши съемки должны были начаться позже – уехал сниматься в горы к Говорухину. Оттуда даже прислал мне юмористическое, дружественное письмо – мол, Славик так Славик, но кто же будет играть на гитаре? И вдруг мы узнаем, что Слава Любшин пробовался в нашей картине, уже заключив контракт с фильмом «Щит и меч». Съемки все – в Германии. Как он мог одновременно сниматься и в Одессе, и в Германии я не знаю.

===== 3
<i>
Вероятно, думал, что так уж нам понравился, что мы подождем.

Может быть, мы бы и подождали, но производство есть производство, поэтому, конечно, мы отказались от Любшина, вернее – он нам отказал.
И уже после всего этого мы пошли к Высоцкому на поклон: Володя, пожалуйста, выручи нас. Володя тут же согласился сниматься, ему нравилась роль. И он ни разу не напомнил об этой неприятной истории. Любой актер на его месте нашел бы ситуацию, в которой мог бы уколоть происшедшим или хотя бы иронизировать. Высоцкий никогда к этому вопросу не возвращался, и дальше все покатилось, как по рельсам.
Он был очень целеустремленным, дисциплинированным, жестким в своем расписании человеком. Не было никаких капризов. Он ни разу не поставил группу в человечески, или производственно, сложную ситуацию, всегда старался создать атмосферу приятную, удобную и продуктивную. Самая первая репетиция, самый первый рисунок роли, который он сделал в первый же съемочный день, Высоцкий держал до конца. Это не было упрямством, просто он вначале все продумывал и потом так играл. Он очень быстро снимался, был удобным партнером во всех отношениях, хорошим товарищем для всей группы. Поэтому сложностей вообще не было, кроме тех, которые всегда существуют, когда снимаешь театрального актера – на спектакль, со спектакля. Но это от него не зависело.
Высоцкий не был открытым человеком. Он всегда соблюдал – не в работе, а в жизни – определенную дистанцию.
Он умел себя подать, как мужчина. Это был первый человек, на примере которого я наглядно поняла, как надо создавать свой имидж. Ведь он был очень хрупкий и слабенький от природы, но он создал себе маску ковбоя – жесткого, агрессивного, и этой маской держал нас гипнотически.



===== 4
<i>
Он, как бы, жил сцены из жизни Владимира Высоцкого, и когда он видел их законченными, то испытывал удовлетворение от искусства, а не от жизни. Но это не было притворство – это, скорее, необыкновенный артистизм.

Он всегда хотел объять необъятное – быть и режиссером, и сценаристом, и актером, и поэтом. Он любил накрутить жизнь, как патефон, сделать ее интереснее.
У каждого человека есть какие-то главные краски и красочки попутные. Не будучи ребячливым в жизни, в кино у Высоцкого поначалу была ребячливость – он, скажем, хотел выглядеть красивым на экране и искал внешние формы для этого. Знал, как надо его снимать и иногда мог сказать оператору: это не мой свет. Это свойственно многим актерам, но у Высоцкого это выглядело забавным. Потому что он был умным человеком. Впрочем, он и здесь оставался благородным и великодушным. Например, снимается наша сцена, ставят свет на обоих, он мне говорит: «Оператор ставит твой свет – ну, ладно, ты женщина, пусть…». Ему нравилось в этот период играть героя-любовника. Он очень хотел сниматься в «Коротких встречах» еще и потому, что роль была такая мужская, победительная. Но всё это такие инфантильные мелочи, которые в каждом человеке присутствуют. Это отнюдь не то, что интересно нам в таком человеке, как Высоцкий, с его такими интересными глубинами. Хотя он рано умер, но успел очень сильно реализоваться, раскрыть свою личность, он осуществился всевозможно.
… Вы знаете, мне очень жаль, что я его снимала. Мне хотелось бы, чтобы этот фильм занимал своё, отведенное ему место в природе, более скромное. Наверное, было бы лучше, если бы мне удалось тогда снять Любшина, а не Высоцкого. Потому что, вероятно, фильму выпала некая не полагающаяся ему слава, связанная с именем Высоцкого. Думаю, что это неправильно. Этот вопрос может вызвать во мне только повторные сожаления по поводу того, что я его снимала.

 ✔✔

⌭⌭⌭⌭⌭

<b

Дейл Карнеги

</b

американский педагог, психолог, писатель

 

Родился 24 ноября 1888 132 года назад

 

Книги Карнеги были изданы миллионными тиражами во многих странах мира, а его взгляды на организацию эффективного взаимодействия между людьми до сих пор не потеряли актуальность.

 ⛆  

<i

Каждый человек хотя бы пять минут в день бывает дураком. Настоящая мудрость состоит в том, чтобы не превышать этот временной лимит.

 

Хочешь собирать мед - не разоряй улья.

 

Улыбка ничего не стоит, но дорого ценится…

 

Если захочется переделывать людей - начни с себя. Это и полезнее, и безопаснее.

 

Выражение, которое вы носите на лице, куда важнее одежд, которые вы надеваете на себя.

 ⛆

Помните, что имя человека - самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.

Если судьба преподносит тебе лимоны — сделай из них лимонад.

 

Не бойтесь врагов, которые нападают на вас, бойтесь друзей, которые вам льстят.

 

Перед вами человеческая натура в действии: виновный обвинит кого угодно, но только не себя.

 

Умейте встать на позицию другого человека и понять, что нужно ему, а не вам. С тем, кто сумеет это сделать, будет весь мир.

Помните, что ваш собеседник может быть полностью не прав. Но он так не думает. Не осуждайте его. По-иному может поступить каждый глупец. Постарайтесь понять его. Только мудрые, терпимые, незаурядные люди пытаются это сделать.

Скажите о себе все то, что собирается сделать ваш обвинитель, и вы лишите ветра его паруса.

Если человек пытается использовать тебя в своих целях, вычеркни его из числа своих знакомых.

 ✔✔

┏◢◣┓

◢┛┗◣

◥┓┏◤

◥◤┛ &emsp;  <b> <u> 24 ноября - ЭТОТ ДЕНЬ В ИСТОРИИ</u></b>

────┌┴┴┐────
▀▀█═╡▀▀╞═█▀▀
────└╥╥┘────

─────╝╚─────&emsp;  24 ноября 1817 г. 203 года назад

<b>

В Санкт-Петербурге состоялась дуэль между графом А.Завадовским и офицером В.Шереметевым

</b>

На Волковом поле в Санкт-Петербурге (12) 24 ноября 1817 года состоялась дуэль из-за 18-летней известной балерины Авдотьи Истоминой (по Пушкину, «блистательной» и «полувоздушной»), подруги офицера Кавалергардского полка Василия Шереметева. Стрелялись граф Александр Завадовский и офицер Кавалергардского полка Василий Шереметев.

 

Поссорившись со своим возлюбленным, Истомина приняла приглашение Александра Грибоедова поехать с ним «на чай» к камер-юнкеру Александру Завадовскому. Через несколько дней возлюбленные помирились, и Шереметьев узнал, что Истомина провела два дня в доме Завадовского. Шереметьев немедленно вызвал последнего на дуэль.

 

Секундантом Шереметева был подстрекавший его корнет Александр Якубович (будущий декабрист), секундантом Завадовского — чиновник Коллегии иностранных дел Александр Грибоедов.

 

В результате дуэли Шереметев был смертельно ранен и на следующий день умер (был погребен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры). В ходе объяснений между секундантами произошла ссора, закончившаяся тоже вызовом на дуэль. Однако началось следствие по делу о гибели Шереметева, и поединок пришлось отложить.

 

Но дуэль между секундантами все же состоялась, это произошло годом позже в Грузии. Место было выбрано в окрестностях Тифлиса, у Татарской могилы в овраге. Якубович прострелил Грибоедову мизинец левой руки, на чем и разошлись.

 

...Когда с российским послом в Тегеране жестоко расправилась толпа фанатиков, изуродованное тело автора «Горя от ума» опознали лишь по мизинцу.

***

."^";.

’ / _=_ \ .~
(,(ovo),)## }
. \(-"-)/ {
  ) _
{
 '' ' }}  ##
{{ ).
_:_.( ’}}/ ,# 丿
{{
) ( }}(( て
{{
) (,}} \

(((_  _))) ‘‘&emsp;  24 ноября 1859 г. 161 год назад

<b>

В продаже появился труд Чарльза Дарвина «Происхождение видов»

</b>

В книжных лавках Лондона 24 ноября 1859 года в продаже появился зеленый томик книги Чарльза Дарвина под названием «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь» (англ. On the Origin of Species by Means of Natural Selection, or the Preservation of Favoured Races in the Struggle for Life), в которой основной движущей силой эволюции Дарвин назвал естественный отбор и неопределённую изменчивость.

 

Огромный по тем временам тираж книги в 1250 экземпляров был раскуплен за день, который ознаменовал собой появление в мировой науке теории эволюции живой природы, ставшей краеугольным камнем современной биологии, или дарвинизма.

 

После выхода книги в свет во всем мире бушевали страсти и шла борьба мнений — за дарвинизм с одной стороны, против дарвинизма — с другой. Гудели аудитории, волновались ученые и публицисты, одни клеймили Дарвина, другие им восхищались, а Чарльз Дарвин продолжал работать.

Он написал еще три книги по вопросам эволюции.

***

┈┈╱◥███◣.*¨*♪♫♩♪☆♫o☊♬♭♮❢♯☆

┈┈∩│&emsp24 ноября 1927 г. 93 года назад 

<b>

Состоялось открытие Московского государственного театра оперетты

</b>

24 ноября 1927 года в Москве был основан Театр оперетты (сегодня - Московский государственный академический театр оперетты). Его отцом-основателем считается всемирно известный актер и режиссер Григорий Ярон. А открылся театр опереттой М.Багриновского «Игра с джокером».

 

Практически сразу к молодому коллективу, возглавляемому Григорием Яроном, пришел успех. В афише театра рядом с признанными классиками Оффенбахом, Штраусом, Легаром, Абрахамом заняли достойное место советские композиторы Исаак Дунаевский, Юрий Милютин, Дмитрий Шостакович. Они создавали свои произведения специально для сцены театра оперетты.

 

В 1961 году театр переехал в здание на Большой Дмитровке, где находится и сегодня - в центре Москвы рядом с Театральной площадью, по соседству с Большим и Малым театрами. Его здание является памятником архитектуры 19 века, а зрительный зал на 1600 мест уникален своим внешним видом и расписным плафоном кисти Константина Коровина.

 ✔✔

| |

 |

| |




<b>Анри Волохонский

Над небом голубым 
Есть город золотой 
С прозрачными воротами 
И с яркою стеной 
  
А в городе том сад 
Всё травы да цветы 
Гуляют там животные 
Невиданной красы 
  
Одно как рыжий огнегривый лев 
Другое вол преисполненный очей 
Третье золотой орёл небесный 
Чей так светел взор незабываемый 
  
А в небе голубом 
Горит одна звезда 
  
Она твоя о Ангел мой 
Она всегда твоя 
  
Кто любит тот любим 
Кто светел тот и свят 
Пускай ведет звезда тебя 
Дорогой в дивный сад 
  
Тебя там встретит огнегривый лев 
И синий вол преисполненный очей 
С ними золотой орёл небесный 
Чей так светел взор незабываемый

  ✔✔

Антуан де Сент-Экзюпери

((((((((<b>Интересно о гениях и известных личностях</b>

 (( <i«...Я принимаю тебя таким, каков ты есть. Ты просто мой друг. Я приму тебя просто из любви к тебе. Если ты хром, не попрошу станцевать. Если не любишь того или другого, не позову их вместе с тобой в гости. Если голоден, накормлю. Я не стану делить тебя на части, чтобы получше узнать. Ты не этот поступок, и не другой, и не сумма этих поступков. Я не стану судить о тебе ни по этим словам, ни по этим поступкам. О словах и поступках я буду судить по тебе.

Но и ты должен так же принять меня. Мне нечего делать с другом, который не знает меня и требует объяснений. Не в моей власти передать тебе себя с помощью хилого ветра слов. Я - гора. Гору можно созерцать, всматриваясь... Как же я объясню тебе то, что не было услышано твоей любовью?»
<b>
Антуан де Сент-Экзюпери </b>- «Цитадель»

   ✔✔Сент-Экзюпери

╭╭◠◠◠◠╮╱▔▔▔▏◠╮╭◠◠╱▔▏


◠◠╮╭◠◠╱┈┈┈┈▏◠◠◠◠╱┈┈▏
◠◠╭━━━━━━━━━━━━━╯┈╱
╭╯◠◠┈┈◠◠◠◠◠◠◠◠┈┈▔▔╲
╰━━━━╲▔▔▔▔▔▏━━━━╰━━┛
╭◠◠◠◠╮╲┈┈┈┈▏╭◠◠◠◠◠╮
╰╭◠╮◠◠╮╲▂▂▂▏╭◠╮╭◠◠╮

<b> 

Последняя тайна Сент-Экзюпери: как разгадали загадку гибели писателя

</b> <i>

31 июля 1944 г. погиб известный французский писатель, автор «Маленького принца», профессиональный летчик Антуан де Сент-Экзюпери. Обстоятельства его гибели долгое время оставались загадкой для биографов. Тайна была раскрыта только в ХХI веке, когда один из участников трагедии сделал сенсационное признание.

Последние два года своей жизни Сент-Экзюпери состоял в эскадрилье разведчиков, и в 1942-1944 гг. не раз совершал опасные полеты над немецкими позициями, совершая аэрофотосъемку. 31 июля 1944 г. он не вернулся с очередного задания. Его самолет неожиданно исчез с радаров в районе Сен-Рафаэля – небольшого городка на Лазурном берегу Франции. Останки самолета и летчика не были обнаружены, и долгое время он считался без вести пропавшим.

Было несколько версий относительно причин катастрофы: механическая неисправность, воздушный бой и даже самоубийство пилота. Самой распространенной была версия о том, что самолет Экзюпери сбил немецкий истребитель и он разбился в Альпах. Но в 1998 г. французский рыбак Жан-Клод Бьянко в Средиземном море недалеко от Марселя, в сети с рыбой нашел браслет, на котором было выгравировано имя писателя, его жены и адрес издателя, выпустившего «Маленького принца». Как оказалось, этот браслет действительно принадлежал Антуану де Сент-Экзюпери, что дало повод к проведению поисков в Средиземном море.


===== 2

<i>

Ныряльщик и водолаз Люк Ванрель подтвердил эту версию, обнаружив в 2000 г. на 70-метровой глубине обломки самолета. После этого французское правительство запретило любые поиски в этом районе. Разрешение было получено лишь осенью 2003 г. Тогда со дна подняли фрагменты самолета, среди них был обломок кабины летчика с сохранившимся серийным номером: 2734-L. Информацию проверили в военных архивах и установили, что это был бортовой номер Lockheed Lightning P-38 – того самого самолета, которым управлял Экзюпери.

Останки самолета были рассеяны на достаточно большом пространстве – 1 км в длину и 400 м в ширину. На фрагментах не обнаружили следов от пуль и других признаков нападения, в военных архивах не было свидетельств о том, что в этот день велись обстрелы и воздушные бои. Поэтому решили, что самолет разбился в результате поломки. Также было установлено, что он вошел в воду вертикально на большой скорости, в момент столкновения с водой произошел взрыв. У пилота не было шансов выжить. Единственная вещь пилота, уцелевшая в этой катастрофе, – тот самый серебряный браслет, найденный рыбаком.

Тайна гибели Экзюпери неожиданно раскрылась в 2008 г., когда бывший пилот Люфтваффе Хорст Рипперт признался в том, что именно он 31 июля 1944 г. сбил самолет Экзюпери. На тот момент он не знал, кто находится в кабине пилота, а после очень сожалел о том, что стал причиной смерти писателя. По словам Рипперта, он решил признаться, чтобы в 88 лет облегчить душу, и чтобы Экзюпери не считали дезертиром или самоубийцей: «Это произошло недалеко от Тулона. 

===== 3

<i>

Я совершал разведывательный полет, когда увидел истребитель с французскими опознавательными знаками. Решил вступить в бой. Совершил маневр и оказался в хвосте у неприятеля. Атака была успешной, и я сбил самолет, который упал в воды Средиземного моря. Я надеялся и все еще надеюсь, что это был не он. В молодости мы все читали его книжки и обожали их». Записи в журналах отсутствовали, так как свидетелей воздушного боя, кроме самого Рипперта, не было, и этот самолет не был официально засчитан ему как сбитый. Обломков со следами пуль могли не найти, хотя попадания в кабину пилота было бы достаточно, чтобы загнать в пике практически неповрежденный самолет.

Долгое время родственники писателя и поклонники его творчества не хотели верить в его смерть. Они говорили, что Сент-Экзюпери просто исчез, как Маленький принц, и повторяли его слова: «Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь, – и ты услышишь, что все звезды смеются».

Совсем с другой стороны позволяют увидеть известного писателя письма Сент-Экзюпери к внучке русского императора Натали Палей



Источник: https://kulturologia.ru/blogs/310716/30688/?fbclid=IwAR223hfUaCxtuSiM6oofQLqTFh8PTVNDczoJ79eT_xDQqKQRsSP4uvOjUyo

 ✔✔

Бернар Вербер.

.

▕╲╱╲╱▏┈▕╲╱╲╱▏
╱▔▔▔╲┈┈╭╰╮╮╮╮
▏╭┛╭▍╲╭╯▍╰╮╮╮╮
▏╰╮╱▕▔╰┳╲╲╰╮╮╮
╲┊╱╱╰▏┈┣╯╲╰╰╮╰
╱▔╲▂▂▏┈╰┳━╯╰╮╰


<i>

"Задача совершенной женщины — быть матерью, и любовницей, и воительницей, и инициаторшей. Тогда можно сказать, что принцесса стала королевой.

Задача совершенного мужчины — быть земледельцем, и кочевником, и строителем, и воином. Тогда можно сказать, что принц стал королем.
И если совершенный король встречает совершенную королеву, происходит что-то волшебное. Есть и страсть, и длительные отношения. Только это бывает редко".
<b>
Бернар Вербер. </b> Империя ангелов

И. Ильф, Е. Петров,


_______________¶¶
_________¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶¶
_______¶¶______________¶¶
________¶¶____________¶¶
_________¶¶__________¶¶
___________¶¶______¶¶

 <i>

«Счастье, — рассуждал Остап, — всегда приходит в последнюю минуту. Если вам у Смоленского рынка нужно сесть в трамвай номер 4, а там, кроме четвертого, проходят еще пятый, семнадцатый, пятнадцатый, тридцатый, тридцать первый, Б, Г и две автобусных линии, то уж будьте уверены, что сначала пройдет Г, потом два пятнадцатых подряд, что вообще противоестественно, затем семнадцатый, тридцатый, много Б, снова Г, тридцать первый, пятый, снова семнадцатый и снова Б. И вот, когда вам начнет казаться, что четвертого номера уже не существует в природе, он медленно придет со стороны Брянского вокзала, увешанный людьми. Но пробраться в вагон для умелого трамвайного пассажира совсем не трудно. Нужно только, чтоб трамвай пришел. Если же вам нужно сесть в пятнадцатый номер, то не сомневайтесь: сначала пройдет множество вагонов всех прочих номеров, проклятый четвертый пройдет восемь раз подряд, а пятнадцатый, который еще так недавно ходил через каждые пять минут, станет появляться не чаще одного раза в сутки. Нужно лишь терпение, и вы дождетесь.»

<b>

И. Ильф, Е. Петров, </b> «Двенадцать стульев»

 ✔✔

Елена Касьян

☁ ▅▒░☼‿☼░▒▅ ☁ &emsp; <b>Дмитрий Крылов</b> - 

тележурналист, автор и ведущий телепередач «Непутёвые заметки»

Обещал, что продолжу писать о Лене Касьян.

Сегодня, 21 ноября ей исполнилось бы 50 лет...

Человек высочайшего мужества, силы воли, прекрасный бард и поэт
10 июня 2019 года я получил от нее последнее письмо, она сообщала, что издательство решило выпустить четвертую книгу ее стихов и попросила меня написать несколько слов на обложку.

В тот же день отправил ответ:
<i>
«Леночка, с удовольствием пишется, когда любишь того, о ком пишешь».
</i>
А вот текст:
<i>
«Впервые услышал Елену Касьян в 2011 году на литературном фестивале в Одессе и понял, что испытывал Одиссей, когда пели Сирены. Одиссей привязал себя к мачте, я привязал себя к Одессе – это и спасло.
В море современной поэзии у нее собственный голос. Ее не загипнотизировал РЭП, ее не соблазнил постмодернизм, она осталась верна поэзии Серебряного века, где тонкость чувств, богатейшая аллитерация, образность работают на смысл, на точность высказывания. И главное: стихам Елены Касьян совершенно точно соответствует само понятие – лирика. Это личностная исповедь, глубокое чувство, поэтическая взволнованность не по возрасту мудрого и сильного человека»
</i>
Она шесть лет боролась со смертью. В эти годы часто приезжала в Одессу, здесь делали анализы. И когда могла, когда позволяли силы, приходила на студию «Зеленая лампа», читала стихи…

Вот одно из тех многих, что я люблю.

===== 2
<b>
Елена Касьян
</b> <i>
* * *
Юзек просыпается среди ночи, хватает её за руку, тяжело дышит:
«Мне привиделось страшное, я так за тебя испугался…»
Магда спит, как младенец, улыбается во сне, не слышит.
Он целует её в плечо, идёт на кухню, щёлкает зажигалкой.
Потом возвращается, смотрит, а постель совершенно пустая,
— Что за чёрт? — думает Юзек. — Куда она могла деться?..
«Магда умерла, Магды давно уже нет», — вдруг вспоминает,
И так и стоит в дверях, поражённый, с бьющимся сердцем…
Магде жарко, и что-то давит на грудь, она садится в постели.
— Юзек, я открою окно, ладно? — шепчет ему на ушко,
Гладит по голове, касается пальцами нежно, еле-еле,
Идёт на кухню, пьёт воду, возвращается с кружкой.
— Хочешь пить? — а никого уже нет, никто уже не отвечает.
«Он же умер давно!» — Магда на пол садится и воет белугой.
Пятый год их оградки шиповник и плющ увивает.
А они до сих пор всё снятся и снятся друг другу

===== 3

А вот стихи Елены Касьян, что для журнала «Гостиная» подобрала поэт Люда Шарга
<i>
ЕЛЕНА КАСЬЯН

Когда-нибудь, когда меня не станет,
Когда качаться маятник устанет,
Когда любовь моя пройдёт по краю,
Мои черты уже не повторяя,
Мои черты уже не узнавая,
О, как, наверно, буду не права я,
Пытаясь всё запомнить и отметить,
Чтобы потом найти на этом свете
И обернуть в привычную оправу.
О, как мы все на этот счёт не правы…
А до тех пор стоять на этом месте,
Пока собор макает в небо крестик
И облака случайные цепляет.
И облака плывут и исчезают…
Где вышел срок унынию и муке,
Стоят деревья вширь раскинув руки,
Готовы каждый миг сомкнуть объятья.
О, что смогу прощанием назвать я?
Вот этот мостик между сном и явью?
Вот этот взгляд, наполненный печалью?
Вот этот выдох между “был” и “не был”?
Вот эту нежность, тонущую в небе?
Душа моя, покуда горний ветер
Ещё ласкает крыши на рассвете,
Покуда воздух полон ожиданья,
Любовь не знает страха расставанья,
Любовь не знает холода забвенья,
Любовь не знает муки сожаленья –
Она слепа, а значит, беспристрастна.
И потому мы верим не напрасно,
Пока она ещё парит над нами,
И мы глядим на мир её глазами.
* * *
Календарь облетает страницами.
Скоро снег, говорят, скоро снег.
Что тебе написать из провинции,
Что тебе рассказать обо всех?
Как мы множим свои обещания,
Как мы делим свои холода…
Что тебе написать на прощание,
Кроме “помню”, “прости”, “никогда”?
Как беспечно взлетали и падали,
Как устали, кого ни возьми…
Посмотри, как мы выросли. Надо ли
Говорить, что остались детьми?
Здесь такие же сумерки ранние,
Здесь почти уже всё замело,
И легко себя чувствовать маленьким,
Если лбом упереться в стекло.
Здесь деревья немые и голые
Населяют, как призраки, сад,
И взлетают почтовые голуби,
Чтоб уже не вернутся назад.
Но пока наше время не выжжено
И упрямая птица кружит,
Напишу, что мы всё-таки выжили
И, бесспорно, намерены жить.


====================================================
* * *
Оттого, что зима, оттого, что глядит из ночи
подворотнями глаз белый город в белёсое небо,
оттого, что у памяти не было веских причин
нас кормить от души воробьиным усушенным хлебом,
мы стоим посреди этой жизни одни, посреди
этих смертных людей, что покуда отчаянно живы,
и, мне кажется, чаще теперь холодеет в груди
оттого, что пейзаж истончается вглубь перспективы,
означая её завершение. Можно и впредь
раздвигать пустоту в бесполезной попытке ответа,
но, похоже, никто дальше смерти не хочет смотреть,
дальше снега её, дальше этого белого света.
Мы войдём в этот свет, в этот год, в этот белый предел,
как входили до нас в ту же реку, в бессменную данность.
Оттого ли, что строй воробьиный наш так поредел,
Рождество долгожданно, воистину, долгожданно…
* * *
Этот город похож на большой вокзал,
Поезда, как птицы, кричат в ночи.
Но когда я вижу твои глаза,
Всё молчит.
И уже многоточья легли в пробел,
Неизвестно, откуда взойдут слова.
Но когда я думаю о тебе,
Я жива.
А составы заходят на новый круг
И стучат на стыках: ничья, ничья…
Но когда меня окликаешь вслух,
Я твоя.
Ничего не останется навсегда,
Никому не достанется этот рай.
Но когда сорвётся моя звезда,
Загадай…
Когда в этом городе,
наконец-то, закончатся сумерки,
и длинный колыбельный поезд
вынырнет из пустоты,
как лунное отражение из глубины колодца,
я хочу быть
в ситцевом белом платье,
в лёгких открытых сандалиях,
и чтобы новый ветер развевал мои волосы.
Пусть это будет ранняя осень или поздняя весна,
чтобы невыносимо
пахли ландыши,
или черёмуха,
или вереск, на худой конец.
Будет пронзительный утренний свет,
и глупый голубь, влетев под округлый купол вокзала,
станет биться и биться о толстые стёкла свода.
А мы будем стоять, держась за руки,
запрокинув головы,
затаив дыхание, и думать:
“Глупая, глупая птица… ну что же ты! ну давай же!”
И голубь вдруг
поменяет траекторию полёта,
и найдёт брешь в этом стеклянном небе,
и выскользнет в синь,
как глубокий выдох из лёгких, как скорый поезд
из бесконечной темноты тоннеля.
И не будет знать, глупый и тёплый,
как мы спасли ему жизнь
просто потому,
что избыток любви всегда находит возможность
вытолкнуть к свету кого-то ещё –
кого-то упрямого и живого,
у которого (как знать),
возможно, и не было ни единого шанса.